Главная / История / конспект урока по истории: Царствование Петра Великого

конспект урока по истории: Царствование Петра Великого

Матвеев Афанасий Спиридонович – учитель истории МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова».

7«б» класс

Урок - обобщение

Тема урока: Царствование Петра Великого

Цели и задачи урока:

Развивающие:

  • Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I, охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования.

  • Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой.

  • Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели.

  • Развивать умения систематизировать материал, делать выводы.

Образовательные:

  • Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Петра I.

Воспитательные:

  • Возбудить интерес учащихся к прошлому.

  • Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.

  • Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Оборудование урока: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, презентация к уроку (Приложение №1).

Класс разделен на группы:

  1. Художественный отдел (работа над обложкой журнала. Найти фотографии памятников Петру I , которые поставлены ему в разных странах, выбрать понравившийся и написать синквейн, который мог бы стать эпиграфом к нашему номеру журнала. Лучшая работа и станет обложкой.

  2. Отдел родословных (находят материал о родословной Романовых, порядок престолонаследия);

  3. Архивный отдел (работает с историческими источниками);

  4. Музыкальный отдел (подборка музыки из оперы “Хованщина”, история создания оперы);

  5. Топографический отдел (готовят исторические справки о селах Преображенском, Семеновском, Измайлове и Немецкой слободе);

  6. Отдел досуга (ребята готовят игру-путешествие “Великое посольство”).

Ход урока

(слайд 1)

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и неистового протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.

Наступает эпоха Петра Великого.

(слайд 2)

Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”

С.М. Соловьев

Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?

(слайд 3)

Мы еще не проходили реформы Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, но суть реформ, их идея зарождалась в детстве Петра и в начале его правления.

Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, благодарят”.

Петр I

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Медный всадник”А.С. Пушкин

Какой характер реформ ждет Россию?

А.С. Пушкин, спустя столетие, скажет, что некоторые их указов царя написаны кнутом…

(слайд 4)

Тема урока: “ Петр I. Россия на рубеже веков”.

(слайд 5)

Сегодня на уроке мы будем работать над очередным номером исторического журнала. И посвящен он будет началу правления Петра и его внутренней политике в начале царствования. Первым делом мы делаем обложку нашего журнала. Художественному отделу было дано задание, найти в интернете фотографии памятников Петру I , которые поставлены ему в разных странах, выбрать понравившийся и написать синквейн, который мог бы стать эпиграфом к нашему номеру журнала. Лучшая работа и станет обложкой.

Обложка журнала. (Происходит защита трех лучших работ, из них выбирается лучшая, которая и станет обложкой исторического журнала. Если у учителя есть свои сайт, можно на нем провести опрос).

(слайд 6)

План урока. (Оглавление)

  1. Правление царя Федора Алексеевича (1676-1682).

  2. Начало правления Петра I.

  3. Стрелецкий бунт 1682 г.

  4. Регентство царевны Софьи (1682-1689).

  5. Увлечения Петра.

  6. Великое посольство.

(слайд 7)

Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший.

(слайд 8)

Специалист по родословной Романовых рассказывает о претендентах на престол

(Cообщение ученика – специалист по родословной Романовых).

(слайд 9)

В хоромы царевича Федора пришли ближние бояре, думные люди и объявили:

Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, оставя царство земное, переселился в вечные обители”. Царевич хворал, у него опухли ноги, да тут еще такое потрясение. Но его подхватили под руки, повели в Грановитую палату и усадили на трон.

(слайд 1 0)

За годы своего правления Федор Алексеевич:

  • В 1682 г. отменил местничество;

  • Дума стала постоянно действующим органом, увеличил ее состав на треть, ослабил боярские группировки;

  • Установил сроки принятия решений в приказах;

  • Был введен трехмесячный срок рассмотрения дел в судах.

Действительно, свершения Петра I совершенно заслонили шестилетнее правление его старшего брата. А ведь этот последний московский царь начал многое из того, что затем осуществил первый российский император.

(слайд 11)

В 1682 г. царь Федор умер. Остро встал вопрос о престолонаследии. Предстояло решить, кто из его братьев станет царем: Иван или Петр, сын Милославской или сын Нарышкиной?

Вопрос к специалистам по родословной Романовых.

Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия?

(слайд 12)

Формально им должен был стать старший 16-летний Иван, но выбор бояр пал на Петра.

Почему?

К слабости физической присоединял и неразвитость умственную”

С.М. Соловьев

(слайд 13)

Бояре решили, что царем должен стать десятилетний Петр, принесли ему присягу, “подойти к руке” нового царя была вынуждена и царевна Софья.

(слайд 14)

В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. Софья подстрекала стрельцов словами:

Вы дождетесь от Нарышкиных такого зла, какого еще и не видывали; Петр посажен на царство не по закону, и идти против него – святое дело!”

(слайд 15, 16, 17)

Работа с документом (архивный отдел).

ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВОССТАНИИ 1682 г.

Майя в 15 день в осмом часу дни в набат ударили, и прииде вестник из государевых царских полат ко стрелцам: “Вы, стрелцы государевы, не знаете, что во царских полатах учинилася, утухла у нас звезда поднебесная, не стало болшаго брата государева царевича Ивана Алексеевича”. И тогда собравшеся стрелцы со знаменами и со оружием, пришли в Кремль к полатам государевым, и шли в полаты безобшибочно, и учали вопить и кричать со слезами великими умильними гласы жалостно: “Свет ты наш Петр Алексеевич, объяви ты нам своего государева брата царевича и великого князя Иоанна Алексеевича, жив ли есть или мертв!” И тогда царь и царевичь, и царевны все вышли на Златое крыльце, царевичь Иоанн Алексеевичь стал говорить: “Меня хотели задавить до смерти Кирила Нарышкина дети”. И стрелцы учали просить у царя и у царевича, и у царевен бояр изменников”. Ворвались во дворец и убили боярина Матвеева, Ивана Нарышкина и многих родственников Натальи.

Вопросы:

  1. Что послужило поводом к стрелецкому восстанию 1682 г.?

  2. Как повели себя Петр и Наталья Нарышкина?

  3. Что требовали стрельцы у царя?

  4. Кто пострадал в результате восстания стрельцов?

Звучит увертюра к опере Мусоргского “Хованщина” (музыкальный отдел). Ученик рассказывает об истории создания оперы (историческая справка).

Подумайте, какова главная идея увертюры? С чем вы связываете рассвет над Москвою рекой?

(слайд 18)

Царями были провозглашены оба брата – Иван и Петр. До их совершеннолетия Несколько дней спустя по требованию стрельцов Софья Алексеевна стала правительницей при несовершеннолетних братьях.

(слайд 19)

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

С победой Софьи в 1682 г. царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское.

(слайд 20)

Исторические справки (топографический отдел), подготовленные учащимися, о селе Преображенском, Немецкой слободе, селе Семеновском, селе Измайлово.

(слайд 21)

Историк об увлечениях юного Петра. (архивный отдел)

С ранних лет он (Петр) проявлял привязанность к ремеслам. В Преображенском ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел по меньшей мере дюжиной ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и приемников…

Павленко Н.И. Петр I.

  1. К каким ремеслам с ранних лет проявлял привязанность царь Петр?

(слайд 22)

Историк об увлечениях юного Петра (архивный отдел).

Еще больше Петра увлекало военное дело. Увлечение выросло на почве его детских забав. Просторы Преображенского позволяли Петру производить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести военные игры с участием значительного числа сверстников. Возникает военный городок с жилыми помещениями для Петра и потешных солдат, амбарами для хранения пушек и оружия. Все эти сооружения были обнесены забором с башнями и земляным валом. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу.

Павленко Н.И. Петр I.

  1. Что больше всего увлекало юного царя?

  2. Как развивалось увлечение Петра военным делом?

(слайд 23)

Историк об увлечениях юного Петра. (архивный отдел).

Петр работник, Петр с мозолистыми руками - вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразований. Над чем прежде всего и больше всего работает царь-работник, представитель своего времени, выразитель его потребности? Он работает над кораблем – это его любимая работа; вода – его любимая стихия, он ищет все большего простора на ней; из подмосковного пруда переходит на озеро, с одного меньшего озера на большее, от последнего- к морю”

С.М. Соловьев.

О каком увлечении царя Петра говорит автор?

(слайд 24)

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин “Стансы”.

Что отличало Петра от его предшественников и приемников?

(слайд 25)

В 1689 г. царица Наталья женила 16-летнего сына на Евдокии Лопухиной. Правление Софьи должно было прекратиться.

Почему? (отдел родословных).

(слайд 26)

В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. в Кремле пустили слух, что потешные войска идут на Москву. Поднялась тревога. Кто-то из тайных сторонников Петра среди стрельцов, решив, что затевается нападение на Преображенское, кинулся предупредить царя. Разбуженный Петр, вспомнив ужасы стрелецкого бунта 1682 г. бежал в Троице-Сергиеву лавру.

Однако окружение правительницы таяло с каждым днем. Один за другим уезжали к Петру бояре, уходили стрелецкие и солдатские полки.

Почему так случилось?

(слайд 27)

Голицына отправили в ссылку. Софья была лишена власти и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.

Великое посольство. Игра-путешествие (отдел досуга).

Приложение №2

Домашнее задание: параграф 13.

Литература:

  1. Учебник. История России конец XVI- XVIII век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, “Просвещение”, Москва-2009;

  2. Хрестоматия. История России XVI- XVIII веков. 7 класс, “Новый учебник”, Москва-2007;

  3. Павленко Н.И. Петр I, Москва-2003;

  4. Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России. 7 класс, “Экзамен”, Москва-2006.




конспект урока по истории: Царствование Петра Великого
  • История
Описание:

Тема урока: Царствование Петра Великого

Цели и задачи урока:

Развивающие:

·         Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I, охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования.

·         Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой.

·         Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели.

·         Развивать умения систематизировать материал, делать выводы.

Образовательные:

·         Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Петра I.

Воспитательные:

·         Возбудить интерес учащихся к прошлому.

·         Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.

·         Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Оборудование урока: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, презентация к уроку (Приложение №1).

Класс разделен на группы:

1.      Художественный отдел (работа над обложкой журнала. Найти фотографии памятников Петру I , которые поставлены ему в разных странах, выбрать понравившийся и написать синквейн, который мог бы стать эпиграфом к нашему номеру журнала. Лучшая работа и станет обложкой.

2.      Отдел родословных (находят материал о родословной Романовых, порядок престолонаследия);

3.      Архивный отдел (работает с историческими источниками);

4.      Музыкальный отдел (подборка музыки из оперы “Хованщина”, история создания оперы);

5.      Топографический отдел (готовят исторические справки о селах Преображенском, Семеновском, Измайлове и Немецкой слободе);

6.      Отдел досуга (ребята готовят игру-путешествие “Великое посольство”).

Автор Сидорова Валентина Валерьевна
Дата добавления 27.01.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 689
Номер материала 55045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓