Инфоурок Информатика КонспектыКонспект урока по информатике на тему "Системы счисления" (10 класс)

Конспект урока по информатике на тему "Системы счисления" (10 класс)

Скачать материал

 

Конспект урока по теме «Системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Перевод  целых и дробных чисел из n-ой в 10-ую систему счисления» для 10 (профильного) класса.

Цели урока:

-                   Образовательная: рассмотреть историю систем счисления, деление на позиционные и непозиционные, дать понятие системы счисления, ее алфавита и основания, дать формулу развернутой записи числа, научить переводить целые и дробные числа из n-ой системы счисления в десятичную;

-                   Воспитательная: способствовать воспитанию понимания значения чисел в истории человечества;

-                   Развивающая: способствовать развитию кругозора, развитию аналитического мышления и навыков обработки информации.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Формы и методы работы: Лекция, эвристическая беседа, программированный метод.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, доска, презентация, выполненная в MS Power Point.

План урока:

1.     Организация начала урока.

2.     Изучение нового материала.

3.     Закрепление знаний.

4.     Подведение итогов урока.

5.     Домашнее задание.


 

Ход урока.

1.     Организация начала урока.

Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы, цели и плана урока.

2.     Изучение нового материала.

Мы с вами сегодня попытаемся раскрыть историю возникновения чисел и углубиться в мир систем счисления.

Давайте проанализируем запись числа с использованием арабских цифр, например, 111 и запись числа с использованием римских цифр, например III.  «Чем отличается принцип получения значения многоразрядных чисел, записанных арабскими и римскими цифрами?»

Итак, и в том и в другом способе записи числа используют определенные цифры и имеются правила, которые позволяют понять значение числа по их записи, позволяют выполнять операции с числами.

Давайте запишем определение:

Система счисления – это способ представления чисел с помощью цифр и соответствующие правила действия над числами.

Однако в римском способе записи чисел значение цифры не зависит от ее позиции, а в арабском  - зависит. Вспоминаем, что же такое непозиционная и позиционная системы счисления?  В непозиционной системе счисления значение цифры не зависит от ее позиции. В позиционной системе счисления значение цифры зависит от ее позиции.

Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр используются буквы:

I

V

X

L

С

D

M

1

5

10

50

100

500

1000

Значение цифры не зависит от ее положения в числе. Величина числа в римской системе счисления определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется.

В числе XXX цифра X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину – 10. Так как величина используемой цифры одинакова, то получаем: XXX= 10+10+10=30.

В числе VII использованы цифры V,I,I. В данном случае меньшая цифра стоит справа от большей, поэтому мы прибавляем значение данных цифр и получаем: VII = 5+1+1=7.

В числе IV тоже использованы цифры V,I, но в данном случае меньшая цифра расположена слева от большей, поэтому мы вычитаем из большего значения меньшее и получаем: IV= 5-1=4.

В непозиционных системах счисления выполнять вычисления неудобно, потому что запись больших чисел требует введения новых символов, а также невозможно представлять дробные и отрицательные числа, сложно выполнять простейшие арифметические операции.

Первая позиционная система счисления была придумана еще в древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричной, так как в ней использовалось 60 цифр. При измерении времени мы до сих пор ее используем (основание равно 60 – в 1часе – 60 минут, в минуте – 60 секунд). Наиболее известна десятичная позиционная система счисления. В Индии впервые появилась знакомая всем нам сегодня десятичная система счисления.

Позиционных систем счисления существует бесконечное множество и отличаются они друг от друга алфавитом (упорядоченное множество цифр) и основанием (количество цифр в алфавите).

Давайте рассмотрим алфавиты различных позиционных систем счисления:

Основание

Название

Алфавит

10

Десятичная

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

2

Двоичная

0,1

8

Восьмеричная

0,1,2,3,4,5,6,7

16

Шестнадцатеричная

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A(10),B(11),C(12),D(13),E(14),F(15)

3

В системах счисления с основанием не больше 10 используют только арабские цифры, а если основание больше 10, то используют латинские буквы в алфавитном порядке (к примеру, шестнадцатеричная система счисления).

Для указания на основание системы, которой относится число, вводится индексное обозначение. Например, 2510  - это число указывает, что это десятичная система счисления. Обратите внимание, что нельзя говорить «двадцать пять», правильно произносить – «два пять».

В416 – шестнадцатеричное число. Индекс всегда записывается десятичным числом, так как в любой системе счисления ее основание будет равно 10 (один, ноль).

Давайте рассмотрим число 532. В нем самая первая цифра обозначает пять единиц, вторая  –  три десятка и третья – две сотни. Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряд числа возрастает справа налево, от младших разрядов к старшим. Число 532 записано в свернутой форме. Для записи развернутой формы числа необходимо над каждым числом определить степень основания, в которую данное основание системы будет возводиться (начиная с нулевого), с самого крайнего целого числа. В развернутой форме запись числа в десятичной системе счисления будет выглядеть таким образом:

53210= 5*102 + 3*101 + 2*100, то есть позиция цифры показывает, в какую степень надо возвести основание в развернутой форме. Итак, мы с вами получили правило позиционной системы счисления: чтобы получить значение числа, надо цифры умножить на основание в степени позиции и сложить.

Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания. Например, число 532, 25 в развернутой форме будет записываться следующим образом:

532,2510 = 5*102 + 3*101 + 2*100 + 2*10-1 + 5*10-2.

В общем случае в десятичной системе счисления запись числа А10 , которое содержит n целых разрядов числа и m дробных числа, производится следующим образом:  A10 = an-1*10n-1 + an-2*10n-2 + …+ a0*100 + a-1*10-1 + a-2*10-2 +…+ a-m*10-m. Запишите эту формулу в тетради.

Аналогично мы можем получить развёрнутую форму чисел в других системах счисления. Например, для двоичного числа. В двоичной системе счисления основание = 2, а ее алфавит состоит из двух цифр – 0 и 1. Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы разряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1. Рассмотрим пример двоичной системы счисления, в свернутой форме в двоичной системе выглядит таким образом:

A2 = 101,012.

В развернутой форме число в двоичной системе выглядит так:

A2 = 1*22 + 0*21 + 1*20 + 0*2-1 + 1*2-2 .

В общем случае в двоичной системе счисления запись числа A10 , которое содержит n целых разрядов числа и m дробных числа, производится следующим образом:

A2 = an-1 *2n-1 + an-2 *2n-2 +…+ a0 *20 + a-1 *2-1 + a-2 *2-2 +…+ a-m *2-m .

Так в восьмеричной системе основание равно 8, тогда записанное в свернутой форме восьмеричное число A8 = 673,28   в развёрнутой форме будет выглядеть так: A8 = 6*82 + 7*81 + 3*80 + 2*8-1.

Также в шестнадцатеричной системе счисления основание равно 16, тогда записанное в развернутой форме число A16 = 8A,F16  будет иметь вид:

A16 = 8*161 + A*160 + F*16-1.

Итак, в общем случае в системе счисления с произвольным основанием q запись числа Aq , которое содержит n целых разрядов числа и m дробных разрядов числа, производится следующим образом: Aq = an-1 *qn-1 + an-2 *qn-2 +…+ a0 *q0 + a-1 *q-1 + a-2 *q-2 +…+ a-m *q-m.

Чтобы перевести число, скажем, 12345N, из системы счисления с основанием  в десятичную систему, нужно умножить значение каждой цифры на  в степени, равной ее разряду:

4 3 2 10   ← разряды

1 2 3 4 5N = 1·N4 + 2·N3 + 3·N2 + 4·N1 + 5·N0  

Последняя цифра записи числа в системе счисления с основанием  – это остаток от деления этого числа на , две последние цифры – это остаток от деления на , и т.д.

Какой остаток от деления на 8 числа 124? Какие две последние цифры от деления на 2 числа 1352?

У позиционной системы счисления может быть любое основание. Ребята, приведите свои примеры чисел в троичной, пятеричной и других системах счисления, запишите эти числа в развернутой форме.

Теперь, когда мы подробнее познакомились с позиционными системами счисления, давайте поговорим о переводе. Запишите подзаголовок: «Перевод чисел из n-ой системы счисления в 10-ую».

Возьмем произвольное двоичное число, например 11102. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления: 1110= 1*23 + 1*22 + 1*21 + 0*20 = 1410.

Возьмем восьмеричное число 67,58. Запишем его развернутой форме и произведем вычисления:  6*81 + 7*80 + 5*8-1 =  55,62510.

Возьмем число 19F16 запишем в развернутой форме и произведем вычисления: 19F16 = 1*162 +9*161 +F*160 = 1*256 + 9*16 + 15*1= 41510.

Рассмотрим задачу из ЕГЭ.

Найдите основание системы счисления, в которой выполнено сложение: 144 + 24 = 201.

Для решения такого задания составляем уравнение: 144х + 24х = 201х. Запишем в развернутом виде: х2 + 4х + 4 + 2х + 4 = 2х2 + 1.

х2 – 6х – 7 = 0

D = 36 + 4 * 7 = 64.

Отрицательный корень не берем, т.к. он основание системы счисления положительно.

х = 7.

3.     Закрепление знаний.

Теперь выполните перевод в десятичную систему счисления самостоятельно. Поочередно вызываются учащиеся для решения к доске, после чего всем классом проверяется и обсуждается решение.

a.        11000010012;

b.        1111110110,012;

c.        457,38;

d.        563,48;

e.        AE3,616;

f.         F18,C16 .

Задача: Найдите основание системы счисления, в которой выполнено умножение: 3·213 = 1043.

 

4.     Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы узнали краткую историю систем счисления, а также вспомнили определения систем счисления, их алфавита и основания. Кроме того, мы изучили развернутую форму записи числа и научились переводу из n-ой в десятичную систему счисления.

5.     Домашнее задание.

Выполните перевод в десятичную систему счисления:

a.        11000000002;

b.        11010111112;

c.        1011001101,000112;

d.        746,18;

e.        174,28;

f.         E26,A16;

g.        B4B,716 .

Задачи из ЕГЭ:

1)    В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 83 записывается в виде 123. Укажите это основание.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по информатике на тему "Системы счисления" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по информатике на тему "Системы счисления" (10 профильный класс)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 621 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.02.2020 1025
    • DOCX 40 кбайт
    • 63 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ерюшева Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ерюшева Марина Александровна
    Ерюшева Марина Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93284
    • Всего материалов: 213

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 297 человек

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции