Главная / История / Конспект урока по истории России 8 класс "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в."

Конспект урока по истории России 8 класс "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в."

Конспект урока по истории России 8 класс


Учитель: Раскина Инна Александровна

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников.

Программное содержание: земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- называет основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения;

- объясняет значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура;

- дает собственную оценку реформам 60-70-х гг. XIX в.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о необходимости проведения реформ.

  2. Проанализировать земскую и городскую реформы, военные и судебные реформы, реформу просвещения.

  3. Подвести учащихся к пониманию значения либеральных реформ 1860-1870-х гг.

  4. Формировать основные понятия темы.

  5. Развивать исторический стиль мышления, речь и память учащихся.

  6. Продолжить формирование общеучебных и предметных умений школьников

Технология обучения: объяснительно-иллюстративное обучение

Форма урока: традиционная

Основные понятия: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.

Основные даты: 1864 г.- земская и судебная реформы; 1870 г. – городская реформа.

Имена исторических деятелей: Д.А.Милютин.

План изучения нового материала:

  1. Земская и городская реформы.

  2. Военная и судебная реформы.

  3. Реформа просвещения.

  4. Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал (карточки и перфокарты), схема «Основные моменты реформы местного самоуправления».

Мизансцена урока: традиционная

Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу Д/З.

















Ход урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, схема «Основные моменты реформы местного самоуправления»

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Письменный опрос: по карточкам -3 человека, 4 человека по перфокартам.

Устный опрос: 3 человека по карточкам.


Жетонная система оценивания.


За партами индивидуально.


У доски.

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вводное слово учителя:


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Земская и городская реформы.

Рассказ учителя (образное повествование)

После отмены крепостного права перед властью встают новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и т.д. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления – земств.

Работа с понятием.

- Запишите понятие земство в тетрадь



- Как вы думаете, почему Александра II начинает реформирование именно с создания органов местного самоуправления?

Учитель обобщает ответы учащихся: Уже к началу 60-х годов прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. А мы знаем, что когда человек принимает решения сам, то и ответственность за эти решения он несет сам.

Работа с датами.

- Кода и каким указом в Российской империи учредились земства?

Работа с текстом учебника.

- Перед вами схема «Основные моменты реформы местного самоуправления». Опираясь на текс учебника стр. 144 -146 заполните данную схему.























Работа с датами.

Учитель: По типу земской в 1870 году была проведена городская реформа.

Работа с учебником стр. 146-147.

- проанализируйте текст учебника стр. 146 -147 и раскройте основную суть городской реформы.



Учитель обобщает ответы учащихся, делая окончательный вывод: Земская и городская реформы способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.


2.Военная и судебная реформы.

Вводное слово учителя: Учитывая поражение России в Крымской войне и извлекая из этого уроки, царское правительство понимало необходимость военной реформы для России, вступившей на путь развития капитализма. Но самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства.

Работа с текстом учебника. Заполнение бортового журнала.

- Первый вариант заполняет бортовой журнал «Военная реформа» опираясь на текст учебник стр. 148-150, второй вариант заполняет бортовой журнал «Судебная реформа» опираясь на текст учебника стр. 147-148

Напоминаю, в графу «Что мне известно по данной теме?» вы вписываете те знания, которые имелись у вас до знакомства с новым материалом. Соответственно в графу «Что нового я узнал из текста?» записываются вновь приобретенные знания.


Учитель обобщает ответы: В результате военных реформ, которая осуществлялась под руководством военного министра Д.А.Милютина, Россия получила массовую армию нового типа, а переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества. Судебная же реформа хотя и сохраняла ряд пережитков прошлого, оказалась самой передовой того времени.


3. Реформа просвещения.

Рассказ учителя (образное повествование): Реформа просвещения была так же, или даже еще в большей степени, необходима стране на пути её развития по капиталистическим «рельсам».

14 июня 1864 года было принято «Положение о начальных народных училищах»,в результате ликвидирована государственно-церковная монополия на образование. Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям. 19 ноября 1864 года принят «Устав гимназий и прогимназий». Новый устав гимназий вводил равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные. Стали учреждаться женские гимназии.

18 июня 1863 года принят новый действительно либеральный университетский устав. Он давал университетам автономию, выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. В 70-х гг. положено начало женскому высшему образованию (высшие женские курсы). Изменилась политика правительства и в области печати. Ослаблена цензура.


4.Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.

Вопрос классу: Каково ваше мнение о реформаторской деятельности правительства Александра II?

Слово учителя: Подводя итоги реформаторской деятельности правительства, следует отметить, что по своим установкам она отвечала духу времени: власть трезво оценивала назревшие проблемы и попыталась решить их таким образом, чтобы обеспечить стране возможность нормально развиваться, идти в ногу с другими великими державами.















Учебник стр. 144. Запись в тетрадь

Земствовыборные органы местного самоуправления в Российской империи.


Фронтально высказывают предположения.











Учебник стр. 144. Запись в тетрадь.

1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Работа со схемой «Основные моменты реформы местного самоуправления» за партами самостоятельно.


1 ученик с места.



hello_html_m31d407b4.gifhello_html_5441c04e.gif




















Запись в тетрадь.

1870 год – городская реформа.


Учебник стр. 146-147.

Фронтально с места.

1 ученик обобщает ответы учащихся: при всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления.


Записываю за учителем вывод в тетрадь.

















Работа с учебником стр. 147-150.

Фронтально.

1 вариант - Бортовой журнал «Военная реформа»


Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?



2 вариант - Бортовой журнал «Судебная реформа»


Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?














Составляют опорный конспект по ходу объяснения учителя

Проверка в конце урока выборочно.

























Фронтально высказывают свое мнение на реформы 1860-1870-х гг.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тестирование



Индивидуально.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Содержательная оценка УПД и её результатов, выставление отметок в дневник.

















































Учебно-методический комплекс по истории


Компоненты


Авторы, название издания

Учебники и учебные пособия

История России, XIXвек: учеб. для 8 кл. для общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 8-е изд. дораб.– М.: Просвещение, 2007. – 287с.


Методические и дидактические материала

История России. XIXвек. 8 класс: планы уроков. Опорные конспекты, тесты, схемы, лекции(на основе Федеральной программы по курсу отечественной истории «Россия в XIXвеке»)/ авт.-сост. Н.С.Кочетов. –Волгоград: Учитель, 2010. – 100с.


История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы)/ М.Н.Чернова. М.: Айрис-пресс, 2009. – 352 с. – (Методика)


Сборник тематических тестов по истории России для учащихся 8-х классов./ Кишенкова О.В.- М.: «Интеллект-Центр», 2010 – 144 с.










Конспект урока по истории России 8 класс "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в."
  • История
Описание:

Традиционный комбинированный урок объяснительно-иллюстративного обучения. Четко прописана деятельность учителя и ученика. Соблюдены все этапа урока. Представлены варианты самостоятельной работы с Бортовыми журналами "Военная и судебная реформа" по вариантам, а также представлен вариант самостоятельной работы со схемой «Основные моменты реформы местного самоуправления». Это один из моих первых уроков, когда я только еще знакомилась и вникала в суть педагогических технологий, применяя элементы проблемного обучения. Однако и сейчас многие учителя успешно пользуются данной разработкой для проведения урока.

 

Автор раскина инна александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2717
Номер материала 30402
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓