IV.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Земская и городская реформы.
Рассказ
учителя (образное повествование)
После отмены
крепостного права перед властью встают новые серьезные проблемы. Крепостной
строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и
судопроизводства, принципы комплектования армии и т.д. Крушение этого строя диктовало
необходимость дальнейших реформ.
Одной из
важнейших реформ Александра II стало создание органов
местного самоуправления – земств.
Работа с
понятием.
- Запишите
понятие земство в тетрадь
- Как вы думаете,
почему Александра II начинает реформирование именно с
создания органов местного самоуправления?
Учитель
обобщает ответы учащихся: Уже к началу 60-х годов
прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Отмена
крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои
населения. А мы знаем, что когда человек принимает решения сам, то и
ответственность за эти решения он несет сам.
Работа с
датами.
- Кода и каким
указом в Российской империи учредились земства?
Работа с
текстом учебника.
- Перед вами
схема «Основные моменты реформы местного самоуправления». Опираясь на текс
учебника стр. 144 -146 заполните данную схему.
Работа с
датами.
Учитель: По типу земской в 1870 году была проведена городская реформа.
Работа с
учебником стр. 146-147.
- проанализируйте
текст учебника стр. 146 -147 и раскройте основную суть городской реформы.
Учитель
обобщает ответы учащихся, делая окончательный вывод: Земская и городская реформы способствовали приобщению широких слоев
населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для
формирования в России гражданского общества и правового государства.
2.Военная и судебная реформы.
Вводное
слово учителя: Учитывая поражение России в
Крымской войне и извлекая из этого уроки, царское правительство понимало
необходимость военной реформы для России, вступившей на путь развития
капитализма. Но самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского
суда и весь процесс судопроизводства.
Работа с
текстом учебника. Заполнение бортового журнала.
- Первый вариант заполняет
бортовой журнал «Военная реформа» опираясь на текст учебник стр. 148-150,
второй вариант заполняет бортовой журнал «Судебная реформа» опираясь на текст
учебника стр. 147-148
Напоминаю, в графу «Что мне известно по данной теме?» вы вписываете те
знания, которые имелись у вас до знакомства с новым материалом.
Соответственно в графу «Что нового я узнал из текста?» записываются вновь
приобретенные знания.
Учитель
обобщает ответы: В результате военных реформ,
которая осуществлялась под руководством военного министра Д.А.Милютина, Россия
получила массовую армию нового типа, а переход ко всеобщей воинской
повинности был серьезным ударом по сословной организации общества. Судебная
же реформа хотя и сохраняла ряд пережитков прошлого, оказалась самой
передовой того времени.
3. Реформа просвещения.
Рассказ
учителя (образное повествование): Реформа
просвещения была так же, или даже еще в большей степени, необходима стране на
пути её развития по капиталистическим «рельсам».
14 июня
1864 года было принято «Положение о начальных народных училищах»,в
результате ликвидирована государственно-церковная монополия на образование.
Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и
общественным учреждениям. 19 ноября 1864 года принят «Устав гимназий и
прогимназий». Новый устав гимназий вводил равенство в среднем образовании
для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные.
Стали учреждаться женские гимназии.
18 июня 1863
года принят новый действительно либеральный
университетский устав. Он давал университетам автономию, выборность ректора,
проректоров, деканов и профессоров. В 70-х гг. положено начало женскому
высшему образованию (высшие женские курсы). Изменилась политика правительства
и в области печати. Ослаблена цензура.
4.Итоги и
последствия реформ 1860-1870-х гг.
Вопрос
классу: Каково ваше мнение
о реформаторской деятельности правительства Александра II?
Слово
учителя: Подводя итоги реформаторской
деятельности правительства, следует отметить, что по своим установкам она
отвечала духу времени: власть трезво оценивала назревшие проблемы и
попыталась решить их таким образом, чтобы обеспечить стране возможность
нормально развиваться, идти в ногу с другими великими державами.
|
Учебник стр.
144. Запись в тетрадь
Земство – выборные
органы местного самоуправления в Российской империи.
Фронтально высказывают предположения.
Учебник стр. 144. Запись в тетрадь.
1 января 1864
г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Работа со
схемой «Основные моменты реформы местного самоуправления» за партами
самостоятельно.
1 ученик с места.
Запись в тетрадь.
1870 год – городская
реформа.
Учебник стр. 146-147.
Фронтально с места.
1 ученик
обобщает ответы учащихся: при
всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле
городского самоуправления.
Записываю за
учителем вывод в тетрадь.
Работа с учебником стр. 147-150.
Фронтально.
1
вариант - Бортовой журнал «Военная реформа»
Что
мне известно по данной теме?
|
Что
нового я узнал из текста?
|
|
|
2
вариант - Бортовой журнал «Судебная реформа»
Что
мне известно по данной теме?
|
Что
нового я узнал из текста?
|
|
|
Составляют
опорный конспект по ходу объяснения учителя
Проверка в конце урока выборочно.
Фронтально
высказывают свое мнение на реформы 1860-1870-х гг.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.