Открытый урок по теме
«Рабство в Древнем Риме»
учителя
истории Поддубной Риммы
Анатольевны
Тема:
РАБСТВО В
ДРЕВНЕМ РИМЕ
УРОК-ЭКСКУРСИЯ
Цель урока: Рассмотреть источники рабства в Древнем Риме, где
использовали труд рабов и попытаться ответить на главный вопрос урока: в
чем было главное отличие раба от свободного.
Оборудование:
- карта
«Рим в III-I1I в.в. до н.э.»;
-
учебные картины;
-
отрывок из к/ф «Спартак»
Проблемное
задание: в чем было главное отличие раба от свободного ?
План:
1. Завоевания – главный источник
рабства.
2. Рабы в имении рабовладельца.
3. Рабы
в богатом доме.
4.
Гладиаторы на арене.
Ход урока:
Учитель:
Сегодня мы совершим экскурсию по Древнему Риму. Я буду вашим гидом, а
помогут мне экскурсоводы (учащиеся). Мы побываем на триумфе римского
императора, в имении богатого землевладельца и посетим римский амфитеатр, где
посмотрим гладиаторские бои.
Итак, я нажимаю на кнопку
невидимой «машины времени», и мы попадаем на празднество в Древнем Риме –
триумф ипмератора. (Поможет это представить картина). В Риме после каждой
крупной победы войско провозглашало своего полководца императором. Это почетное
прозвище на латыни обозначало «повелитель», «главнокомандующий». Затем
военачальник просил Сенат оценить победу и наградить его триумфом. Ожидая
решения, армия находилась за пределами города: вступать в Рим вооруженному
войску строго-настрого запрещалось. Если Сенат почему-либо отказывал,
полководец мог обратиться с просьбой о назначении триумфа непосредственно к
народному собранию.
Ученик: Триумф был высшей наградой римских
полководцев. Войско торжественно вступало в город через парадные ворота в форме
арки. Мы видим, что главный герой торжества – победоносный полководец стоит на
позолоченной триумфальной колеснице, в которую запряжена четверка белых коней.
Одежда императора выкрашена пурпурной краской, раб держит над его головой
золотой венок. Впереди колесницы шествуют ликторы – почетная охрана полководца.
Перед ними напоказ всем гонят знатных пленников (впереди – возможно царь –
седой старик в цепях, его дети и внуки). За колесницей идут знаменосцы, везут
на телегах, несут на носилках или руках захваченную добычу. Затем следует все
войско, распевающее песни. Граждане Рима приветствуют победителей.
Учитель: Что рассказывает
древний историк Плутарх о триумфе после победы над Македонией?
Рассказ
ученика.
Учитель:
Взгляните еще раз на картину. Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас,
вы в Риме?
Для одних триумф – радость,
для других – унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа – показ
награбленной добычи и порабощенных людей.
Каковы же
последствия победоносных войн?
1. Рост числа провинций и их ограбление.
Про одного
знатного римлянина, ставшего наместником провинции, говорили: «Бедным он
приехал в богатую провинцию и богатым уехал из бедной».
Как вы
понимаете эти слова?
(Произвол наместников
провинции и их быстрое обогащение было широко распространенным явлением)
2. Рост числа рабов и их дешевизна.
Невольниками
становились военнопленные и жители провинции, не уплатившие налоги. Ни в одной
древней стране не было так много рабов, как в Риме и нигде с ними не обращались
с такой жестокостью.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: А теперь мы отправимся в имение римского богача, расположенное на
берегу моря. Экскурсовод расскажет нам все об этом имении и его обитателях.
Рассказ
ученика.
Ой, я
слышу чьи-то рыдания. Это управляющий и владелец имения о чем-то говорят.
Давайте, послушаем.
(сценка с участием учеников)
Учитель:
«Раб – говорящее орудие»
По представлениям римлян, раб был вещью, которой рабовладелец полностью
распоряжался, причем такой вещью, которую часто не берегли, потому что она
стоила дешево.
Каждый из рабов в имении мог
бы многое рассказать о тяжелой участи невольника. Давайте послушаем рассказ вот
этого раба.
Рассказ
ученика.
Учитель:
Почему же рабы так относились к труду?
Теперь мы вернемся в город и
узнаем, как здесь применяли труд рабов.
Рассказ
ученика.
Учитель: Экскурсия на этом не
заканчивается. Мы сделаем небольшую остановку, разомнемся и продолжим экскурсию
в римский амфитеатр.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Я приглашаю вас посетить
амфитеатр и посмотреть на бой гладиаторов. Обычно найти свободное место там
трудно, но нам повезло.
Сюда приводят
подростков: считается, что вид крови, раненых и умирающих людей воспитывает
мужество, презрение к опасности и физическим страданиям. Женщины любят не
меньше мужчин кровавые развлечения.
В первых рядах сидят
сенаторы, верхние ряды занимают простые граждане, а еще выше расположена
галерея, где зрители стоят прижавшись друг к другу, боясь пропустить
что-нибудь из происходящего на арене.
Просмотр
отрывка из к/ф.
Учитель: Наша экскурсия закончена.
Заключение: Итак, подумайте в чем было главное отличие раба от свободного?
Домашнее
задание – п.49, читать
пересказывать, отвечать на вопросы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.