Главная / История / Конспект урока по истории древнего мира 5 класс

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классах

Тема. Первый властелин единого Китая.

Цели урока:

образовательная – сформировать у учеников представление об историческом прошлом Китая; обеспечить освоение учащимися следующих фактов: образование и объединение Китая, понятий: «Цинь Шихуан», «первый властелин Китая», «Великая китайская стена»;

развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, пользоваться учебником и исторической картой.

воспитательная – обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету и прошлому древних государств, воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Здоровьесберегающие задачи: профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности; снятие психологического напряжения; проведение физкультминуток на основе материала истории Древнего мира.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Древний Восток», раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями, карты), тетради, учебник, иллюстрации, атлас.

Литература: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. 17-е изд. - М.: 2010. – 287 с.

Основные термины и понятия: традиции, Цинь Шихуан, первый властелин Китая, Саньян, гунны, Великая китайская стена, бойница.

Основные даты: ок. 551 - ок. 479 до н. э.; 221 г. до н. э.; 221 до н. э. – 210 до н. э.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2-3 минуты).

2. Актуализация опорных знаний.

Вспоминаем, какую страну мы изучали на прошлом уроке – загадки.

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тыщу рос.

(Слон)


На земле нет выше места,

Чем вершина Эвереста.

Заберись на Эверест -

И увидишь всё окрест.

Вы бы сразу разглядели

Каликут, Мадрас и Дели,

Город сказочный Бомбей

С танцем ядовитых змей,

Йогов, пляшущих на углях,

Обезьян и тигров в джунглях,

Носорога, что как танк

Движется вдоль речки Ганг...

С высоты видны все храмы:

Будды, Вишну, Кришну, Рамы

Виден Шивы третий глаз...

Панорама - высший класс!

Стул поставьте на вершину

И любуйтесь свысока...

Если только всю картину

Не закроют облака.

(Индия)


Ребята, на прошлом уроке мы изучали древнюю страну – Индию. Давайте вспомним, что мы узнали об этой стране.

Для этого мы с вами выполним задания на карточках (получают карточки по рядам – 3 варианта).

На доске вы видите карту Древней Индии и Древнего Китая. Покажите, где находилась Древняя Индия и Древний Китай? Покажите главные реки Индии и Китая

Очень хорошо! Немного вспомнили и пойдем дальше. Все общество Индии делилось на определенные группы (посмотрите на схему на доске, работа с пропусками):


брахманы


?


земледельцы


?


?


А теперь давайте поиграем.

В каких предложениях речь идёт об Индии (хлопаем в ладоши), а в каких – о Китае (тишина)?

1. В этой стране всё население делилось на замкнутые наследственные группы – касты (хлопаем).

2. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, шахматы (хлопаем).

3. Императора этой страны называли «Сыном Неба» (тишина).

4. Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам (хлопаем).

5. В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии (хлопаем).

6. Правила поведения людей и управления страной были основаны на учении философа Конфуция (тишина).

3. Изучение нового материала

План

1. Объединение Китая.

2. Завоевательные походы.

3. Великая Китайская стена.

4. Восстание народа.

С историей какой страны мы продолжаем знакомиться?

Тема нашего урока – первый властелин единого Китая, запишите ее в тетрадь. Сегодня мы узнаем, кто такой Цинь-Шихуан, какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство? И какие открытия и изобретения китайцев известны всему миру?

Учитель раздает ученикам по маленькой контурной карте Древнего Китая и обращает внимание учеников на большую карту на доске. Ребята, возьмите ручки, и давайте на ваших картах отметим, в районе каких рек был образован Китай. Ребята, Китай был основан между рек Янцзы и Хуанхэ.

На этой территории было несколько отдельных государств, которые между собой воевали. Но все равно все они были одним народом, у них были общая культура и традиции. Об этих традициях и обычаях нам поведал мудрец Древнего Китая Конфуций (Вспомните, чему учил китайский мудрец Конфуций).

Одно из таких китайских государств называлось Цин. Давайте отметим его на карте, которые у вас есть.

В 221 г. до н. э. его правитель при помощи войны объединил весь Китай в единую страну. И стал он называть себя Цин Шихуан (изображение), что означало первый властелин Китая. Годы его правления: 221 до н. э. – 210 до н. э. Так была основана империя Цинь. Запишем это в тетрадь.

Столицей Китая стал город Саньян. Отметим его на ваших картах.

Цинь Шихуан совершал военные походы и захватывал новые земли, расширяя территорию Китая.

Но были у китайцев на севере соседи, с которыми даже китайцам было тяжело воевать. Это были кочевые племена гуннов.

Эти племена были очень воинственны и опасны для Китая. Чтобы обезопасить свою страну от их набегов, Цинь Шихуан приказал начать строительство Великой китайской стены (изображения).

Ее строили из камня простые китайцы, их заставляли. От тяжелой работы люди часто гибли на месте, и их зарывали в землю тут же возле стены.

Первоначально ее длина доходила до 10 тысяч километров, высота — до 7-10 метров, а ширина равнялась 5 метрам. Великая китайская стена – самое длинное искусственное сооружение в мире.

В стене есть сторожевые башни, а внизу ее охраняли отряды воинов.

Ребята, давайте теперь запишем это в тетрадь, и поработаем с картой. Ученики вместе с учителем должны отметить расселение гуннов на севере от Китая и отметить Великую Китайскую стену.

Давайте еще раз посмотрим на портрет Цин Шихуанди. Он был очень жестоким правителем. Земледельцы платили очень большие налоги. За какие-то проступки людей часто и сильно наказывали. Есть такая история, что Шихуан приказал сжечь старинные книги Конфуция, а его последователей заживо похоронить.

Несмотря на то, что Цинь Шихуан сильным и жестоким правителем, он все же боялся за свою жизнь, боялся, что его убьют. Он постоянно ночевал в разных дворцах.

Когда Цинь Шихуан умер, его похоронили в большой гробнице вместе со всем женами и слугами. В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном вооружении и построены в боевые порядки (посмотрите на иллюстрации в учебнике). Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

Таким было правление Первого властелина Китая. Ребята, скажите, чем оно вам запомнилось?

Закрепление пройденного материала

Ребята, сегодня мы изучили с вами новую очень интересную тему. Пусть теперь каждый из вас скажет то, что ему больше всего запомнилось.

Хорошо! А теперь поиграем немного:

Учитель читает предложения, а ученики должны их продолжить:

  • Китай располагался между реками……(Янцзы и Хуанхэ);

  • Китай был объединен ………(в 221 г., Цинь Шихуан);

  • На севере их врагами были…..(гунны);

  • Для защиты от них была сооружена ……(стена).

Молодцы ребята!

ИТОГ УРОКА

Итак, ребята, сегодня мы сформировали представление об историческом прошлом Китая; освоили следующие факты: образование и объединение Китая; изучили понятия: «Цинь Шихуан», «первый властелин Китая».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прочитать параграф 23, стр. 100-110, пересказать, ответить на вопросы. Выучить записи в тетради.

  2. Заполнить контурную карту с. 8-9.


Должны знать

Должны уметь

  1. Значения понятий «бамбук», «Конфуций», «традиции» «Цинь Шихуан», «первый властелин Китая», «Саньян», «гунны», «Великая китайская стена»

  2. Особенности развития древнекитайского государства;

  3. Сущность учения Конфуция;

  4. Знать основные даты.

  1. Уметь работать с изображениями и текстом учебника;

  2. Уметь работать с исторической картой;

  3. Уметь отмечать необходимые объекты на карте;

  4. Уметь проводить причинно-следственные связи.




5


Конспект урока по истории древнего мира 5 класс
  • История
Описание:

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе на тему "Первый властелин единого Китая".

Цели урока:

образовательная – сформировать у учеников представление об историческом прошлом Китая; обеспечить освоение учащимися следующих фактов: образование и объединение Китая, понятий: «Цинь Шихуан», «первый властелин Китая», «Великая китайская стена»;

развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, пользоваться учебником и исторической картой.

 

воспитательная – обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету и прошлому древних государств, воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Автор Селимова Екатерина Валерьевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1055
Номер материала 10477
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓