Графы.
Практическая работа
«Представление данных в табличной форме».
Цели
урока:
1.
Образовательные
- изучение информационных моделей на графах;
- закрепление знаний о понятии информационное моделирование, формы
представления информационных моделей;
- закрепление умений построения информационных моделей;
- формирование знаний и умений решения задач с помощью таблиц,
блок-схем, графов;
- закрепление навыков работы с автофигурами и таблицами в Microsoft
Word;
- закрепление навыков работы в блоге Google.
2.
Развивающие
·
развивать умение осуществлять
целеполагание,
·
развивать память, внимание,
функции мышления (сравнение, анализ, синтез, систематизации),
·
развитие навыков систематизации
и структуризации данных;
·
развивать информационное
видение явлений и процессов окружающего мира при создании информационных
объектов.
3.
Воспитательные
·
формирование общих и
профессиональных компетенций учащихся, их кругозора познавательного интереса и
творческих способностей, путем подбора заданий проекта, реализующих
межпредметную связь;
·
формирование коммуникативных
качеств личности;
·
воспитание серьезности,
самостоятельности, оперативности и собранности в решении поставленных задач.
Ход
урока.
- Актуализация знаний –
выполнение задания на заполнение пропусков (фронтальная работа) – 7 мин.
Выполнение задания по составлению блок-схем – 5 минут.
- Разбор домашнего
задания – 8 мин.
- Практическая часть
урока – 7 мин.
Представление
данных в табличной форме, решение задач при помощи таблиц.
Решение
многих логических задач связано с рассмотрением нескольких конечных множеств с
одинаковым числом элементов, между которыми требуется установить соответствие.
При решении таких задач удобно использовать таблицы (Приложение 1).
Прежде
чем приступить к решению задач, полезно обсудить с учащимися понятие взаимно -
однозначного соответствия между множествами.
Этапы
решения задач:
-
выделяем элементы множеств;
-
определяем количество строк и столбцов и заполняем их заголовки;
-
выделяем ключевые условия
-
в соответствии с ключевыми условиями заполняем таблицу.
Задача
1. Три друга — Алеша, Боря и Витя —
учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой —
на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить
своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий
друг крикнул из окна: “Боря, ты забыл в школе тетрадку!”. Кто на чем ездит
домой?
Решение.
Видим,
что в задаче речь идет о двух множествах: множестве имен и множестве видов
транспорта, на котором ребята едут домой (по щелчку на рисунке 1 появляются
названия множеств). Обращаем внимание на то, что между этими множествами
установлено взаимно однозначное соответствие, то есть каждому элементу первого
множества соответствует единственный элемент второго множества, а двум различным
элементам первого множества соответствуют два различных элемента второго
множества. Сообщаем о том, что при решении таких задач удобно воспользоваться
таблицей, записав названия элементов одного множества в строчку, а другого – в
столбик (на рисунке 1 по щелчку появляется таблица).
Договоримся
отмечать в таблице положительный результат, полученный в ходе логических
рассуждений, знаком “+”, а отрицательный – знаком “-” . Какая картина будет
наблюдаться при заполнении таблицы в данном случае? В каждом столбце — только
один знак “+”, в каждой строке — только один знак “+”. Поэтому, если в какой-то
из клеток появляется знак “ + ”, то все остальные клетки в данной строке и в
данном столбце заполняем знаками “-”.
Выделяем
ключевые условия (появляются на рисунке 1 по щелчку).
- Алеша провожает друга до
остановки троллейбуса.
- Крик из автобуса: “Боря,
ты забыл тетрадку”.
Анализируя
каждое из условий, заполняем таблицу. Из условия (1) делаем вывод о том, что
Алеша не ездит на троллейбусе — ставим знак “-” в ячейку <троллейбус —
Алеша>. Из условия (2) делаем вывод о том, что в автобусе едет не Боря —
ставим знак “-” в ячейку <автобус — Боря> (рисунок 1):
Из
(1) и (2) — в автобусе едет не Алеша (он провожает друга до остановки
троллейбуса). Ставим знак “-” в ячейку <автобус — Алеша> (Рисунок 1).
В
столбике <трамвай> может быть только один знак “ + ” (соответствие
однозначное), поэтому ячейки <трамвай — Боря> и <трамвай — Витя>
заполняем знаками “-”(Рисунок 1).
В
столбике <автобус> два знака “-” уже есть, значит, последнюю ячейку
заполняем знаком “ + ”. В строке <Боря> — аналогично. Теперь таблица
принимает вид:
|
Автобус
|
Троллейбус
|
Трамвай
|
Алеша
|
-(1)
|
-
|
-
|
Боря
|
+
|
-(2)
|
-
|
Витя
|
|
+
|
|
В
столбце <автобус> есть знак “+”, поэтому ячейку <автобус — Витя>
заполняем знаком “-”.
|
Автобус
|
Троллейбус
|
Трамвай
|
Алеша
|
-(1)
|
-
|
+
|
Боря
|
+
|
-(2)
|
-
|
Витя
|
-
|
|
-
|
- Практическая работа в
группах, индивидуальная работа за компьютерами. Построение данных моделей
в Microsoft Word, публикация работ в блоге – 13 минут
Задача
1
Беседуют
трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно,
что один из нас блондин, другой — брюнет, третий — рыжий, но ни у кого цвет
волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос у каждого из друзей.
Напоминаем
детям этапы решения задач:
-
выделяем элементы множеств;
-
определяем количество строк и столбцов и заполняем их заголовки;
-
выделяем ключевые условия
-
в соответствии с ключевыми условиями заполняем таблицу.
Соответствие
взаимно однозначное.
Решение.
Выделим ключевые условия:
1)
брюнет сказал Белокурову... (значит, Белокуров не брюнет);
2)
цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилии
|
Цвет волос
|
рыжий
|
черный
|
русый
|
Белокуров,
|
|
-(1)
|
-(2)
|
Чернов
|
|
-(2)
|
|
Рыжов
|
- (2)
|
|
|
Видим,
что в строке “Белокуров” не заполнена только одна клетка. Заполняем ее знаком
“+”., тогда в ячейке “Чернов – рыжий” ставим знак “-”.
Фамилии
|
Цвет волос
|
рыжий
|
черный
|
русый
|
Белокуров,
|
+
|
-(1)
|
-(2)
|
Чернов
|
-
|
-(2)
|
|
Рыжов
|
- (2)
|
|
|
Становится
очевидным, что в ячейку “Чернов – русый” необходимо поставить знак “+”, а в
ячейку “Рыжов – русый” знак “-”. В оставшуюся пустую клетку “Рыжов – черный”
ставим знак “+”.
Фамилии
|
Цвет волос
|
рыжий
|
черный
|
русый
|
Белокуров,
|
+
|
-(1)
|
-(2)
|
Чернов
|
-
|
-(2)
|
+
|
Рыжов
|
- (2)
|
+
|
-
|
Ответ: у Белокурова рыжие волосы, у Чернова – русые, у
Рыжова – черные.
Задача 2
Задача «Четыре подростка».
В школе учатся четыре
талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них — будущий
хоккеист, другой преуспел в футболе, третий — легкоатлет, четвертый подает
надежды как баскетболист.
О них известно следующее:
1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.
2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.
3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном
4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные
смены.
Кто чем увлекается?
Построим таблицу, в
которой учтем все возможные варианты. Включим в нее столбцы с названиями:
«Футболист», «Баскетболист», «Легкоатлет», «Хоккеист» и строки с именами
мальчиков.
Из первого пункта следует, что ни Иван, ни Алексей не могут быть легкоатлетами.
В таблице занесем в соответствующие клетки знак «минус».
Аналогично определяем,
что:
Петр не баскетболист и не
хоккеист (условие 2);
Андрей и Иван не хоккеисты
(условие 3).
После анализа исходных
условий таблица выглядит так:
|
Футболист
|
Баскетболист
|
Легкоатлет
|
Хоккеист
|
Иван
|
|
|
-
|
-
|
Петр
|
|
-
|
|
-
|
Алексей
|
|
|
-
|
|
Андрей
|
|
|
|
-
|
• По условию задачи каждый
подросток обладает только одним талантом,следовательно, в каждой строчке и
каждом столбце может быть только один «+».
• В графе «Хоккеист»
оказалось три минуса, тогда хоккеистом должен быть Алексей, так как согласно
условию хоккеист среди них есть. Поставим в этой клетке «+».
• Но раз Алексей хоккеист,
он не может быть ни легкоатлетом, ни футболистом, ни баскетболистом, что и
зафиксируем знаком «—» во всей «алексеевской» строчке.
|
Футболист
|
Баскетболист
|
Легкоатлет
|
Хоккеист
|
Иван
|
|
|
-
|
-
|
Петр
|
|
-
|
|
-
|
Алексей
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Андрей
|
|
|
|
-
|
• Сопоставим теперь второй
и третий пункты условия задачи. Петр и Алексей вместе были на тренировке
баскетболиста, но Иван не знает Алексея, значит, баскетболист — не Иван.
Отметим этот факт минусом в соответствующей клетке.
• Теперь в столбике
«Баскетболист» три минуса, поэтому баскетболистом является Андрей, ставим ему
«+», а в оставшихся пустых клетках строки — минусы.
• Теперь определился
легкоатлет — это Петр. Ставим минусы в его строке.
• Остается один Иван, и
он, очевидно, футболист. Окончательный вид таблицы:
|
Футболист
|
Баскетболист
|
Легкоатлет
|
Хоккеист
|
Иван
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Петр
|
-
|
-
|
+
|
-
|
Алексей
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Андрей
|
-
|
+
|
-
|
-
|
Таким образом, в
результате составления логической модели в виде таблицы и анализа ее мы пришли
к выводу, что
Иван— футболист, Петр— легкоатлет, Алексей —хоккеист, а Андрей — баскетболист.
- Обсуждение полученных
решений – 4 мин.
- Домашнее задание – 1
мин.
Задача 1.
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко,
лимонад, квас и вода. Известно, что:
(1) вода и молоко не в бутылке;
(2) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с
квасом;
(3) в банке не лимонад и не вода;
(4) стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.
В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Решение. Из
условия (1) ясно, что вода и молоко не в бутылке, значит, ставим знак “-” в
соответствующие ячейки. Из условия (2) — сосуд с лимонадом стоит между кувшином
и сосудом с квасом, значит, в кувшине не лимонад и не квас. Из условия (3) —
лимонад и вода не в банке. Из условия (4) — в стакане и банке не молоко. В
результате таблица принимает вид:
|
Лимонад
|
Вода
|
Молоко
|
Квас
|
Бутылка
|
|
-(1)
|
-(1)
|
|
Стакан
|
|
|
-(4)
|
|
Кувшин
|
-(2)
|
|
|
-(2)
|
Банка
|
-(3)
|
-(3)
|
-(4)
|
|
Замечаем, что в столбце <молоко> все клетки кроме
одной заполнены знаками “-”, поэтому последнюю клетку заполняем знаком “ + ”
(помним, что в каждой строке и в каждом столбце должен быть только один знак
“+”, так как соответствие однозначное). Аналогично, в строке <банка>.
|
Лимонад
|
Вода
|
Молоко
|
Квас
|
Бутылка
|
|
-(1)
|
-(1)
|
-
|
Стакан
|
|
|
-(4)
|
-
|
Кувшин
|
-(2)
|
-
|
+
|
-(2)
|
Банка
|
-(3)
|
-(3)
|
-(4)
|
+
|
Теперь легко заполнить пустую клетку в строке
<бутылка> и клетку под ней. Осталась одна пустая клетка в строке
<стакан>. Очевидно, что в нее нужно поставить знак “ + ”.
|
Лимонад
|
Вода
|
Молоко
|
Квас
|
Бутылка
|
+
|
-(1)
|
-(1)
|
-
|
Стакан
|
-
|
+
|
-(4)
|
-
|
Кувшин
|
-(2)
|
-
|
+
|
-(2)
|
Банка
|
-(3)
|
-(3)
|
-(4)
|
+
|
Ответ: лимонад — в бутылке, вода — в стакане, молоко — в
кувшине, квас — в банке.
Задача 2.
Составить
семантический граф по сказке «Теремок».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.