МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ УРОКА
по информатике:
«Отношения тождества,
пересечения и подчинения»
6 класс
(УЧЕБНИК
для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л. Босова)
Работу выполнила:
учитель информатики
Волкова О. Н.
п.
Судиславль 2015
Информатика
6 класс
Урок
18. Отношения тождества, пересечения и подчинения
(шестой
урок в теме «Человек и информация»)
УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА Л.
Босова+Рабочая тетрадь 6 ИНФОРМАТИКА Л. Босова
Тип урока: комбинированный
урок.
Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор,
экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (портреты Венна и Эйлера,
схема, иллюстрирующая отношения тождества, пересечения и подчинения с помощью
кругов Эйлера).
Цели урока:
Обучающие:
·
сформировать у учащихся представления об общих
подходах к сравнению понятий;
·
познакомить их с отношениями тождества, пересечения
и подчинения;
·
восстановить навыки работы в графическом редакторе Paint;
·
сформировать некоторые представления о приёмах
эффективного построения графических изображений (использование клавиши Shift).
Воспитательные:
·
формирование материалистического мировоззрения;
·
нравственное воздействие;
·
воспитание культуры умственного труда;
Развивающие:
·
развитие репродуктивного воображения;
·
развитие наглядно-действенного, образного,
абстрактно-логического мышления;
·
развитие умения анализировать, сравнивать,
классифицировать.
Новые понятия урока:
- отношение тождества;
- отношение пересечения;
- отношение подчинения.
Ход урока:
- Организационный момент (2 минуты)
- Повторение пройденного материала по теме
«Содержание и объём понятия». (5 минут)
Учащиеся отвечают на вопросы (слайды 1-3 презентации):
- Чем характеризуются объекты реальной
действительности? (Размером, формой, цветом и др.)
- Чем характеризуется понятие? (Содержанием
и объёмом)
- Что такое содержание понятия? (Это все
существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии)
- Что такое объем понятия? (Множество
объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание
понятия)
- На экране представлена пирамида из
множеств.
Определите на каком этаже место, названного мной множества:
Учитель
называет множество, а дети определяют, на каком этаже его место:
- лапы у собаки (4);
- крылья у бабочки (2);
- богатыри в «Сказке о мёртвой царевне» (7);
- учебные месяцы в году (9);
- месяцы года (12);
- количество пальцев на руке (5);
- рога у носорога (1);
- лапы у паука (8);
- гласные буквы (10);
- ноги у мухи (6);
- летние месяцы (3);
- Изложение теоретического материала. (11
минут)
Теоретическая основа урока:
(слайд 5)
Реальные объекты сравниваются по размерам, цвету, форме и т.д. Отношения
между реальными объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее
– короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и т.д.
Важно показать всё разнообразие отношений между понятиями. Это удобно
сделать при выполнении № 25 на стр. 53-57 рабочей тетради (во время
демонстрации слайда № 5 презентации). Учащиеся по цепочке друг за другом
читают, приведённый пример и выбирают нужную пару.
(слайд 6)
Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При
сравнении понятий сравниваются их содержания
и их объёмы. Пример: квадрат и прямоугольник.
(слайд7)
Понятие
|
Содержание
|
Квадрат
|
·
Четырехугольник
·
Все углы прямые
·
Все стороны равны
|
Прямоугольник
|
·
Четырехугольник
·
Все углы прямые
·
Длины противоположных сторон попарно равны
|
(слайд 8)
Для
изображения объёма понятия используют круги Эйлера:
Сообщение учащихся
«Круги Эйлера» (домашнее задание: дополнительный материал из Интернета).
После сообщения вопросы учащимся:
- Откуда пошло название «Круги Эйлера»? (По
фамилии учёного)
- Как ещё называют круги Эйлера? (Диаграммы
Эйлера-Венна)
- Откуда пошло это название? (По именам
учёных, использующих для обозначения множеств круги, Эйлера и Венна).
. (слайд 9)
Все
понятия делятся на сравнимые и несравнимые.
(слайд 10)
Несравнимые понятия — далекие друг от
друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков. Примеры: романс
и кирпич, компьютер и молоко, карандаш и ледник
(слайд 11)
(слайд 12)
Тождество - это отношение между понятиями, у
которых объемы совпадают, т.е. объем одного понятия равен объему
другого.
(слайд 13)
Пересечение - это отношение между понятиями, у
которых объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.
Вопросы
учащимся:
·
Что такое электронное письмо?
·
На каком языке можно написать электронное письмо?
·
Какое письмо попадёт в пересечение двух кругов,
чтобы оно удовлетворяло двум условиям?
·
Кто будет находиться в пересечении двух кругов на
втором рисунке?
(слайд 14)
Подчинение - отношение между понятиями, когда
объем одного из них полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.
- Для
закрепления отношений тождества, пересечения и подчинения рассматривается
№ 27(1) на стр. 59-60 рабочей тетради. (4 минуты)
27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по
образцу.
Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной
автомобиль.
(Вопрос учащимся: перечислите понятия, которые находятся в отношении
подчинения.)
1) Понятия: птица, воробей, перелётная птица, ласточка, аист.
2) Понятия: Космическая система, Земля, Марс, Солнце, планета,
Солнечная система.
- Практическая работа: реализовать выполнение
№ 27(1 и 2) с использованием графического редактора Paint . При выполнении практической работы восстанавливаются навыки
работы в графическом редакторе Paint. (14 минут)
Вопросы учащимся:
- С каким графическим редактором мы уже
работали? (Графический редактор Paint)
- Как открыть данное программное приложение?
(Пуск-Программы-Стандартные-Paint)
- Какие инструменты потребуются для
выполнения практической работы? (Эллипс и надпись)
- Какую клавишу будем использовать для
изображения круга? (Shift)
- Домашнее задание: § 2.3 стр. 45-48 учебника
прочитать, в. 1-5 (устно), РТ № 23, 25 (10-18) стр. 52, 55-56 (слайд 17
презентации) (2 минуты)
- Итоги урока (2 минуты)
- выставление оценок за практическую работу
и сообщение;
- вопросы учащимся:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
(Отношения тождества, пересечения, подчинения)
- Как графически можно изобразить эти
отношения? (С помощью кругов Эйлера)
- Какое программное обеспечение
использовали для графической реализации отношений? (Графический
редактор Paint)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.