Инфоурок Химия Другие методич. материалыКонспект урока по химии практическая работа "Распознавание катионов" (9 класс)

Конспект урока по химии практическая работа "Распознавание катионов" (9 класс)

Скачать материал

Тема:

 

Экспериментальное решение задач на распознавание катионов металлов.

 

Цель:

 

Применять качественные реакции для распознавания катионов металлов.

 

Задачи:

 

1.     Актуализировать знания по теме «Металлы»

2.     Организовать работу учащихся от выдвижения гипотезы до получения конечного результата.

3.     Организовать работу по распознаванию катионов металлов на основе качественных реакций.

 

Умения:

 

1.     Проектирую постановку эксперимента;

2.     Определяю реагенты на катионы металлов;

3.     Составляю уравнения химических реакций;

4.     Сравниваю результаты опытов;

5.     Формулирую выводы по полученным результатам;

6.     Организую работу в паре, в группе.

 

Тип урока: практическое применение знаний.

 

Класс: 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.      

Организационный этап Добрый день. Садитесь. Вы готовы к работе? Значит, можно приступать.

В течение нескольких уроков мы рассматривали строение, свойства и применение металлов и их соединений. А сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться практически с качественными реакциями на ионы металлов.

2.      

Слайд 1

Тема урока «Экспериментальное решение задач на распознавание катионов металлов». То есть практическая работа.

Какую цель мы сегодня поставим? (ответы учащихся)

·       Применять качественные реакции для определения ионов металлов.

3.      

Слайд 2

Умения Попытайтесь определить какие умения вы сегодня сможете отработать при проведении практической работы? (ответы учащихся)

·       Проектирую постановку эксперимента;

·       Определяю реагенты на катионы металлов;

·       Составляю уравнения химических реакций;

·       Сравниваю результаты опытов;

·       Формулирую выводы по полученным результатам;

·       Организую работу в паре, в группе.

4.      

Слайд 3

Повторение основных понятий

Понятия, с которыми мы сегодня постоянно будем встречаться это – ионы.

1)    Вспомните, что такое ионы? (ответы учащихся)

·       Ионы – это заряженные частицы

2)    Какие виды ионов вам известны? (ответы учащихся)

·       Катионы – положительные ионы

·       Анионы – отрицательные ионы.

3)    К какому виду относятся ионы металлов и почему? (ответы учащихся)

Являются катионами, потому что отдают электроны и приобретают положительный заряд

4)    Реакции между веществами проходят в растворах. В результате какого процесса в растворах появляются ионы? (ответы учащихся)

В результате процесса диссоциации

5)    Для распознавания катионов используют качественные реакции. Как вы понимаете слово «качественные»? (ответы учащихся)

·       Это реакции, с помощью которых можно определить, чем одно вещество отличается от другого по элементарному составу.

·       Это реакции, которые позволяют определить отдельные ионы или молекулы, образующие исследуемое вещество.

6)    В качественном анализе применяют реакции, сопровождающиеся каким-либо эффектом, который легко можно обнаружить. Как вы считаете, что это за эффекты? (ответы учащихся)

 

 

Слайд 4

·        Выпадение осадка,

·        Выделение газа,

·        Изменение цвета

5.      

Слайд 5

Гипотеза

Давайте сделаем предположение, какой эффект более вероятен при обнаружении катионов металлов? (ответы учащихся)

·        Скорее всего, выпадение осадка и изменение цвета.

6.      

 

Практическая работа

Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к познанию, это – деятельность». Поэтому  я предлагаю вам провести эксперимент и установить, что выступает в роли реагентов на различные катионы металлов.

За объект определения мы возьмём катионы тех металлов, которые были рассмотрены ранее при изучении темы «Металлы». Это катионы Аl3+, Fe2+ и Fe3+.

Работа организована по группам. Для каждой группы свой катион. Работу выполняйте по инструкции.

 

При проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности.

Слайд 6

·        Осторожно с кислотой и щелочью;

·        Осторожно со стеклянной посудой;

·        Бери вещества аккуратно и в малой дозе;

·        Не пробуй вещества на вкус;

·        Работу выполняй строго по инструкции;

·        По завершении работы, приведи рабочее место в порядок.

Приступайте к работе.

(работа в группах)

Полученные результаты записывайте в лист отчета. А по завершении работы сформулируйте вывод по полученным результатам.

7.      

 

Представление полученных результатов

Предлагаю полученные результаты проанализировать и зафиксировать на экране. (работа с презентацией)

Слайд 7, 8, 9

8.      

Слайд 10

Умения

Какие умения вы применила, проделываю работу в группах?

·       Определяю реагенты на катионы металлов;

·       Составляю уравнения химических реакций;

·       Сравниваю результаты опытов;

·       Формулирую выводы по полученным результатам;

·       Организую работу в паре, в группе.

9.      

Подведение итогов

1)    Подтвердилась ли гипотеза, сделанная нами? (ответы учащихся)

Да, подтвердилась. Во всех трех случаях, мы наблюдали выпадение осадков различных цветов.

2)    Давайте составим таблицу по распознаванию катионов металлов, в которой  отразим полученные результаты.

(работа в группах)

 

Слайд 11

3)    На основании данной таблицы установите, какой ион выступил в качестве реагента на все катионы металлов?

В качестве иона выступает гидроксид-ион, который осадил катионы металлов в осадки различимые по цвету

 

4)    Существуют ли другие реагенты на катионы металлов?

Да, существуют. Я попробую вам продемонстрировать еще несколько реакций, результаты которых вы занесете в таблицу.

(демонстрационные опыты)

5)    Эту таблицу мы продолжим заполнять при изучении неметаллов.

10.  

Слайд 12

Обратная связь

Насколько вы усвоили материал, определим по выполненному заданию в тестовой форме

(индивидуальная работа)

Проведем взаимопроверку и оценим результаты.

Ключ на экране

11.  

Слайд 13

Домашнее задание

На этом заканчиваем работу. Запишите домашнее задание.

Дописать в лист отчета уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

12.  

Слайд 14

Самооценка деятельности

Попробуйте оценить себя. Для этого можно использовать фразы, которые вы видите на экране

·       Сегодня на уроке мне удалось….

·       При работе возникли затруднения при ….

·       Надо еще поработать над …..

·       Я считаю, что ….

13.  

Спасибо всем за работу. До встречи на следующем уроке.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по химии практическая работа "Распознавание катионов" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока практическая работа по химии "Распознавание катионов" (9 класс).

В разработке представлен конспект урока, презентация к уроку, а также лист отчета о проделанной работе.

На данном уроке используется педагогическая технология процессуального мониторинга, поэтому в ходе всего урока происходит отслеживание планируемых результатов, определенных в начале урока. 

Выполнение практической части урока осуществляется с использованием инструктивной карточки.

Работа на уроке организуется в группах, где ученики распределяют обязанности.

Итогом работы является составление таблицы "Определение катионов". Это сводная таблица по распознаванию катионов, которая на последующих уроках будет продолжена.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 778
    • DOCX 58 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Биндарева Людмила Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5855
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 352 человека

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов