Инфоурок Музыка Другие методич. материалыКонспект урока по искусству 8 класс. Тема урока: Знание научное и знание художественное

Конспект урока по искусству 8 класс. Тема урока: Знание научное и знание художественное

Скачать материал

Тема урока: Знание научное и знание художественное

 

       Составил учитель музыки и искусства: Шевченко Л.В.

 

Цели и задачи: Различать виды, стили и жанры искусства.

1.     Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

2.     Подбирать музыкальные  произведения, созвучные картинам

         русских художников

 

Ход урока:

 

Многогранная  личность  Леонардо да  Винчи  (1452—1519)  —  основоположника  художественной  культуры Высокого  Возрождения  —  вот  уже пять  столетий  восхищает  человечество.  Этот  итальянский  художник  (живописец,  скульптор,  архитектор)  был еще  и  писателем,  ученым  и  инженером,  изобретателем  и  анатомом.

Его  гениальные  догадки  как  ученого,  инженера,  конструктора  намного опередили  современную  ему  эпоху. Он  научно  обосновал  принципы  воздушной  перспективы,  высказал  научные  предположения  об  особенностях зрения  человека.  Живопись  он  рассматривал  как  универсальный  язык, способный  воплотить  все  многообразные  проявления  разумного  начала в  природе.

На  примерах  деятельности Леонардо  да  Винчи  можно  понять, насколько  неразрывно  научное  и  художественное  творчество. Рисунок  «Витрувианский  человек» символизирует  внутреннюю  симметрию,  Божественную  пропорцию  человеческого  тела.  Две  наложенные  одна на  другую  фигуры  вписаны  в  круг  и квадрат.  Этот  рисунок  определил  канонические  пропорции  изображения человека  для  европейского  искусства последующего  времени.  В  XX  в.  на основе  этого  рисунка  была  составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения  современной архитектуры.

Удивительны  тексты  Леонардо да Винчи,  которыми  он  сопровождает  свои  рисунки  компаса  и  плуга: «Настойчивое упорство»,  «Препятствие не  сгибает  меня.  Всякое  препятствие разрушается  упорством. 


• Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль?
• О  каких  жизненных  установках  художника  и  ученого  свидетельствуют  подписи  под  его рисунками компаса и плуга?


Не  оборачивается  тот,  кто  устремлен  к  звезде».

Басня.  Случилось  так,  что  комочек  снега  очутился  на  верхушке  скалы,..  и  стал  он размышлять: —  Вот,  не  надлежит  ли  считать  меня зазнавшимся  и  гордецом  из-за  того,  что  я, малый  ком  снега, нахожусь на  столь высоком месте,  и  допустимо  ли,  что  такое  великое множество  снега,  какое  отсюда  видно  мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика  не  заслуживает  этой  высоты,  о  чем хорошим  назиданием...  служит  мне то, что сделало вчера  солнце  с моими  сверстниками, которые...  были  солнцем  растоплены... Я  же хочу  спастись от  гнева  солнца и найти место,  соответствующее  моей  значимости.

И  вот  ринулся  он  вниз  и  стал  спускаться,  катясь  с  высоких  откосов  поверх  другого  снега;  но  чем  ниже  искал  он  себе  места, тем  больше  росла  его  величина...  и был  он последним,  которого  в  то  лето  растопило солнце.

Сказано  для тех,  кто  смиренен: те и  вознесены  будут.

Портреты  кисти  Леонардо  да Винчи  —  это  образы  свободных  духом,  добродетельных  и  талантливых людей. К  ним  относится  и  самый  знаменитый  портрет  —  «Джоконда»,  или «Мона  Лиза».  Он  произвел  ошеломляющее  впечатление  на  современников  художника.  Один  из  них  писал: «Изображение  это  давало  понять  всякому,  кто  хотел  постичь,  насколько искусство  способно  подражать  природе…»

В  портрете  художник  воплотил возвышенный  идеал  вечной  женственности  и  человеческого  обаяния. Важным  элементом  композиции  стал пейзаж  космического  масштаба,  тающий  в  холодной  дымке.

Взгляд  Моны  Лизы  исполнен  мудрости  и  спокойствия.  Сам  Леонардо называл  глаза  распахнутыми  окнами, открывающими  душе  все  красоты мира,  которые  заставляют  ее  смириться  с  заточением  в  телесной  оболочке.

Картина  Леонардо  да  Винчи,  как и  музыка  Моцарта  —  загадка  мира  и внутренней  жизни  человека,  неизмеримое  богатство  его  души.


•  Послушайте  Симфонию № 40  (1-ю  часть)  В.-А. Моцарта.  Какие  особенности  портрета  и  музыки  раскрывают  глубину  и  противоречивость  их  образов?

•  Прочитайте  интерпретацию  музыки  Моцарта  в  исследовании  Г.  Чичерина.  Выскажите  свои впечатления  о  музыке Моцарта.

 

Любое  научное  знание  воспринимается  всеми  одинаково. Например,  закон  Архимеда,  теорема  Пифагора,  законы  всемирного  тяготения  существуют  как  данность.  В  науке  каждое  новое  открытие может  перечеркнуть  сложившиеся  представления  о  тех  или  иных явлениях.  Например,  открытие Магелланом Америки  стало  веским основанием  для опровержения представлений человечества о  том, что Земля плоская. До XVII  в.  считалось, что  центром  Вселенной  является  Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника человечество  признало,  что  Земля  и  другие  планеты  вращаются вокруг  Солнца  (гелиоцентрическая  система).

В  искусстве  каждое  новое  явление  не  отменяет  ценности старого.  Раскопки  археологов  открыли  миру  удивительное изящество  и  художественное  совершенство  изделий  мастеров  древности.  Главной  темой  искусства  во  все  времена  был человек.  Но  его  изображение  в  дошедших  до  нас  художественных произведениях разных  эпох различно. И нас не  смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях  прошлого.

Все  искусства  рассказывают  нам  о  человеке  своего  времени.  И  народная  песня,  существовавшая  в  устной  традиции, и  древние  культовые  песнопения,  которые  сегодня  можно услышать  благодаря  современной  расшифровке,  также  дают представление  о  человеке.

 

Практическая работа

 

•  «Вы…  находитесь  от  нее  на  таком  расстоянии,  что  не  знаете,  что  она  изображает,  и  все-таки вы  пленены  ее  магическим  аккордом;  это  и  есть  музыка  картины».  Подтверждают  ли  эти  слова, сказанные  о  средневековой  живописи,  идею,  что  новое  в  искусстве  не  отменяет  старого?

•  Какие  открытия  изменили  представления  человечества  о  строении  Вселенной,  о  форме Земли?  Приведите  примеры  научных  открытий,  изобретений,  изменивших  жизнь  человека.

•  Что  рассказывают  о  человеке  рельефы,  выполненные  в  разные  эпохи?  Изменился  ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней  Греции,  средневековой Европы, мастеров  эпохи  Ренессанса  интересны  современному  человеку?

•  Вспомните  русские  народные  песни  и  инструментальные  наигрыши,  которые  раскрывают многообразие  жизненных  ситуаций.  Какие  образцы  народного  творчества  значимы  для  современных  слушателей  и  исполнителей?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по искусству 8 класс. Тема урока: Знание научное и знание художественное"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по искусству 8 класс.

 

Тема урока: Знание научное и знание художественное разработан по программе Сергеевой "Искусство"

Цели и задачи: Различать виды, стили и жанры искусства.

1.     Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

2.     Подбирать музыкальные  произведения, созвучные картинам

         русских художников

 

Ход урока:

 

Многогранная  личность  Леонардо да  Винчи  (1452—1519)  —    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 1339
    • DOCX 18.6 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Лариса Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевченко Лариса Васильевна
    Шевченко Лариса Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 80936
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные направления музыкального искусства

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 851 человек

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов