Главная / История / КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА НА ТЕМУ: "Территориально - административные реформы 60-х годов XIX века."(8 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА НА ТЕМУ: "Территориально - административные реформы 60-х годов XIX века."(8 КЛАСС)

Тема урока: Территориально - административные реформы 60-х годов XIX века.


Цель: выяснить причины проведения реформ 60-х годов XIXвека, особенности подготовки, доказать их колониальную сущность.


Задачи:

Образовательные: доказать колониальную сущность реформ 60-х годов XIXвека

Развивающие: развитие навыков работы в группах, умений выделять главное, делать выводы, составлять схемы, таблицы, кластеры.

Воспитательные: прививать интерес к истории Казахстана

Тип урока: объяснение нового материала


Введение в тему:

Задание:

1. выбери из предложенного материала информацию, связанную с:

1 вариант – Младшим жузом

2 вариант – Средним жузом

Эссен, Сперанский, Батеньков,1824 год, «Устав о сибирских киргизах», «Устав об оренбургских киргизах», Шергазы,1822 год, Александр I

2. ответь на вопрос: О каких исторических событиях идет речь? Каковы их результаты?

Ответы учащихся:

1 вариант – Младший жуз-Эссен,1824 год, «Устав об оренбургских киргизах»,Шергазы, Александр I

2 вариант- Средний жуз –Сперанский, Батеньков, «Устав о сибирских киргизах», 1822 год, Александр I

Вопрос классу: о каких исторических событиях идет речь?

Ответы учащихся 1 варианта- ликвидация ханской власти в Младшем жузе.

Ответы учащихся 2 варианта: - ликвидация ханской власти в Среднем жузе.


Учитель: Верно, речь идет о ликвидации ханской власти в Среднем и Младшем жузах.

Вопрос учащимся: Каковы же результаты реформ России по ликвидации ханской власти в Казахстане?

Ответ учащихся:

В 20-х годах XIX века царским правительством была проведена реформа по ликвидации ханской власти в Среднем и Младшем жузах. В результате, которой были как позитивные моменты: развитие торговли, здравоохранения и образования Казахстана, так и негативные: потеря независимости Казахстана, разрушение традиционной системы управления, превращение Казахстана в колонию России, упадок хозяйства.


Вопрос учащимся: когда было принято и как называлось Положение, которое внесло дополнение в «Устав об оренбургских киргизах»

Ответ учащихся: Спустя 20 лет после принятия «Устава об оренбургских киргизах», в 1844 году царское правительство принимает «Положение об оренбургских киргизах», которое вносит дополнения к Уставу 1824 года.


Учитель: Через 40 лет после принятия Уставов 20-х годов XIX века в 1867-68 годах на территории Казахстана царское правительство проводит территориально- административные реформы.

Вопрос учащимся: Почему Россия проводит новые реформы?

Ответ учащихся: К России присоединились новые территории Казахстана, поэтому старые территориально- административные реформы устарели.


Тема урока: «Территориально административные реформы 60-х годов XIX века

Цель урока: выяснить причины проведения реформ 60-х годов XIXвека, особенности подготовки, доказать их колониальную сущность.

Изучение нового материала:

К 60-м годам XIX века, проведенные в 1822 и 1824 годах реформы, постепенно теряли свою значимость. Назрела необходимость в проведении новых реформ.


I.Причины проведения реформ в Казахстане

Задание: слушая сообщение, составить план. Сообщение.

План

Ответы учащихся

1.Сохраненная власть султанов, мешала колонизации Казахстана Россией.

2.Административно-территориальное деление, принятое в 20-х годах XIX век, устарело вследствие присоединения новых территорий.

3.Необходимость в дешевых источниках сырья и рабочей силе.

4.Необходимость в урегулировании налоговой системы в районах населенных казахами.

5.Необходимость в решении земельного вопроса за счет переселения безземельных крестьян из европейской части России в Казахстан.


Именно эти причины стали основополагающими для проведения новых административно-территориальных и социально – экономических реформ в Казахстане.


II.Начало реформ. Учитель.

Опорные слова

Задание: слушая рассказ учителя, записать опорные слова.

Опорные слова:

1.И.И. Бутков. Образование комиссии для изменения системы управления Казахстаном.

2. И.И.Бутков. Раздел Казахстана на две области Западную и Восточную.

3.Степная Комиссия. Министр внутренних дел Ф.К.Гирс.

4.АлександрII.5 июня 1865 год. Вопросники по изучению Казахстана.

5.Виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы.

6.Игнорирование интересов казахского народа.

7.Ш.Уалиханов.Перестройка управления Казахстаном на началах народного самоуправления.

8.Сбор данных о Казахстане.

9.11 июля 1867 год. Александр II. «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях».

10.21 октября 1868 год. Александр II. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно - Сибирского генерал – губернаторства».

Учащиеся озвучивают записанные опорные слова


III. Реформы 60-х годов XIX века. Основные изменения.

Впервые реформы охватили практически весь Казахстан.

Каково же было территориально- административное деление Казахстана?

Работа в группе №1 Схема

Задание:

1.чтение стр.162 п.2. Со слов «Впервые реформы…» до п.3.

2.составление и презентация схемы «Территориально-административная реформа»


Вопросы:

1.Какую часть Казахстана охватили реформы 60-х годов XIXвека? (почти весь Казахстан)

2.Назовите самую крупную территориально- административную единицу по реформе 1867-68 годов. (генерал-губернаторство)

3.Назовите самую маленькую территориально- административную единицу. (административный аул)

4.Количество областей Казахстана по реформе. (6)

5.Какие области вошли в Туркестанское генерал-губернаторство? (Семиреченская, Сырдарьинская)

6.Из каких территориальных единиц состояли уезды(волости)

7.Входила ли Внутренняя орда в состав Оренбургского генерал-губернаторства? (нет, она входила в состав Астраханской губернии)

8.Среднее количество уездов в области(4-7)


IV.Особенности управления. Выборная система.

Каковы же особенности управления и выборной системы?

Работа в группе №2

Задание: используя текст п.3, п.4 на стр.163-164, составить и презентовать таблицу «Особенности управления и выборной системы»


Территориальная единица

Кто возглавлял

Какие функции выполнял

1

Административный аул

Аульный старшина

Избирались из числа местной знати, срок 3 года, утверждались уездным начальником, военные и фискальные функции

2

Волость

Волостной управитель

Утверждались губернатором, срок 3 года, следили за исполнением законов, уплатой податей

3

Уезд

Уездный начальник

Назначался военным губернатором из числа российских чиновников

4

Область

Военный губернатор

Атаман казачьих войск

5

Генерал-губернаторство

Генерал-губернатор

Военная и гражданская власть


Задание «Найди ошибку»:

1.Аульный старшина избирался сроком на 5 лет (на 3 года)

2.Западно-Сибирский генерал-губернатор имел право вести переговоры с Монголией и Китаем (Туркестанский генерал-губернатор, с Ираном и Китаем)

3.Аульный старшина и волостной управитель избирался из числа российских чиновников (местная знать).

4.Уездный начальник был атаманом казачьих войск (военный губернатор).

5. Генерал-губернатор имел судебную власть (военную и гражданскую)


V.Фискальная система и повинности.

Работа в группе №3

Задание: используя п.5 на стр.164-165, составить и презентовать кластер на тему: «Особенности фискальной системы и повинности»


Задание «Верно ли, что…»

1.На всей территории Казахстана был введен единый налог кибиточное подношение (нет, кибиточная подать)

2.По з рубля с кибитки платили казахи Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторства, а Туркестанского… 2рубля 75 копеек (да)

3.Льготы от платежа кибиточной подати освобождались семьи покойного хана Шергазы, султаны Баймухамет Айшуакулы, Ахмет, Арыслан Жантореулы, а также потомки ханов Жанибека и Керея(нет, потомки ханов Уали и Бокея)

4.Вместо билетного сбора введен единый паспортный сбор(да)

5.Казахское население должно было содержать высших российских чиновников (нет, органы местного управления)

6.Кочевникам обязывалось ремонтировать арыки, ремонт гати, спусков и подъемов почтовых трактов(да).

7.Казахи привлекались к воинской службе. (нет, освобождались)


VI.Реформы в области здравоохранения, землепользования

Работа в группе №4 «Закончи мысль».

Рассказ

Задание:

1.используя п.6 стр. 165, п.7 стр. 165-166, выполни задание «Закончи мысль»

2.подготовь рассказ на тему: «Изменения в области здравоохранения и землепользования»


Изменения в области здравоохранения (закончи мысль):

1.До 1917 года среди казахского населения была высока… (детская смертность)

2.Областной доктор назначался в… (каждой области)

3.В каждом уезде был один врач и… (повивальная бабка0

4.Уездный врач занимался оспопрививанием, а также… (оказание медпомощи, бесплатные лекарства)

5.Казахи получили право лечения в лечебных заведениях… (военных и гражданских ведомств)

6.Казахи не воспользовались в полной мере льготами, так как был недостаток врачей, а также… (религиозные предрассудки казахов)


Изменения в области землепользования

1.Земли, занимаемые казахами, а также леса признавались…(государственными)

2.Земли казахам предоставлялись на правах… (общего пользования)

3.Казахам было разрешено уступать свои земли переселенцам за… (арендную плату)

4.Казахи стали терять свои родовые земли, потому, что… (уступали их переселенцам)

5.Переселенцы стали получать от уездных властей льготы, бесплатный участок земли для строительства дома, также… (правом заниматься торговлей, ремеслами, промыслом, земледелием)

6.Мусульманские народы не могли пользоваться льготами, так как царское правительство… (опасалось концентрации в степи жителей народов, исповедовавших ислам).




VII.Колониальная сущность реформ Слово «экспертам».

Работа группы №5 План

Задание: В течение всего урока, слушая учащихся класса, а также используя стр.166 п.8. подобрать факты, доказывающие, что реформы 60-х годов XIX века носили колониальный характер. Подчеркивали завершенность процесса присоединения Казахстана к России.


Слово «экспертам»

1.Земли Казахстана – государственная собственность Российской империи.

2.Вытеснение казахов с исконных земель в пользу переселенцев и казаков.

3.Казахстан – сырьевой придаток экономики России.

4.Выборы волостных правителей превратили территорию Казахстана в арену межродовых столкновений.

5.Волостные управители – послушное орудие в руках российских чиновников.

6.Ликвидация остатков казахской государственности в результате вытеснения султанского сословия из среднего и высшего звена управления.

7.Ухудшение положения казахов в результате ведения новых повинностей и податей:

А) рост кибиточной подати от 1 рубля до 3 рублей,

Б) дополнительные сборы на содержание волостных и аульных старшин,

В) харадж - 1/10 часть урожая,

Г) зякет – 1/40 часть с товара или скота,

Д) кара шыгын собирался на разные нужды.

8.Содержание казахами колониального аппарата и военных сил России,

9.Разрушение традиционного общества (при создании волостей и уездов родовые начала не учитывались).

10.Урезаны права суда биев.


Закрепление шло в ходе урока

Итоговое закрепление:

1.Каково было яркое проявление колониальной сущности реформ? (ликвидация остатков казахской государственности, земли Казахстана объявлены государственной собственностью России)

2.Каковы были позитивные изменения в Казахстане в результате проведенных реформ?(начало строительства городов и железных дорог, по Иртышу открыто пароходное сообщение, развитие здравоохранения, создание светских школ)

3.Перечисли имена имеющие отношение к теме урока ( Ф.К.Гирс, И.И. Бутков, Александр II, Ш.Уалиханов )

4.Перечисли документы, принятые в ходе проведения реформ 60-х годов XIX века (11 июля 1867 год - «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 год - «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал – губернаторства».

5.Перечисли территориально – административные единицы Казахстана по рефоме 1867-68 годов от самой маленькой до самой крупной (административный аул, волость, уезд, область, генерал-губернаторство).

6.Перечисли функции генерал – губернатор(военная и административная власть).

7.Перечисли функции аульного старшины.

8.Перечисли налоги, которые платили казахи (кибиточная подать, единый паспортный сбор, зякет, харадж, кара шыгын).


Домашнее задание: параграф 28, составить тест на тему: «Реформы 1867-1868 годов»















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА НА ТЕМУ: "Территориально - административные реформы 60-х годов XIX века."(8 КЛАСС)
  • История
Описание:

Цель: выяснить причины проведения реформ 60-х годов XIXвека, особенности подготовки, доказать их колониальную сущность.

 

Задачи:

Образовательные: доказать колониальную сущность реформ 60-х годов XIXвека

Развивающие: развитие навыков работы в группах, умений выделять главное, делать выводы, составлять схемы, таблицы, кластеры.

Воспитательные: прививать интерес к истории Казахстана

Тип урока: объяснение нового материала

 

Введение в тему:

Задание:

1. выбери из предложенного материала информацию, связанную с:

1 вариант – Младшим жузом

 

2 вариант – Средним жузом

Автор Боревич Галина Феликсовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2556
Номер материала 49431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓