Главная / История / Конспект урока по Истории России для 7 класса

Конспект урока по Истории России для 7 класса

тема: «Русская Православная Церковь в 1650-60-е годы».


Цель: Рассмотреть положение Русской Православной Церкви в середине XVII века.

Задачи:

  1. Образовательная. Изучить положение Русской Православной Церкви в 1650-60-е годы, основные положения церковной реформы Никона; рассмотреть проблему усиления разногласий между церковной и светской властью, вопрос последующего раскола в РПЦ.

  2. Развивающая. Развивать умения воспроизведения текста, выполнения действий по образцу, умения формулировать проблему и делать выводы на ее основе; формирование коммуникативной компетентности в общении.

  3. Воспитательная. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к истории и культуре, формирование целостного мировоззрения.

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение текста, выполнение действий по образцу, умение формулировать проблему и выводы на ее основе


Формы и методы: индивидуальная, коллективная; проблемный, частично-поисковый, использование наглядных пособий, фронтальный опрос.

Используемая аппаратура:

  1. Данилов А. А. История России: XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.

  2. Презентация учителя «Русская Православная Церковь в 1650-60-е годы».

  3. Рабочая карта урока.

Комп. технологии: Мультимедиапроектор, презентация учителя.


План урока:

  1. Положение Церкви после Смуты.

  2. Церковная реформа Никона.

  3. Раскол в Русской Православной Церкви (РПЦ).

  4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Структура урока:

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный этап. 1 мин

Приветствие учащихся, запись отсутствующих, раздача рабочих карт на парты присутствующих

Приветствие учителя, сообщение отсутствующих

II. Актуализация знаний. 2 мин

Ребята, сегодня мы продолжим изучать историю России в XVII веке, а именно вопрос положения Русской Православной Церкви в середине XVII века – это и будет темой нашего урока.

Церковь со времен принятия христианства всегда играла важную роль в жизни российского общества. В годы Смуты духовенство показало образец высокого служения Отечеству.









Запись темы урока.

III. Постановка проблемы и планирование.

4 мин

В 1613 году митрополит Филарет, возвратившись в Москву, был избран новым патриархом Московским и Всея Руси, и, таким образом был представителем церковной власти. В эти годы новоизбранный царь Михаил Федорович, являясь представителем светской власти, не принимал решения без согласия своего отца – Филарета. Таким образом, Церковь в этот период была независимой от светской власти и играла значительную роль в управлении государством.

Следовательно, применительно к теме урока, какой вопрос мы можем задать?













Попытаемся дать ответ на поставленный вопрос на основе следующего плана:

  1. Положение Церкви после Смуты.

  2. Церковная реформа Никона.

  3. Раскол в Русской Православной Церкви.

  4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.





























Учащиеся формулируют и записывают проблему урока: «Смогла ли Русская Православная Церковь сохранить свою значимость и независимость от светской власти в 1650-60-е годы?»

IV. Открытие нового знания.

Применение нового знания.







5 мин















7 мин











































5 мин

Изучение П.1. плана пройдет на основе работы с таблицей № 1 Рабочей карты и текста параграфа 7 стр.56, где вам необходимо будет вписать имена патриархов и указать вопросы, которыми они занимались.

Проверка правильности заполнения таблицы. Фронтальный опрос учащихся.

Таким образом, мы видим, что многие церковные вопросы к середине XVII века не были решены.



В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, главой РПЦ был избран Никон. В 1653-55 годы им была проведена церковная реформа. Понять, какие изменения произошли в ходе реформы, нам поможет таблица № 2 из Рабочей карты и текст учебника со стр.58.

Рассмотреть совместно с учащимися первую колонку.

Проверка правильности заполнения таблицы. Фронтальный опрос учащихся.



Изучение п.3 и п.4 Плана урока поможет Схема № 1 в Рабочей карте.

Объяснение учителя на основе данной схемы:

Проведенная реформа породила протест среди народных масс, таким образом, разделив все общество на сторонников реформы и ее противников. В данном случае сторонниками выступал сам патриарх при поддержке царя Алексея Михайловича, противниками оказались так называемые «старообрядцы». Их ярким представителем был протопоп Аввакум.

Также в этот период патриархом была высказана мысль о фактическом превосходстве церковной власти, то есть, власти патриарха, над светской властью, то есть, властью царя. Такое положение вещей было не приемлемо Алексею Михайловичу, на тот момент вышедшему из-под влияния патриарха Никона. Результатом такого противостояния стал Церковный Собор 1666-67 гг., на котором был низложен Никон. С другой стороны, Церковный Собор поддержал проведенную реформу, следовательно, официально закрепив раскол в РПЦ. Таким образом, Церковный Собор проклял староверов, постановив передать их в руки светской власти.

Индивидуальная работа с таблицей № 1 и текстом параграфа.







Ответы учащихся.



















Индивидуальная работа с таблицей № 2 и текстом параграфа.







Ответы учащихся.









Изучение Схемы № 1 Рабочей карты по ходу объяснения учителя.

V. Закрепление

5 мин

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Формулировка учащимися выводов на поставленный вопрос.

VI. Рефлексия

6 мин

Объяснение выполнения задания в Таблице № 3 Рабочей карты.

Фронтальный опрос учащихся.

Выполнение заданий.

Ответы учащихся.


VII. Самооценка деятельности учащихся.

1 мин

Как оцените свою работу? В Рабочей карте вам представлены смайлики, пометьте тот, который считаете нужным.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

VIII. Информация о Д/З, подведение итогов урока.

4 мин

П. 7. Сообщение о С. Разине. Выставление оценок самым активным учащимся на уроке.

Запись домашнего задания.


Конспект урока по Истории России для 7 класса
  • История
Описание:

Материал был представлен впервые на конкурс "Мой лучший урок". Ранее нигде не публиковался. Конспект урока по Истории России (автор учебника - Данилов А. А.) может быть использован как основа для урока в рамках ФГОС ООО.

Программа:Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., программа «История России. 6-11 классы» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина// Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2009.

Учебник, его раздел: Данилов А.А. История России: Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2010.// Глава II. Россия в XVII веке.

 Кол-во часов в неделю, год: 2 часа, 70 часов.

 

 

 

 

Автор Ябердина Елена Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1207
Номер материала 31263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓