Инфоурок История России Другие методич. материалыКонспект урока по Истории России для 7 класса

Конспект урока по Истории России для 7 класса

Скачать материал

тема: «Русская Православная Церковь в 1650-60-е годы».

 

Цель: Рассмотреть положение Русской Православной Церкви в середине XVII века.

Задачи:

1.      Образовательная. Изучить положение Русской Православной Церкви в 1650-60-е годы, основные положения церковной реформы Никона; рассмотреть проблему усиления разногласий между церковной и светской властью, вопрос последующего раскола в РПЦ.

2.      Развивающая.  Развивать умения воспроизведения текста, выполнения действий по образцу, умения формулировать проблему и делать выводы на ее основе; формирование коммуникативной компетентности в общении.

3.      Воспитательная. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к истории и культуре, формирование целостного мировоззрения.

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение текста, выполнение действий по образцу, умение формулировать проблему и выводы на ее основе

 

Формы и методы: индивидуальная, коллективная; проблемный, частично-поисковый, использование наглядных пособий, фронтальный опрос.

Используемая аппаратура:

1.      Данилов А. А. История России: XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.

2.      Презентация учителя «Русская Православная Церковь в 1650-60-е годы».

3.      Рабочая карта урока.

Комп. технологии: Мультимедиапроектор, презентация учителя.

 

План урока:

1.      Положение Церкви после Смуты.

2.      Церковная реформа Никона.

3.      Раскол в Русской Православной Церкви (РПЦ).

4.      Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Структура урока:

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный этап.  1 мин

Приветствие учащихся, запись отсутствующих, раздача рабочих карт на парты присутствующих

Приветствие учителя, сообщение отсутствующих

II. Актуализация знаний. 2 мин

Ребята, сегодня мы продолжим изучать историю России в XVII веке, а именно вопрос положения Русской Православной Церкви в середине XVII века – это и будет темой нашего урока.

Церковь со времен принятия христианства всегда играла важную роль в жизни российского общества. В годы Смуты духовенство показало образец высокого служения Отечеству.

 

 

 

 

Запись темы урока.

III. Постановка проблемы и планирование.

4 мин

В 1613 году митрополит Филарет, возвратившись в Москву, был избран новым патриархом Московским и Всея Руси, и, таким образом был представителем церковной власти. В эти годы новоизбранный царь Михаил Федорович, являясь представителем светской власти, не принимал решения без согласия своего отца – Филарета. Таким образом, Церковь в этот период была независимой от светской власти и играла значительную роль в управлении государством.

Следовательно, применительно к теме урока, какой вопрос мы можем задать?

 

 

 

 

 

 

Попытаемся дать ответ на поставленный вопрос на основе следующего плана:

1.      Положение Церкви после Смуты.

2.      Церковная реформа Никона.

3.      Раскол в Русской Православной Церкви.

4.      Усиление разногласий между церковной и светской властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют и записывают проблему урока: «Смогла ли Русская Православная Церковь сохранить свою значимость и независимость от светской власти в 1650-60-е годы?»

IV. Открытие нового знания.

Применение нового знания.

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Изучение П.1. плана пройдет на основе работы с таблицей № 1 Рабочей карты и текста параграфа 7 стр.56, где вам необходимо будет вписать имена патриархов и указать вопросы, которыми они занимались.

Проверка правильности заполнения таблицы. Фронтальный опрос учащихся.

Таким образом, мы видим, что многие церковные вопросы к середине XVII века не были решены.

 

В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, главой РПЦ был избран Никон. В 1653-55 годы им была проведена церковная реформа. Понять, какие изменения произошли в ходе реформы, нам поможет таблица № 2 из Рабочей карты и текст учебника со стр.58.

Рассмотреть совместно с учащимися первую колонку.

Проверка правильности заполнения таблицы. Фронтальный опрос учащихся.

 

Изучение п.3 и п.4 Плана урока поможет Схема № 1 в Рабочей карте.

Объяснение учителя на основе данной схемы:

Проведенная реформа породила протест среди народных масс, таким образом, разделив все общество на сторонников реформы и ее противников. В данном случае сторонниками выступал сам патриарх при поддержке царя Алексея Михайловича, противниками оказались так называемые «старообрядцы». Их ярким представителем был протопоп Аввакум.

Также в этот период патриархом была высказана мысль о фактическом превосходстве церковной власти, то есть, власти патриарха, над светской властью, то есть, властью царя. Такое положение вещей было не приемлемо Алексею Михайловичу, на тот момент вышедшему из-под влияния патриарха Никона. Результатом такого противостояния стал Церковный Собор 1666-67 гг., на котором был низложен Никон. С другой стороны, Церковный Собор поддержал проведенную реформу, следовательно, официально закрепив раскол в РПЦ. Таким образом, Церковный Собор проклял староверов, постановив передать их в руки светской власти.  

Индивидуальная работа с  таблицей № 1 и текстом параграфа.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа с таблицей № 2 и текстом параграфа.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Изучение Схемы № 1 Рабочей карты по ходу объяснения учителя.

V. Закрепление

5 мин

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Формулировка учащимися выводов на поставленный вопрос.

VI. Рефлексия

6 мин

Объяснение выполнения задания в Таблице № 3 Рабочей карты.

Фронтальный опрос учащихся.

Выполнение заданий.

Ответы учащихся.

 

VII. Самооценка деятельности учащихся.

1 мин

Как оцените свою работу? В Рабочей карте вам представлены смайлики, пометьте тот, который считаете нужным.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

VIII. Информация о Д/З, подведение итогов урока.

4 мин

П. 7. Сообщение о С. Разине. Выставление оценок самым активным учащимся на уроке.

Запись домашнего задания.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по Истории России для 7 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал был представлен впервые на конкурс "Мой лучший урок". Ранее нигде не публиковался. Конспект урока по Истории России (автор учебника - Данилов А. А.) может быть использован как основа для урока в рамках ФГОС ООО.

Программа:Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., программа «История России. 6-11 классы» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина// Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2009.

Учебник, его раздел: Данилов А.А. История России: Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2010.// Глава II. Россия в XVII веке.

 Кол-во часов в неделю, год: 2 часа, 70 часов.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 208 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Материал для самостоятельной работы к уроку по теме: «Внутренняя политика царя Алексея Михайловича» (7 класс)
  • Учебник: «История России XVI - конец XVII века», Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.
  • Тема: § 19. Внутренняя политика царя Алексея Михайловича
  • 19.09.2020
  • 593
  • 34
«История России XVI - конец XVII века», Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1296
    • DOCX 30.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Имакаева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Имакаева Елена Владимировна
    Имакаева Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 11
    • Всего просмотров: 72343
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 168 человек из 58 регионов
  • Этот курс уже прошли 769 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1358 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 901 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 539 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 606 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе