Главная / История / Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме"

Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме"








Открытый урок по теме


«Рабство в Древнем Риме»












учителя истории Поддубной Риммы Анатольевны




















Тема: РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ


УРОК-ЭКСКУРСИЯ



Цель урока: Рассмотреть источники рабства в Древнем Риме, где использовали труд рабов и попытаться ответить на главный вопрос урока: в чем было главное отличие раба от свободного.


Оборудование:

- карта «Рим в III-I1I в.в. до н.э.»;

- учебные картины;

- отрывок из к/ф «Спартак»


Проблемное задание: в чем было главное отличие раба от свободного ?


План:

1. Завоевания – главный источник рабства.

2. Рабы в имении рабовладельца.

3. Рабы в богатом доме.

4. Гладиаторы на арене.


Ход урока:


Учитель: Сегодня мы совершим экскурсию по Древнему Риму. Я буду вашим гидом, а помогут мне экскурсоводы (учащиеся). Мы побываем на триумфе римского императора, в имении богатого землевладельца и посетим римский амфитеатр, где посмотрим гладиаторские бои.

Итак, я нажимаю на кнопку невидимой «машины времени», и мы попадаем на празднество в Древнем Риме – триумф ипмератора. (Поможет это представить картина). В Риме после каждой крупной победы войско провозглашало своего полководца императором. Это почетное прозвище на латыни обозначало «повелитель», «главнокомандующий». Затем военачальник просил Сенат оценить победу и наградить его триумфом. Ожидая решения, армия находилась за пределами города: вступать в Рим вооруженному войску строго-настрого запрещалось. Если Сенат почему-либо отказывал, полководец мог обратиться с просьбой о назначении триумфа непосредственно к народному собранию.


Ученик: Триумф был высшей наградой римских полководцев. Войско торжественно вступало в город через парадные ворота в форме арки. Мы видим, что главный герой торжества – победоносный полководец стоит на позолоченной триумфальной колеснице, в которую запряжена четверка белых коней. Одежда императора выкрашена пурпурной краской, раб держит над его головой золотой венок. Впереди колесницы шествуют ликторы – почетная охрана полководца. Перед ними напоказ всем гонят знатных пленников (впереди – возможно царь – седой старик в цепях, его дети и внуки). За колесницей идут знаменосцы, везут на телегах, несут на носилках или руках захваченную добычу. Затем следует все войско, распевающее песни. Граждане Рима приветствуют победителей.


Учитель: Что рассказывает древний историк Плутарх о триумфе после победы над Македонией?


Рассказ ученика.


Учитель: Взгляните еще раз на картину. Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас, вы в Риме?

Для одних триумф – радость, для других – унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа – показ награбленной добычи и порабощенных людей.


Каковы же последствия победоносных войн?


  1. Рост числа провинций и их ограбление.

Про одного знатного римлянина, ставшего наместником провинции, говорили: «Бедным он приехал в богатую провинцию и богатым уехал из бедной».

Как вы понимаете эти слова?

(Произвол наместников провинции и их быстрое обогащение было широко распространенным явлением)


  1. Рост числа рабов и их дешевизна.

Невольниками становились военнопленные и жители провинции, не уплатившие налоги. Ни в одной древней стране не было так много рабов, как в Риме и нигде с ними не обращались с такой жестокостью.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Учитель: А теперь мы отправимся в имение римского богача, расположенное на берегу моря. Экскурсовод расскажет нам все об этом имении и его обитателях.


Рассказ ученика.


Ой, я слышу чьи-то рыдания. Это управляющий и владелец имения о чем-то говорят. Давайте, послушаем.

(сценка с участием учеников)


Учитель:

«Раб – говорящее орудие»

По представлениям римлян, раб был вещью, которой рабовладелец полностью распоряжался, причем такой вещью, которую часто не берегли, потому что она стоила дешево.

Каждый из рабов в имении мог бы многое рассказать о тяжелой участи невольника. Давайте послушаем рассказ вот этого раба.


Рассказ ученика.


Учитель:

Почему же рабы так относились к труду?


Теперь мы вернемся в город и узнаем, как здесь применяли труд рабов.


Рассказ ученика.


Учитель: Экскурсия на этом не заканчивается. Мы сделаем небольшую остановку, разомнемся и продолжим экскурсию в римский амфитеатр.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Учитель: Я приглашаю вас посетить амфитеатр и посмотреть на бой гладиаторов. Обычно найти свободное место там трудно, но нам повезло.

Сюда приводят подростков: считается, что вид крови, раненых и умирающих людей воспитывает мужество, презрение к опасности и физическим страданиям. Женщины любят не меньше мужчин кровавые развлечения.

В первых рядах сидят сенаторы, верхние ряды занимают простые граждане, а еще выше расположена галерея, где зрители стоят прижавшись друг к другу, боясь пропустить что-нибудь из происходящего на арене.


Просмотр отрывка из к/ф.


Учитель: Наша экскурсия закончена.


Заключение: Итак, подумайте в чем было главное отличие раба от свободного?




Домашнее задание – п.49, читать пересказывать, отвечать на вопросы.






Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме"
  • История
Описание:

Урок-экскурсия "Рабство в Древнем Риме" разработан для 5 класса.На уроке должны быть рассмотрены источники рабства в Древнем Риме, где использовали труд рабов. В начале урока поставлено проблемное задание: в чем было главное отличие раба от свободного человека?Ответ на задание дается в форме ролевой игры. На исторические роли учащиеся назначаются учителем заранее.В ходе урока предусмотрен просмотр фрагмента из кинофильма"Спартак". Урок предусматривает использование нескольких педагогичесих технологий, что особенно важно для проведения аттестации учителя на высшую категорию.

Автор поддубная римма анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 873
Номер материала 35224
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓