Главная / Информатика / Конспект урока по информатике в 5 классе

Конспект урока по информатике в 5 классе

Конспект открытого урока

Класс: 5 а

Тема: «В мире кодов»

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию;

  • Метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символьной формы в другую;

  • Личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

  1. Узнать что такое код, кодирование информации;

  2. Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

  3. Сформировать общие представления о роли кодирования информации;

  4. Поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • Код;

  • Кодирование;

  • Декодирование.

Форма урока: урок игра. Урок открытия новых знаний

Средства ИКТ используемые на уроке:

  • Персональный компьютер;

  • Мультимедийный проектор, экран.

ЦОР:

  • Презентация «Кодирование информации»;

  • Интерактивное задание «Расшифруй слово» (170362)





План:

  1. Орг. Момент

  1. Приветствие учеников и гостей. 1 мин.

  2. «Письма» (3 закодированных письма)

  3. Постановка темы и целей урока

  1. Осн. Часть. Изучение новой темы.

  1. Конкурс «Название»;

  2. Задание «Определи» (код, кодирование);

  3. Конкурс «Пазлы»;

  4. Конкурс «Отдохни»

  5. Конкурс «Составь слово» (ДЕКОДИРОВАНИЕ)

  6. Конкурс «Задача» (стр 127)

  1. Практическая работа на компьютере

  1. Задание для капитанов и всех участников команд.

  2. Конкурс «Прочти письмо»

  1. Подведение итогов урока

  1. Подведение итогов работы команд. Распределение мест.

  2. Выставление оценок за работу

  3. Домашнее задание

  4. Рефлексия.

Ход урока.

I. Орг. Момент

1. Приветствие учеников и гостей. 1 мин.

2. «Письма» (3 закодированных письма)

- Посмотрите ребята, вам пришли письма, прочтите их. Не получается, не можете? А почему? Что не так? (Код, шифр). (На доске в презентации закодирована тема урока «В мире кодов»)

- Тема нашего урока тоже не читается. Почему (мы не знаем значение кода).

3. Постановка темы и целей урока

- Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Кодирование)

- А давайте попробуем сформулировать задачи урока.

(1. Узнать что такое код и кодирование. 2. Познакомиться с формами кодирования; 3. Научиться раскодировать (декодировать) информацию).

II. Осн. Часть. Изучение новой темы.

- Что бы было интересно осваивать тему урока мы устроим состязание по командам.

- Команды готовы, перед тем как начать состязание прошу соблюдать правила работы в группе! Уважайте своих товарищей; Соблюдайте дисциплину; Старайтесь работать активно. И первый конкурс:

1. Конкурс «Название»;

- Сейчас вам нужно выбрать капитана вашей команды и капитаны вытягивают название команды, но соперники не должны его слышать, иначе они получат балл. (Лучики, Звездочки, Лепестки)

- А теперь с помощью Таблиц подсказки и разрезных кодов закодируйте название вашей команды приклеив их на листок (показ).

Команды обмениваются закодированными названиями: 1-ая - 2-ой - 3-ей – 1-ой.

- Обменялись кодами и вам дается 2 минута чтобы раскодировать название команды соперников, чья команда первой закончит – поднимает руки. (соблюдаем дисциплину, иначе будут убираться баллы)

-Выдача звездочек за работу.

2. Конкурс «Пазлы»;

- Молодцы … команда!

-А теперь каждой команде нужно за время собрать по 2 пазла, понять, что там изображено, где используется, применяется и вы узнаете другие формы кодирования информации. (Пазлы: музыка, дорожные знаки, математика, коды городов, жесты)

- А где в жизни применяется кодирование, в каких сферах деятельности? (военные, на

Награждение звездочками команды победителя конкурса.

- Ребята существует три основных способа кодирования информации:

  1. графический — с помощью рисунков или значков;

  2. числовой — с помощью чисел;

  3. символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

3. Задание «Определи» (код, кодирование, декодирование (раскодирование));

- Ребята, вы сейчас поработали с разрезными кодами, какими? (Флажковый, алфавитный, Морзе)

- И это далеко не все виды и формы кодирования

- Следующее задание будет – выбрать правильное определение что такое:

Код, кодирование, декодирование (раскодирование).

Код:

  1. Код – это буквы и цифры.

  2. Значение слова Код из словаря Ожегова: Код - система условных обозначений, сигналов, передающих информацию.

  3. Значение слова из учебника информатики 5 кл. Босовой Л.Л. Код – это система условных знаков для представления информации.

  4. Значение слова Код по словарю Ушакова: Код список условных сокращений, например, для переписки по телеграфу, для сигнализации.

Кодирование:

  1. Значение слова Кодирование по словарю медицинских терминов:
    Кодирование - процесс записи информации при помощи кода.

  2. Значение слова из учебника информатики 5 класс Босовой Л.Л. Кодирование – представление информации с помощью некоторого кода.

  3. Кодирование - это операция преобразования символов или группы символов одного кода в символы или группы символов другого кода.

  4. Кодирование – переписывание текста.

Декодирование:

  1. Значение слова Декодировать по Ефремовой: Декодировать - расшифровывать сообщение, переданное какими-либо условными знаками, кодом.

  2. Декодирование – это кодирование информации с помощью знаков.

  3. Значение слова взято из «Большого энциклопедического словаря» Декодирование - процесс, обратный кодированию. 


Воспользуйтесь рабочими листами, выделите верные по-вашему мнению определения.

Команды зачитывают по очереди свои определения и голосованием (подниманием рук детей и гостей) определяется команда победителей и награждается звездой.

4. Конкурс «Составь слово» (ДЕКОДИРОВАНИЕ)

- Ребята, что это за слово? Иначе это раскодирование информации, что вы делали в первом конкурсе.

- Из слова ДЕКОДИРОВАНИЕ составить несколько других слов и записать на листочке за время: (ДЕКОР, РОВ, ДРОВА, КОРОВА, КОД, ВОР, ДАР, ВЕНИК, ВОРОНА, НЕРВ, ВЕНА, НЕВА, ДЕРЕВО, ВЕРА, КОНИ, КОРОНА, ВРЕД, КЕДР, КРОВ).

5. Конкурс «Отдохни» или Физминутка.

- А теперь задание командам на синхронность и дисциплинированность. Сейчас вы будете кодировать (показывать) жестами и движениями мои слова. Чья команда дружнее той и достанется звездочка.

- Я спортсмен (руки согнуть в локтях, как показываешь силу),

-Я умею маршировать (ходьба на месте),

- Я высоко прыгаю (прыжки на месте),

- Я могу дотянуться до высокого дерева (тянемся руки вверх),

- И я могу низко нагнуться (наклон вперед).

- У меня в жизни все хорошо! (рука вперед с поднятым вверх большим пальцем).

- Молодцы! И всем достается по звездочке!

III. Практическая работа на компьютере

6. Задание для капитанов и всех участников команд.

- Сейчас, капитаны команд будут выполнять одно задания на компьютере, а остальные члены команды другое. Прошу капитанов пройти за 1-й, 2-й, 3-й компьютер и приступить к заданиям. А остальным членам команды сесть за свободные компьютеры и выполнить задания на листочках возле компьютеров. Ответы набрать с помощью клавиатуры в программе блокнот.

- Ребята, не забываем правила работы за компьютером, памятки по ТБ также лежат на компьютерных столах.

- Заканчиваем и возвращаемся тихо за свои столы. Награждение

7. Конкурс «Задача» (стр 127) Или код Цезаря (шифр замены) С помощью алфавита происходит замена буквы на следующую или предыдущую (презентация)

Задание: определите, как заменены буквы в ваших заданиях и расшифруйте код Цезаря: 1. Сделал дело – гуляй смело. 2. Дружбой нужно дорожить. 3. Делу время – потехе час.



8. Конкурс «Прочти письмо» (с начала урока – 1- УМНИКИ, 2- ЗНАТОКИ, 3 - АКТИВИСТЫ)

- И последний наш конкурс. Ребята если вы помните то вначале урока вы получили письма с закодированной информацией, но мы так и не узнали, что оно содержит. Сейчас каждая команда раскодирует свое письмо и прочтет нам информацию.

В конвертах с помощью азбуки Брайля написано- закодировано слово МОЛОДЦЫ!

IV. Подведение итогов урока

1. Подведение итогов работы команд. Распределение мест.

2. Выставление оценок за работу

3. Домашнее задание (Параграф 7 стр 46-49 читать вопросы 3,7 письменно)

4. Рефлексия (подписывают на листочках).

Что я знал/а до урока …

Что я нового узнал/а

У меня получилось лучше всего - …

Мне больше всего понравилось - …



Конспект урока по информатике в 5 классе
  • Информатика
Описание:

Конспект урока на тему: «В мире кодов» 

Класс: 5 а

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок игра соревнование.

Планируемые образовательные результаты:

·       - Предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию;

·      -  Метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символьной формы в другую;

         -  Личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Автор Мухаматнурова Марина Валерьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 48838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓