Главная / История / Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне. 5 класс

Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне. 5 класс

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки на веки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали, 
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлант).
Древние греки моря бороздили, 
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они 
Тоже придумали в давние дни!

Есть такая страна посреди винно-цветного моря, -

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый.

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета...

Кносс - между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетиями мудрый Минос...

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок друзья.

- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения


Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке

Технологическая карта урока истории в 5 классе

ФИО:  

Табачук Елена Вячеславовна

Место работы:  

МБОУ СОШ «Каменногорский образовательный центр

Должность:

учитель истории и обществознания

Предмет:

история

Класс:

5 Б

Тема и номер урока в теме:

29 урок Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Базовый учебник:

«История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая,М.: Просвещение, 2013


Цель:


Знакомство с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с культурой древнейшей греческой цивилизации.



Задачи:


  1. Продолжить знакомство с интерактивной картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание.

  2. Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам организации заочного путешествия по Средиземноморью и Древнейшей Греции

  3. Развивать умение сравнивать различные источники письменные и вещественные. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.

  4. Формировать умение работать с путевыми листами и находящимися в них заданиями.

  5. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков.

  6. Воспитывать уважительное отношение к родителям и их советам, по средствам примеров негативного поведения детей из мифов.



Оборудование:

Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, презентация к теме урока, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», индивидуальный путевой лист, дополнительная научная и энциклопедическая литература


Тип урока:

Изучение новых знаний с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).


Формы работы: 

Фронтальная работа, групповая, в парах

Дифференциация обучения:

ния Задания базового, среднего и повышенного уровня.

Межпредметные связи

(опережающие) география: географическое положение, климат и природные условия Греции.

Прогнозируемый результат:




УУД

Учащихся получили представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения Древней Греции. В ходе урока формировались


Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы

Метапредметные

а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

- формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

- извлечение первичной информации, умение работать с текстом, выделять главное, делать вывод и аргументировать его;

- работать с таблицей; сравнивать и находить отличия; работа с электронным приложением, с рабочим листом.


б) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- определять цели и задачи урока;

- выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу.

в) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение товарища

- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;


Предметные развивать познавательный интерес учащихся через постановку проблемных вопросов, работу со слайдами, применение современных технологий, овладение понятиями Балканский полуостров, о.Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Дедал, фреска, нить Ариадны.



Домашнее задание

параграф 24, прочитать, уметь пересказывать, подготовить развернутый ответ на вопрос: « Как мы узнаем о жизни древних греков?». Объясните значение выражения «нить Ариадны», нарисуйте иллюстрации к понравившемуся мифу.











ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Цель: проверка наличия всех необходимых для урока принадлежностей.

- Здравствуйте, ребята. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?

Труд на нашем уроке это шифровка где Т- это наши тетеради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. - это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У - это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.

2.Микромодуль воспоминание.

Цель: Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии и закрепить их.

-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)

Предметы:

  1. Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.

  2. Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.

  3. Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.

  4. Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.

  5. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.

  6. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.

  7. Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.

  8. Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.

3.Микромодуль символического образа.

Цель: Создать образ нового государства Греции, с помощью греческой вазы и рисунков на ней.

Среди этих предметов есть, какой либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем?

Ответ учащихся: да есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки. Учитель: Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Доклад археолога участвовавшего в раскопках. (доклад обучающегося)

Приветствие: ХАЙРЕТЕ, ПАЙДЕЙ, КАЛЁЙ КАЙ АГАТХОЙ. Я поздоровалась с вами на древнегреческом языке, что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные

Греческая керамика, вазы сосуды являются наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно везде, где расселились древние греки. Это и западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, и заселённые греками районы южной Италии. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок, а стенки сосудов украшенные разнообразными сюжетами могут многое рассказать нам о событиях истории Древней Греции. Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже одном из крупнейших русских музеев, расположенном в Санкт-Петербурге.

Прекрасные эти античные вазы.

Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
... То вазы-гиганты,
то карлики вазы,
и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
... Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор как видно, лишается сил).
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры...А это...А это...
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство эта ваза? (Учащиеся: с историей Древней Греции)

Это конечно Древнейшая Греция. А как называется народ, проживающий на территории Греции (греки).

О каком острове упомянул археолог в своем рассказе? (Остров Крит) А как называется народ, проживающий на территории острова? (Критяне)

Предположите тему сегодняшнего урока?

И тема нашего урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне.

Постановка проблемы: Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнейшую Грецию? Что надо знать о новой стране в первую очередь?

Запись плана урока на доске:

  1. географическое положение

  2. климатические и природные условия

  3. население и культура.

4. Микромодуль поэтапного усвоения образа.

Цели: Познакомить с географическим положением Греции, природными условиями, основными занятиями населения, мифами « О Тесее и Минотавре» «О Дедале и Икаре». Развивать умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника, решать проблемные задачи. Сравнивать природные условия разных государств.

Сегодня на уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. Билеты я вам приобрела, (Демонстрация билетов и путевых листов) К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии. Подпишите ваши билеты.

Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. Слайд Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. Греция это страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция не большая страна, но с высокой культурой, в русском языке множество слов греческого происхождения: школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже история это все греческие слова. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие. Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на нашей доске (слайд № ) учебниках (стр.111)

Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря, по выражению одного древнего писателя, как лягушки вокруг озера. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство.

Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли полуостров, давайте найдем его на карте, как он называется? (это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его). Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? (Эгейское и Ионическое.)

Покажите их на карте. Есть ли в Греции крупные реки? ( Нет).

На какие части условно мы можем разделить Грецию? ( Северная Греция, Средняя Греция и Южная - Пелопоннес.) Покажите их на карте.

Пелопоннес по очертаниям похож на большой кленовый лист; черенок, соединяющий его с остальными греческими землями, называется Истмийским перешейком. Покажите его на карте. На Азиатской стороне моря греки из племени Иона основали 12 городов на берегу Малой Азии. По их племенному имени эта прибрежная страна получила название Ионии. Найдите на карте Ионию и покажите ее. Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он назывался? (остров Крит.)

Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать? (Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.)

А теперь обратимся к нашим путевым листам и выполним задание №1 на контурной карте. Проверка выполнения задания.

Итак, мы справились с этим задание и можем продолжить наше путешествие к следующему порту « Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Рассказ учителя о природных условиях ( слайд № )

1)Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов (о. Эвбея, о. Делос. О. Саламин), самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в–третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.

2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

3) третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции. Давайте обратимся к рисункам на слайде № и предположим чем занимались древние греки. Ученики: ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля. Пояснения учителя: слайд №

В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц… На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб. Мы познакомились с природой Греции, и пришло время снова заглянуть в наши путевые листы и выполнить задание №2.Заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Востока и Древней Греции».

Проверка заполнения таблицы.

Климат Древней Греции. Самостоятельная работа. Приём «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». 

+

В Греции нет полноводных рек

+

Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.

-

Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. 

+

В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. 

-

Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

-

В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.

+

Почти все греческие города стоят у моря.

Проверка выполнения задания со слайда. Кто не сделал ни одной ошибки?


Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». Слайд № Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство. Слайд№

С историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое? Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.

Рассказ учителем мифа о «Тесее и Минотавре» с постановкой проблемной задачи: а как бы выбрались из лабиринта вы? Чтобы смогли для этого придумать? Рассказ о том, как эта проблема решена в мифе с демонстрацией клубка ниток. Как вы понимаете теперь выражение «нить Ариадны»? Со вторым мифом дети знакомятся, самостоятельно работая с учебником, слайд № стараясь ответить на вопрос что сказочного в этих мифах, а что могло соответствовать исторической действительности? Ученики: сказочным могло быть чудовище Минотавр и происхождение названия Эгейского моря. А вот наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», « дань» могло соответствовать исторической действительности. Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей тоже отнесем к действительности.

Учитель: Заметили ли вы что-то общее, что объединяет эти мифы? Ученики: В обоих мифах дети не послушались своих родителей. В первом Тесей не сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб. А во втором Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель.

Учитель: Какой мы с вами можем сделать вывод для себя ребят? Ученики: Не обходимо прислушиваться к советам и наставлениям родителей, так как они нам желают только добра.

А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №3 там записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена. Проверка выполнения задания.

Учитель: Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе». Слайд№

Рассказ учителя: В 1900 году на остров Кносс прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал что под холмом тоже может располагаться древний город но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Как сказочный лабиринт он имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов, окон в нем было мало, свет поступал через световые колодцы- отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное. На Крите также найдено несколько глиняных дисков, содержащих критские письмена, но до сих пор ни одному ученому не удалось их расшифровать. Слайд№

Критская письменность до сих пор тайна, которую может быть удастся в будущем решить кому-то из вас. Зато ученым удалось решить другую загадку Крита, надеюсь, она будет по силам и нам с вами. Слайд №

Задание: Как вы думаете почему на острове Крит археологи не нашли не одной крепости, а рядом на Балканском полуострове все города были окружены крепостными стенами? Ученики высказывают предположения. А теперь обратимся к тому, как ответили на эту загадку ученые Слайд перечисление причин.

Учитель: Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близь берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Слайд№ Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.

5.Микромодуль репродуктивного действия.

Задачи: Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени. Закрепит знания, полученные на уроке о географическом положении, природных условиях и основных занятиях населения Древней Греции. Уметь выделять и анализировать трудности, возникшие при изучении нового материала. Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Итак, мы снова обращаемся к нашим путевым листам и выполняем задание №4.Это задание - задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

Один ученик выполняет задачу на доске остальные в путевых листах, проверка решения и ответа. Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3513лет и мы с вами возвращаемся в наш 2013 год, наше путешествие подошло к концу. Слайд №

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с географическим положением Греции, ее природными условиями, узнали об основных занятиях населения, о результатах археологических исследований острова Крит а также узнали два новых мифа «О Тесее и Минотавре» и « О Дедале и Икаре». По какой стране мы путешествовали сегодня? Ученики: По Древнейшей Греции.

  1. В какой части света находится Греция?

  2. В какой части Европы располагается?

  3. На каком полуострове находится Греция

  4. С каким полуостровом Греция Граничит на востоке?

  5. Какое море омывает Грецию с юга?

  6. Найдите на карте море, омывающее Грецию с Запада.

  7. Водами какого моря Греция омывается на востоке?

Какие особенности греческих природных условий вы можете назвать?

Назовите основные занятия населения? ( Ответы учащихся)

Рефлексия. Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Ответы учеников. В ваших путевых листах остался только один не заполненный квадратик, выберите цвет и закрасьте квадратик тем цветом, который выражает вашу активность на сегодняшнем уроке, как вы сами оцениваете свою работу сегодня, каким цветом. Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.


Домашнее задание: параграф 24, прочитать на «3». Уметь пересказывать, подготовить развернутый ответ на вопрос: « Как мы узнаем о жизни древних греков?» на «4». Объясните значение выражения «нить Ариадны», нарисуйте иллюстрации к понравившемуся мифу «5»

Урок окончен.


Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!










Этапы урока

Формы, методы

и приемы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент


Цель: проверка наличия всех необходимых для урока принадлежностей


30 сек

Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?

Труд на нашем уроке это шифровка где Т- это наши тетради. Покажите ваши тетради.

Р - это наши?

У - это наши учебники,

Д-дневники. Покажите ваши дневники.

Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.


Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.


Дети поднимают и показывают тетради, демонстрируют наличие ручек,

демонстрируют учебники и дневники

2



































3

Микромодуль воспоминание


































Микромодуль символического образа


Формирование мотивации (приветствие на греческом), отгадывание слова (прием) осознанное вхождения
учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока,
описание методов организации учебной деятельности)










Беседа

Цель: Создать образ нового государства Греции, с помощью греческой вазы и рисунков на ней.



3 мин



































5 мин

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)


















Среди этих предметов есть, какой либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем?

Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы.

Хайрете, Пайдей, Калей Кай Агатхой.

Я поздоровалась с вами, это что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные. Как вы думаете, на каком это языке прозвучало? Чтобы узнать, давайте мы разгадаем слово, ответив на вопросы по теме «Древний Восток»

1.Место захоронения фараона (Гробница)

2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)

3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)

4.Первый властелин единого Китая (Цинь)

5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)

6.Имя бога евреев (Яхве).

Г Р Е Ц И Я

Итак, какое слово у нас получилось? Правильно – Греция. Таким образом, язык на котором я поздоровалась с вами – греческий. Предположите, с историей какой страны мы будем знакомиться сегодня на уроке

Прекрасные эти античные вазы.

Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
... То вазы-гиганты,
то карлики вазы,
и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
... Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор как видно, лишается сил).
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры...А это...А это...
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

- Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство эта ваза?

Это конечно Древнейшая Греция. А как называется народ, проживающий на территории Греции (греки).

О каком острове упомянул археолог в своем рассказе? (Остров Крит) А как называется народ, проживающий на территории острова? (Критяне)

Предположите тему сегодняшнего урока?

И тема нашего урока: Древнейшая Греция.

Греки и Критяне.


Ответы на вопросы

Предметы:

  1. Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.

  2. Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.

  3. Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.

  4. Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.

  5. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.

  6. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.

  7. Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.

8) Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску


Ваза с рисунком




Доклад археолога участвовавшего в раскопках.

(доклад обучающегося)

Учащиеся, выполнив задание на рабочем листе, дают ответ на поставленный вопрос и выставляют себе оценку по критериям
















Осуществлять анализ

объектов поэтического произведения

с выделением

существенных

и несущественных

смысловых

признаков

























Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы учителя









Технология критического мышления (таблица «До» и «После»)

Работают индивидуально





Проблемный метод

Постановка проблемы

3 мин

Ребята, а вы знаете что-нибудь о Древней Греции? А чтобы вы еще хотели узнать об истории этой страны?

Знаю

До

После

Родина Олимпийских игр




Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнейшую Грецию? Что надо знать о новой стране в первую очередь?

Запись плана урока на доске:

  1. географическое положение

  2. климатические и природные условия

  3. население и культура.

Делают записи в графе «До» те, кто что-то знает о Греции


постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Ответы учеников:

1. географическое положение

2. климатические и природные условия

3. население и культура

Самостоятельно формулируют задачи урока.

4

Изучение нового материала


Микромодуль поэтапного усвоения образа



Объяснительно-иллюстративнй метод

Работа с картой
































Беседа

























Рассказ учителя


































































Работа в парах






Самостоятельная работа. Приём «Верю – не верю».



















Взаимоконтроль

Здоровьесберегающая технология












Беседа







Рассказ учителя с постановкой проблемной задачи




Работа индивидуально с текстом учебника.



















Рассказ учителя























28 мин

Сегодня на уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. Билеты я вам приобрела. К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии. Подпишите ваши билеты.

Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. Греция это страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция не большая страна, но с высокой культурой, в русском языке множество слов греческого происхождения: школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже история это все греческие слова. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие. Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на нашей доске, в учебниках (стр.111)

Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря, по выражению одного древнего писателя, как лягушки вокруг озера. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство.

Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли полуостров, давайте найдем его на карте, как он называется? Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров?

Покажите их на карте. Есть ли в Греции крупные реки? ( Нет).

На какие части условно мы можем разделить Грецию? Покажите их на карте.

Пелопоннес по очертаниям похож на большой кленовый лист; черенок, соединяющий его с остальными греческими землями, называется Истмийским перешейком. Покажите его на карте. На Азиатской стороне моря греки из племени Иона основали 12 городов на берегу Малой Азии. По их племенному имени эта прибрежная страна получила название Ионии. Найдите на карте Ионию и покажите ее. Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он назывался?

Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать? (Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.)

А теперь обратимся к нашим путевым листам и Проверка выполнения задания.

Итак, мы справились с этим задание и можем продолжить наше путешествие к следующему порту « Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Рассказ учителя о природных условиях

1) Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов (о. Эвбея, о. Делос. О. Саламин), самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в–третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.

2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

3) третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции. Давайте обратимся к рисункам и предположим чем занимались древние греки. Ученики: ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля. Пояснения учителя:

В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб. Мы познакомились с природой Греции, и пришло время снова заглянуть в наши путевые листы и выполнить задание №2.Заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Востока и Древней Греции».


Климат Древней Греции
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». 

+

В Греции нет полноводных рек

+

Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.

-

Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. 

+

В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. 

-

Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

-

В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.

+

Почти все греческие города стоят у моря.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство.

С историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое? Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.

Рассказ учителем мифа о «Тесее и Минотавре» с постановкой проблемной задачи: а как бы выбрались из лабиринта вы? Чтобы смогли для этого придумать? Рассказ о том, как эта проблема решена в мифе с демонстрацией клубка ниток. Как вы понимаете теперь выражение «нить Ариадны»? Со вторым мифом дети знакомятся, самостоятельно работая с учебником, стараясь ответить на вопрос что сказочного в этих мифах, а что могло соответствовать исторической действительности?

Заметили ли вы что-то общее, что объединяет эти мифы?

Какой мы с вами можем сделать вывод для себя ребят?

А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №3 там записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена. Проверка выполнения задания.

Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе».

В 1900 году на остров Кносс прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал что под холмом тоже может располагаться древний город но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Как сказочный лабиринт он имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов, окон в нем было мало, свет поступал через световые колодцы- отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное. На Крите также найдено несколько глиняных дисков, содержащих критские письмена, но до сих пор ни одному ученому не удалось их расшифровать.

Критская письменность до сих пор тайна, которую может быть удастся в будущем решить кому-то из вас. Зато ученым удалось решить другую загадку Крита, надеюсь, она будет по силам и нам с вами.

Задание: Как вы думаете почему на острове Крит археологи не нашли не одной крепости, а рядом на Балканском полуострове все города были окружены крепостными стенами? Ученики высказывают предположения. А теперь обратимся к тому, как ответили на эту загадку ученые перечисление причин.

Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близь берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.




Демонстрация билетов и путевых листов

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

смысловое чтение

 














Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают предположения





























Выполнение задание №1 в контурной карте.


Работают в парах

















































Учащиеся делают сравнительную характеристику Древнему Востоку и Древней Греции

Заполняют таблицу

Делают вывод, что в Древнем Востоке были более благоприятные условия для земледелия, потому что там есть полноводные реки, плодородная почва



















Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения задания















Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера



Учащиеся самостоятельно читают текст, затем в парах обсуждают ответ и предоставляют его классу. На основе высказываний дети делают вывод.



Выполнение задания №3 в путевых листах

Взаимопроверка



























Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить

к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

5

Микромодуль репродуктивного действия


Решение исторической задачи




Итак, мы снова обращаемся к нашим путевым листам и выполняем задание №4.Это задание - задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3513лет и мы с вами возвращаемся в наш 2013 год, наше путешествие подошло к концу.

Выполнение задания №4

Один ученик выполняет задачу на доске остальные в путевых листах, проверка решения и ответа.

6















7

Рефлексивно-оценочный этап














Домашнее задание

Анализ, синтез

Расширение знаний о Греции

Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат)

5 мин

В завершении нашего урока, давайте вспомним, родиной чего была Греция. Правильно, Олимпийских игр. Что является одним из символов Олимпийских игр? Олимпийский огонь. Давайте мы с вами сейчас на уроке зажжем свой Олимпийский огонь. Если вам понравился урок, то вы выбираете красные язычки пламени, если что-то вас не устроило, то голубые. Вперед!

Я вам благодарна за урок, вы мне очень понравились, и я тоже выражаю свое мнение (я клею)

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!


УРОК ОКОНЧЕН


Дети отвечают


Прикрепляют язычки

пламени к «Олимпийской чаше»


Выставляют оценки в дневник и сдают путевые листы

Домашнее задание: параграф 24, прочитать на «3»;
дать развернутый ответ на вопрос «Как мы узнаем о жизни древних греков?»
на «4»;
объясните значение выражения «нить Ариадны»,
нарисуйте иллюстрацию к мифу на «5»




Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне. 5 класс
  • История
Описание:

Технологическая карта урока истории в 5 классе

ФИО:  

Табачук Елена Вячеславовна

Место работы:  

МБОУ СОШ «Каменногорский образовательный центр

Должность:

учитель истории и обществознания

Предмет:

история

Класс:

5 Б

Тема и номер урока в теме:

29 урок Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Базовый учебник:

 «История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая,М.: Просвещение, 2013

 

Цель:

 

Знакомство с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с культурой древнейшей греческой цивилизации.

 

 

Задачи:

 

1.      Продолжить знакомство с интерактивной картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание.

2.       Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам организации заочного путешествия по Средиземноморью и Древнейшей Греции

3.      Развивать умение  сравнивать различные источники письменные и вещественные. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.

4.      Формировать умение работать с путевыми листами и находящимися в них заданиями.

5.      Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков.

6.      Воспитывать уважительное отношение к родителям и их советам, по средствам примеров негативного поведения детей из мифов.

 

 

Оборудование:

Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, презентация к теме урока, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», индивидуальный путевой лист, дополнительная научная и энциклопедическая литература

 

Тип урока:

Изучение новых знаний с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).

 

Формы работы: 

Фронтальная работа, групповая, в парах

Дифференциация обучения:

ния Задания базового, среднего и повышенного уровня.

Межпредметные связи

(опережающие) география: географическое положение, климат и природные условия Греции.

Прогнозируемый результат:

 

 

 

УУД

Учащихся получили представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения Древней Греции. В ходе урока формировались

 

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы

Метапредметные  

  а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

- формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

 - извлечение первичной информации, умение работать с текстом, выделять главное, делать вывод и аргументировать его;

- работать с таблицей; сравнивать и находить отличия; работа с электронным приложением, с рабочим листом.

 

   б) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- определять цели и задачи урока;

- выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу.

  в) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение товарища

- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 

Предметные развивать познавательный интерес учащихся через постановку проблемных вопросов, работу со слайдами, применение современных технологий, овладение понятиями Балканский полуостров, о.Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Дедал, фреска, нить Ариадны.

 

 

Домашнее задание

параграф 24, прочитать, уметь пересказывать, подготовить развернутый ответ на вопрос: « Как мы узнаем о жизни древних греков?». Объясните значение выражения «нить Ариадны», нарисуйте иллюстрации к понравившемуся мифу.

 

 

 

 

 

Автор Табачук Елена Вясеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 4558
Номер материала 2720
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓