Инфоурок Музыка Другие методич. материалыКонспект урока по искусству "Массовые и общедоступные искусства" (9класс)

Конспект урока по искусству "Массовые и общедоступные искусства" (9класс)

Скачать материал

Учебный предмет: искусство

 Класс: 9

Тема: «Массовые и общедоступные искусства».

Цель: учиться ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства; воспитывать художественный вкус.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Оборудование:

Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме.

Ход урока:

         1.Огромную  популярность  в  XX  в. приобрели  виды  искусства,  связанные с  техническим  прогрессом.  Фотографиякинотелевидение,  продукция полиграфической  промышленности (книги,  журналы,  газеты)  стали  символами  времени.
Слово  «фотография»  переводится как  «светопись»,  что  отражает  основополагающую  роль  света  в  процессе фотографирования.  Техника  фотографирования основана на знакомом людям  с  древности  оптическом  эффекте: луч  света, попадая  в небольшое отверстие  камеры,  дает  на  ее  противоположной  стенке  перевернутое  изображение  освещенных  предметов. Фотография,  являясь  одним  из  самых  распространенных  средств  массовой  коммуникации, имеет огромное историческое  значение  как  свидетель своего  времени.  Даже  не обладающая художественной  ценностью,  фотография  через  много  лет  становится  ценным  историческим  документом. Широкое  распространение  получила  художественная  фотография. Взгляд  через  объектив  фотоаппарата позволяет  увидеть  экзотические  страны, диковинных животных, подводные глубины океана,  культурно-исторические  реликвии  древней  архитектуры, популярных  актеров,  новые  течения в  моде  (одежда,  прически,  интерьеры домов  и  др.).  Свое  отношение  к  нему автор  передает  через  выбор  момента съемки,  ракурс,  распределение  света и  тени.
Фотография  развила  свою  особую систему  выразительных  средств,  но не  потеряла  связи  с  древними  изобразительными  искусствами.  Это  проявляется,  в  частности,  в  том,  что  их  основные  жанры —  портрет,  пейзаж,  натюрморт,  картина —  представлены  и  в фотоискусстве.  Говорят,  например,  что портрет  делает  отсутствующих  присутствующими  и  умерших  —  живыми. Особенность  изобразительного  образа  в  фотографии  заключается  в  его документальности,  так  как  он —  всегда  объект  реального  мира  или  существенный  момент  действительности.
        - Чем  же  фотография  отличается  от живописи? Прежде  всего,  тем,  что фотография  ловит  мгновения,  передает одномоментный  образ  происходящего  события,  тем  самым  переводя  его в  вечность. Сегодня  техника  фотографирования, пережив множество усовершенствований,  достигла  цифрового  уровня. Компьютер  помогает  добиться  необычайного  эффекта  в  фотографии, дает  возможность  соединять  различные  объекты,  трансформировать  или частично  менять  форму,  фактуру  или цвет  предметов,  комбинировать  объекты  наподобие  коллажа.

Художественно-творческие  задания
>   Сделайте,  используя  цифровой  фотоаппарат,  компьютерную  презентацию  на  одну  из  тем: «Моя  семья»,  «Мир  моих  увлечений»,  «Друзья»  и  др.  Подберите  музыкальное  оформление  к  презентации.

 > Создайте портретную галерею учителей или  одноклассников,  выбрав их  самые  яркие жесты, мимику,  передающие  образ. Напишите короткие литературные комментарии к  серии  фотографий.

       2. Кино сегодня является одним из  самых  массовых  видов  искусства. Кинематограф  (в  переводе  с  греческого  —  «изображаю  движение»)  с технической  точки  зрения  представляет  собой  развитие  искусства  фотографии.  Изобретение  так  называемых движущихся  фотографий  принадлежит  французам  —  братьям  Луи  Жану (1864—1948)  и  Огюсту (1862—1954) Люмьерам.  С  помощью  кадров  —  отдельных  фотоснимков,  на  кинопленке происходит  фиксация  фаз  движения объекта,  монтаж  помогает  соединить кадры  соответственно  замыслу  режиссера. Кино  как  вид  искусства  появилось в  Японии,  Европе  и  Америке  практически  одновременно —  в  конце 
XIX  в. Первый  киносеанс  в Москве  состоялся 26 мая 1896 г. в саду  «Эрмитаж». Одним из  крупнейших  кинотеатров  в  России стал  «Художественный»  (построен  в 1909  г.  русским  кино-предпринимателем 
А. Ханжонковым).  Позже  появились  кинотеатры  «Форум»,  «Колизей» (ныне  театр  «Современник»)  и  др. Кинематограф  со  временем  стал важнейшим  средством  коммуникации. Кино  доступно,  увлекательно,  выразительно. Оно обладает  свойствами  «зримой  литературы»,  «движущейся  живописи»,  «цветомузыки».  Исходя  из  этого,  можно  сказать,  что  кино  —  синтетическое  искусство.  
В  нем  слово,  жест,пластика,  пространство,  свет,  цвет,  музыка  создают  единый  образ.          Кино  не заменяет  литературу,  живопись,  музыку,  а  преломляет  их  опыт  в  соответствии  со  своей  спецификой.  Музыка способствует  драматургическому  развитию  происходящего  на  экране  действия.  Она  эмоционально  окрашивает тот или иной  эпизод  в  зависимости от замысла  режиссера.
Объединяя  литературу,  театр,  живопись,  музыку,  кино  раскрывает  динамичный целостный  зрительно-слуховой образ эпохи. Едва ли не самая специфическая  основа  киноязыка — монтаж,  т.  е.  расстановка  кадров  в  определенной  последовательности.  Монтаж создает  движение,  выстраивает  ритм картины, придает определенный смысл кадрам — снимкам-образам жизни. И в конечном  счете  служит  прямым  воплощением  мысли  автора,  выражением художественной  идеи фильма.
По  словам  кинорежиссера В. Пудовкина, монтаж — это  «найденный  и  развиваемый киноискусством метод выявления и ясного  показа…  связей,  существующих  в реальной  действительности».
Герои фильмов — красивые, сильные, бесстрашные —  проходят  «через  огонь и  воду».  Зрители,  погружаясь  в  атмосферу  фильма,  оценивают  их  действия, мечтают  быть  похожими  на  них. Но,  к сожалению,  в  последнее  время  на  киноэкранах  слишком  часто возникают образы  беспощадных  убийц-победителей,  монстров,  ни  во  что  не  ставящих человеческую жизнь,  и  образы  несчастных  поверженных  жертв.
Современные  технические  возможности  создания  спецэффектов  помогают  воплотить  самые  необычные  художественные  замыслы.  С  помощью компьютера  создаются  фантастические  персонажи,  двигающиеся  как  настоящие  актеры,  и  т.  п.Фильм  состоит из  эпизодов. Каждый эпизод  делится  на  кадры,  которые  характеризуются  полем  изображения, планом  и  углом  съемки,  составляющими  особый  язык  кино.  Кинорежиссер,  меняя  поле  изображения,  планы, ракурсы,  последовательность  монтажа кадров,  а  также  особенности  ритма, света,  цвета,  музыки,  звука,  создает  целостный образ  произведения.
Именно  кинематограф  дает  вторую  жизнь шедеврам  классической  музыки.  Известно множество  киноверсий  опер,  балетов,  мюзиклов,  а  также  мультипликационных  фильмов на  музыку  композиторов-классиков  («Адажио» Т.  Альбинони —  фильм  режиссера  Г.  Бардина; «Времена  года»  П. Чайковского—  фильм  режиссера  И.  Иванова-Вано  и  др.).

Слушание: Т. Альбинони   Адажио


•  Запишите  в  свою  творческую  тетрадь названия  знакомых  вам  видов  киноискусства,  его жанров  с  конкретными  примерами.•  Посмотрите  мультфильм  «Времена  года».  Какими  средствами  анимации  отражены  в  фильме особенности  пьес  П.  Чайковского  «Осенняя  песнь  (Октябрь)»  и  «На  тройке  (Ноябрь)»?•  Посмотрите  фрагменты  кинофильмов,  созданных  на  сюжеты  известных  литературных  произведений  («Метель»  А. Пушкина«Ромео  и  Джульетта»  У. Шекспира).  Что  вносит  язык  киноискусства  в  раскрытие  драматургии  образов?

Художественно-творческие  задания
 >  Придумайте  сюжет  небольшого,  но  занимательного фильма  или  мультфильма.  Сделайте раскадровку.

 >  Выполните  коллективную  работу:  создайте  альбом,  посвященный  моде  ХХ  в.  Подберите  популярные  песни,  соответствующие  по  стилю  каждому  персонажу.
    

  3. Телевидение  (от  греч.  tele  —  вдаль, далеко  и  лат.  video —  вижу) —  одно  из мощных  средств  массовой  информации,  имеет  новые  изобразительные возможности.  С  помощью  телевидения  происходит  передача  на  расстояние  изображения  подвижных  и неподвижных  объектов  с  помощью электрических  сигналов,  распространяющихся  по  каналу связи.  Первые телепередачи  начались  в  Москве  еще в  1935  г.  Они  были  посвящены  жизни  нашего  государства,  культурным мероприятиям,  спорту. Сегодня  все  большее  распространение  получают  телепроекты,  ориентирующие  зрителя на интерактивное  общение.  Это  многочисленные  ток-шоу, развлекательные  программы  с  интернет-голосованием,  sms-сообщениями. Это игры и конкурсы  («Фабрика звезд», «Народный  артист»,  «Ледниковый  период»,  «Танцы  со  звездами»  и  др.). Особое  значение  в  этих  передачах имеет  синтез  искусств:  разговорный жанр,  театрализация,  музыка  различных жанров.  Роль  музыки  в  этих  программах  неоднозначна.  В  одних  она
выполняет  фоновую  или  чисто  развлекательную  функцию,  в  других  — нацеливает  зрителей  на  более  глубокое  восприятие  образов,  создаваемых артистами.

Процесс  создания  телевизионной продукции связан с коллективным творческим  трудом  сценариста,  режиссера, оператора,  художника,  актеров,  работников  сопутствующих  служб (осветителей,  костюмеров,  гримеров  и  пр.).
•  Изучив  телевизионную  программу  одного  из  дней  недели,  систематизируйте  пере-дачи по жанрам,  запишите  свои  выводы  в  творческую  тетрадь.•  Согласны  ли  вы  с  высказыванием  известного  американского  теле-  и  роадиожурналиста Э. Мэроу:  «Телевидение может  учить и просвещать и  даже  вдохновлять, но  только  до  тех пор, пока люди  будут  использовать  его  соответствующим  образом.  В  противном  случае  это  не  более  чем ящик  с  проводами  и  лампочками».  Аргументируйте  свое  мнение.

Слушание: «Легко на сердце от песни веселой» из к/ф «Веселые ребята».

Художественно-творческие  задания
>    Придумайте  небольшой,  но  увлекательный  сценарий  (смешной,  грустный,  поучительный  и т.  д.)  фильма  или  мультфильма.  Сделайте  его  раскадровку.  При  наличии  видеокамеры  снимите короткий фильм,  раскадровку  которого  вы  выполнили. Подберите  к нему музыкальное  сопровождение.

>    Разделившись  на  группы  (5–7 человек),  посмотрите  по  телевизору  различные передачи.

Проанализируйте  средства  художественной  выразительности,  которые  используются  в  телевизионных  передачах  разных  жанров.

   4. Итог: - назовите массовые и общедоступные искусства

                 - какая музыка звучала?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по искусству "Массовые и общедоступные искусства" (9класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Огромную  популярность  в  XX  в. приобрели  виды  искусства,  связанные с  техническим  прогрессом.   продукция полиграфической  промышленности  журналы,  газеты)  стали  символами 

 Цель: учиться ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства; воспитывать художественный вкус. Тип урока: Изучение нового материала. Оборудование:

 

Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме.

Художественно-творческие  задания
>   Сделайте,  используя  цифровой  фотоаппарат,  компьютерную  презентацию  на  одну  из  тем: «Моя  семья»,  «Мир  моих  увлечений»,  «Друзья»  и  др.  Подберите  музыкальное  оформление  к  презентации.

 

 > Создайте портретную галерею учителей или  одноклассников,  выбрав их  самые  яркие жесты, мимику,  передающие  образ. Напишите короткие литературные комментарии к  серии  фотографий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1479
    • DOCX 73.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркова Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маркова Елена Геннадьевна
    Маркова Елена Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 38629
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 165 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные направления музыкального искусства

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания специального фортепиано в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе