1
2
|
Организационный
момент.
Цель:
-
создать положительный настрой на уроке;
-повысить
интерес к изучению данной темы;
-
настроить на дальнейшее восприятие материала;
-
продолжить формировать логическое мышление.
-Актуализировать
и обобщить имеющиеся знания;
-пробудить
интерес к изучаемой теме,
мотивировать
ученика к учебной деятельности; пробу-
дить
ученика к активной деятельности на уроке.
Актуализация
знаний для изучения нового учебного материала. Цели этапа:
-Актуализировать
и обобщить имеющиеся знания;
-пробудить
интерес к изучаемой теме,
-мотивировать
ученика к учебной деятельности;
-пробудить
ученика к активной деятельности на уроке.
|
Зачитывает информацию для осмысления.
Организует повторение изученного материала и прогнозирование задач урока.
Добрый день!
Сегодня мы будем работать в
группах. Для этого необходимо распределить роли. А во время урока соблюдать
правила для работы в группе (см. приложе-
ние).
На обсуждение каждого задания
отводится определенное время, после окончания которого спикер
дает ответ.
Урок я хочу начать с информации.
Вещества этого класса:
1) употребляются в химической
промышленности, в мыловарении, для протравливания дерева, для
очистки металлов (при
гальванопластике), в текстильном производстве (отбелка, ситцепечатание) и во
многих других;
2) растворяют жир;
3) предотвращают коррозию стали;
4) некоторые растворяют
растительные и животные ткани;
5) взаимодействуют с
определенными металлами;
6) эти вещества даже при
умеренной концентрации могут вызывать «прижоги», болезненные язвы небольшого
размера, носящие название «птичьих глаз-
ков».
Как вы думаете, о каком классе
веществ идет речь?
(Основания.)
Чтобы проверить свою догадку,
выполните зада-
ние 1.
З а д а
н и е 1 (2 мин.)
Найдите
связь между понятиями во второй паре понятий, аналогичную той, что приведена
в первой паре.
Объясните
свое решение.
Гидроксид
натрия : щелочь / гидроксид меди(II): нерастворимое основание.
Гидроксид
натрия: электролит / гидроксид меди(II): неэлектролит.
Учитель.
Какую информацию вы вспомнили, выполняя это задание? (Классификация
оснований: рас-
творимые
и нерастворимые, электролиты и неэлектролиты.)
Как
называются растворимые основания?
Какие
щелочи вы знаете?
Что
такое электролиты?
Какие
основания относятся к электролитам?
(Учащиеся
отвечают.)
З а д а
н и е 2 (2 мин.)
Найдите
связь между понятиями и впишите недостающее понятие, выбрав из предложенных:
двухкислотные, щелочи, сильные, слабые. Объясните свой выбор.
Вещества
|
|
Основания
|
Нерастворимые
|
|
?
|
Однокислотные
|
Щелочной
металл
|
- Какая
информация содержится в этом
задании?
(Классификация оснований: однокислотные
и
многокислотные.)
-Как
определяется кислотность оснований? Какие
вы
знаете однокислотные основания, многокислотные? (Учащиеся
отвечают.) Выполните задание 3.
З а д а
н и е 3 (2 мин.)
Что
лишнее и почему? Объясните свое решение.
1. NaOH; NaCl; Na2SO4; Na3PO4
(Единственное
основание.)
2. NaOH;
Ba(OH)2; KOH; Fe(OH)2
(Единственное
нерастворимое основание.)
3. Cu(OH)2;
Ca(OH)2; Ba(OH)2; Fe(OH)3
(Единственное
трехкислотное основание.)
|
Определяют
тему урока.
Осмысливают
информацию. Предлагают свои варианты.
Определяют
главный вопрос урока.
-Какой
класс веществ будет изучаться сегодня?
Работая
в группе устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое
рассуждение, умозаключение и де-
лать
выводы; тренируют навык смыслового чтения.
Работая
в группе по дидактическим карточкам, формируют навык сотрудничества.
Самостоятельно
определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для
себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
|
3
4
5
|
Изучение
нового материала.
Цель:
-
продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
-
продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным
общением;
-
развить у учащихся умения выделять главное,
существенное
в изучаемом материале;
- продолжить
формирование навыка получения новой информации, ее осмысления и соотнесения с
собственными знаниями.
Обобщение
и закрепление изученного материала
Цель:
-обобщить
знания полученные на уроке;
-
уточнить насколько усвоен материал;
- внести
коррективы, после обсуждения результатов.
Рефлексия.
Цель: основной
целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка
учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения
и границ применения нового способа действия.
Целостное
осмысление, присвоение и
обобщение
полученной информации. Выработка соб-
ственного
отношения к изучаемому материалу. Анализ
всего
процесса изучения материала
|
Организует
работу с текстом и другими образовательными ресурсами. Предлагает ответить на
вопросы.
-Как
вы думаете, что мы сегодня будем
изучать? (Основания.)
-Что
именно про основания мы
сегодня
должны узнать? (Химические свойства.)
Сформулируйте
и запишите тему сегодняшнего
урока. (Основания,
их классификация и химические
свойства.)
Определите
для себя цель урока.
Для того
чтобы выяснить, какие химические свойства характерны для оснований, выполните
задание 4.
З а д а
н и е 4 (5 мин.)
Ученикам
восьмого класса для исследования химических свойств оснований были предложены
следующие реактивы и оборудование: гидроксид натрия, гидроксид меди(II), оксид
калия, оксид серы(VI), соляная кислота, серная кислота, хлорид меди(II), хлорид
натрия, пробирки, пробиркодержатели, горелка, спички.
Таня и
Саша распределили реактивы и оборудование следующим образом (см. табл. 1).
Таблица
1.
Таня
|
Саша
|
Гидроксид натрия, оксид калия, оксид
серы(VI), соляная кислота, хлорид меди(II), пробирки
|
Гидроксид
меди(II), оксид калия, оксид серы(VI), серная кислота, хлорид натрия, пробирки,
пробиркодержа-тели, горелка, спички
|
Какие опыты
смогут провести ребята?
Составьте план
решения задачи, используя следующие слова-подсказки: сложные вещества;
реакции обмена; условия, при которых реакции идут до конца; реакции
разложения.
(Слова-подсказки отображаются на слайде в презентации или в информационной
карте).
Составьте схемы реакций.
- Какие
трудности у вас возникли? Чтобы справиться с заданием, изучите
правила в информационной карте. (На выполнение задания отводится
15 мин.)
Правила
1. Все основания реагируют с
кислотами с образованием соли и воды.
2. Щелочи реагируют с оксидами
неметаллов (кислотными оксидами) с образованием воды и соли той кислоты, которая
соответствует кислотному оксиду (см. табл. 2).
Кислотный оксид
|
Кислота
|
SO3
SO2
N2O5
P2O5
|
H2SO4
H2SO3
HNO3
H3PO4
|
3. Щелочи реагируют с солями с
образованием нового основания и новой соли, если основание или соль выпадают
в осадок.
4. Нерастворимые основания
разлагаются при нагревании на оксид металла и воду.
-Определите, с какими
веществами будет взаимодействовать щелочь и гидроксид меди(II)?
Запишите уравнения возможных
реакций, используя изученные правила.
-С какими
веществами основания вступают в химические реакции?
-В чем
отличие свойств щелочей от свойств нерастворимых оснований? (Самопроверка по слайду презентации. 8 мин.)
Проверим, как вы
усвоили новый материал. Выполните задание 5 и 6
З а д а н и е 5
(2-3 мин.)
Между первым,
пятым и третьим понятиями (см. схему) существует такая же связь, как между
четвертым, вторым и шестым. Определите связь и запишите недостающее понятие.
Объясните свое решение.
Схема
1.Основание
|
|
4.Оксид
щелочного металла
|
2.Вода
|
|
5.Кислота
|
3.Соль
|
|
6.Щелочь
|
З а д а н и е 6
(2 мин.)
Установите связь
между понятиями, назовите нужный термин. Объясните свое решение.
Гидроксид натрия
: кислотный оксид /
гидроксид
меди(II): кислота.
Предлагает
систематизировать знания с помощью составления таблицы. Предлагает оценить
работу группы.
Основания
|
Являются
|
Бывают
|
состоят
|
Реагируют с веществами
|
Сложны-
ми веще-
ствами
|
Растворимыми
и нерастворимыми; однокислотными и многокислотными; сильными и слабыми
электролитами
|
Из катионов
металлов и
гидроксид-
анионов
|
Все основания – с кислотами с
образованием соли и воды;
щелочи – с кислотными оксидами с
образованием соли и
воды;
щелочи – с солями с образованием нового
основания и но-
вой соли.
Нерастворимые основания разлагаются при
нагревании на
оксид металла и воду
|
З а д а н и е 7
(1 мин.)
Оцените свою
работу в группе.
• Все ли члены группы работали
активно?
• Комфортно ли было работать в
этой группе?
• Вернитесь к теме урока. Все ли
вы выполнили?
• Что было на уроке для вас самым
неожиданным?
• Осталось ли что-то непонятным?
|
Читают
текст и решают проблему урока. Проводят самопроверку по образцу
Формируют
навыки самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции
знаний;
разрешения
проблем и проблемных ситуаций; смыслового чтения.
Работая
в группе, организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать в группе: находить
общее
решение.
Приобретают
умения соотносить свои действия
с
планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи.
Работая в группе, учащиеся пишут уравнения
реакций
Таня
2NaOH + SO3 =
=Na2SO4 + H2O,
2NaOH + CuCl2=
= 2NaCl + Cu(OH)2
NaOH + HCl =
=NaCl + H2O.
Саша
Cu(OH)2 + H2SO4=
= CuSO4+ 2H2O,
Cu(OH)2 = CuO +
+2H2O.
Индивидуальная работа на
установление причинно- следственных связей
Заполняют
таблицу и отвечают на вопросы, ра По-новому осмысливают информацию. Оценивают
свою работу на уроке ботая в группе
В процессе
ответа на вопрос формируют личный смысл учения и начальные форм рефлексии, а
также формируют навыки сотрудничества, умения формулировать, аргументировать.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.