Главная / Музыка / Конспект урока по искусству 9 класса по теме: Тайные смыслы образов искусства

Конспект урока по искусству 9 класса по теме: Тайные смыслы образов искусства

Конспект урока 9 класса по теме: Тайные смыслы образов искусства

Составил учитель музыки и искусства: Шевченко Л.В.



Цель урока:

  • формировать представление о синтезе искусств (музыки и кинематографии) и средствах их эмоционального воздействия:

  • развивать способность сопоставлять художественные образы музыки и кино.

Ход урока.

Урок начинается со звучания мелодии "Адажио" Т.Альбинони (учитель исполнит на фортепиано или пропоёт как вокализ).

Учитель:

- Знакома ли эта мелодия вам, ребята? (далее беседа строится в зависимости от высказанных ответов: если знакома, то просьба назвать автора и произведение).

- Попробуйте её повторить ! (индивидуально поют небольшие фразы)

- Что сразу же впечатляет? (мелодия запоминается быстро, её можно исполнить как песню или вокализ).

У.: Пришло время представить произведение, мелодию которого мы исполнили. (Презентация)

Это "Адажио" для органа и струнных инструментов.

Томазо Джованни Альбинони (1671 - 1750 г.) - венецианский композитор, написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло - его не успели вывезти.

Произведение внесено в книгу "Рекордов Гиннесса", потому что авторство Альбинони признается ошибочным. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в середине XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони - Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное произведение.

Впервые реконструированное "Адажио" было исполнено в 1958 году.

С тех пор, его мелодия звучала неисчислимое количество раз как музыкальная поддержка в телевизионных программах и рекламных роликах, как саундтрек (звуковая дорожка) в художественных и документальных фильмах. Многочисленные транскрипции "Адажио" для всевозможных инструментов и составов, практически во всех стилях звучат с эстрады. (См. учебник "Искусство 8-9 классы" Г.Сергеева, И.Кашекова, Е.Критская - с.180-181)

Прошу вас, ребята, внимательно послушать эту музыку в оригинале и высказать свои мысли о содержании. Какое впечатление, какое душевное состояние вызывает эта музыка у каждого из вас?

Звучит "Адажио"

Ответы ребят неоднозначны, но, практически все, говорят о трагичном, скорбном, отчаянном, безнадёжном состоянии, о желании плакать и страдать.

Учитель:

Музыка "Адажио" наполнена явными и скрытыми смыслами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.

Символ движения стал исходной точкой для создания мультипликационного фильма. На фоне музыки "Адажио" разворачивается неторопливое действие, в котором режиссер Гарри Бардин (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей осмыслить вечные темы - добро и зло, свет и тень, черное и белое, чужой среди своих.

Давайте же и мы поразмышляем об этом, и каждый из вас сможет высказаться на листе белой бумаги!

Просмотр мультипликационного фильма Гарри Бардина "Адажио".

Ребята записывают свои суждения. Суть ответов сводиться к мыслям о торжестве добра и света, о возрождении отвергнутой души; возникают ассоциации с образами Данко, Иисуса Христа, образами простых людей, не жалеющих своей жизни, ради добра и любви к другим людям.

В финале урока вновь звучит "Адажио" в вокальных аранжировках известных исполнителей современности: С.Брайтман, Л.Фабиан, Н.Баскова (Презентация)

Учитель обращает внимание ребят на литературное содержание песен, в которых главенствует тема любви.

Анна Резникова
Навсегда

Я окна в ночь открою,
Чтоб встретится с тобою.
Пусть я не знаю тебя.
Мне скажет шепот дождя,
Что ты грустишь обо мне.
И что придешь однажды.

Ты был дождем и снегом,
Слезами был и небом
Ты стал моею мечтой,
Но ты мне нужен живой
Чтоб растворится в тебе,
И ты будешь здесь однажды.

Ты не можешь не прийти,
Дать любви и отцвести,
Ты слишком мой, чтоб быть с другой.
И слова не нужны, если будем нежны,
Наконец мы с тобой.

Ты слышишь - сердце бьется,
Оно вот - вот сорвется,
И полетит за тобой,
Чтоб стать твоей душой.
Не дай разбиться ему.

Подхвати его и своим теплом согрей его.
Не дай погаснуть в ночи,
Огню последней свечи,
Дай мне дыханье свое, скажи мне - да,
Что навсегда, ты стал моим навсегда.

Николай Басков
Мгновения

Славим не напрасно
Этот мир прекрасный -
Вместе встречаем зарю,
Шепчем ночами люблю,
За нами следуют тени,
Эти странные слуги времени.

Мимолетна наша жизнь,
Этот мир короткий,
Словно в полдень тень,
Береги, каждый день.

Ночи, как мгновенья,
Забыты сновиденья.
Где-то витает мечта
Удел ее - высота,
За нами следуют тени,
Эти странные слуги времени.

Мимолетна наша жизнь,
Этот мир короткий,
Словно в полдень тень,
Береги, каждый день.
Время безвозвратно,
И нет пути обратно.

Встретимся, может, в раю,
Снова скажу - люблю,
За нами следуют тени,
Эти верные стражи времени.

Исполняем фрагменты хором

Домашнее задание:

Сделать презентацию, используя репродукции картин различных художников, фрагменты художественных фильмов, иллюстрации картин природы, фотографии, видеоряд из которых могла бы озвучить музыка Т.Альбинони "Адажио".



Конспект урока по искусству 9 класса по теме: Тайные смыслы образов искусства
  • Музыка
Описание:

Конспект урока по искусству 9 класса

 

 по теме: Тайные смыслы образов искусства разработан по программе Сергеевой. 

Цель урока:

·         формировать представление о синтезе искусств (музыки и кинематографии) и средствах их эмоционального воздействия:

·         развивать способность сопоставлять художественные образы музыки и кино.

Ход урока.

 

Урок начинается со звучания мелодии "Адажио" Т.Альбинони (учитель исполнит на фортепиано или пропоёт как вокализ). 

Автор Шевченко Лариса Васильевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 3089
Номер материала 9621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓