Главная / Музыка / Конспект урока по искусству 8 класс. Тема урока: Знание научное и знание художественное

Конспект урока по искусству 8 класс. Тема урока: Знание научное и знание художественное

Тема урока: Знание научное и знание художественное


Составил учитель музыки и искусства: Шевченко Л.В.


Цели и задачи: Различать виды, стили и жанры искусства.

  1. Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

  2. Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам

русских художников


Ход урока:


Многогранная  личность  Леонардо да  Винчи  (1452—1519)  —  основоположника  художественной  культуры Высокого  Возрождения  —  вот  уже пять  столетий  восхищает  человечество.  Этот  итальянский  художник  (живописец,  скульптор,  архитектор)  был еще  и  писателем,  ученым  и  инженером,  изобретателем  и  анатомом.

Его  гениальные  догадки  как  ученого,  инженера,  конструктора  намного опередили  современную  ему  эпоху. Он  научно  обосновал  принципы  воздушной  перспективы,  высказал  научные  предположения  об  особенностях зрения  человека.  Живопись  он  рассматривал  как  универсальный  язык, способный  воплотить  все  многообразные  проявления  разумного  начала в  природе.

На  примерах  деятельности Леонардо  да  Винчи  можно  понять, насколько  неразрывно  научное  и  художественное  творчество. Рисунок  «Витрувианский  человек» символизирует  внутреннюю  симметрию,  Божественную  пропорцию  человеческого  тела.  Две  наложенные  одна на  другую  фигуры  вписаны  в  круг  и квадрат.  Этот  рисунок  определил  канонические  пропорции  изображения человека  для  европейского  искусства последующего  времени.  В  XX  в.  на основе  этого  рисунка  была  составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения  современной архитектуры.

Удивительны  тексты  Леонардо да Винчи,  которыми  он  сопровождает  свои  рисунки  компаса  и  плуга: «Настойчивое упорство»,  «Препятствие не  сгибает  меня.  Всякое  препятствие разрушается  упорством. 


• Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль?
• О  каких  жизненных  установках  художника  и  ученого  свидетельствуют  подписи  под  его рисунками компаса и плуга?


Не  оборачивается  тот,  кто  устремлен  к  звезде».

Басня.  Случилось  так,  что  комочек  снега  очутился  на  верхушке  скалы,..  и  стал  он размышлять: —  Вот,  не  надлежит  ли  считать  меня зазнавшимся  и  гордецом  из-за  того,  что  я, малый  ком  снега, нахожусь на  столь высоком месте,  и  допустимо  ли,  что  такое  великое множество  снега,  какое  отсюда  видно  мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика  не  заслуживает  этой  высоты,  о  чем хорошим  назиданием...  служит  мне то, что сделало вчера  солнце  с моими  сверстниками, которые...  были  солнцем  растоплены... Я  же хочу  спастись от  гнева  солнца и найти место,  соответствующее  моей  значимости.

И  вот  ринулся  он  вниз  и  стал  спускаться,  катясь  с  высоких  откосов  поверх  другого  снега;  но  чем  ниже  искал  он  себе  места, тем  больше  росла  его  величина...  и был  он последним,  которого  в  то  лето  растопило солнце.

Сказано  для тех,  кто  смиренен: те и  вознесены  будут.

Портреты  кисти  Леонардо  да Винчи  —  это  образы  свободных  духом,  добродетельных  и  талантливых людей. К  ним  относится  и  самый  знаменитый  портрет  —  «Джоконда»,  или «Мона  Лиза».  Он  произвел  ошеломляющее  впечатление  на  современников  художника.  Один  из  них  писал: «Изображение  это  давало  понять  всякому,  кто  хотел  постичь,  насколько искусство  способно  подражать  природе…»

В  портрете  художник  воплотил возвышенный  идеал  вечной  женственности  и  человеческого  обаяния. Важным  элементом  композиции  стал пейзаж  космического  масштаба,  тающий  в  холодной  дымке.

Взгляд  Моны  Лизы  исполнен  мудрости  и  спокойствия.  Сам  Леонардо называл  глаза  распахнутыми  окнами, открывающими  душе  все  красоты мира,  которые  заставляют  ее  смириться  с  заточением  в  телесной  оболочке.

Картина  Леонардо  да  Винчи,  как и  музыка  Моцарта  —  загадка  мира  и внутренней  жизни  человека,  неизмеримое  богатство  его  души.


•  Послушайте  Симфонию № 40  (1-ю  часть)  В.-А. Моцарта.  Какие  особенности  портрета  и  музыки  раскрывают  глубину  и  противоречивость  их  образов?

•  Прочитайте  интерпретацию  музыки  Моцарта  в  исследовании  Г.  Чичерина.  Выскажите  свои впечатления  о  музыке Моцарта.


Любое  научное  знание  воспринимается  всеми  одинаково. Например,  закон  Архимеда,  теорема  Пифагора,  законы  всемирного  тяготения  существуют  как  данность.  В  науке  каждое  новое  открытие может  перечеркнуть  сложившиеся  представления  о  тех  или  иных явлениях.  Например,  открытие Магелланом Америки  стало  веским основанием  для опровержения представлений человечества о  том, что Земля плоская. До XVII  в.  считалось, что  центром  Вселенной  является  Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника человечество  признало,  что  Земля  и  другие  планеты  вращаются вокруг  Солнца  (гелиоцентрическая  система).

В  искусстве  каждое  новое  явление  не  отменяет  ценности старого.  Раскопки  археологов  открыли  миру  удивительное изящество  и  художественное  совершенство  изделий  мастеров  древности.  Главной  темой  искусства  во  все  времена  был человек.  Но  его  изображение  в  дошедших  до  нас  художественных произведениях разных  эпох различно. И нас не  смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях  прошлого.

Все  искусства  рассказывают  нам  о  человеке  своего  времени.  И  народная  песня,  существовавшая  в  устной  традиции, и  древние  культовые  песнопения,  которые  сегодня  можно услышать  благодаря  современной  расшифровке,  также  дают представление  о  человеке.


Практическая работа


•  «Вы…  находитесь  от  нее  на  таком  расстоянии,  что  не  знаете,  что  она  изображает,  и  все-таки вы  пленены  ее  магическим  аккордом;  это  и  есть  музыка  картины».  Подтверждают  ли  эти  слова, сказанные  о  средневековой  живописи,  идею,  что  новое  в  искусстве  не  отменяет  старого?

•  Какие  открытия  изменили  представления  человечества  о  строении  Вселенной,  о  форме Земли?  Приведите  примеры  научных  открытий,  изобретений,  изменивших  жизнь  человека.

•  Что  рассказывают  о  человеке  рельефы,  выполненные  в  разные  эпохи?  Изменился  ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней  Греции,  средневековой Европы, мастеров  эпохи  Ренессанса  интересны  современному  человеку?

•  Вспомните  русские  народные  песни  и  инструментальные  наигрыши,  которые  раскрывают многообразие  жизненных  ситуаций.  Какие  образцы  народного  творчества  значимы  для  современных  слушателей  и  исполнителей?



Конспект урока по искусству 8 класс. Тема урока: Знание научное и знание художественное
  • Музыка
Описание:

Конспект урока по искусству 8 класс.

 

Тема урока: Знание научное и знание художественное разработан по программе Сергеевой "Искусство"

Цели и задачи: Различать виды, стили и жанры искусства.

1.     Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

2.     Подбирать музыкальные  произведения, созвучные картинам

         русских художников

 

Ход урока:

 

Многогранная  личность  Леонардо да  Винчи  (1452—1519)  —    

Автор Шевченко Лариса Васильевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 7441
Номер материала 9608
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓