Главная / История / Конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства"

Конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства"

Тема урока:

Образование Древнерусского государства

Цель урока:

На основе знаний о сущности государства и его признаках определить роль первых русских князей в становлении государственности на Руси.

Оборудование

урока:

1. классная доска;

2. мультимедийный проектор, презентация "Образование Древнерусского государства";

3. раздаточный материал.

План урока:

1. Понятие и признаки государства.

2. Правление первых русских князей.

Тип урока:

Комбинированный.

Ход урока

Содержание

Работа обучающихся

Оргмомент

урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы, цели и плана урока.

Запись темы и плана урока

Вводная

беседа с

обучающимися





























































1. Понятие и признаки государства.


Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложении  первобытнообщинного строя в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей.



Что мы сегодня называем государством?



































Исходя из определения понятия "государство" назовите его признаки.



















Запишите определение понятия "государства" и его признаки.



На основе знаний о признаках государства мы проследим, по каким направлениям осуществляли свою деятельность первые русские князья в процессе становления государственности на Руси.











Ответ обучающихся: Государство - единая политическая организация общества, возникшая на определенном этапе общественного развития, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.



Ответ обучающихся: территория, публичная власть (аппарат управления и принуждения), единая правовая система (законы), суверенитет и единая налоговая система.



Запись понятия и признаков в тетрадь

2. Правление первых русских князей.

































Работа с раздаточным материалом

































































Обучающиеся

переносят таблицу в тетрадь

(таблица нарисована на доске)

















Работа с раздаточным материалом





















Работа с картой





































































































Работа с картой





































































































































































































Работа с картой

































































Работа с картой























































Закрепление изученного материала





Д/З





Подведение итогов урока

Согласно "Повести временных лет" в 862 г. племена восточных славян призывают для княжения варягов (жителей современной Скандинавии). Прийти на княжение согласились три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик, основатель первой в России царской династии, сел княжить в Новгороде. Обратите на положение Новгорода на карте.





Однако 862 г. не является годом основания Древнерусского государства. Кто знает дату основания нашего государства?



С чем связанна эта дата?







Запишите эти даты в тетрадь. 862 г. - призвание варягов на Русь. 882 г. - образование Древнерусского государства.



В связи с этими событиями в науке сложилось две теории о происхождении государственности в Древней Руси: так называемые норманская и антинорманская теории. Прочитайте текст "Теории происхождения Древнерусского государства" и ответьте на следующие вопросы:

1. в чём суть каждой теории?

2. кто из учёных является представителями этих теорий?

3. как современная наука трактует вопрос о становлении государственности на Руси?













































Итак, какую же роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства. На основе раздаточного материала (кратких исторических справок о правлении первых русских князей) мы заполним таблицу и сделаем вывод об основных направлениях деятельности первых русских князей. Перенесите название и "шапку" таблицы в тетрадь.



Правление первых русских князей



Князь,

дата правления

Территория

Публичная

власть

Законы

Суверенитет

Налоги







Начнём с князя Олега, который после смерти Рюрика стал Новгородским князем. Прочитайте историческую справку и правлении кн. Олега для того, чтобы ответить на мои вопросы и заполнить таблицу.



Каким образом кн. Олег решал территориальный вопрос?













Обратите внимание на карту, на которой обозначен поход Олега из Новгорода в Киев, а так же отдельным цветом выделена территория Древнерусского государства к концу княжения Олега.



Запишите ответ в колонку "Территория".





Что можно сказать об управлении в период правления Олега и аппарате принуждения?









Запишите ответ в колонку "Публичная власть".





Известно ли что-то о правовой системе в правление Олега, существовали ли законы, обязательные для всех?



Однако племена подчинялись Олегу, платили ему дань. Письменных единых законов, обязующих платить дань, не было, но можем мы предположить, что Олег заложил основу будущей правовой системы, в частности, и в вопросе налогообложения.



Запишите ответ в колонку "Законы". (Ответ: "заложил основы правовой системы").



Проводил ли Олег самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, т. е. отстаивал ли он суверенитет государства? В чём это проявлялось?







Запишите ответ в колонку "Суверенитет".





Что нам известно о налоговой системе в период правления Олега?



Запишите ответ в колонку "Налоговая система".





После Олега князе стал Игорь, сын Рюрика. Прочтите историческую справку о правлении князя Игоря.

Каким образом кн. Игорь решал территориальный вопрос?



Действительно, Игорь не завоевал много земель, но он сохранил территорию, унаследованную от Олега. Обратите внимание на карту, на ней присоединённые территории обозначены штриховкой и это, действительно, небольшая территория. Поэтому мы запишем, что Игорь сохранил прежние территории.



Запишите ответ в колонку "Территория".



Привнёс ли Игорь что-то новое в систему управления?





Игорь и в этом направлении стал продолжателем традиций.

Поэтому запишем в колонку "Публичная власть" "сохранение титула князя и опора на дружину".



Известно ли что-то о правовой системе в правление Игоря, существовали ли законы, обязательные для всех? Действительно, единых сводов законов не существовало, поэтому в данной графе мы ставим прочерк.



Защищал ли Игорь суверенитет государства? В чём это проявлялось?











Запишите ответ в колонку "Суверенитет".





Что нового возникает в налоговой системе Древней Руси при Игоре?





Запишите ответ в колонку "Налоговая система".







Каким образом погибает Игорь?













Т. к. сын Игоря Святослав был маленьким и не мог стать князем, после его гибели княжение принимает его жена, Ольга. Первая женщина-правитель в нашем государстве. Прочтите историческую справку об Ольге.



Как Ольга реализовывала признак государства "Территория"? Была ли Ольга завоевателем новых земель? Но она провела территориальную реформу. В чём эта реформа заключалась?











Запишите ответ в колонку "Территория".



Привнесла ли Ольга что-то новое в систему управления? Ольга, как и Игорь сохранила титул князя и дружину как инструмент взимания дани. Поэтому запишем в колонку "Публичная власть" "сохранение титула князя и опора на дружину".



Известно ли что-то о правовой системе в правление Ольги, существовали ли законы, обязательные для всех? Действительно, единых сводов законов не существовало, поэтому в данной графе мы ставим прочерк.



Запишите ответ в колонку "Законы".



Проводила ли Ольга самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику? Действительно, нет сведений о каком-то влиянии извне на русскую княгиню в принятии внутри- и внешнеполитических решений. Поэтому мы делаем запись о самостоятельной внутренней и внешней политике кн. Ольги.



Что нового ввела кн. Ольга в налоговой системе?













Запишите ответ в колонку "Налоговая система".



По достижению зрелого возраста ещё при живой Ольге князем становится Святослав. Прочтите историческую справку о Святославе.



Обратите внимание на карту, а именно на границы Древнерусского государства к концу княжения Святослава? Действительно, Святослав был великим военачальником и даже сегодня Русское историческое общество включило его в список ста самых великих военачальников.



Запишите ответ в колонку "Территория".







Привнёс ли Святослав что-то новое в систему управления государства?











Система, при которой князь для управления территориями сажает править в городах своих сыновей, носит название "наместничество".



Запишите ответ в колонку "Публичная власть".



Известно ли что-то о правовой системе в правление Святослава, существовали ли законы, обязательные для всех? Действительно, единых сводов законов не существовало, поэтому в данной графе мы ставим прочерк.



Запишите ответ в колонку "Законы".



Сохранил ли Святослав суверенитет Древнерусского государства? Он не только проводил успешную самостоятельную внешнюю политику, но и заставил Волжскую Булгарию платить дань, а так же успешно воевал с Хазарским каганатом. Обратите внимание на карту, на ней обозначены походы Святослава на два этих государства. Соответственно, мы можем записать, что Святослав, как и его предшественники осуществлял самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.



Запишите ответ в колонку "Суверенитет".



Что-то новое в налоговой системе было создано Святославом? Действительно, Святослав сохранил систему налогообложения, введённую его матерью Ольгой.



Запишите ответ в колонку "Налоговая система".



Сделаем вывод. Ответьте на вопрос: по каким основным направлениям первые русские князья вносили свой вклад в становлении государственности на Руси?





А что не развивалось, на что первые русские князья обращали меньше внимания, на какой признак государства?







Разгадать кроссворд.







§ 7, ответить устно на вопросы после параграфа



Выставить оценки за урок, поблагодарить обучающихся за работу.

















Обучающиеся находят на карте Новгород



Ответ обучающихся: 882 г.



Ответ обучающихся: с походом князя Олега на Киев



Запись дат в тетрадь





Обучающиеся читают текст и отвечают на вопросы. Ответ обучающихся: суть норманской теории: государство у восточных славян создали скандинавы. Представители норманской теории: Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер. Суть антинорманской теории: варяги не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Представители антинорманской теории: М. В. Ломоносов, Д И. Иловайский. Сегодня учёные склонны полагать, что государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества, варягов призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала.









Обучающиеся чертят таблицу в тетради







Обучающиеся читают текст





Ответ обучающихся: объединил Новгород и Киев, заложено территориальное ядро Древнерусской державы - Киев.





Обучающиеся работают с картой





Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: Олег принял титул "князя", аппаратом принуждения была дружина (армия).



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: нет



Ответ обучающихся: да







Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: да. Внешняя политика: удачный поход на Византию (договор 911 г.).



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: племена платили дань

Обучающиеся заполняют таблицу.



Обучающиеся читают текст

Ответ обучающихся: нет данных



Обучающиеся работают с картой









Обучающиеся заполняют таблицу.

Ответ обучающихся: нет



Обучающиеся заполняют таблицу.





Ответ обучающихся: нет



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: да, он вёл самостоятельную внешнюю политику (договор с Византией 944 г.).



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: налог получил название "полюдье".



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: Игорь и его дружина погибает от рук древлян после того, как князь вернулся во второй раз собрать полюдье.



Обучающиеся читают текст



Ответ обучающихся: нет, но на сохранила территорию после Игоря и ввела погосты как административные центры, центры торговли и сбора дани.



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: нет



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: нет





Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: да



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: Ольга ввела размер дани - уроки и места для сбора дани - погосты.



Обучающиеся заполняют таблицу.



Обучающиеся читают текст





Обучающиеся работают с картой

Ответ обучающихся: да





Обучающиеся заполняют таблицу.





Ответ обучающихся: он сохранил титул князя и опору на дружину, а так же стал сажать на княжение в городах своих сыновей.













Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: нет



Обучающиеся заполняют таблицу.





Ответ обучающихся: да





Обучающиеся работают с картой







Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: нет



Обучающиеся заполняют таблицу.



Ответ обучающихся: 1. сохранение и расширение территории, 2. защита суверенитета.



Ответ обучающихся: совершенствование правовой системы.



Обучающиеся разгадывают кроссворд.



Обучающиеся записывают д/з















КРОССВОРД

«ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»






1




















2


















3















4
















5













6




















7
















8












9















10









11











Вопросы:


1. Религия, которую приняла Ольга в 955 г., находясь в Византии.

2. Армия князя, которая участвовала не только в военных походах, но и при обходе земель для сбора дани.

3. Город, один из центров, вокруг которых объединялись восточнославянские племена и происходило образование Древнерусского государства.

4. Название восточнославянского племени, которое убило князя Игоря и его дружину во время повторного сбора дани.

5. Размер дани, установленный княгиней Ольгой.

6. Система управления землями, при которой сыновья князя сажались править от имени отца в древнерусских городах.

7. Договор о союзе с этим государством, датированный 944 г., впервые содержал название нашего государства как «Русская земля».

8. Один из братьев-варягов, призванный на княжение в 862 г., основатель первой в России царской династии.

9. В период правления этого князя, в результате его успешных военных походов Хазарский каганат и Волжская Булгария платили дань Древнерусскому государству.

10. Князь, получивший власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, захвативший Киев, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

11. Административно-территориальные единицы Древней Руси, места сбора дани, введённые княгиней Ольгой.


Главное слово: один из главных признаков государства.




Конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства"
  • История
Описание:

Тема урока: Образование Дренверусского государства

Цель урока: На основе знаний о сущности государства и его признаках определить роль первых русских князей в становлении государственности на Руси.

Задачи урока:

образовательные:

расширить, систематизировать и актуализировать знания обучающихся о правлении первых русских князей;

- обучающиеся должны знать время правления первых русских князей, основные направления их внутренней и внешней политики;

развивающие:

- обучающиеся должны уметь работать с историческими справками, выделять основную информацию из текста;

- обучающиеся должны уметь заполнять сводную таблицу и делать на её оснвое выводы.

воспитательные:

способствовать воспитанию чувства уважения и гордости за прошлое нашего государства.

 

Автор Глинчук Екатерина Сергеевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1342
Номер материала 8846
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓