Инфоурок Информатика КонспектыКонспект урока по информатике по теме "Графы. Представление информации в табличной форме". (10 класс)

Конспект урока по информатике по теме "Графы. Представление информации в табличной форме". (10 класс)

Скачать материал

Графы.

Практическая работа

«Представление данных в табличной форме».

Цели урока:

1.                  Образовательные

  • изучение информационных моделей на графах;
  • закрепление знаний о понятии информационное моделирование, формы представления информационных моделей;
  • закрепление умений построения информационных моделей;
  • формирование знаний и умений решения задач с помощью таблиц, блок-схем, графов;
  • закрепление навыков работы с автофигурами и таблицами в Microsoft Word;
  • закрепление навыков работы в блоге Google.

2.                  Развивающие

·                                развивать умение осуществлять целеполагание,

·                                развивать память, внимание, функции мышления (сравнение, анализ, синтез, систематизации),

·                                развитие навыков систематизации и структуризации данных;

·                                развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при создании информационных объектов.

3.                  Воспитательные

·                                формирование общих и профессиональных компетенций учащихся, их кругозора познавательного интереса и творческих способностей, путем подбора заданий проекта, реализующих межпредметную связь;

·                                формирование коммуникативных качеств личности;

·                                воспитание серьезности, самостоятельности, оперативности и собранности в решении поставленных задач.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний – выполнение задания на заполнение пропусков (фронтальная работа) – 7 мин.

Выполнение задания по составлению блок-схем – 5 минут.

  1. Разбор домашнего задания – 8 мин.
  2. Практическая часть урока – 7 мин.

Представление данных в табличной форме, решение задач при помощи таблиц.

Решение многих логических задач связано с рассмотрением нескольких конечных множеств с одинаковым числом элементов, между которыми требуется установить соответствие. При решении таких задач удобно использовать таблицы (Приложение 1).

Прежде чем приступить к решению задач, полезно обсудить с учащимися понятие взаимно - однозначного соответствия между множествами.

Этапы решения задач:

- выделяем элементы множеств;

- определяем количество строк и столбцов и заполняем их заголовки;

- выделяем ключевые условия

- в соответствии с ключевыми условиями заполняем таблицу.

 

 

Задача 1. Три друга — Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: “Боря, ты забыл в школе тетрадку!”. Кто на чем ездит домой?

Решение.

Видим, что в задаче речь идет о двух множествах: множестве имен и множестве видов транспорта, на котором ребята едут домой (по щелчку на рисунке 1 появляются названия множеств). Обращаем внимание на то, что между этими множествами установлено взаимно однозначное соответствие, то есть каждому элементу первого множества соответствует единственный элемент второго множества, а двум различным элементам первого множества соответствуют два различных элемента второго множества. Сообщаем о том, что при решении таких задач удобно воспользоваться таблицей, записав названия элементов одного множества в строчку, а другого – в столбик (на рисунке 1 по щелчку появляется таблица).

Договоримся отмечать в таблице положительный результат, полученный в ходе логических рассуждений, знаком “+”, а отрицательный – знаком “-” . Какая картина будет наблюдаться при заполнении таблицы в данном случае? В каждом столбце — только один знак “+”, в каждой строке — только один знак “+”. Поэтому, если в какой-то из клеток появляется знак “ + ”, то все остальные клетки в данной строке и в данном столбце заполняем знаками “-”.

Выделяем ключевые условия (появляются на рисунке 1 по щелчку).

  1. Алеша провожает друга до остановки троллейбуса.
  2. Крик из автобуса: “Боря, ты забыл тетрадку”.

Анализируя каждое из условий, заполняем таблицу. Из условия (1) делаем вывод о том, что Алеша не ездит на троллейбусе — ставим знак “-” в ячейку <троллейбус — Алеша>. Из условия (2) делаем вывод о том, что в автобусе едет не Боря — ставим знак “-” в ячейку <автобус — Боря> (рисунок 1):

Из (1) и (2) — в автобусе едет не Алеша (он провожает друга до остановки троллейбуса). Ставим знак “-” в ячейку <автобус — Алеша> (Рисунок 1).

В столбике <трамвай> может быть только один знак “ + ” (соответствие однозначное), поэтому ячейки <трамвай — Боря> и <трамвай — Витя> заполняем знаками “-”(Рисунок 1).

В столбике <автобус> два знака “-” уже есть, значит, последнюю ячейку заполняем знаком “ + ”. В строке <Боря> — аналогично. Теперь таблица принимает вид:

 

Автобус

Троллейбус

Трамвай

Алеша

-(1)

-

-

Боря

+

-(2)

-

Витя

 

+

 

В столбце <автобус> есть знак “+”, поэтому ячейку <автобус — Витя> заполняем знаком “-”.

 

Автобус

Троллейбус

Трамвай

Алеша

-(1)

-

+

Боря

+

-(2)

-

Витя

-

 

-

 

  1. Практическая работа в группах, индивидуальная работа за компьютерами. Построение данных моделей в Microsoft Word, публикация работ в блоге – 13 минут

Задача 1

Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас блондин, другой — брюнет, третий — рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос у каждого из друзей.

Напоминаем детям этапы решения задач:

- выделяем элементы множеств;

- определяем количество строк и столбцов и заполняем их заголовки;

- выделяем ключевые условия

- в соответствии с ключевыми условиями заполняем таблицу.

Соответствие взаимно однозначное.

Решение. Выделим ключевые условия:

1) брюнет сказал Белокурову... (значит, Белокуров не брюнет);

2) цвет волос не соответствует фамилии.

Фамилии

Цвет волос

рыжий

черный

русый

Белокуров,

 

-(1)

-(2)

Чернов

 

-(2)

 

Рыжов

- (2)

 

 

Видим, что в строке “Белокуров” не заполнена только одна клетка. Заполняем ее знаком “+”., тогда в ячейке “Чернов – рыжий” ставим знак “-”.

Фамилии

Цвет волос

рыжий

черный

русый

Белокуров,

+

-(1)

-(2)

Чернов

-

-(2)

 

Рыжов

- (2)

 

 

Становится очевидным, что в ячейку “Чернов – русый” необходимо поставить знак “+”, а в ячейку “Рыжов – русый” знак “-”. В оставшуюся пустую клетку “Рыжов – черный” ставим знак “+”.

Фамилии

Цвет волос

рыжий

черный

русый

Белокуров,

+

-(1)

-(2)

Чернов

-

-(2)

+

Рыжов

- (2)

+

-

Описание: http://festival.1september.ru/articles/504919/img9.JPG

Ответ: у Белокурова рыжие волосы, у Чернова – русые, у Рыжова – черные.



       Задача 2

Задача «Четыре подростка».

В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них — будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий — легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист. 

О них известно следующее:

1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.

2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.

3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном

4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены.
Кто чем увлекается?

Построим таблицу, в которой учтем все возможные варианты. Включим в нее столбцы с названиями: «Футболист», «Баскетболист», «Легкоатлет», «Хоккеист» и строки с именами мальчиков.


Из первого пункта следует, что ни Иван, ни Алексей не могут быть легкоатлетами. В таблице занесем в соответствующие клетки знак «минус».

Аналогично определяем, что:

Петр не баскетболист и не хоккеист (условие 2);

Андрей и Иван не хоккеисты (условие 3).

После анализа исходных условий таблица выглядит так:


Футболист

Баскетболист

Легкоатлет

Хоккеист

Иван

-

-

Петр

-

-

Алексей

-

Андрей

-



• По условию задачи каждый подросток обладает только одним талантом,следовательно, в каждой строчке и каждом столбце может быть только один «+».

• В графе «Хоккеист» оказалось три минуса, тогда хоккеистом должен быть Алексей, так как согласно условию хоккеист среди них есть. Поставим в этой клетке «+».

• Но раз Алексей хоккеист, он не может быть ни легкоатлетом, ни футболистом, ни баскетболистом, что и зафиксируем знаком «—» во всей «алексеевской» строчке.

Футболист

Баскетболист

Легкоатлет

Хоккеист

Иван

-

-

Петр

-

-

Алексей

-

-

-

+

Андрей

-

• Сопоставим теперь второй и третий пункты условия задачи. Петр и Алексей вместе были на тренировке баскетболиста, но Иван не знает Алексея, значит, баскетболист — не Иван. Отметим этот факт минусом в соответствующей клетке.

• Теперь в столбике «Баскетболист» три минуса, поэтому баскетболистом является Андрей, ставим ему «+», а в оставшихся пустых клетках строки — минусы.

• Теперь определился легкоатлет — это Петр. Ставим минусы в его строке.

• Остается один Иван, и он, очевидно, футболист. Окончательный вид таблицы:

Футболист

Баскетболист

Легкоатлет

Хоккеист

Иван

+

-

-

-

Петр

-

-

+

-

Алексей

-

-

-

+

Андрей

-

+

-

-

Таким образом, в результате составления логической модели в виде таблицы и анализа ее мы пришли к выводу, что 
Иван— футболист, Петр— легкоатлет, Алексей —хоккеист, а Андрей — баскетболист.

 

  1. Обсуждение полученных решений – 4 мин.
  2. Домашнее задание – 1 мин.

Задача 1.

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

(1) вода и молоко не в бутылке;

(2) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;

(3) в банке не лимонад и не вода;

(4) стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Решение. Из условия (1) ясно, что вода и молоко не в бутылке, значит, ставим знак “-” в соответствующие ячейки. Из условия (2) — сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, значит, в кувшине не лимонад и не квас. Из условия (3) — лимонад и вода не в банке. Из условия (4) — в стакане и банке не молоко. В результате таблица принимает вид:

 

Лимонад

Вода

Молоко

Квас

Бутылка

 

-(1)

-(1)

 

Стакан

 

 

-(4)

 

Кувшин

-(2)

 

 

-(2)

Банка

-(3)

-(3)

-(4)

 

Замечаем, что в столбце <молоко> все клетки кроме одной заполнены знаками “-”, поэтому последнюю клетку заполняем знаком “ + ” (помним, что в каждой строке и в каждом столбце должен быть только один знак “+”, так как соответствие однозначное). Аналогично, в строке <банка>.

 

Лимонад

Вода

Молоко

Квас

Бутылка

 

-(1)

-(1)

-

Стакан

 

 

-(4)

-

Кувшин

-(2)

-

+

-(2)

Банка

-(3)

-(3)

-(4)

+

Теперь легко заполнить пустую клетку в строке <бутылка> и клетку под ней. Осталась одна пустая клетка в строке <стакан>. Очевидно, что в нее нужно поставить знак “ + ”.

 

Лимонад

Вода

Молоко

Квас

Бутылка

+

-(1)

-(1)

-

Стакан

-

+

-(4)

-

Кувшин

-(2)

-

+

-(2)

Банка

-(3)

-(3)

-(4)

+

Ответ: лимонад — в бутылке, вода — в стакане, молоко — в кувшине, квас — в банке.

Задача 2.

Составить семантический граф по сказке «Теремок».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по информатике по теме "Графы. Представление информации в табличной форме". (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: 1. Образовательные изучение информационных моделей на графах; закрепление знаний о понятии информационное моделирование, формы представления информационных моделей; закрепление умений построения информационных моделей; формирование знаний и умений решения задач с помощью таблиц, блок-схем, графов; закрепление навыков работы с автофигурами и таблицами в Microsoft Word; закрепление навыков работы в блоге Google. 2. Развивающие · развивать умение осуществлять целеполагание, · развивать память, внимание, функции мышления (сравнение, анализ, синтез, систематизации), · развитие навыков систематизации и структуризации данных; · развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при создании информационных объектов. 3. Воспитательные · формирование общих и профессиональных компетенций учащихся, их кругозора познавательного интереса и творческих способностей, путем подбора заданий проекта, реализующих межпредметную связь; · формирование коммуникативных качеств личности; · воспитание серьезности, самостоятельности, оперативности и собранности в решении поставленных задач.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 882 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.04.2020 394
    • DOCX 114.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кутенкова Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кутенкова Ольга Юрьевна
    Кутенкова Ольга Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74669
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 297 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 100 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов