Конспект
урока по химии
Тема:
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.
Цель
урока: обобщение знаний о физических и химических явлениях. развить
познавательный интерес к знаниям химии
Задачи:
- обучающая:
обобщить и закрепить знания полученных на уроках физики, показать роль химии в
природе и жизни человека; раскрыть положительные и отрицательные стороны
химической промышленности;
- развивающая:
развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия; содействовать
развитию химически грамотной речи учащихся; · способствовать развитию
умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
· продолжить
развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение
анализировать, делать вывод;
- воспитательная:
воспитание культуры поведение в классе и со сверстниками, содействовать
воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении
эксперимента
Ход урока:
Организационный момент.
Итак, сегодня на
уроке мы будем знакомиться с превращениями веществ, с ролью химии в нашей с
вами жизни, а также вы перенесетесь в прошлое, чтобы узнать об истории
возникновения науки и ее развития.
Но для начала,
проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.
Дать
определение понятиям:
Химия – это
наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Вещество – это
то, из чего состоят физические тела.
Химический
элемент – определенный вид атомов.
Простое вещество
– вещество,которое образовано атомами одного химического элемента. Приведите пример.
Сложное вещество
– вещество, которое образовано атомами разных химических элементов. Сложные
вещества называют химическими соединениями. Приведите
пример.
Свойства веществ
– это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
Начертить
и объяснить, приводя примеры, схему форм существования химических элементов.
Проверка
некоторых тетрадей на выполнение д/з.
Карточки
(отдельно на листах.).
Разъяснить
выставление отметок за домашнее задание.
Изучение нового материала.
Демонстративный
эксперимент.
Итак, проведем
небольшой эксперимент.
Нальем в пробирку 2
мл соляной кислоты и опустим в нее небольшой кусочек мрамора. Раствор сразу
«закипает» — в нем появляются пузырьки газа, а кусочек мрамора постепенно
уменьшается и затем растворится. Пропустим образующийся газ через прозрачный
раствор известковой воды. Она мутнеет.
Вспомните из
курса природоведения, как распознают углекислый газ.
Если взять раствор, получившийся в результате взаимодействия мрамора и соляной
кислоты, и выпарить несколько капель его в фарфоровой чашке, то она покроется
беловатым налетом минеральной соли – хлорида кальция.
Итак, подведем итог
нашего опыта
В результате
взаимодействия 2-х исходных веществ(какие вещества мы брали?) были
получены совершенно новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция белого
цвета. Исходные вещества при этом значительно уменьшились. Такое явление
называется химическая реакция.
Химическая
реакция – явления, в результате которых из одних веществ образуются другие
вещества.
У любой реакции
должны быть признаки. Ориентируясь на них, мы сможем легко классифицировать
явления.
Признаки
химических реакций:
Изменение окраски;
Выделение или поглощение теплоты, иногда выделяется свет;
появление запаха;
Образование осадка;
Выделение газа.
Итак, ответьте мне
на вопросы:
Сколько
химических реакций вы наблюдали при проведении мною опыта(ответ: 2 – выделение
СО2 при взаимодействии кислоты и мрамора; — помутнение известковой
воды – взаимодействие углекислого газа и известковой воды);
Чем
отличается выпаривание, которое вы сейчас наблюдали,
от
химической реакции(ответ: при выпаривании происходит лишь испарение воды, а
находящееся в растворе вещество остается в чашке. Т.о. не происходит
образования новых веществ, а лишь изменяется их агрегатное состояние)?
Физические
явления – явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или
агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
В результате
физических явлений не образуется новые вещества.
Фронтальный опрос:
Выбирайте только
химические явления:
- горение свечи
- растворение в
воде соли
- выделение газа
из открытой бутылки с минеральной водой
- ржавление
железа
- образование
инея
- почернение
серебра
- плавление
металла
- горение бумаги
Итак, мы
познакомились с тем, что изучает химия(напомните). Но какова ее роль в жизни
человека?
Она огромна.
- Без химии не было
бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос,
ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их
конструкций создают с помощью химии.
- Химики извлекают
из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого
чудесней и удивительней.
- Химики создают
полимерные материалы – которые не известны в природе, но которые мы
используем в быту и не можем без них обойтись(пластик, полиэтилен). В
первую очередь, пластмассы(на рис. 8) можете рассмотреть область
применения пластмассы
Химия
создает и моющие средства, минеральные удобрения, средства защиты растений и
лекарства.
Именно с помощью
химии человек получает вещества с заранее заданными свойствами, а из них
производят продукты питания, обувь, одежду, технику, транспорт ит.д.
В настоящее время химическая
промышленность развивается намного быстрее, чем любая другая, т.к. научно
технический прогресс не стоит на месте(рассмотрите рис. 10 учебника) –
приведена область применения химической промышленности.
Но есть большой
минус: неразумное, неконтролируемое, неумелое применение химических веществ
приводит к самым пагубным последствиям – загрязнению окружающей среды, плохое
качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека.
Источниками
загрязнения являются ТЭС, предприятия черной и цветной металлургии, химической
и горнодобывающей промышленности. В нашем районе – ДОЗ, ФЦЗ.
Стоит большая
проблема утилизации бытовых отходов, которые загрязняют большие пространства, а
заводов по утилизации построено единицы.
Подведем итог –
достижение химии – это не только благо, но и химическое оружие(бомба
замедленного действия), которое приводит к загрязнению окружающей среды,
выбросу вредных газов, возникновению озоновых дыр и ряда других проблем. Нужно
сказать, что только грамотное применение достижений химии приносит пользу
человечеству.
ПРЕДМЕТ ХИМИИ.
ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.
Вариант
Инструкция к
выполнению. При
выполнении заданий выберите номер правильного ответа.
А1. Химия – это наука:
о
явлениях, происходящих в мире физических тел
- о веществах, их
свойствах и превращениях
- о
пространственных телах и их свойствах
- о живой природе
А2. Определите, где перечислены названия веществ:
- проволока,
молоток 3) соль, сахар
- стакан, стекло
4)
серебро, кольцо
А3.Какое признак описывает физическое свойство кислорода:
- круглый 3) жидкий
- длинный
4)
газообразный
А4.К физическим свойствам не относится:
- температура
кипения 3) растворимость
- выпуклость
4)
пластичность
А5. Химический элемент может существовать в форме:
- простого вещества
- свободных атомов,
простых веществ, сложных веществ
- сложного вещества
- свободных атомов
А6.Какие физические свойства воды и уксусной кислоты позволяют их
различить:
- цвет
- 3) агрегатное
состояние
- запах
4)
растворимость в воде
А7.Телом является:
- монета
3)
ртуть
- медь 4) серебро
А8. Укажите свойство железа, которое отрицательно влияет на его
использование в технике:
- пластичность
- способность
самопроизвольно окисляться, подвергаться коррозии
- электро- и
теплопроводность
- способность
смешиваться с другими металлами в расплавленном состоянии с образованием
сплавов
А9. Укажите физическое свойство, которое описывают воду:
- температура
плавления 3)высота
- ширина 4) цвет
А10. Укажите, где в перечне указаны только названия тел:
1) кислота,
сода
3) карандаш, чашка
2) стекло,
стакан
4)
соль, спирт
ПРЕДМЕТ ХИМИИ.
ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.
Вариант
Инструкция к
выполнению. При
выполнении заданий выберите номер правильного ответа.
А1. Химический элемент — это:
1)
определенный вид атомов
2) определенный вид
молекулы
3) мельчайшая
химически неделимая частица
4) мельчайшая
частица вещества, сохраняющая его свойства
А2. Какой признак не является свойством алюминия – это:
1) серебристо-белый
цвет
3) высокая электропроводность
2)
пластичность
4) способность притягиваться к магниту
А3. Отметьте, какой признак не может быть отнесен к телу:
- овальность
- горючесть
- протяженность
- эластичность
А4. Найдите ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят:
- агрегатное
состояние 3) плотность
- растворимость в
воде 4) склонность к разложению при нагревании
А5.Определите, где в перечне указаны только названия веществ:
- тарелка, нож 3)
ртуть, сера
- книга, стекло 4)
ручка, кислород
А6. К веществам относится:
- ложка
3)железо
- гвоздь
4)
лопата
А7. Телом является:
- кислород
3)
уксусная кислота
- линейка
4)
песок
А8. Поваренную соль и сахар можно различить:
- по цвету
3)
по агрегатному состоянию
- по растворимости
в воде 4) по вкусу
А9.Укажите свойство, с которым связано наиболее известное применение
ртути:
- при нагревании
сильно расширяется
- растворяет золото
и серебро
- имеет высокую
плотность
- ее пары сильно
ядовиты
А10. К физическим свойствам не относится:
1)
ширина
3) температура плавления
2)
длина
4) самовозгорание
Домашнее задание:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.