Главная / Химия / Конспект урока по химии на тему: "Основания" (8 класс)

Конспект урока по химии на тему: "Основания" (8 класс)

Аттестуемый педагог : Ершова Анна Валерьевна, МБОУ СОШ №43 г.Пензы.

Предмет: химия

Возраст учащихся: 8 класс

Тема урока : "Основания"

Базовый учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара Химия 8 класс- М.: Вентана- Граф, 2014


Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, ее применение в новой учебной ситуации.

Образовательная: познакомить учащихся с химическими свойствами оснований.

Развивающая: развивать критическое мышление через чтение информационного текста, логическое

мышление, умение работать в группе.

Воспитательная: поддерживать дух толерантности; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

  Оборудование:

  1. Презентация.

  2. Схемы и текст учебника.

  3. Дидактический материал.


Тип урока по дидактической цели:

- усвоение новых знаний и способов действий

Тип урока по характеру познавательной деятельности учащихся:

- комбинированный

Методы ( по характеру познавательной деятельности учащихся):

- частично- поисковый

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.







Содержание этапа


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1






























2

Организационный момент.

Цель:

- создать положительный настрой на уроке;

-повысить интерес к изучению данной темы;

- настроить на дальнейшее восприятие материала;

- продолжить формировать логическое мышление.

-Актуализировать и обобщить имеющиеся знания;

-пробудить интерес к изучаемой теме,

мотивировать ученика к учебной деятельности; пробу-

дить ученика к активной деятельности на уроке.













Актуализация знаний для изучения нового учебного материала. Цели этапа:


-Актуализировать и обобщить имеющиеся знания;

-пробудить интерес к изучаемой теме,

-мотивировать ученика к учебной деятельности;

-пробудить ученика к активной деятельности на уроке.















Зачитывает информацию для осмысления. Организует повторение изученного материала и прогнозирование задач урока.


Добрый день!

Сегодня мы будем работать в группах. Для этого необходимо распределить роли. А во время урока соблюдать правила для работы в группе (см. приложе-

ние).

На обсуждение каждого задания отводится определенное время, после окончания которого спикер

дает ответ.

Урок я хочу начать с информации.

Вещества этого класса:

1) употребляются в химической промышленности, в мыловарении, для протравливания дерева, для

очистки металлов (при гальванопластике), в текстильном производстве (отбелка, ситцепечатание) и во многих других;

2) растворяют жир;

3) предотвращают коррозию стали;

4) некоторые растворяют растительные и животные ткани;

5) взаимодействуют с определенными металлами;

6) эти вещества даже при умеренной концентрации могут вызывать «прижоги», болезненные язвы небольшого размера, носящие название «птичьих глаз-

ков».

Как вы думаете, о каком классе веществ идет речь?

(Основания.)

Чтобы проверить свою догадку, выполните зада-

ние 1.



З а д а н и е 1 (2 мин.)

Найдите связь между понятиями во второй паре понятий, аналогичную той, что приведена в первой паре.

Объясните свое решение.

Гидроксид натрия : щелочь / гидроксид меди(II): нерастворимое основание.

Гидроксид натрия: электролит / гидроксид меди(II): неэлектролит.

Учитель. Какую информацию вы вспомнили, выполняя это задание? (Классификация оснований: рас-

творимые и нерастворимые, электролиты и неэлектролиты.)

Как называются растворимые основания?

Какие щелочи вы знаете?

Что такое электролиты?

Какие основания относятся к электролитам?

(Учащиеся отвечают.)


З а д а н и е 2 (2 мин.)

Найдите связь между понятиями и впишите недостающее понятие, выбрав из предложенных: двухкислотные, щелочи, сильные, слабые. Объясните свой выбор.


Вещества



Основания

Нерастворимые


?

Однокислотные

Щелочной металл


- Какая информация содержится в этом

задании? (Классификация оснований: однокислотные

и многокислотные.)

-Как определяется кислотность оснований? Какие

вы знаете однокислотные основания, многокислотные? (Учащиеся отвечают.) Выполните задание 3.


З а д а н и е 3 (2 мин.)

Что лишнее и почему? Объясните свое решение.

1. NaOH; NaCl; Na2SO4; Na3PO4

(Единственное основание.)

2. NaOH; Ba(OH)2; KOH; Fe(OH)2

(Единственное нерастворимое основание.)

3. Cu(OH)2; Ca(OH)2; Ba(OH)2; Fe(OH)3

(Единственное трехкислотное основание.)


Определяют тему урока.

Осмысливают информацию. Предлагают свои варианты.


























Определяют главный вопрос урока.


-Какой класс веществ будет изучаться сегодня?










Работая в группе устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение и де-

лать выводы; тренируют навык смыслового чтения.

Работая в группе по дидактическим карточкам, формируют навык сотрудничества.

Самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.














































3





































































































































4









































5












Изучение нового материала.

Цель:

- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

- продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;

- развить у учащихся умения выделять главное,

существенное в изучаемом материале;

- продолжить формирование навыка получения новой информации, ее осмысления и соотнесения с собственными знаниями.



















































































































Обобщение и закрепление изученного материала


Цель:

-обобщить знания полученные на уроке;

- уточнить насколько усвоен материал;

- внести коррективы, после обсуждения результатов.
































Рефлексия.

Цель: основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Целостное осмысление, присвоение и

обобщение полученной информации. Выработка соб-

ственного отношения к изучаемому материалу. Анализ

всего процесса изучения материала
























Организует работу с текстом и другими образовательными ресурсами. Предлагает ответить на вопросы.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем

изучать? (Основания.)

-Что именно про основания мы

сегодня должны узнать? (Химические свойства.)

Сформулируйте и запишите тему сегодняшнего

урока. (Основания, их классификация и химические

свойства.)

Определите для себя цель урока.

Для того чтобы выяснить, какие химические свойства характерны для оснований, выполните задание 4.


З а д а н и е 4 (5 мин.)

Ученикам восьмого класса для исследования химических свойств оснований были предложены следующие реактивы и оборудование: гидроксид натрия, гидроксид меди(II), оксид калия, оксид серы(VI), соляная кислота, серная кислота, хлорид меди(II), хлорид натрия, пробирки, пробиркодержатели, горелка, спички.

Таня и Саша распределили реактивы и оборудование следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1.


Таня

Саша


Гидроксид натрия, оксид калия, оксид серы(VI), соляная кислота, хлорид меди(II), пробирки




Гидроксид меди(II), оксид калия, оксид серы(VI), серная кислота, хлорид натрия, пробирки, пробиркодержа-тели, горелка, спички





Какие опыты смогут провести ребята?

Составьте план решения задачи, используя следующие слова-подсказки: сложные вещества; реакции обмена; условия, при которых реакции идут до конца; реакции разложения. (Слова-подсказки отображаются на слайде в презентации или в информационной карте).

Составьте схемы реакций.

- Какие трудности у вас возникли? Чтобы справиться с заданием, изучите правила в информационной карте. (На выполнение задания отводится 15 мин.)

Правила

1. Все основания реагируют с кислотами с образованием соли и воды.

2. Щелочи реагируют с оксидами неметаллов (кислотными оксидами) с образованием воды и соли той кислоты, которая соответствует кислотному оксиду (см. табл. 2).

Кислотный оксид

Кислота


SO3

SO2

N2O5

P2O5

H2SO4

H2SO3

HNO3

H3PO4

3. Щелочи реагируют с солями с образованием нового основания и новой соли, если основание или соль выпадают в осадок.

4. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид металла и воду.

-Определите, с какими веществами будет взаимодействовать щелочь и гидроксид меди(II)?

Запишите уравнения возможных реакций, используя изученные правила.

-С какими веществами основания вступают в химические реакции?

-В чем отличие свойств щелочей от свойств нерастворимых оснований? (Самопроверка по слайду презентации. 8 мин.)











Проверим, как вы усвоили новый материал. Выполните задание 5 и 6

З а д а н и е 5 (2-3 мин.)

Между первым, пятым и третьим понятиями (см. схему) существует такая же связь, как между четвертым, вторым и шестым. Определите связь и запишите недостающее понятие. Объясните свое решение.









Схема

1.Основание



4.Оксид щелочного металла


2.Вода


5.Кислота

3.Соль


6.Щелочь

З а д а н и е 6 (2 мин.)

Установите связь между понятиями, назовите нужный термин. Объясните свое решение.

Гидроксид натрия : кислотный оксид /

гидроксид меди(II): кислота.

Предлагает систематизировать знания с помощью составления таблицы. Предлагает оценить работу группы.

Основания

Являются

Бывают

состоят

Реагируют с веществами

Сложны-

ми веще-

ствами


Растворимыми и нерастворимыми; однокислотными и многокислотными; сильными и слабыми электролитами

Из катионов

металлов и

гидроксид-

анионов


Все основания – с кислотами с образованием соли и воды;

щелочи – с кислотными оксидами с образованием соли и

воды;

щелочи – с солями с образованием нового основания и но-

вой соли.

Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на

оксид металла и воду


З а д а н и е 7 (1 мин.)

Оцените свою работу в группе.

• Все ли члены группы работали активно?

• Комфортно ли было работать в этой группе?

• Вернитесь к теме урока. Все ли вы выполнили?

• Что было на уроке для вас самым неожиданным?

• Осталось ли что-то непонятным?




Читают текст и решают проблему урока. Проводят самопроверку по образцу



Формируют навыки самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний;

разрешения проблем и проблемных ситуаций; смыслового чтения.


Работая в группе, организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить

общее решение.

Приобретают умения соотносить свои действия

с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.




































































Работая в группе, учащиеся пишут уравнения реакций





Таня

2NaOH + SO3 =

=Na2SO4 + H2O,

2NaOH + CuCl2=

= 2NaCl + Cu(OH)2

NaOH + HCl =

=NaCl + H2O.

Саша

Cu(OH)2 + H2SO4=

= CuSO4+ 2H2O,

Cu(OH)2 = CuO +

+2H2O.

Индивидуальная работа на установление причинно- следственных связей































Заполняют таблицу и отвечают на вопросы, ра По-новому осмысливают информацию. Оценивают свою работу на уроке ботая в группе

































В процессе ответа на вопрос формируют личный смысл учения и начальные форм рефлексии, а также формируют навыки сотрудничества, умения формулировать, аргументировать.



Домашнее задание

Параграф 36,37; задание 7 стр.155 задание 6 стр. 158

Записывают домашнее задание




















































































.




















































































Алгоритм работы на уроке.

  1. Определить тему урока.

  2. Определить цель и задачи урока.

  3. Дать определение основаниям и классифицировать этот класс неорганических соединений.

  4. Выяснить особенности химических свойств оснований, работая в группе и индивидуально.

  5. Обобщить и закрепить полученные знания об основаниях в виде таблицы. Установить причинно- следственные связи в особенностях свойств растворимых и нерастворимых оснований.

  6. Провести самооценку и самоанализ работы на уроке каждому ученику.

  7. Записать домашнее задание.





Конспект урока по химии на тему: "Основания" (8 класс)
  • Химия
Описание:

Данный конспект урока построен по требованиям ФГОС на тему: "Основания" для 8 класса к учебнику Н.Е. Кузнецовой, Титова, Гара "Химия. 8 класс".

Структура коспекта урока построена на решении учащимися логических проблемный вопросов и задач. В ходе нахождения ответа которых, учащиеся работают с текстом учебника, с дополнительной информацией, оперируют полученными раннее знаниями. Работа учеников ориентирована и на умения сотрудничать в группе, и на умения находить ответы на вопросы индивидуально. 

Автор Ершова Анна Валерьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1241
Номер материала 46306
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓