Главная / История / Конспект урока по истории России на тему "Причины, цена и значение Великой Победы" (11 класс)

Конспект урока по истории России на тему "Причины, цена и значение Великой Победы" (11 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка













Конспект урока по истории

в 11 классе:

«Причины, цена и значение

великой Победы»





Учитель истории:

Родионова Ирина Васильевна











Тема урока: Причины , цена и значение великой Победы

Цели и задачи урока:

Образовательные:

-На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне — создать условия для:

Развивающие:

-развития способностей учащихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

-определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войне;

Воспитательные:

воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений учащихся, расширения их социального опыта;

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом, дифференцированная, работа в группах.

Учебно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, классная доска, учебное пособие, карта, рабочие листы.



Звучит песня «Одна на всех, мы за ценой не постоим»



С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий Великой Отечественной войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не забыли тяжкие военные испытания, безмерную цену, заплаченную за Победу, величие подвига нашего народа, разгромившего германскую военную машину, поработившую всю континентальную Европу. И наш урок мы посвящаем Великой победе –ее цене, урокам и значению (Слайд 1)



«Год 41 …Начало июня»



Все еще живы, впереди планы . мечты. Надежды…Но им не суждено было сбыться Слайд 2)



Песня «Священная война» (Слайд 3)

  • Работа в группах - Используя выдержки из источников , определите цели гитлеровский Германии и цели СССР в Великой Отечественной войне.



Рабочий лист 1

Задание.

Из дневника Ф. Гальдера (до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии). 30.03.1941 г.

Наши задачи в отношении России – разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство…

Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС Г.Гиммлера, начало 1941 г.

Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их...

Из выступления по радио И.В. Сталина. 03.07.1941 г.

Враг жесток и неутомим. Дело идет… о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу…

Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма …Все силы народа – на разгром врага! Вперед за нашу победу!



22 июня…этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году, а значит и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Без одной не было бы и другой. Точнее сказать – другой просто не могло не быть! Потому что наш народ сделал казалось все невозможное, чтобы выстоять и победить. 1418 дней и ночей наш народ шел к Победе…Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие 4 года наша многострадальная земля

Но наш народ выстоял и победил!!!

Эта победа была закономерна!!!

В чем же были причины Победы?

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2

ЗАДАНИЕ 1

  1. На основании источника выделите упомянутые автором факторы победы СССР в войне.

  2. Какой фактор автор считает главным?

Из рецензии майора Л. Хатингса на книгу У. Аллена и П. Муратова «Русские кампании 1941 – 1943 годов». 1945 г.

Всем известно, что огромные просторы России, русская весенняя и осенняя распутица, жестокие морозы зимой всегда являлись препятствиями на пути иноземных захватчиков. Однако ни в коем случае не следует преувеличивать, когда говоришь о значении этих факторов, и. в результате, недооценивать колоссальные успехи, … выдающиеся достоинства Красной армии и е молодых военачальников…

Одна из главных ошибок немцев заключается тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства, и недооценили патриотической готовности русских драться за свою родину. Крупнейшие просчеты были допущены немцами также в оценке профессиональных военных качеств советского военного командования и технических успехов, достигнутых всеми родами советского оружия, а в особенности мощной артиллерией. Очевидно также, что, подобно большинству наблюдателей, германский генеральный штаб не имел представления о масштабах, а в отдельных случаях – о расположении огромных промышленных ресурсов России, появившихся в последнее время…

Но причины поражения определяются не одними материальными факторами…. Главный урок русских кампаний состоит в том, что все военное искусство и блестящие технические качества германской армии сошли на нет именно потому, что стратегическое предвидение русских, их стратегическая мысль оказались гораздо более глубокими и дальновидными, чем стратегия, которой руководствовалась германская армия. Превосходство русского командования является несомненным фактом.

Задание 2

  1. Сравнить соотношение сил СССР и Германии в разные периоды войны.

  2. Объясните причины изменений

Соотношение военно-экономических потенциалов СССР и Германии, включая союзников в Европе и ресурсы оккупированных Германией территорий



Наименование продукции

СССР

Германия

Июль 1941 — июль 1945

В среднем за год

1941 — 1945

В среднем за год

Чугун ( млн.т)

31,5

7,9

98,1

24,5

Сталь( млн. т)

45,4

11,3

133,7

33,4

Электроэнергия (млрд. кВт -ч)

147,3

36,8

334,0

83,5

Количество танков и САУ

95,1

23,8

53,8

13,5

Количество боевых самолетов

108,0

27,0

78,9

19,7

Количество орудий (без минометов)

188,1

47,9

102,1

25,5

Ответ

Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень милитари­зации экономики в СССР был выше, чем в Германии. Кроме того, ска­зался грубейший просчет А. Гитлера. В 1941 г. он счел, что победа над СССР на сухопутном театре в основном одержана, и приказал переключить ресурсы на строительство подводного флота — для борьбы с Англией и США. Лишь после Сталинградской битвы индустриальный потенциал Германии был вновь обращен на осна­щение сухопутных сил. Однако тотальная мобилизация дала резуль­таты лишь к 1944 г., когда поражение Германии стало очевидным, а значительная часть ее промышленных объектов оказалась раз­рушена англо-американскими бомбардировками.

(Слайд 4-5)

К причинам победы СССР над фашистской Германией можно отнести:


Причины победы.


Героизм и сплоченность народа.


Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.


Единство фронта и тыла


- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.


Героическая борьба партизанских соединений и подполья..


Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.

Давайте вспомним примеры героизма нашего народа:

- Александр МАТРОСОВ

-КАРБЫШЕВ Дмитрий Михайлович

- Алексей МАРЕСЬЕВ

- Николай ГАСТЕЛЛО

- Зоя КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ

И другие герои……

Все эти факторы неминуемо привели к Подписанию АКТА о безаговорочной капитуляции германии (Слайд 6)

В ночь с 8 на 9 мая в предместье Берлина был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР он был подписан маршалом Г.ЖУКОВЫМ , ОТ Германии фельдмаршалом Кейтелем. Вов окончилась. Но Вторая мировая война все еще продолжалась. С 17 июля-по 2 августа проходила Потсдамская конференция с участием глав государств антигитлеровской коалиции-Сталина, Трумена и

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 3

1. Укажите 4 –де в отношении Германии

2. Какие решения Потсдамской конференции были главными и почему? (Слайд 8-12)

Из протокола Потсдамской конференции трех великих держав 1 августа 1945 года

  1. Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль за ней

  2. Убедить немецкий народ. Что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, ввергли мир в хаос и страдания .

  3. Уничтожить национал-социалистическую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность и пропаганду…



4.Придать политической жизни Германии демократические особенности....



Не долго оставалось и до окончания II Мировой войны. СССР верный своим союзническим обязательствам 9 августа выступил против Японии, разгромив Квантунскую армию в Манжурии. 2 сентября Япония подписала акт о капитуляции. Вторая мировая война закончилась.

Какой ценой досталась нам победа

цена победы (Слайд 13)

- Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей.

Стояли в руинах и развалинах:

- 1700 городов

- 70 000 сел и деревень

-31 135 фабрик и заводов

- 48 тыс. км железных дорог

- 99 876 совхозов и колхозов

- 44 000 библиотек и театров

- 84 000 школ и лечебниц

-25 000 000 людей осталось без крова

-Огромный экологический ущерб

- В последнее время историки говорят, что победа советского народа в Великой Отечественной войны была одержана главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену. Иными словами, побеждать не умением, а единственно- “большой кровью”.

Согласны ли вы, с этим утверждением? (Выслушиваю мнения)– Согласны ли вы, с этим утверждением? (Выслушиваю мнения)





Значение и итоги Войны: (Слайд 14-17)

- Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73 % своего личного состава, около 75 % танков и артиллерии и минометов, свыше 75 % своей авиации. Советский Союз, безусловно, внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне.

- Разгром держав-агрессоров, которые встали на путь откровенной агрессии, пренебрегли нормами международного права, попытались вернуть человечество к временам варварства и диктата грубой силы.

- Победа во Второй мировой войне способствовала признанию значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода и равноправие народов, универсальности единых для всех правовых норм.

- 16 октября 1946 г. Международный трибунал, собравшийся в Нюрнберге, вынес смертный приговор высшим руководителям фашистской империи

- Вторая мировая война подорвала основы существования колониальных империй

- Война доказала, что при возникновении общей для всех угрозы народы способны к сотрудничеству

- Была создана Организация Объединенных Наций, которая являлась гарантом стабильного мира и международной безопасности


24 июня 1945 года состоялся Парад победы. (просмотр видеофильма)



Учитель: В конце нашего урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева: “Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле– почаще вспоминайте нас: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, подарили миру продолжительную безвоенную паузу. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили»

Уходят из жизни участники военных событий, трудового фронта. Но память об их подвиге, о Великой Победе, остается в сердцах россиян.



Конспект урока по истории России на тему "Причины, цена и значение Великой Победы" (11 класс)
  • История
Описание:

Урок изучения нового материала ставит цель осмысления старшеклассниками исторического значения победы советского народа в Великой Отечественной войне, вклада нашей страны в разгром фашизма.

Урок имеет цель воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений учащихся, расширения их социального опыта.

Во время урока применяются следущие формы: фронтальная работа с классом, дифференцированная, работа в группах.

Во время урока происходит развитие способностей учащихся сопоставлять различные версии  и оценки исторических событий и личностей; определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войне. 

Автор Родионова Ирина Васильевна
Дата добавления 04.04.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1323
Номер материала 59192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓