Сценарий
урока по истории России «Восточные славяне» (по
учебнику А.А. Данилова» История России с древнейших времен до конца 16 века»).
Тема
урока: Восточные славяне.
Класс:
6
Предмет:
__История
Тип
урока: открытие нового знания
Цели
урока: - формирование первоначальных
представлений о народах, населявших нашу страну в древности, местах расселения
племен восточных славян, о том, как природные условия влияли на особенность
жизни восточных славян.
Планируемые
результаты:
Предметные:
учащиеся научатся показывать на карте территории расселения племен восточных
славян; различать родовую и соседскую общины; выделять основные черты
славянского язычества.
Метапредметные.
Познавательные:
осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе, не совпадающих с его собственной.
Регулятивные:
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Личностные:
выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу;
проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи.
Основные
понятия: славяне, вервь, народное ополчение,
язычество.
План
урока.
1.Происхождение
и расселение восточных славян.
2.Занятия,
верования.
3.Управление.
Методы
обучения: наглядный, частично-поисковый,
практический, контроля.
Формы
обучения: индивидуальная,парная.
Организационная
структура урока.
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
I.
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель
этапа:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
|
Приветствует
учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Создает
условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в
учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Беседа
по вопросам:
-Знаете
ли вы, кто были предки русского народа?
Итак,на
сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с нашими предками- славянами.
Тема
нашего урока «Восточне славяне».
Предположите,
что мы можем узнать по данной теме.
|
Приветствуют
учителя. Готовятся к уроку.
Отвечают
на вопрос. Высказывают свое мнение.
Высказывают
свое мнение: чем занимались восточные славяне, где проживали,во что верили.
|
Самоопределение,
смыслообразование (Л)
Целеполагание
(П)
Планирование
учебного сотрудничества (К)
|
II. Изучение нового материала.
|
|
А)Организует
работу учащихся с дополнительным материалом (приложение 1).
Беседа по
вопросам:
-Что вы
узнали о ранней истории славян из летописи?
-Кто такой
Кий?
К 8-9 вв.
на территории Восточно-Европейской равнины существовало десять
восточнославянских племенных союзов.
Б)
Организует работу с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей
эры». И текстом пункта 1
§1.
Координирует
работу учащихся.
Проверка
правильности заполнения таблицы (приложение 2).
В)Мы уже
знаем, что природа и климат играли не последнюю роль в жизни людей.
Предположите, чем занимались восточные славяне?
Работая с
текстом пункта 2 §1 (с.8-9) заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных
славян» (приложение 3).
Проверка
выполнения задания, подведение итогов изучения вопроса.
Г)
Организует беседу по вопросам: вспомните, что такое религия? Язычество?
Предлагает
просмотреть презентацию «Верования восточных славян», проанализировать ее.
Показывает
слайды презентации. Комментирует новую информацию.
Д) В 6 веке
славяне жили родовыми общинами. Главной ячейкой общества был род Давайте
вспомним из курса истории древнего мира . Что такое род? Во главе рода стояли
старейшины.
Однако, в
7-9 вв. на смену родовой общине приходит община соседская.
В сходство
и различия родовой и соседской общины?. Как переход к соседской общине
сказался на жизни людей?
Таким
образом, равенство среди славян стало постепенно исчезать. В племенной среде
выделяется знать- вожди, старейшины, богатые воины, руках которых
постепенно концентрируется вся власть и богатство племени. Начинает
зарождаться частная собственность, т.е. складываются предпосылки для
образования государства.
|
Работают в парах.
Читают текст, отвечают на
вопросы.
Работают с картой
«Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры», текстом пункта 1 §1,
заполняют таблицу.
Название племени
|
Места расселения
|
|
|
Отвечают на вопрос
учителя, выдвигают версии.
Заполняют пропуски в схеме
«Занятия восточных славян».
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с новой
информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
Дают определение понятию
«род»-группа кровных родственников, которые совместно владели землей, лесом,
вместе трудились и поровну делили результаты своего труда.
Определяют сходство и
различия родовой и соседской общин.
Слушают рассказ учителя.
|
Поиск и выделение
информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие;
выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения
проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
|
II I. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и
закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного
материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
|
|
Определяет
задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.
А)Установите
соответствие между названием племени и местностью, где оно жило.
Название племени
|
Местность,где оно жило
|
1)Древляне
|
А)Болота
|
2)Дреговичи
|
Б)Поля
|
3)Ильменские словене
|
В)Леса
|
4)Полочане
|
Г)Река Полота
|
5)Поляне
|
Д)Берега озера Ильмень
|
Б)Выберите
правильный ответ.
1.
Вервь- это:
А)территориальная
(соседская) община у восточных славян;
Б)Место
поклонения языческим богам;
В)Обычай
кровной мести.
2.Наиболее
важные дела у восточных славян решало(ли):
А)родовые
владыки;
Б)кудесники;
В)вече-
общий совет
Проверка
выполнения заданий.
|
Самостоятельно выполняют
задания.
Оценивают свою работу.
|
Самостоятельно
осуществляют поиск необходимой информации. (П)
Выражение своих мыслей с
полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт
разных мнений (К)
Оценивание усваемого
содержания (Л)
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
|
V.Итог урока (рефлексия
деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей
учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего
класса
|
|
-Какую тему изучали
сегодня на уроке?
_Что узнали нового?
-Какой вопрос показался
наиболее трудным?
-Кто сегодня хорошо
работал?
Задание "Солнечный круг"
Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме.
Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите
одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге
нарисуйте лицо человека - улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких
эмоций или грустное - в зависимости от того, какое настроение у вас было,
когда вы изучали эту тему.
|
Дают ответы на вопросы.
Оценивают сою работу на
уроке.
|
Рефлексия способов и
условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное
понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей
полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных
мнений (К)
|
Приложение
к уроку
1. «Были
три брата,- повествует летописец Нестор в «Повести временных лет»,-Кий, который
сидел на горе, где нынче подъем Боричев, а второй брат Щек сидел на горе,
называвшейся Щековицей, а третий брат Хорив- на горе Хоривице. И была у них
сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего
брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нем ловили
зверей. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них
поляне и до сего дня в Киеве». По преданию, князь Кий совершил путешествие в
Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие
почести. Сохранился договор между Киевом и византийским императором Зеноном. На
обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под
названием Киевец и хотел обосноваться в нем со своим родом, но был изгнан
окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; братья его и сестра
скончались здесь же.
Вопросы
к тексту.
-Что вы узнали о
ранней истории славян из летописи?
--Кто такой Кий?
Приложение 2.
Заполните таблицу «Расселение восточных славян».
Название племени
|
Место расселения
|
Поляне
|
Среднее
течение Днепра, вокруг Киева.
|
Северяне
|
Жили
к северу от полян по рекам Десне и Суле. Центром их земель был Чернигов.
|
Древляне
|
Жили
к северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра, по течению и притокам
реки Припяти. Их главный город- Искоростень.
|
Дреговичи
|
Поселились
междуПрипятью и Двиной.
|
Ильменские словене
|
Расселились
вокруг озера Ильмень. Их столицей был город Новгород.
|
Кривичи
|
Владели
рекой Западная Двина, поствили там город Полоцк.
|
Радимичи
|
Жили
рядом с южными кривичами. Их город Любеч.
|
Вятичи
|
Восточнее
радимичей, в глухих лесах по реке Оке жило племя вятичей.
|
Волыняне
|
Западнее
полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к
Балтийскому и Черному морям
|
Уличи
|
Южнее
волынян, между Днестром и Южным Бугом.
|
Тиверцы
|
Западнее
уличей, между Днестром и Прутом.
|
Приложение 3.
Заполните
пропуски в схеме «Занятия восточных славян».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.