Главная / История / Конспект урока по истории на тему "Природа и люди Древней Индии"

Конспект урока по истории на тему "Природа и люди Древней Индии"

Природа и люди Древней Индии

Дата_________


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели и задачи:

  1. Дать представление о географическом положении Индии, о ее природе, особенностях климата.

  2. Познакомить учащихся с важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга.

  3. Развивать и закреплять у учащихся умение работать с исторической картой, с письменными источниками.


Структура урока:

  1. Организационный момент. Нацеливание.

  2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

  3. Изучение новой темы:

    • местоположение Индии;

    • природные условия Индии;

    • занятия жителей Древней Индии.


  1. Работа с документом. Сочинение (отрывок) Диодора Сицилийского.

  2. Работа с текстом учебника. Физкультминутка.

  3. Работа по дополнительной литературе.

  4. Игра «Чудесный сундучок».

  5. Словарная работа.

  6. Решение задачи. (Устно).

  7. Подведение итога урока. Игра «Х» и «О».

  8. Домашнее задание.


Оборудование:

  • учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира»

  • компьютер;

  • отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека;

  • контурная карта;

  • таблички с надписями «Индостан», «Инд», «Ганг», «Гималаи», «Земледелие».

  • Картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.






Ход урока:

  1. Организационный момент. Нацеливание.

Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те далекие времена на юге Азии? Сегодня мы начнем знакомство с древней историей страны, которая называется………- вы назовете мне сами после подсказки.


(исполнение индийского танца). Видео. (1 мин)


- Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? ( дети отвечают: Индия).


Ребята, вы слыхали что-нибудь об Индии? (Мамы, бабушки очень любят индийские фильмы. Там всегда добро побеждает зло. У них очень красивые песни и танцы.) Да, индийский танец очень своеобразен, с помощью языка танцев можно узнать всю историю Индии.


  1. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

- Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии». Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Презентация –слайды 1,2,3

(Дети сами высказывают предположения: «Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии»).


- Чтобы мысленно перенестись в Древнюю Индию, нам необходимо узнать, где она находится. Откройте атлас. Определите словами, где расположена Индия. (В Южной Азии)


  1. Изучение новой темы:

Запишем тему урока. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан. От других стран ее отделяют Гималайские горы, самые высокие горы в мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают.


В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь.

- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишем на карте название полуострова, и название океана, водами которого она омывается.

(Работа с контурной картой)

Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки: Инд и Ганг.


- А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».


Чтение первого отрывка. Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями.

- Что мы узнали из этого отрывка? (дети: в Индии есть горы)

- Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)


Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Слово «Гималаи» означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется - Джомолунгма-« поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.


Чтение второго отрывка. Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой -летний.

- Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди)

- Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

(звучит музыка с голосами тропического леса)


- Джунгли не похожи на леса нашей Родины. В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую невозможно пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю территорию. И они не только давали древним обитателям страны древесину для поделок, построек и отопления жилища, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев.

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (дерево для постройки жилья, фрукты, ягоды, орехи, лекарственные травы).


- Человек, если попал в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду. Но в джунглях человека подстерегала опасность. Там водятся множество зверей и птиц. Живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».


Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и также участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? (Маугли , автор – Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).


  1. Работа с текстом учебника.

  2. Физминутка

- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

* заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз);

*идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги, вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)

* увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо0

* впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)

* раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя)

*вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягиваемся).


  1. Работа по дополнительной литературе.

Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

  1. путешественник. Если бы вы только знали, какая удивительная страна- Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из нее красивые и прочные ткани… а из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, слаще чем мед.

- Ребята, врал ли путешественник? Что он видел в Индии? (хлопок, сахар).

Показываю гербарий. Также жители Индии выращивали пшеницу, ячмень и т.д.


  1. Игра «Чудесный сундучок». В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.

  2. Словарная работа.

Индия- страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан.

Джунгли- густые, труднопроходимые леса.


  1. Решение задачи устно. (книга для учителя стр. 96).

  2. Подведение итога урока. Игра.

А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами будем играть игру «крестики-нолики». Если вы согласны с высказыванием, то ставите в клетке «Х», если нет, то «О».

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи.(Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана.(О)

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О).

5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес. (Х)

6. Основные занятия древних индийцев земледелие, скотоводство.(Х)

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными.(Х).

8. В отличие от Египта Индия имеет меньшую площадь. Правда или нет. (О)

9. Инд и Ганг берут начало в Гималаях. (Х)


  1. Домашнее задание. П.20 ответить на вопросы 1,2.

Выставление оценок.


Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите добрые слова! Молодцы, все сегодня поработали на славу.


5


Конспект урока по истории на тему "Природа и люди Древней Индии"
  • История
Описание:

Природа и люди Древней Индии

Дата_________ 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи:

1.     Дать представление о географическом положении Индии, о ее природе, особенностях климата.

2.     Познакомить учащихся с важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга.

3.     Развивать и закреплять у учащихся умение работать с исторической картой, с письменными источниками.

Структура урока:

1.     Организационный момент. Нацеливание.

2.     Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3.     Изучение новой темы:

·        местоположение Индии;

·        природные условия Индии;

·        занятия жителей Древней Индии.

4.     Работа с документом. Сочинение (отрывок) Диодора Сицилийского.

5.     Работа с текстом учебника. Физкультминутка.

6.     Работа по дополнительной литературе.

7.     Игра «Чудесный сундучок».

8.     Словарная работа.

9.     Решение задачи. (Устно).

10.                       Подведение итога урока. Игра «Х» и «О».

11.                       Домашнее задание.

Оборудование:

·        учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира»

·        компьютер;

·        отрывок  документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека;

·        контурная карта;

·        таблички с надписями «Индостан», «Инд», «Ганг», «Гималаи», «Земледелие».

·        Картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.

 

 

 

 

Автор Борисова Надежда Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 542
Номер материала 30839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓