Главная / История / Конспект урока по истории Древнего мира "Завоевания Александра Македонского"

Конспект урока по истории Древнего мира "Завоевания Александра Македонского"

Конспект урока по истории.

Тема. Завоевания Александра Македонского.

Цели урока:

1. Развиваем историческое мышление.

Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.

Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.

2. Нравственное самоопределение.

Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Формируемые УУД на уроке:

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

Оборудование:

Учебник: История Древнего мира, Вигасин, 2013г.

Мультимедиа, презентация.

План урока:

I. Проблема урока: почему Александр Македонский завоевал полмира?

II. Поиск решения проблемы:

Выявляем причины побед Александра Македонского:

– Много лишних людей в Греции – поиск новых земель.

– Слабость Персидской державы.

– Стремление Александра Македонского к славе.

– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю-деспоту.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Учитель:

– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. Предлагаю рассмотреть карту ( слайд№2).

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?

Ответы учеников:

Маленькая.

– Малочисленную

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная.

Учитель:

– Что на карте обозначено красными стрелками?

– Какие были результаты этих походов?

Ответы учеников:

– Завоевательные походы Александра Македонского.

– Завоевано полмира.

Учитель:

2-й факт:

Александр Македонский завоевал полмира!

Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.

– В чём противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Ответы учеников:

Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

– Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу?

Главный вопрос: Почему Александр Македонский завоевал полмира?

Учитель:

– Есть у вас версии, предположения?

Ученики предлагают различные версии.

III. Актуализация знаний.

Учитель:

Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить?

Объясните значения слов: фаланга, царь

– Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков.

Ученики выполняют задания (слайд №4-5)

– Греки победили персов благодаря своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.

IV. Планирование деятельности.

Учитель:

– Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам

надо сделать? (Изучить параграф, найти факты, которые помогут объяснить причины этого)

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Учитель:

1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.

– Используя текст учебника.

– Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?

Ответы учеников:

– Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.

Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян.

2. Причины побед Александра Македонского.

– Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины.

Используя текст учебника, выполните задание: «В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».

По итогам выполнения задания применяем фронтальный диалог на понимание прочитанного.

– Почему греческие безземельные ополченцы будут поддерживать

Александра Македонского?

Ответы учеников: В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание. Войско Александра Македонского составляли не только македонские общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.

– Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала успех сражения.

Учитель:

– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?

– Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?

– Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?

– На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?

– Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил свои завоевательные походы?

Ответы учеников:

– Смелость и решительность. Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.

– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю- деспоту.

VI. Выражение решения проблемы.

Учитель:

– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать?

Примерный вывод по проблеме:

– Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту.

VII. Применение нового знания.

Учитель:

Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните. Выполните задание по карточкам и затем проверьте друг друга.

Ученики:

Выполняют задание и осуществляют самопроверку

Аргументированно высказывают оценочное мнение

Учитель:

Теперь подведём итог нашего урока (слайд№14) и напишем на отдельных листочках в течении 2-3 минут.

Рефлексия. 

Что я знал об Александре?

Что узнал?

Что осталось непонятным?

VIII. Домашнее задание.

Учитель:

– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, попытайтесь выполнить проект с использованием информационных технологий: сделать анимированную карту «Завоевания Александра Македонского».



Конспект урока по истории Древнего мира "Завоевания Александра Македонского"
  • История
Описание:

Конспект урока по истории.

Тема. Завоевания Александра Македонского.

Цели урока:

1. Развиваем историческое мышление.

Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.

Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.

2.  Нравственное самоопределение.

Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Формируемые УУД на уроке:

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблемув учебной деятельности.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

Оборудование:

Учебник: История Древнего мира, Вигасин, 2013г.

Мультимедиа, презентация.

План урока:

I. Проблема урока: почему Александр Македонский завоевал полмира?

II. Поиск решения проблемы:

Выявляем причины побед Александра Македонского:

– Много лишних людей в Греции – поиск новых земель.

– Слабость Персидской державы.

– Стремление Александра Македонского к славе.

– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю-деспоту.

 Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Учитель:

– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. Предлагаю рассмотреть карту ( слайд№2).

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?

Ответы учеников:

Маленькая.

– Малочисленную   

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная.

Учитель:

– Что на карте обозначено красными стрелками?

– Какие были результаты этих походов?

Ответы учеников:

– Завоевательные походы Александра Македонского.

– Завоевано полмира.

Учитель:

2-й факт:

Александр Македонский завоевал полмира!

Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.

– В чём противоречие?

– Какой возникает вопрос?  

Ответы учеников:

Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

– Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу?

Главный вопрос: Почему Александр Македонский завоевал полмира?

Учитель:

– Есть у вас версии, предположения?    

Ученики предлагают различные версии.

III. Актуализация знаний.

Учитель:

Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить?   

Объясните значения слов: фаланга, царь

– Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков.

Ученики выполняют задания (слайд №4-5)

– Греки победили персов благодаря своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.

IV. Планирование деятельности.

Учитель:

– Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам

надо сделать?   (Изучить параграф, найти факты, которые помогут объяснить причины этого)

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Учитель:

1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.

– Используя текст учебника.

– Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?

Ответы учеников:

–  Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.

Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян.

2. Причины побед Александра Македонского.

– Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины.

Используя текст учебника, выполните задание: «В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».

По итогам выполнения задания применяем фронтальный диалог на понимание прочитанного.   

– Почему греческие безземельные ополченцы будут поддерживать

Александра Македонского?

Ответы учеников: В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание. Войско Александра Македонского составляли не только македонские общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.

– Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала успех сражения.

Учитель:

– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?

– Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?

– Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?

– На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?

– Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил свои завоевательные походы?

Ответы учеников:

– Смелость и решительность. Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.

– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю- деспоту.

VI. Выражение решения проблемы.

Учитель:

– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать?  

Примерный вывод по проблеме:     

– Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту.

VII. Применение нового знания.

Учитель:

Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните. Выполните задание по карточкам и затем проверьте друг друга.

Ученики:

Выполняют задание и осуществляют самопроверку

Аргументированно высказывают оценочное мнение

Учитель:

Теперь подведём итог нашего урока (слайд№14) и напишем на отдельных листочках в течении 2-3 минут.

Рефлексия. 

Что я знал об Александре?

Что узнал?

Что осталось непонятным?

VIII. Домашнее задание.

Учитель:

 

– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, попытайтесь выполнить проект с использованием информационных технологий: сделать анимированную карту «Завоевания Александра Македонского».

Автор Булаева Марина Андреевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1505
Номер материала 22134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓