Главная / Информатика / Конспект урока по информатике на тему

Конспект урока по информатике на тему

hello_html_m489a755f.gifhello_html_m489a755f.gifhello_html_m489a755f.gifhello_html_m489a755f.gifhello_html_m489a755f.gifhello_html_m489a755f.gifУрок информатики в 9 классе

Использование логики в поиске информации в Интернете

Шарифуллина Айслу Мардугалимовна,

учитель информатики,

МБОУ средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района РТ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок теоретических и практических работ, анализ ситуации.

Методы обучения: диалогический, наглядный, объяснительно – иллюстративный.

Формы обучения: коллективная и индивидуальная.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Мотивация обучения.

  1. Актуализация опорных знаний

  2. Сообщение темы и постановка целей урока

  3. Физкульминутка (зрительная гимнастика перед работой на компьютере)

  4. Систематизация ЗУН, закрепление полученных навыков и умений

Практическая работа. Решение задач.

  1. Тренинг по решению задач на поиск информации в Интернете

  2. Контроль усвоения темы

  3. Рефлексия

Оборудование: интерактивная доска, ПК, проектор, карточки с самостоятельной работой (на каждого ученика по вариантам), тест

Цели урока:

  • обобщение знаний и умений обучающихся по применению таблиц истинности при решении логических задач;

  • формирование у обучающихся принципа реализации диаграмм Вена-Эйлера для решения логических задач; информационной культуры;

  • развитие коммуникативно - технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий;

  • развитие аналитическо-логического мышления;

  • воспитание самостоятельности, инициативности, толерантности, ответственного отношения к информации

Задачи урока:

  • повторить изученный материал по теме «Логика»;

  • формировать умение обучающихся использовать круги Эйлера при решении логических задач;

  • продемонстрировать решение типовых задач из заданий ОГЭ и ЕГЭ;

  • закрепить изученный материал по поиску информации в интернете решением подобных задач.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу. Притча о мудреце.

Наш урок я хочу начать с одной мудрости.

- Жил мудрец, который знал всё. Его окружали ученики. Однажды один из учеников задумался, а есть ли такой вопрос, на который наш мудрец не знает ответа. Пошел на луг, поймал бабочку и спрятал между ладонями. Он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – сожму ладони - погибнет, скажет мёртвая – выпущу».

Что же ответил мудрец?

Ответ: « Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!».

Я тоже считаю, что все в ваших руках, от того, как вы будете учиться, многое зависит в будущем. Желаю вам успехов, у нас на уроке все получится!

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа. Актуализацию базовых знаний начнем с решения текстовых задач. Используем мультимедийные задания LearningApps.org поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей

1. Включи секундомер и начинай выполнять задание. 
В соревнованиях по бегу по бегу Серёжа, Гриша и Коля заняли три первых места. Какое место занял каждый, если известно, что Гриша занял не второе и не третье место, а Серёжа не третье?

hello_html_42ef1692.png

2. В новом микрорайоне строился четырёхквартирный дом. Когда строительство было закончено, и жильцы въехали в дом, у подъезда был вывешен список жильцов. Таким образом, мы узнали, что в этом доме живут Воронов, Павлов, Журавлёв и Синицын. Мы выяснили, что один из них врач, другой – журналист, третий – тренер спортивной школы, а четвёртый – строитель. Известно, что журналист написал статьи о Воронове и Синицыне. Тренер и журналист вместе с Павловым ходили в туристический поход. Воронов и Павлов были на приёме у врача.

У кого из жильцов какая профессия?

hello_html_m5f1a434a.png

- На какую тему мы решали данные задачи? (логика)

Актуализация опорных терминов

Логика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», наука о законах и операциях правильного мышления.

Что изучает алгебра логики? (высказывания и операции над ними)

Какие логические операции вы знаете? (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, эквивалентность, импликация)

Используя изученный материал, соотнесите логическую операцию и таблицу истинности.

hello_html_m3be815ad.png

Соотнесите логические операции с кругами Эйлера. Напомните мне определение «Что такое круги Эйлера?»hello_html_343d8844.png


Круги Эйлера — наглядная геометрическая иллюстрация объемов понятий и отношений между ними.



hello_html_1d1e6176.png hello_html_m6e1a89a9.png

III. Постановка целей и задач урока

-Возможно ли применить наши знания в поиске информации в Интернете? (при составлении запросов)

Какие основные способы поиска информации вы знаете?

Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

Можете ли вы сформулировать правила поиска информации?

IV. Физкульминутка (зрительная гимнастика перед работой на компьютере)

V. Систематизация ЗУН, закрепление полученных навыков и умений.

Практическая работа. Предлагаю вам решить задачи из открытого банка заданий ФИПИ.

1-фронтально с коллективным разбором/Гугл, Яндекс/

Используя поисковые системы, решите задачи. Указать, сколько ответов было выдано поисковой системой. Написать ответ.

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» – «&».

 

Код

Запрос

А

Мартышка & Очки

Б

Мартышка | Очки | Басня

В

Мартышка & Очки & Басня

Г

Мартышка | Очки


Задачи под номерами 2и 3 решаете самостоятельно.

2 СР

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – &.

 Код

Запрос

А

Блин & Мёд & Масленица

Б

Блин | Мёд

В

Блин & Мёд

Г

Блин | Мёд | Масленица


3 СР

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – &.


 Код

Запрос

А

Красавица & Чудовище & сказка

Б

Красавица | Чудовище | сказка

В

Красавица & Чудовище

Г

Красавица | Чудовище


Проверка правильности решения задач. Вывод.


VI. Тренинг по решению задач на поиск информации в Интернете

Ребята, задачи по изучаемой теме, встречаются в КИМах ЕГЭ.

Используя круги Эйлера, решим задачи №1и №2. Совместный разбор решения задачи.

Задача 1.

В классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной и городской библиотек. Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 — в городской. Сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?

Как можно решить эту задачу?

Решение. Пусть круг Ш изображает читателей только школьной библиотеки, круг Р — только городской. Тогда ШР — изображение читателей и городской, и школьной библиотек одновременно.hello_html_m3f9a3bb4.png

Из рисунка следует, что число учеников, не являющихся читателями школьной библиотеки, равно:

(не Ш) = Р - ШР.

Всего 30 учеников, Ш= 20 человек, Р = 15 человек. Тогда значение ШР может быть найдено так (см. рисунок): ШР = (Ш + Р) - 30 = (20 + 15) - 30 = = 5, т.е. 5 учеников являются читателями школьной и городской библиотек одновременно. Тогда (не Ш) = = Р - ШР= 15- 5= 10.

Ответ: 10 учеников не являются читателями школьной библиотеки.

Задача 2.

Некоторый сегмент сети Интернет состоит из 1000 сайтов. Поисковый сервер в автоматическом режиме составил таблицу ключевых слов для сайтов этого сегмента. Вот ее фрагмент:

Ключевое слово

Количество сайтов, для которых данное слово является ключевым

сомики

250

меченосцы

200

гуппи

500

Сколько сайтов будет найдено по запросу

сомики | меченосцы | гуппи.

если по запросу сомики & гуппи было найдено 0 сайтов, по запросу сомики & меченосцы – 20, а по запросу меченосцы & гуппи– 10. (250+200+500-20-10=920)

*Задача

В классе 30 учащихся. Из них 18 человек занимаются в секции легкой атлетики, 10 – плаванием, 3 – и тем, и другим. Сколько человек не занимается ничем?


30 - (7 + 3 + 15) = 5

hello_html_m81d53e5.png







VII. Контроль усвоения темы

Для определения уровня усвоения материала самостоятельно решите тесты в программе MyTest.

Тест из 5 вопросов выполняется на компьютере

Оценка за тест высвечивается на экране.

VIII. Рефлексия. Итог урока.



Подведи итог своей работы.


ФИ_______________________________________________________________________


1. Мне было интересно работать на уроке. Да. Нет.


2. Мне было легко выполнять задания. Да. Нет.


3. Мне было трудно выполнять задания. Да. Нет.


4. Труднее всего было выполнить задание______________________________________

__________________________________________________________________________


Д/З Я раздаю вам карточки для Д/З, на которых представлены разноуровневые задачи по теме «Поиск информации в Интернете». Самостоятельно, выберите уровень для решения задач.





Конспект урока по информатике на тему
  • Информатика
Описание:

Предметные области: Информационные технологии.

Класс:   9

Тема занятия: Использование логики в поиске информации в Интернете

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок теоретических и практических работ, анализ ситуации.

Цели урока: обобщение знаний и умений обучающихся по применению таблиц истинности при решении логических задач;формирование у обучающихся принципа реализации диаграмм Вена-Эйлера для решения логических задач; информационной культуры; развитие коммуникативно - технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий; развитие аналитическо-логического мышления; воспитание самостоятельности, инициативности, толерантности, ответственного отношения к информации

Задачи урока: повторить изученный материал по теме «Логика»; формировать умение обучающихся использовать круги Эйлера при решении логических задач; продемонстрировать решение типовых задач из заданий ОГЭ и ЕГЭ; закрепить изученный материал по поиску информации в интернете решением подобных задач.

 

 

Автор Шарифуллина Айслу Мардугалимовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1314
Номер материала 35542
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓