МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ
УРОКА
по
информатике и ИКТ:
«Отношения
соподчинения, противоречия и противоположности»
6
класс
(УЧЕБНИК
для 6 класса ИНФОРМАТИКА И ИКТ Л. Л. Босова)
Работу выполнила
учитель информатики и ИКТ
Волкова О. Н.
Судиславль
2015
Урок 19. Отношения соподчинения, противоречия и
противоположности
(седьмой урок в теме «Человек и информация»)
УЧЕБНИК для 6 класса ИНФОРМАТИКА И ИКТ Л.
Л. Босова+Рабочая тетрадь для 6 класса ИНФОРМАТИКА и ИКТ Л.Л. Босова
Тип урока: комбинированный
урок.
Оборудование урока: кабинет
информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор,
электронная доска, графический планшет, магнитная доска, магниты, наглядные
пособия (портреты Венна и Эйлера, схема, иллюстрирующая отношения тождества,
пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности с
помощью кругов Эйлера).
Цели урока:
Обучающие:
·
закрепить
у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;
·
познакомить
их с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности;
·
закрепить
навыки представления информации в табличной форме.
Воспитательные:
·
формирование
материалистического мировоззрения;
·
нравственное
воздействие;
·
воспитание
культуры умственного труда;
Развивающие:
·
развитие
репродуктивного воображения;
·
развитие
наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления;
·
развитие
умения анализировать, сравнивать, классифицировать.
Новые понятия урока:
- отношение
соподчинения;
- отношение
противоречия;
- отношение
противоположности.
План урока:
1.
Организационный
момент.
2.
Актуализация
знаний.
3.
Изучение
нового материала, работа в группах.
4.
Обсуждение.
5.
Домашнее
задание.
6.
Компьютерный
практикум.
7.
Рефлексия.
Ход
урока:
- Организационный
момент —
2 минуты
- Актуализация
знаний — 10 минут
Фронтальный опрос:
(учащиеся отвечают на вопросы (слайд 2 презентации):
- На
основании каких признаков мы сравниваем реальные объекты? (Размер,
цвет, форма и т.д.)
- Какими
словами выражаются отношения между объектами реальной действительности? (Больше
— меньше, длиннее — короче,ближе — дальше, выше — ниже, и т.д.)
- Что
такое понятие? (Понятия – это наши представления, наши мысли об
объектах. При сравнении понятий сравниваются их содержания и их объёмы)
- Чем
характеризуется понятие? (Содержанием
и объёмом)
- Что
такое содержание понятия? (Это все существенные признаки объекта или
класса объектов, отраженные в понятии)
- Что
такое объем понятия? (Множество
объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание
понятия)
- Какие
понятия считаются несравнимыми? (Несравнимые понятия —
далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих
признаков)
- Какие
отношения между сравнимыми понятиями мы рассмотрели на предыдущем уроке?
(Тождество, пересечение, подчинение)
Оформление
схемы в тетради (слайд 2 презентации)
- С
помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?
Сообщение учащихся «Круги Эйлера» (домашнее задание: дополнительный
материал из Интернета).
- Какие
отношения изображены с помощью кругов? (слайды 3-5) Название
отношения появляется по щелчку после ответа учащихся.
Дополнение учащимися схемы в тетради. (Слайд 6)
3. Изучение нового
материала
(работа в группах) — 7 минут.
Разделить класс на группы, раздать задания
(работа с учебником § 2.3.стр. 48-50):
Группа 1
|
Группа 2
|
Группа 3
|
Отношение
«соподчинение»
1.
Дайте
определение (устно).
2.
Средствами
графического редактора Paint изобразите
отношение при помощи кругов.
3.
Приведите
три примера отношения (устно).
|
Отношение
«противоположность»
1.
Дайте
определение (устно).
2.
Средствами
графического редактора Paint изобразите отношение при
помощи кругов.
3.
Приведите
три примера отношения (устно).
|
Отношения
«противоречие»
1.
Дайте
определение (устно).
2.
Средствами
графического редактора Paint изобразите отношение при
помощи кругов.
3.
Приведите
три примера отношения (устно).
|
4. Обсуждение – 9 минут.
Совместное обсуждение: по одному ученику от группы устно рассказывают
определение отношения, демонстрируют рисунки на интерактивной доске, приводят
примеры. Остальные оформляют схему в тетради. (Слайд 7)
5. Домашнее задание — 1 минута. § 2.3 стр.
48-50 учебника прочитать в. 6-9 (устно) РТ № 26 стр. 48-50, № 31 стр. 64.
(Слайд 8)
6. Компьютерный практикум — 9 минут
Практическая работа «Отношения
между сравнимыми понятиями»
Задание 1
Откройте текстовый процессор MS Word.
1.
Создайте
таблицу по образцу:
Сравнимые
понятия
|
Общий
признак
|
Понятие
1
|
Понятие
2
|
|
Зима
|
Осень
|
|
Дождь
|
Ураган
|
|
Принтер
|
Монитор
|
|
Стул
|
Кресло
|
|
Банан
|
Апельсин
|
|
Клюква
|
Арбуз
|
|
2.
Самостоятельно
заполните графу «Общий признак».
Задание 2
Понятие
|
Противоположное
понятие
|
Противоречивое
понятие
|
Громкая
музыка
|
|
|
Высокий
человек
|
|
|
Умный
человек
|
|
|
Сильный
ветер
|
|
|
Сохраните файл в собственной папке под
именем Понятие
7. Рефлексия — 2 минуты
- выставление
оценок за практическую работу и сообщение;
- ученики
заполняют таблицу
На уроке
я узнал(а) что такое ….
|
Интересно
было ….
|
Не
понравилось ….
|
Я
ничего не узнал(а)
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.