Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по истории России 8 класс "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в."

Конспект урока по истории России 8 класс "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в."

Скачать материал

Конспект урока по истории России 8 класс

 

Учитель: Раскина Инна Александровна            

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников.

Программное содержание: земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- называет основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения;

- объясняет значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура;

- дает собственную оценку реформам 60-70-х гг. XIX в.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о необходимости проведения реформ.
  2. Проанализировать земскую и городскую реформы, военные и судебные реформы, реформу просвещения.
  3. Подвести учащихся к пониманию значения либеральных реформ 1860-1870-х гг.
  4. Формировать основные понятия темы.
  5. Развивать исторический стиль мышления, речь и память учащихся.
  6. Продолжить формирование общеучебных и предметных умений школьников

Технология обучения: объяснительно-иллюстративное обучение

Форма урока: традиционная

Основные понятия: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.

Основные даты:  1864 г.- земская и судебная реформы;  1870 г. – городская реформа.

Имена исторических деятелей: Д.А.Милютин.

План изучения нового материала:

  1. Земская и городская реформы.
  2. Военная и судебная реформы.
  3. Реформа просвещения.
  4. Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал (карточки и перфокарты), схема «Основные моменты реформы местного самоуправления».

Мизансцена урока: традиционная

Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу Д/З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

I.             ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, схема  «Основные моменты реформы местного самоуправления»

II.          ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Письменный опрос: по карточкам -3 человека, 4 человека по перфокартам.

Устный опрос: 3 человека по карточкам.

 

Жетонная система оценивания.

 

За партами индивидуально.

 

У доски.

III.       ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вводное слово учителя:

 

IV.       ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Земская и городская реформы.

Рассказ учителя (образное повествование)

   После отмены крепостного права перед властью встают новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и т.д. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

   Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления – земств.

Работа с понятием.

- Запишите понятие земство в тетрадь

 

 

- Как вы думаете, почему  Александра II начинает реформирование именно с создания органов местного самоуправления?

   Учитель обобщает ответы учащихся: Уже к началу 60-х годов прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. А мы знаем, что когда человек принимает решения сам, то и ответственность за эти решения он несет сам.

Работа с датами.

- Кода и каким указом в Российской империи учредились земства? 

Работа с текстом учебника.

- Перед вами схема «Основные моменты реформы местного самоуправления». Опираясь на текс учебника стр. 144 -146 заполните данную схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с датами.

Учитель: По типу земской в 1870 году была проведена городская реформа.

Работа с учебником стр. 146-147.

- проанализируйте текст учебника стр. 146 -147 и раскройте основную суть городской реформы.

 

 

Учитель обобщает ответы учащихся, делая окончательный вывод:  Земская и городская реформы способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

 

2.Военная и судебная реформы.

Вводное слово учителя: Учитывая поражение России в Крымской войне и извлекая из этого уроки, царское правительство понимало необходимость военной реформы для России, вступившей на путь развития капитализма. Но самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства.

Работа с текстом учебника. Заполнение бортового журнала.

- Первый вариант заполняет бортовой журнал «Военная реформа» опираясь на текст учебник стр. 148-150, второй вариант заполняет бортовой журнал «Судебная реформа» опираясь на текст учебника стр. 147-148

Напоминаю, в графу «Что мне известно по данной теме?» вы вписываете те знания, которые имелись у вас до знакомства с новым материалом. Соответственно в графу «Что нового я узнал из текста?» записываются вновь приобретенные знания.

 

Учитель обобщает ответы: В результате военных реформ, которая осуществлялась под руководством военного министра Д.А.Милютина,  Россия получила массовую армию нового типа, а переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества. Судебная же реформа хотя и сохраняла ряд пережитков прошлого, оказалась самой передовой того времени.

 

3. Реформа просвещения.

Рассказ учителя (образное повествование): Реформа просвещения была так же, или даже еще в большей степени, необходима стране на пути её развития по капиталистическим «рельсам».

   14 июня 1864 года было принято «Положение о начальных народных училищах»,в результате ликвидирована государственно-церковная монополия на образование. Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям. 19 ноября 1864 года принят «Устав гимназий и прогимназий». Новый устав гимназий вводил  равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные. Стали учреждаться женские гимназии.

18 июня  1863 года принят новый действительно либеральный университетский устав. Он давал университетам автономию, выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. В 70-х гг. положено начало женскому высшему образованию (высшие женские курсы). Изменилась политика правительства и в области печати. Ослаблена цензура.

 

4.Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.

Вопрос классу: Каково ваше мнение о реформаторской деятельности правительства Александра II?

Слово учителя: Подводя итоги реформаторской деятельности правительства, следует отметить, что по своим установкам она отвечала духу времени: власть трезво оценивала назревшие проблемы и попыталась решить их таким образом, чтобы обеспечить стране возможность нормально развиваться, идти в ногу с другими великими державами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник стр. 144. Запись в тетрадь

Земствовыборные органы местного самоуправления в Российской империи.

 

Фронтально высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник стр. 144. Запись в тетрадь.

1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Работа со схемой «Основные моменты реформы местного самоуправления» за партами самостоятельно.

 

1 ученик с места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Запись в тетрадь.

1870 год – городская реформа.

 

Учебник стр. 146-147.

Фронтально с места.

1 ученик обобщает ответы учащихся: при всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления.

 

Записываю за учителем вывод в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником стр. 147-150.

Фронтально.

1 вариант - Бортовой журнал «Военная реформа»

 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

2 вариант - Бортовой журнал «Судебная реформа»

 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют опорный конспект по ходу объяснения учителя

Проверка в конце урока выборочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально высказывают свое мнение на реформы 1860-1870-х гг.

V.          ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тестирование

 

 

Индивидуально.

VI.       ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Содержательная оценка УПД и её результатов, выставление отметок в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс по истории

 

Компоненты

 

Авторы, название издания

Учебники и учебные пособия

История России, XIXвек: учеб. для 8 кл. для общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 8-е изд. дораб.– М.: Просвещение, 2007. – 287с.

 

Методические и дидактические материала

История России. XIXвек. 8 класс: планы уроков. Опорные конспекты, тесты, схемы, лекции(на основе Федеральной программы по курсу отечественной истории «Россия в XIXвеке»)/ авт.-сост. Н.С.Кочетов. –Волгоград: Учитель, 2010. – 100с.

 

История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы)/ М.Н.Чернова. М.: Айрис-пресс, 2009. – 352 с. – (Методика)

 

Сборник тематических тестов по истории России для учащихся 8-х классов./ Кишенкова О.В.- М.: «Интеллект-Центр», 2010 – 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по истории России 8 класс "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Традиционный комбинированный урок объяснительно-иллюстративного обучения. Четко прописана деятельность учителя и ученика. Соблюдены все этапа урока. Представлены варианты самостоятельной работы с Бортовыми журналами "Военная и судебная реформа" по вариантам, а также представлен вариант самостоятельной работы со схемой «Основные моменты реформы местного самоуправления». Это один из моих первых уроков, когда я только еще знакомилась и вникала в суть педагогических технологий, применяя элементы проблемного обучения. Однако и сейчас многие учителя успешно пользуются данной разработкой для проведения урока.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 870 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4721
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 800
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Раскина Инна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Раскина Инна Александровна
    Раскина Инна Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 13740
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека