Главная / История / Конспект урока по истории на тему "Восточные славяне в древности" (10 класс)

Конспект урока по истории на тему "Восточные славяне в древности" (10 класс)

Восточные славяне в древности (10 А класс)

Пилипенко Е.В., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Цель: формирование представления о древнейшем периоде развития народов на территории нашей страны.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с образом жизни и чертами характера восточных славян;

  2. выявить причины появления неравенства в общине и среди знати;

  3. продолжить формировать умения анализировать и обобщать исторический материал.

Методические приемы: кластер, инсерт, игра «Перекрестный огонь», графическая организация материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, тексты.

Ход урока

I. Опрос домашнего задания.

1. Работа по карточкам (3 человека).

1 карточка: Охарактеризуйте особенности развития Хазарского каганата.

  • Примерный ответ: союзник Византии; занятия населения – скотоводство, земледелие, торговля; религии – иудаизм, христианство, ислам…

2 карточка: Каковы особенности развития Волжской Булгарии?

  • Примерный ответ: занятия населения – пашенное земледелие, ремесло, торговля; религия – ислам...

3 карточка: Какие хозяйственно-культурные типы вам известны? Дайте краткую характеристику.

  • Примерный ответ: общества охотников, общество собирателей, общество рыболовов, общество земледельцев и оседлых скотоводов, подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, кочевники-скотоводы, воины-кочевники, отгонное скотоводство, кочевники-оленеводы.

2. Составить кластер.

- О каких восточнославянских племенах вам известно?

Работа с интерактивной доской: поляне, древляне, волыняне, дреговичи, белые хорваты, тиверцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, словене ильменские.

- Как вы думаете, в чем главная особенность расселения восточных славян? (Вдоль рек, озер – это источники воды, рыболовство, торговый путь).

3. Игра «Перекрестный огонь». 3 ряда (3 группы) по очереди задают друг другу по 2 вопроса по пройденному материалу.

II. Изучение нового материала.

1. Занятия восточных славян.

  • Учитель: Предположите, чем могли заниматься восточные славяне? Составьте кластер. Сравнить с информацией на слайде №2.

Занятия восточных славян: подсечно-огневое и пашенное земледелие, строительное дело, огородничество, садоводство, охота, рыболовство, ремесло, торговля.

  • Практическая работа в тетради. Графическая организация материала. Взаимопроверка по слайду №3.

Занятия славян

Характеристика занятий

1

подсечно-огневое и пашенное земледелие

Рожь, ячмень, просо, пшеница, овес, бобы, горох, чечевица

2

Строительное дело

Бревенчатые дома, хозяйственные постройки, лодки, домашняя утварь, мебель

3

Огородничество

Репа, капуста, свекла, редька, морковь, чеснок

4

Садоводство

Вишни, яблони

5

Охота

Пушной зверь, добыча меда

6

Рыболовство

Использовали гарпуны, остроги, плетеные сети, верши

7

Ремесло

Кузнечное, ювелирное, мастера по дереву

8

Торговля

Грады на речных берегах


2. Общественный строй.

Самостоятельное чтение, в тетради составить схему «Общественный строй у восточных славян». Каковы причины изменения общественного строя славян? (Слайд 4) – родовые общины, племена, союзы племен, вече, соседская община, богатые и бедные, князь и дружина.

3. Мировоззрение древних славян.

Учитель: Восточные славяне были язычниками. Что такое язычество?

Слайд 5. Язычество – общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.

Учитель: Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Они верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Признавалось существование разной «нечистой силы».

  • Инсерт. Работа в группах с текстами. При чтении текста делаются пометки: * знаю, + новые знания, ! очень интересно, : то, что я хочу обсудить. Комментарии каждой группы.

Тексты: ОБРЯДЫ СЛАВЯН

ОБРЯД, традиционное действие, сопровождающее важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными. В жизни славян обряды занимали особое место, абсолютно все жизненноважные события сопровождались обрядами.

1. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД - по славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая теща печет курник и посылает его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на нее свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время «венчание» в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго еще с почтением относились к обычаям своих предков. Степан Разин, например, отменил церковное «венчание», повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с медом, ячменем, пшеницей, рожью. Все подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семерка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных целях, по-видимому, еще с общеиндоевропейских времен, если не раньше. Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказательно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы». Около невесты садятся также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свече, шли к храму или священному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нес чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала еще и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал ее жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с медом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки меда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: - «Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры». Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почетном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако он занимал почетное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд» (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дергали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они ее лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора - «Тетера на стол прилетела - молода спать захотела». В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожены, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Веселенько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Веселенько встав», молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Дружка жениха читал благословения, после которых пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами.

2. ОБРЯД ИМЯНАРЕЧЕНИЯ - если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно. Конечно, если нет необходимости наречь новым именем. Если же человек не был крещен или приведен к какой-либо другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом. Нарекаемый стоит лицом к Священному Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося слова: «Яко тоя вода чиста, тако будет чисто лице; яко тоя вода чиста, тако будут чисты мысли; яко тоя вода чиста, тако будет чисто имя!». Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого и кладет их в Огонь, произнося при этом шепотом новое имя. До того, как человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого не должен выбранное имя знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит: «Нарцемо имя тебе... (имярек)». И так трижды. Жрец дает нареченному горсть зерна для принесения требы и братину сурьи для поминовения предков. Славянин, который был до этого крещен, либо был приведен к какой-либо другой чужой вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на колени на колоду (он не Должен касаться коленями земли), обводят это место замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в земле до окончания обряда. Как правило, перед началом наречения бросают жребий: достоин ли человек такой чести получить Славянское имя и перейти под покровительство Предков. Делается это следующим образом: жрец, стоя за спиной нарекаемого, трижды взмахивает топором над головой последнего, стараясь слегка коснуться лезвием волос. Затем бросает топор на землю за своей спиной. Если лезвие упавшего топора указывает на нарекаемого, то продолжают обряд. Если нет - откладывают наречение до лучших времен. Итак, если жребий выпал удачно, то нарекаемому слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнем, осыпают зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое жрецов. Обходят нарекаемого посолонь по кругу, держа свои правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич «Гой» - три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают: «Нарцемо имя тебе...», далее произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецом), или имя, которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жреца). И так восклицают три раза. Круг разрывается, нареченному дается горсть зерна для его первого жертвоприношения и ковш с медом для поминовения предков, под чье покровительство он теперь переходит.

3. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД - простейший похоронный обряд состоит в следующем: «Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику (особый костер, «крада» (крадущий из нашего мира положенные на него предметы) выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. На 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу. Дрова должны быть дубовые или березовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причем нос ладьи ставят на закат солнца. Самым подходящим днем для похорон считается пятница - день Мокоши. Покойника одевают во все белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник у вятичей должен лежать головой на запад), и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху (Поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде. Краду поджигают днем, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шел» вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва. По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге), а посем собравши кости (у Северян, например, принято было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм), вложаху в судину малу (глиняный горшок) и поставяху на столпе (в маленькой погребальной избушке «на курьих ножках») на путехъ (на пути из селения к закату солнца), еже творять Вятичн и ныне (обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века)».

4. ОБРЯДЫ В ЧЕСТЬ МЕРТВЫХ - во многих славянских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Народ ходит на могильники 1 Сухеня (Марта), в час рассвета и там приносит жертвы мертвым. День носит название - «Навий день» и также посвяшен Морене. Вообще любой обряд в честь мертвых имеет свое название - Тризна. Тризна по умершим есть пир, посвященный в их честь. Со временем славянскую Тризну, изменили в поминки. Тризна ранее представляла собой целый ритуал: на могильник приносят лепешек, пирогов, крашенных яиц, вина, и поминают мертвого. При этом обычно женщины и девушки причитают. Причитанием вообще называют плачь по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слез часто без звука, или сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения которой автор сам потерпевший или понесший лишение. Автор таких причитаний, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике, и будучи не в состоянии затаить в себе душевной тревоги падает на могильник, где скрыт прах, или, ударяя себе в грудь, плачет, выражая на распев в форме народных песен, слово, сказанное ею от всей души, от всего сердца, часто глубоко прочувственное, иногда даже носящее в себе глубокий отпечаток народной легендарности. После причитаний устраивалась тризна. Есть также народные тризны, во время которых памятствует весь народ. В современности, народ совершает такую тризну на Радуницу или Великдень (Пасха). Песни, яства, и причитания доставляют отраду душам умерших и они за это, живым внушают полезную мысль или совет.

5. ДУХИ СЛАВЯН

Духи играли важную роль в жизни восточных славян в древности. Среди духов встречались добрые и злые, каждый дух выполнял свою роль.

БАННИК - дух бани.

БЛАЗЕНЬ - приведение, призрак.

БОЛОТНИК - злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

ВАСИЛИСК - мифический чудовищный змей.

ВОДЯНОЙ – дух, обитающий в воде. Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Водяной тоже требует себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома называет народ - чертова лошадь.

ДОМОВОЙ - по общим понятиям, домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого-нибудь в семействе, воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близь печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близь лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят, о какой-нибудь неприятности особенно, если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать слова. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом - «да» или «нет». Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близь порога, или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем, как невидимому ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его, чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переходе, или переезде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, пред выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых, особенно ветреные мельницы. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп, или голову козла.

ЗМЕЙ - Существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающего и человека.

ЗМЕЯ-СКОРОПЕЯ - змея, обитающая в поле, лесу, болоте. Властвующая над другими змеями.

КИКИМОРА - злой дух в облике женщины, появляется в доме.

КЛАДОВОЙ – дух, охраняющий клады.

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ - злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета.

ЛЕШИЙ - лесовик, леший, олицетворяется сходно с домовым. Власть лешего ограничивают одними лесами; а жилищем его предполагают густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но он всего чаще показывается дряхлым стариком. Ему приписывают то, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить, и когда шутка удастся, то хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведет в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу.

ЛИХО - дух зла, несчастья.

ЛИХОРАДКА - дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.

ОБОРОТЕНЬ - существо обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).

ОВИННИК - дух, живущий в овине.

ПОЛЕВОЙ - дух поля.

РУСАЛКА - дух в облике женщины, живущий в воде. Берегиня, спасающая утопающих.

УПЫРЬ – не мертвый (живой мертвец) – существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их.

Учитель: Как вы думаете, что из наследия восточных славян дошло до нашего времени? В чем значение культурного наследия наших предков?

III. Подведение итогов урока.

Учитель: Расселившись на огромных просторах Восточно-Европейской равнины, славянские племена положили начало формированию особой цивилизации, которая испытывала влияние проживавших по соседству со славянами племен и народов.

IV. Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание: стр. 52-56, в. 2-4, анализ документа. Инд. задание – подобрать материал о мировоззрении восточных славян.



Конспект урока по истории на тему "Восточные славяне в древности" (10 класс)
  • История
Описание:

Урок по истории для 10 класса «Восточные славяне в древности» 

Цель: формирование представления о древнейшем периоде развития народов на территории нашей страны.

Задачи:

1.     познакомить учащихся с образом жизни и чертами характера восточных славян;

2.     выявить причины появления неравенства в общине и среди знати;

3.     продолжить формировать умения анализировать и обобщать исторический материал.

Методические приемы: кластер, инсерт, игра «Перекрестный огонь», графическая организация материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, тексты.

Ход урока

I.  Опрос домашнего задания.

1. Работа по карточкам (3 человека).

  1 карточка: Охарактеризуйте особенности развития Хазарского каганата.

·        Примерный ответ: союзник Византии; занятия населения – скотоводство, земледелие, торговля; религии – иудаизм, христианство, ислам…

  2 карточка: Каковы особенности развития Волжской Булгарии?

·        Примерный ответ: занятия населения – пашенное земледелие, ремесло, торговля; религия – ислам...

  3 карточка: Какие хозяйственно-культурные типы вам известны? Дайте краткую          характеристику.

·        Примерный ответ: общества охотников, общество собирателей, общество рыболовов, общество земледельцев и оседлых скотоводов, подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, кочевники-скотоводы, воины-кочевники, отгонное скотоводство, кочевники-оленеводы.

2. Составить кластер.

  - О каких восточнославянских племенах вам известно?

Работа с интерактивной доской: поляне, древляне, волыняне, дреговичи, белые хорваты, тиверцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, словене ильменские.

- Как вы думаете, в чем главная особенность расселения восточных славян? (Вдоль рек, озер – это источники воды, рыболовство, торговый путь).

3. Игра «Перекрестный огонь». 3 ряда (3 группы) по очереди задают друг другу по 2 вопроса по пройденному материалу.

II. Изучение нового материала.

1. Занятия восточных славян.

·        Учитель: Предположите, чем могли заниматься восточные славяне? Составьте кластер.  Сравнить с информацией на слайде №2.

Занятия восточных славян: подсечно-огневое и пашенное земледелие, строительное дело, огородничество, садоводство, охота, рыболовство, ремесло, торговля.

·        Практическая работа в тетради. Графическая организация материала. Взаимопроверка по слайду №3.

Занятия славян

Характеристика занятий

1

подсечно-огневое и пашенное земледелие

Рожь, ячмень, просо, пшеница, овес, бобы, горох, чечевица

2

Строительное дело

Бревенчатые дома, хозяйственные постройки, лодки, домашняя утварь, мебель

3

Огородничество

Репа, капуста, свекла, редька, морковь, чеснок

4

Садоводство

Вишни, яблони

5

Охота

Пушной зверь, добыча меда

6

Рыболовство

Использовали гарпуны, остроги, плетеные сети, верши

7

Ремесло

Кузнечное, ювелирное, мастера по дереву

8

Торговля

Грады на речных берегах

 

2. Общественный строй.

Самостоятельное чтение, в тетради составить схему «Общественный строй у восточных славян». Каковы причины изменения общественного строя славян? (Слайд 4) – родовые общины, племена, союзы племен, вече, соседская община, богатые и бедные, князь и дружина.

3. Мировоззрение древних славян.

Учитель: Восточные славяне были язычниками. Что такое язычество?

Слайд 5. Язычество – общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.

Учитель: Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Они верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Признавалось существование разной «нечистой силы».

·        Инсерт. Работа в группах  с текстами. При чтении текста делаются пометки: * знаю, + новые знания, ! очень  интересно, : то, что я хочу обсудить. Комментарии каждой группы.

Тексты: ОБРЯДЫ СЛАВЯН

ОБРЯД, традиционное действие, сопровождающее важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными. В жизни славян обряды занимали особое место, абсолютно все жизненноважные события сопровождались обрядами.

1. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД - по славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая теща печет курник и посылает его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на нее свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время «венчание» в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго еще с почтением относились к обычаям своих предков. Степан Разин, например, отменил церковное «венчание», повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с медом, ячменем, пшеницей, рожью. Все подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семерка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных целях, по-видимому, еще с общеиндоевропейских времен, если не раньше. Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказательно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы». Около невесты садятся также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свече, шли к храму или священному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нес чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала еще и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал ее жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с медом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки меда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: - «Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры». Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почетном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако он занимал почетное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд» (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дергали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они ее лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора - «Тетера на стол прилетела - молода спать захотела». В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожены, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Веселенько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Веселенько встав», молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Дружка жениха читал благословения, после которых пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами.

2. ОБРЯД ИМЯНАРЕЧЕНИЯ - если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно. Конечно, если нет необходимости наречь новым именем. Если же человек не был крещен или приведен к какой-либо другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом. Нарекаемый стоит лицом к Священному Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося слова: «Яко тоя вода чиста, тако будет чисто лице; яко тоя вода чиста, тако будут чисты мысли; яко тоя вода чиста, тако будет чисто имя!». Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого и кладет их в Огонь, произнося при этом шепотом новое имя. До того, как человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого не должен выбранное имя знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит: «Нарцемо имя тебе... (имярек)». И так трижды. Жрец дает нареченному горсть зерна для принесения требы и братину сурьи для поминовения предков. Славянин, который был до этого крещен, либо был приведен к какой-либо другой чужой вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на колени на колоду (он не Должен касаться коленями земли), обводят это место замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в земле до окончания обряда. Как правило, перед началом наречения бросают жребий: достоин ли человек такой чести получить Славянское имя и перейти под покровительство Предков. Делается это следующим образом: жрец, стоя за спиной нарекаемого, трижды взмахивает топором над головой последнего, стараясь слегка коснуться лезвием волос. Затем бросает топор на землю за своей спиной. Если лезвие упавшего топора указывает на нарекаемого, то продолжают обряд. Если нет - откладывают наречение до лучших времен. Итак, если жребий выпал удачно, то нарекаемому слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнем, осыпают зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое жрецов. Обходят нарекаемого посолонь по кругу, держа свои правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич «Гой» - три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают: «Нарцемо имя тебе...», далее произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецом), или имя, которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жреца). И так восклицают три раза. Круг разрывается, нареченному дается горсть зерна для его первого жертвоприношения и ковш с медом для поминовения предков, под чье покровительство он теперь переходит.

3. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД - простейший похоронный обряд состоит в следующем: «Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику (особый костер, «крада» (крадущий из нашего мира положенные на него предметы) выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. На 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу. Дрова должны быть дубовые или березовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причем нос ладьи ставят на закат солнца. Самым подходящим днем для похорон считается пятница - день Мокоши. Покойника одевают во все белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник у вятичей должен лежать головой на запад), и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху (Поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде. Краду поджигают днем, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шел» вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва. По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге), а посем собравши кости (у Северян, например, принято было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм), вложаху в судину малу (глиняный горшок) и поставяху на столпе (в маленькой погребальной избушке «на курьих ножках») на путехъ (на пути из селения к закату солнца), еже творять Вятичн и ныне (обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века)».

4. ОБРЯДЫ В ЧЕСТЬ МЕРТВЫХ - во многих славянских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Народ ходит на могильники 1 Сухеня (Марта), в час рассвета и там приносит жертвы мертвым. День носит название - «Навий день» и также посвяшен Морене. Вообще любой обряд в честь мертвых имеет свое название - Тризна. Тризна по умершим есть пир, посвященный в их честь. Со временем славянскую Тризну, изменили в поминки. Тризна ранее представляла собой целый ритуал: на могильник приносят лепешек, пирогов, крашенных яиц, вина, и поминают мертвого. При этом обычно женщины и девушки причитают. Причитанием вообще называют плачь по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слез часто без звука, или сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения которой автор сам потерпевший или понесший лишение. Автор таких причитаний, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике, и будучи не в состоянии затаить в себе душевной тревоги падает на могильник, где скрыт прах, или, ударяя себе в грудь, плачет, выражая на распев в форме народных песен, слово, сказанное ею от всей души, от всего сердца, часто глубоко прочувственное, иногда даже носящее в себе глубокий отпечаток народной легендарности. После причитаний устраивалась тризна. Есть также народные тризны, во время которых памятствует весь народ. В современности, народ совершает такую тризну на Радуницу или Великдень (Пасха). Песни, яства, и причитания доставляют отраду душам умерших и они за это, живым внушают полезную мысль или совет.

5. ДУХИ СЛАВЯН

Духи играли важную роль в жизни восточных славян в древности. Среди духов встречались добрые и злые, каждый дух выполнял свою роль.

БАННИК - дух бани.

БЛАЗЕНЬ - приведение, призрак.

БОЛОТНИК - злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

ВАСИЛИСК - мифический чудовищный змей.

ВОДЯНОЙ – дух, обитающий в воде. Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Водяной тоже требует себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома называет народ - чертова лошадь.

ДОМОВОЙ - по общим понятиям, домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого-нибудь в семействе, воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близь печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близь лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят, о какой-нибудь неприятности особенно, если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать слова. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом - «да» или «нет». Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близь порога, или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем, как невидимому ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его, чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переходе, или переезде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, пред выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых, особенно ветреные мельницы. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп, или голову козла.

ЗМЕЙ - Существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающего и человека.

ЗМЕЯ-СКОРОПЕЯ - змея, обитающая в поле, лесу, болоте. Властвующая над другими змеями.

КИКИМОРА - злой дух в облике женщины, появляется в доме.

КЛАДОВОЙ – дух, охраняющий клады.

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ - злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета.

ЛЕШИЙ - лесовик, леший, олицетворяется сходно с домовым. Власть лешего ограничивают одними лесами; а жилищем его предполагают густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но он всего чаще показывается дряхлым стариком. Ему приписывают то, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить, и когда шутка удастся, то хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведет в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу.

ЛИХО - дух зла, несчастья.

ЛИХОРАДКА - дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.

ОБОРОТЕНЬ - существо обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).

ОВИННИК - дух, живущий в овине.

ПОЛЕВОЙ - дух поля.

РУСАЛКА - дух в облике женщины, живущий в воде. Берегиня, спасающая утопающих.

УПЫРЬ – не мертвый (живой мертвец) – существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их.

Учитель: Как вы думаете, что из наследия восточных славян дошло до нашего времени? В чем значение культурного наследия наших предков?

III. Подведение итогов урока.

Учитель: Расселившись на огромных просторах Восточно-Европейской равнины, славянские племена положили начало формированию особой цивилизации, которая испытывала влияние проживавших по соседству со славянами племен и народов.

IV. Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание: стр. 52-56, в. 2-4, анализ документа. Инд. задание – подобрать материал о мировоззрении восточных славян.

 

 

Автор Пилипенко Елена Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 3995
Номер материала 2597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓