Главная / Химия / Конспект урока по химии на тему" Коррозия металлов".

Конспект урока по химии на тему" Коррозия металлов".

Конспект урока по химии

Тема « Коррозия Металлов»


Цель:

-сформировать представление учащихся о механизме коррозийных процессов, об их последствиях и способах защиты от коррозии;

-развивать умение работать с опорным конспектом, наблюдать, делать --выводы;

-воспитывать эмоциональное отношение к изучаемому явлению.

Задачи:

-познакомить учащихся с сущностью химической и электрохимической -коррозии, со способами защиты от коррозии металлов и сплавов;

-восстановить в памяти учащихся объяснение окислительно-восстановительных процессов;

-сформировать эмоциональное отношение учащихся к данному явлению.

 Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

- 31 января 1951 г. обрушился железнодорожный мост в Квебеке (Канада ), введенный в эксплуатацию в 1947 г.

- в 1964 г. рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400-метровая антенная мачта в Гренландии.

- Из-за повреждений нефтепроводов в реки и на грунт выливается нефть.

Что же объединяет эти примеры? (разрушение металлических изделий)

Этот процесс и станет предметом нашего изучения на уроке.

Разрушение, или правильнее разъедание, в переводе на латинский звучит как “кородире”.


Тема нашего урока “Коррозия металлов”.

Коррозия металлов…

нашей задачей будет в ходе урока выработать собственное отношение к этому процессу. А в конце урока каждый обоснует свое мнение.

- Как вы думаете, почему здесь изображен дракон?

Коррозию можно сравнить со сказочным Змеем Горынычем. Это давний и коварный враг большинства металлов. Но в отличии от него коррозия реально существует и, оставаясь невидимой, наносит огромный урон металлам и сплавам. И чтобы его победить, человек должен проникнуть во все его тайны, ведь не случайно эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание академика Несмеянова “Знать – значит победить.”

Итак, что же такое коррозия?

В переводе с латинского слово “коррозия” - значит разъедать.

Примерно 20% железа ежегодно выплавляемого в мире разрушается от коррозии.Коррозия – разрушение металлов под действием окружающей среды, при этом металлы окисляются по схеме:

В зависимости от вызываемых коррозией повреждений поверхности металлов различают следующие ее виды:

  • равномерную (сплошную),

  • язвенную,

  • точечную (питтинг).

Как вы думаете какой вид коррозии самый опасный?

Почему? (Питтинг – большая глубина поражения и малая площадь)

По механизму протекания коррозия делиться на два вида: химическую и электро-химическую.

Химическая коррозия

В результате химической коррозии происходит переход электроновот восстановителя к окислителю. Если прокалить медную проволоку в пламени, образуется серый налет, это и будет оксид меди.

Второй вид коррозии – электрохимическая.

- Какой процесс будет сопровождать этот вид коррозии?

- Что такое электрический ток с точки зрения физики?

Этот вид коррозии протекает в среде электролита.

Если в среде электролита находится контактная пара металлов (Cu  – Fe ), то ионы более активного металла – железа переходят в раствор, при этом поверхность железа заряжается положительно, выполняя роль анода. Электроны с поверхности железа переходят на поверхность более электроположительного металла – меди. В результате она заряжается отрицательно, выполняя роль катода. На поверхности меди восстанавливаются ионы водорода, образуя газообразный водород. Это пример коррозии, протекающей в кислой среде.
Но на поверхности металлических изделий, находящихся в атмосферных условиях, всегда конденсируется влага. Капля воды играет роль электролита, в ней растворен кислород из воздуха. Кислород восстанавливается до гидроксид-ионов, а железо окисляется, переходя в гидроксид железа (II) и гидроксид железа (III). Смесь этих гидроксидов и есть ржавчина.

Обратите внимание на следующий элемент конспекта. Как вы думаете,о чем пойдет речь дальше?

Конечно, зная механизм протекания коррозии и причины ее возникновения, человек научился защищать металлы от коррозии (эпиграф).

  • Крашение;

  • Эмалироание (не металлическое покрытие);

  • Металлопокрытие;

  • Легирование – введение в сплав добавки, в результате образуются коррозийно-стойкие сплавы;

  • Введение в среду ингибитора – специального вещества, замедляющего скорость коррозии;

  • Протекторная защита – присоединение к защищаемому металлу более активного металла.

Первичное закрепление

Ответить на вопросы теста.

(ответом будут буквы, составляющие слово “коррозия” )

Тест

1. Слово “коррозия” в переводе с латинского означает:

и) разрушать;

п) окислять;

к) разъедать;

р) ржаветь.

2. Питтинг - это:

ж) электрохимическая коррозия;

н) язвенная коррозия;

о) точечная коррозия;

р) сплошная коррозия.

3. Окисление металла в среде не электролита:

а) электрохимическая коррозия;

г) язвенная коррозия;

о) точечная коррозия;

р) химическая коррозия.

4. Разрушение металла, находящегося в контакте с другим металлом в присутствии водного раствора электролита:

в) газовая коррозия;

и) химическая коррозия;

т) сплошная;

р) электрохимическая коррозия;

5. Эмалирование это:

б) способ предания красоты металлическому изделию;

е) электрохимический метод защиты металлов от коррозии;

о) защитное неметаллическое покрытие металла;

ч) защитное металлическое покрытие металла.

6. Легирование это:

з) специальное введение в сплав элементов, замедляющих процесс коррозии;

и) покрытие железного листа слоем олова;

к) создание контакта с более активным металлом;

т) покрытие металла краской.,

7. Вещества, замедляющие процесс коррозии называются:

и) ингибиторы;

о) электроды;

н) протекторы;

т) краски.

8. Присоединение к защищаемому металлу другого, более активного металла называется:

а) металлопокрытие;

о) контактная защита;

р) легирование;

я) протекторная защита.

После проверки теста дается задание всему классу, которое выполняется в парах, по карточкам.

Работа в парах по карточкам

1Какие виды коррозии вам известны по характеру повреждений поверхности металлов?

Какие ионы переходят в раствор при электрохимической коррозии? Какие процессы при этом протекают но катоде и аноде?

  1. Запишите уравнение реакции, отражающее процесс химической коррозии. Укажите окислитель и восстановитель.

  2. Перечислите способы защиты металлов от коррозии. Объясните, как вы их понимаете.

Работа в парах экспертов

Выполнение лабораторных опытов.

В пробирке под N5 железный гвоздь помещен в раствор гидроксида натрия (NаОH). В пробирке под N6 – в раствор хлорида натрия (NаCl).

1) В каком случае процесс коррозии интенсивнее?

2) Какая среда повлияла на скорость коррозии?

3) Какой метод защиты металлов от коррозии подтверждает данный опыт?

Даны 2 пробирки: в пробирке N3 железный гвоздь соединён с медью, в пробирке под номером 4 - железный гвоздь соединен с цинком. Среда нейтральная.

1)Определите, в каком случае коррозирует железо? Почему?

2)Составьте уравнения реакций, протекающих в обоих случаях.


В пробирке под N1 – цинк покрытый лаком, в пробирке под N2 – цинк, ранее обработанный кислотой. В обе пробирки добавьте соляную кислоту. В какой пробирке наблюдается выделение газа? Почему? Какой метод защиты металла демонстрирует данный опыт?

Прокалите медную проволоку в пламени спиртовки. Что вы увидели? К какому типу коррозии вы отнесёте данный процесс? Запишите уравнение химической реакции, составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. 

Отчет групп о проделанной работе

Вы познакомились с понятием коррозия, с механизмом и видами коррозии и теперь вы решили, какой знак поставить в конце предложения?

Выразить свое отношение к предмету изучения я вам предлагаю

Подведение итогов

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание.





Конспект урока по химии на тему" Коррозия металлов".
  • Химия
Описание:

Цель урока:

-сформировать представление учащихся о механизме коррозийных процессов, об их последствиях и способах защиты от коррозии;

-развивать умение работать с опорным конспектом, наблюдать, делать выводы;

-воспитывать эмоциональное отношение к изучаемому явлению.

Задачи:

-познакомить учащихся с сущностью химической и электрохимической -коррозии, со способами защиты от коррозии металлов и сплавов;

-восстановить в памяти учащихся объяснение окислительно-восстановительных процессов;

-сформировать эмоциональное отношение учащихся к данному явлению.

Автор Сайгушева Олеся Юрьевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1251
Номер материала 7677
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓