Инфоурок Информатика КонспектыКОНСПЕКТ УРОКА по информатике в 6 классе "Отношения тождества, пересечения и подчинения"

КОНСПЕКТ УРОКА по информатике в 6 классе "Отношения тождества, пересечения и подчинения"

Скачать материал

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

по информатике:

«Отношения тождества, пересечения и подчинения»

6 класс

 

(УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: учитель информатики
Волкова О. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Судиславль 2015


Информатика

6 класс

Урок 18. Отношения тождества, пересечения и подчинения

(шестой урок в теме «Человек и информация»)

УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова+Рабочая тетрадь 6 ИНФОРМАТИКА Л. Босова

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (портреты Венна и Эйлера, схема, иллюстрирующая отношения тождества, пересечения и подчинения с помощью кругов Эйлера).

Цели урока:

Обучающие:

·         сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;

·         познакомить их с отношениями тождества, пересечения и подчинения;

·         восстановить навыки работы в графическом редакторе Paint;

·         сформировать некоторые представления о приёмах эффективного построения графических изображений (использование клавиши Shift).

Воспитательные:

·         формирование материалистического мировоззрения;

·         нравственное воздействие;

·         воспитание культуры умственного труда;

Развивающие:

·         развитие репродуктивного воображения;

·         развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления;

·         развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать.

 

Новые понятия урока:

  • отношение тождества;
  • отношение пересечения;
  • отношение подчинения.

Ход урока:

    1. Организационный момент (2 минуты)
    2. Повторение пройденного материала по теме «Содержание и объём понятия». (5 минут)
      Учащиеся отвечают на вопросы (слайды 1-3 презентации):
      • Чем характеризуются объекты реальной действительности? (Размером, формой, цветом и др.)
      • Чем характеризуется понятие? (Содержанием и объёмом)
      • Что такое содержание понятия? (Это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии)
      • Что такое объем понятия? (Множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия)
      • На экране представлена пирамида из множеств.
        Определите на каком этаже место, названного мной множества:



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель называет множество, а дети определяют, на каком этаже его место:

      • лапы у собаки (4);
      • крылья у бабочки (2);
      • богатыри в «Сказке о мёртвой царевне» (7);
      • учебные месяцы в году (9);
      • месяцы года (12);
      • количество пальцев на руке (5);
      • рога у носорога (1);
      • лапы у паука (8);
      • гласные буквы (10);
      • ноги у мухи (6);
      • летние месяцы (3);
    1. Изложение теоретического материала. (11 минут)
      Теоретическая основа урока:
                                                              (слайд 5)
      Реальные объекты сравниваются по размерам, цвету, форме и т.д. Отношения между реальными объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и т.д. 
      Важно показать всё разнообразие отношений между понятиями. Это удобно сделать при выполнении № 25 на стр. 53-57 рабочей тетради (во время демонстрации слайда № 5 презентации). Учащиеся по цепочке друг за другом читают, приведённый пример и выбирают нужную пару.
                                                             (слайд 6)
      Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравниваются их содержания и их объёмы. Пример: квадрат и прямоугольник.    

(слайд7)

Понятие

Содержание

Квадрат

·               Четырехугольник

·               Все углы прямые

·               Все стороны равны

Прямоугольник

·               Четырехугольник

·               Все углы прямые

·               Длины противоположных сторон попарно равны

(слайд 8)

Для изображения объёма понятия используют круги Эйлера:

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение учащихся «Круги Эйлера» (домашнее задание: дополнительный материал из Интернета).
После сообщения вопросы учащимся:

      • Откуда пошло название «Круги Эйлера»? (По фамилии учёного)
      • Как ещё называют круги Эйлера? (Диаграммы Эйлера-Венна)
      • Откуда пошло это название? (По именам учёных, использующих для обозначения множеств круги, Эйлера и Венна).

. (слайд 9)

Все понятия делятся на сравнимые и несравнимые.

(слайд 10)

Несравнимые понятия — далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков. Примеры: романс и кирпич, компьютер и молоко, карандаш и ледник

(слайд 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 12)

Тождество - это отношение между понятиями, у которых объемы совпадают, т.е. объем одного понятия равен объему другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 13)

Пересечение - это отношение между понятиями, у которых объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы учащимся:

·         Что такое электронное письмо?

·         На каком языке можно написать электронное письмо?

·         Какое письмо попадёт в пересечение двух кругов, чтобы оно удовлетворяло двум условиям?

·         Кто будет находиться в пересечении двух кругов на втором рисунке?

(слайд 14)

Подчинение - отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Для закрепления отношений тождества, пересечения и подчинения рассматривается № 27(1) на стр. 59-60 рабочей тетради. (4 минуты)
      27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.
      Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.












      (Вопрос учащимся: перечислите понятия, которые находятся в отношении подчинения.)
      1) Понятия: птица, воробей, перелётная птица, ласточка, аист.










      2) Понятия: Космическая система, Земля, Марс, Солнце, планета, Солнечная система.










    1. Практическая работа: реализовать выполнение № 27(1 и 2) с использованием графического редактора Paint . При выполнении практической работы  восстанавливаются навыки работы в графическом редакторе Paint. (14 минут)
      Вопросы учащимся:
      • С каким графическим редактором мы уже работали? (Графический редактор Paint)
      • Как открыть данное программное приложение? (Пуск-Программы-Стандартные-Paint)
      • Какие инструменты потребуются для выполнения практической работы? (Эллипс и надпись)
      • Какую клавишу будем использовать для изображения круга? (Shift)
    2. Домашнее задание: § 2.3 стр. 45-48 учебника прочитать, в. 1-5 (устно), РТ № 23, 25 (10-18) стр. 52, 55-56  (слайд 17 презентации)  (2 минуты)
    3. Итоги урока (2 минуты)
      • выставление оценок за практическую работу и сообщение;
      • вопросы учащимся:
        • Что нового узнали сегодня на уроке? (Отношения тождества, пересечения, подчинения)
        • Как графически можно изобразить эти отношения? (С помощью кругов Эйлера)
        • Какое программное обеспечение использовали для графической реализации отношений? (Графический редактор  Paint)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "КОНСПЕКТ УРОКА по информатике в 6 классе "Отношения тождества, пересечения и подчинения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок 18. Отношения тождества, пересечения и подчинения (шестой урок в теме «Человек и информация») УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова+Рабочая тетрадь 6 ИНФОРМАТИКА Л. Босова Тип урока: комбинированный урок. Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (портреты Венна и Эйлера, схема, иллюстрирующая отношения тождества, пересечения и подчинения с помощью кругов Эйлера). Цели урока: Обучающие: сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить их с отношениями тождества, пересечения и подчинения; восстановить навыки работы в графическом редакторе Paint; сформировать некоторые представления о приёмах эффективного построения графических изображений (использование клавиши Shift). Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения; нравственное воздействие; воспитание культуры умственного труда; Развивающие: развитие репродуктивного воображения; развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления; развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Новые понятия урока: отношение тождества; отношение пересечения; отношение подчинения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.03.2020 330
    • DOCX 188.5 кбайт
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пирогова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пирогова Татьяна Николаевна
    Пирогова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83946
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 610 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 945 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе