Главная / Информатика / Конспект урока по информатике «Решение нестандартных задач по информатике» (11 класс)

Конспект урока по информатике «Решение нестандартных задач по информатике» (11 класс)

Урок «Решение нестандартных задач по информатике»

Разработано: учителем информатики-физики Голубевой Н.Н.

Класс: 11 класс.

Тип урока: нестандартный урок в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Продолжительность урока-35 минут.

Цель:
Углубление знаний учащихся по информатике, развитие внимания и логического мышления; умение работать в команде.
Задачи:
1. Обобщение и углубление изученного материала
2. Развитие слухового и зрительного восприятия, коммуникативной речи учащихся
3. Развитие интереса к предмету

4. Развитие культуры мышления и речи, развитие сообразительности, памяти, внимания, интеллекта, любознательности
5.Формирование личностных качеств учащихся: чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки, умения работать в коллективе.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация игры Microsoft PowerPoint.
Ход игры
«Здравствуйте уважаемые гости!»
(музыка)
Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!
Сегодня команда знатоков – учащихся 11-го класса будет играть против меня, поскольку вопросы на которые им придется отвечать, отобраны и придуманы мной.
Уважаемые члены клуба и зрители!
Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.
А теперь я познакомлю вас с правилами игры!
Вы видите на экране игровой круг, который разделён на несколько секторов, на секторах расположены указатели с номерами вопросов. Порядок вопросов, на которые предстоит ответить знатокам будет определяться случайным образом.
Знатоки должны ответить на 12 вопросов. Время на обдумывание одного вопроса – секунд. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Знатоки могут дать досрочный ответ, о чем должны проинформировать до начала гонга перед отсчетом времени на обдумывание вопроса. Сэкономленное время сохраняется и может быт использовано в последствии на обдумывание других вопросов.
Как и в известной телевизионной версии игры «Что? Где? Когда?», в нашей игре присутствуют вопрос с чёрным ящиком - здесь потребуется ответить, что находится в чёрной ящике; мультимедийные вопросы – это вопросы, заданные с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков, вопросы, в формулировании которых мне оказали помощь учителя нашей школы.

1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.




































Итак, мы начинаем игру! ГОНГ

  1. На

Лягушка съедает ежедневно на 20% комаров больше, чем в предыдущий день, и ещё два комара. Через сколько дней количество съеденных комаров превысит 100, если в первый день было съедено 12 комаров.

  1. На «Анализ информационных моделей. Поиск оптимального маршрута по расписанию».

Между четырьмя аэропортами: Елкино, Палкино, Веревкино
и Булкино ежедневно выполняются авиарейсы. Расписание рейсов:

hello_html_m65f91351.png

Максим Ивакин оказался в аэропорту Елкино в 6 часов утра. Каково самое ранее время, когда он сможет попасть в аэропорт Палкино? Время на пересадку из самолета в самолет не учитывайте.

Решение:

В Палкино прилетают три рейса:

из аэропорта Булкино в 16:20,

из аэропорта Веревкино в 16:30

из аэропорта Елкино в 16:40.

Можно сэкономить 10 минут по сравнению со временем прилета прямого рейса, если полететь через аэропорт Веревкино. Для этого нужно вылететь из аэропорта Елкино в Веревкино в 7:30 и там сесть
на самолет, отправляющийся в 14:20 в Палкино. В этом случае будет
3 часа 30 минут на пересадку.

(Через Булкино долететь из аэропорта Елкино в аэропорт Палкино нельзя, так как в момент посадки самолета в аэропорту Булкино – 14:30 «стыковочный» самолет уже улетит.)

Ответ: 16:30.

  1. Анализ и построение алгоритмов для исполнителей.
    Черный ящик – это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а структура и внутренние процессы неизвестны.

«Черный ящик» представляет систему только с одной стороны: взаимоотношение, связь между «входом» и «выходом»

В программу «Чёрного ящика» заложены алгоритмы, по которым обрабатываются входные данные. У ис­пол­ни­те­ля «Черный ящик» только две ко­ман­ды, ко­то­рым при­сво­е­ны но­ме­ра:

 

1. при­бавь 2

2. умножь на 3

Вы­пол­няя первую из них, «Черный ящик» при­бав­ля­ет к числу 2, а вы­пол­няя вто­рую, утра­и­ва­ет его. (На­при­мер, про­грам­ма 21211 – это про­грам­ма:

 

умножь на 3

при­бавь 2

умножь на 3

при­бавь 2

при­бавь 2,

 ко­то­рая пре­об­ра­зу­ет число 1 в 19)

За­пи­ши­те по­ря­док ко­манд в про­грам­ме «Черного ящика» по по­лу­че­нию из 0 числа 28, со­дер­жа­щей не более 6 ко­манд, ука­зы­вая лишь но­ме­ра ко­манд.


Общее ре­ше­ние: идем с конца в на­ча­ло. Если число крат­но мно­жи­те­лю, то делим на него. Если не крат­но, то вы­пол­ня­ем вы­чи­та­ние. В конце за­пи­сы­ва­ем ход про­це­ду­ры задом на­пе­ред и по­лу­ча­ем про­грам­му.

 

1. 28 не крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 28 - 2 = 26; 1.

 

2. 26 не крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 26 - 2 = 24; 1.

 

3. 24 крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 24 / 3 = 8; 2.

 

4. 8 не крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 8 - 2 = 6; 1.

 

5. 6 крат­но 3, сле­до­ва­тель­но 6/3 = 2; 2.

 

6. 2 - 2 = 0; 1.

 

Пра­виль­ный ответ: 121211.


  1. Задача на вероятность:

Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабрика выпускает 30% этих стекол, вторая — 70%. Первая фабрика выпускает 3% бракованных стекол, а вторая — 4%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло, окажется бракованным.

Решение. Переводим %% в дроби.

Событие А - "Куплены стекла первой фабрики". Р(А)=0,3

Событие В - "Куплены стекла второй фабрики". Р(В)=0,7

Событие Х - " Стекла бракованные".

Р(А и Х) = 0.3*0.03=0.009

Р(В и Х) = 0.7*0.04=0.028

По формуле полной вероятности:

Р = 0.009+0.028 = 0.037

Ответ: 0,037

  1. Организация компьютерных сетей. Адресация. Восстановление IP адресов

Штирлиц попал в XXI век. Ему для связи дали IP-адрес, но ошибке он порвал листок с адресом на 4 части:

hello_html_m14afc667.gif

AutoShape 5AutoShape 6AutoShape 7AutoShape 8









Разведчик обратился к школьнику, изучающему информатику, и тот рассказал ему, как записываются IP-адреса. После этого Штирлиц восстановил нужный адрес. А вы сможете это сделать?

Решение: IP-адрес записывается в виде четырех неотрицательных целых чисел, меньших 256, разделенных точками.

Первую из имеющихся частей (137.72) нельзя продолжить ни одним
из остальных фрагментов (убедитесь в этом самостоятельно). Значит, искомый адрес заканчивается на «137.72».

Перед числом 137 не могут быть записаны никакие цифры, т.е. перед ним должна стоять точка. Следовательно, предпоследний фрагмент – третий (35.), а вся найденная часть адреса выглядит так:

35.137.72

Далее, перед числом 35 не может быть записано (после точки) двузначное число. Значит вторая часть адреса – 1.2, а весь искомый адрес такой:

201.235.137.72

  1. Базы данных

  2. История.
    Любой программист знает что такое «Debugging» – процесс удаления ошибок из программы. А появилось это понятие на свет в тот день, когда в Гарвардском университете перестал работать компьютер «Марк 1». Назовите причину остановки компьютера.

Ответ: Насекомые (Bugs).

На контакты реле случайно попала моль.

  1. Системы счисления
    Всё есть число", - говорили пифагорейцы, подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. А как умеют работать с числами наши игроки? Сейчас нам предстоит это узнать.

ВНИМАНИЕ! (гонг) Вам предстоит решить задачу:

В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: "Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей". Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведённых чисел. Основание этой системы определяется фразой: "Спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком:" Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе счисления (как 9 - в десятичной), а следовательно, основание системы является 5. То есть все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления: 44 R 24, 100 -> 25, 34 -> 19, 11 -> 6, 10 -> 5

  1. Вычисление по программе

Ивана Александровича Хлестакова пригласили управлять департаментом.

В первый день ему прислали 1000 курьеров, а в каждый последующий в 2 раза больше, чем в предыдущий. Иван Александрович согласился тогда, когда к нему прибыло сразу не менее 30 000 курьеров. На какой день Хлестаков согласился управлять департаментом? (Он не умеет ни делить, ни умножать)

  1. Алгебра логики.
    По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Петров, Сидоров. Следствием установлено следующее:
    1.Если Иванов невиновен или Петров виновен, то Сидоров виновен.
    2.Если Иванов невиновен, то Сидоров невиновен.
    Виновен ли Иванов?
    Решение
    Рассмотрим простые высказывания:
    А={Иванов виновен};
    В={Петров виновен};
    С={Сидоров виновен}.
    Запишем на языке алгебры логики факты, установленные следствием:
      (¬А + В) => С и ¬А => ¬С


Пусть F(A,B,C)=((A+ B) =>C) & (¬A=>¬C)

Решить задачу – это значит указать, при каких значениях А это сложное высказывание истинно. И если хотя бы в одном случае ( при разных значениях В и С) F=1 при А=0 (Иванов не виновен), то у следствия не достаточно фактов для того, чтобы обвинить Иванова в преступлении.
Составим таблицу истинности:


А

В

С

F

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1


Из таблицы истинности видно, что сложное высказывание истинно только когда А – истинно т.е. Иванов виновен в ограблении.


  1. Ко­ди­ро­ва­ние и де­ко­ди­ро­ва­ние информации. Расшифровка сообщений.
    Помните в рассказе Артура    Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
    Сейчас вам предстоит расшифровать текст и объяснить способ кодирования.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! (гонг) что зашифровано в этой записи и каким способом?

  1. Вычисление количества информации

В Некоузском районе проходит лыжный кросс, в котором участ­ву­ют 119 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства битов, оди­на­ко­во­го для каж­до­го спортс­ме­на. Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объём сооб­щения, за­пи­сан­но­го устрой­ством, после того как про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 80 лыж­ни­ков? Ответ выразите в битах и байтах.


По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 26 < 119 < 27 и для каж­до­го спортс­ме­на число бит оди­на­ко­во, то для за­пи­си каж­до­го из 119 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 7 бит па­мя­ти. По­сколь­ку про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 50 лыж­ни­ков, то ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 80 * 7 бит = 560 бит = 70 байт.

 


Конспект урока по информатике «Решение нестандартных задач по информатике» (11 класс)
  • Информатика
Описание:

Урок «Решение нестандартных задач по информатике»

Разработано: учителем информатики-физики Голубевой Н.Н.

Класс: 11 класс.

Тип урока:  нестандартный урок в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Продолжительность урока-35 минут.

Цель:
Углубление знаний учащихся по информатике, развитие внимания и логического мышления; умение работать в команде.
Задачи:
1. Обобщение и углубление изученного материала
2. Развитие слухового и зрительного восприятия, коммуникативной речи учащихся
3. Развитие интереса к предмету

4. Развитие культуры мышления и речи, развитие сообразительности, памяти, внимания, интеллекта, любознательности
5.Формирование личностных качеств учащихся: чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки, умения работать в коллективе.

Автор Голубева Наталья Николаевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 922
Номер материала 56570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓