Главная / Информатика / КОНСПЕКТ УРОКА по информатике в 6 классе "Отношения тождества, пересечения и подчинения"

КОНСПЕКТ УРОКА по информатике в 6 классе "Отношения тождества, пересечения и подчинения"

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа














КОНСПЕКТ УРОКА

по информатике:

«Отношения тождества, пересечения и подчинения»

6 класс


(УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова)














Работу выполнила: учитель информатики
Волкова О. Н.









п. Судиславль 2015

Информатика

6 класс

Урок 18. Отношения тождества, пересечения и подчинения

(шестой урок в теме «Человек и информация»)

УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова+Рабочая тетрадь 6 ИНФОРМАТИКА Л. Босова

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (портреты Венна и Эйлера, схема, иллюстрирующая отношения тождества, пересечения и подчинения с помощью кругов Эйлера).

Цели урока:

Обучающие:

  • сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;

  • познакомить их с отношениями тождества, пересечения и подчинения;

  • восстановить навыки работы в графическом редакторе Paint;

  • сформировать некоторые представления о приёмах эффективного построения графических изображений (использование клавиши Shift).

Воспитательные:

  • формирование материалистического мировоззрения;

  • нравственное воздействие;

  • воспитание культуры умственного труда;

Развивающие:

  • развитие репродуктивного воображения;

  • развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления;

  • развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать.


Новые понятия урока:

  • отношение тождества;

  • отношение пересечения;

  • отношение подчинения.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 минуты)

  2. Повторение пройденного материала по теме «Содержание и объём понятия». (5 минут)
    Учащиеся отвечают на вопросы (слайды 1-3 презентации):

    • Чем характеризуются объекты реальной действительности? (Размером, формой, цветом и др.)

    • Чем характеризуется понятие? (Содержанием и объёмом)

    • Что такое содержание понятия? (Это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии)

    • Что такое объем понятия? (Множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия)

    • На экране представлена пирамида из множеств.
      Определите на каком этаже место, названного мной множества:

hello_html_m13433b96.gif














Учитель называет множество, а дети определяют, на каком этаже его место:

  • лапы у собаки (4);

  • крылья у бабочки (2);

  • богатыри в «Сказке о мёртвой царевне» (7);

  • учебные месяцы в году (9);

  • месяцы года (12);

  • количество пальцев на руке (5);

  • рога у носорога (1);

  • лапы у паука (8);

  • гласные буквы (10);

  • ноги у мухи (6);

  • летние месяцы (3);

Изложение теоретического материала. (11 минут)
Теоретическая основа урока:
(слайд 5)
Реальные объекты сравниваются по размерам, цвету, форме и т.д. Отношения между реальными объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и т.д.
Важно показать всё разнообразие отношений между понятиями. Это удобно сделать при выполнении № 25 на стр. 53-57 рабочей тетради (во время демонстрации слайда № 5 презентации). Учащиеся по цепочке друг за другом читают, приведённый пример и выбирают нужную пару.
(слайд 6)
Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравниваются их содержания и их объёмы. Пример: квадрат и прямоугольник.

(слайд7)

Понятие

Содержание

Квадрат

  • Четырехугольник

  • Все углы прямые

  • Все стороны равны

Прямоугольник

  • Четырехугольник

  • Все углы прямые

  • Длины противоположных сторон попарно равны

(слайд 8)

Для изображения объёма понятия используют круги Эйлера:

hello_html_32988f2.gif









Сообщение учащихся «Круги Эйлера» (домашнее задание: дополнительный материал из Интернета).
После сообщения вопросы учащимся:

  • Откуда пошло название «Круги Эйлера»? (По фамилии учёного)

  • Как ещё называют круги Эйлера? (Диаграммы Эйлера-Венна)

  • Откуда пошло это название? (По именам учёных, использующих для обозначения множеств круги, Эйлера и Венна).

. (слайд 9)

Все понятия делятся на сравнимые и несравнимые.

(слайд 10)

Несравнимые понятия — далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков. Примеры: романс и кирпич, компьютер и молоко, карандаш и ледник

(слайд 11)

hello_html_m5c1f60e8.gif














(слайд 12)

Тождество - это отношение между понятиями, у которых объемы совпадают, т.е. объем одного понятия равен объему другого.

hello_html_41fa0740.gif










(слайд 13)

Пересечение - это отношение между понятиями, у которых объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.


hello_html_m3a24cea8.gif









Вопросы учащимся:

  • Что такое электронное письмо?

  • На каком языке можно написать электронное письмо?

  • Какое письмо попадёт в пересечение двух кругов, чтобы оно удовлетворяло двум условиям?

  • Кто будет находиться в пересечении двух кругов на втором рисунке?

(слайд 14)

Подчинение - отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.

hello_html_6fdc311.gif











  1. Дhello_html_m201ee7f3.gifля закрепления отношений тождества, пересечения и подчинения рассматривается № 27(1) на стр. 59-60 рабочей тетради. (4 минуты)
    27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.
    Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.












    (Вопрос учащимся: перечислите понятия, которые находятся в отношении подчинения.)
    1) Понятия: птица, воробей, перелётная птица, ласточка, аист.










    2) Понятия: Космическая система, Земля, Марс, Солнце, планета, Солнечная система.










hello_html_789ee6c1.gifhello_html_3ff7bd01.gif

  1. Практическая работа: реализовать выполнение № 27(1 и 2) с использованием графического редактора Paint . При выполнении практической работы восстанавливаются навыки работы в графическом редакторе Paint. (14 минут)
    Вопросы учащимся:

    • С каким графическим редактором мы уже работали? (Графический редактор Paint)

    • Как открыть данное программное приложение? (Пуск-Программы-Стандартные-Paint)

    • Какие инструменты потребуются для выполнения практической работы? (Эллипс и надпись)

    • Какую клавишу будем использовать для изображения круга? (Shift)

  2. Домашнее задание: § 2.3 стр. 45-48 учебника прочитать, в. 1-5 (устно), РТ № 23, 25 (10-18) стр. 52, 55-56 (слайд 17 презентации) (2 минуты)

  3. Итоги урока (2 минуты)

    • выставление оценок за практическую работу и сообщение;

    • вопросы учащимся:

      • Что нового узнали сегодня на уроке? (Отношения тождества, пересечения, подчинения)

      • Как графически можно изобразить эти отношения? (С помощью кругов Эйлера)

      • Какое программное обеспечение использовали для графической реализации отношений? (Графический редактор Paint)



КОНСПЕКТ УРОКА по информатике в 6 классе "Отношения тождества, пересечения и подчинения"
  • Информатика
Описание:

 

Урок 18. Отношения тождества, пересечения и подчинения

 

(шестой урок в теме «Человек и информация»)

 

УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова+Рабочая тетрадь 6 ИНФОРМАТИКА Л. Босова

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (портреты Венна и Эйлера, схема, иллюстрирующая отношения тождества, пересечения и подчинения с помощью кругов Эйлера).

 

Цели урока:

 

Обучающие:

 

  • сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;

  • познакомить их с отношениями тождества, пересечения и подчинения;

  • восстановить навыки работы в графическом редакторе Paint;

  • сформировать некоторые представления о приёмах эффективного построения графических изображений (использование клавиши Shift).

    Воспитательные:

  • формирование материалистического мировоззрения;

  • нравственное воздействие;

  • воспитание культуры умственного труда;

    Развивающие:

 

  • развитие репродуктивного воображения;

  • развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления;

  • развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать.

     

    Новые понятия урока:

 

  • отношение тождества;
  • отношение пересечения;
  • отношение подчинения.

 

Автор Волкова Оксана Николаевна
Дата добавления 20.04.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1184
Номер материала 59863
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓