Главная / Химия / Конспект урока по химии на тему: " Превращение веществ.Роль химии в жизни человека"

Конспект урока по химии на тему: " Превращение веществ.Роль химии в жизни человека"

Конспект урока по химии

Тема: Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Цель урока: обобщение знаний о физических и химических явлениях. развить познавательный интерес к знаниям химии

Задачи:

- обучающая: обобщить и закрепить знания полученных на уроках физики, показать роль химии в природе и жизни человека; раскрыть положительные и отрицательные стороны химической промышленности;

- развивающая: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия; содействовать развитию химически грамотной речи учащихся; ·  способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;

·  продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод;

- воспитательная: воспитание культуры поведение в классе и со сверстниками, содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента

Ход урока:


Организационный момент.

Итак, сегодня на уроке мы будем знакомиться с превращениями веществ, с ролью химии в нашей с вами жизни, а также вы перенесетесь в прошлое, чтобы узнать об истории возникновения науки и ее развития.

Но для начала, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.

Дать определение понятиям:

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Химический элемент – определенный вид атомов.

Простое вещество – вещество,которое образовано атомами одного химического элемента. Приведите пример.

Сложное вещество – вещество, которое образовано атомами разных химических элементов. Сложные вещества называют химическими соединениями. Приведите пример.

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Начертить и объяснить, приводя примеры, схему форм существования химических элементов.

Проверка некоторых тетрадей на выполнение д/з.

Карточки (отдельно на листах.).

Разъяснить выставление отметок за домашнее задание.

Изучение нового материала.

Демонстративный эксперимент.

Итак, проведем небольшой эксперимент.

Нальем в пробирку 2 мл соляной кислоты и опустим в нее небольшой кусочек мрамора. Раствор сразу «закипает» — в нем появляются пузырьки газа, а кусочек мрамора постепенно уменьшается и затем растворится. Пропустим образующийся газ через прозрачный раствор известковой воды. Она мутнеет.

Вспомните из курса природоведения, как распознают углекислый газ. Если взять раствор, получившийся в результате взаимодействия мрамора и соляной кислоты, и выпарить несколько капель его в фарфоровой чашке, то она покроется беловатым налетом минеральной соли – хлорида кальция.

Итак, подведем итог нашего опыта

В результате взаимодействия 2-х исходных веществ(какие вещества мы брали?) были получены совершенно новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция белого цвета. Исходные вещества при этом значительно уменьшились. Такое явление называется химическая реакция.

Химическая реакция – явления, в результате которых из одних веществ образуются другие вещества.


У любой реакции должны быть признаки. Ориентируясь на них, мы сможем легко классифицировать явления.

 

Признаки химических реакций:

Изменение окраски;

Выделение или поглощение теплоты, иногда выделяется свет;

появление запаха;

Образование осадка;

Выделение газа.

Итак, ответьте мне на вопросы:


Сколько химических реакций вы наблюдали при проведении мною опыта(ответ: 2 – выделение СО2 при взаимодействии кислоты и мрамора; — помутнение известковой воды – взаимодействие углекислого газа и известковой воды);

Чем отличается выпаривание, которое вы сейчас наблюдали,

от химической реакции(ответ: при выпаривании происходит лишь испарение воды, а находящееся в растворе вещество остается в чашке. Т.о. не происходит образования новых веществ, а лишь изменяется их агрегатное состояние)?

Физические явления – явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

В результате физических явлений не образуется новые вещества.

Фронтальный опрос:

Выбирайте только химические явления:

- горение свечи

- растворение в воде соли

- выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой

- ржавление железа

- образование инея

- почернение серебра

- плавление металла

- горение бумаги

 

Итак, мы познакомились с тем, что изучает химия(напомните). Но какова ее роль в жизни человека?

Она огромна.

  1. Без химии не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос, ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их конструкций создают с помощью химии.

  2. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого чудесней и удивительней.

  3. Химики создают полимерные материалы – которые не известны в природе, но которые мы используем в быту и не можем без них обойтись(пластик, полиэтилен). В первую очередь, пластмассы(на рис. 8) можете рассмотреть область применения пластмассы

Химия создает и моющие средства, минеральные удобрения, средства защиты растений и лекарства.

Именно с помощью химии человек получает вещества с заранее заданными свойствами, а из них производят продукты питания, обувь, одежду, технику, транспорт ит.д.

В настоящее время химическая промышленность развивается намного быстрее, чем любая другая, т.к. научно технический прогресс не стоит на месте(рассмотрите рис. 10 учебника) – приведена область применения химической промышленности.

Но есть большой минус: неразумное, неконтролируемое, неумелое применение химических веществ приводит к самым пагубным последствиям – загрязнению окружающей среды, плохое качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека.

Источниками загрязнения являются ТЭС, предприятия черной и цветной металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. В нашем районе – ДОЗ, ФЦЗ.

Стоит большая проблема утилизации бытовых отходов, которые загрязняют большие пространства, а заводов по утилизации построено единицы.

Подведем итог – достижение химии – это не только благо, но и химическое оружие(бомба замедленного действия), которое приводит к загрязнению окружающей среды, выбросу вредных газов, возникновению озоновых дыр и ряда других проблем. Нужно сказать, что только грамотное применение достижений химии приносит пользу  человечеству.

 

ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.

Вариант

Инструкция к выполнению. При выполнении заданий выберите номер правильного ответа.

А1. Химия – это наука:

о явлениях, происходящих в мире физических тел

  • о веществах, их свойствах и превращениях

  • о пространственных телах и их свойствах

  • о живой природе

 

А2. Определите, где перечислены названия веществ:

  • проволока, молоток 3) соль, сахар

  • стакан, стекло             4) серебро, кольцо

 

А3.Какое признак описывает физическое свойство кислорода:

  • круглый 3) жидкий

  • длинный                4) газообразный

А4.К физическим свойствам не относится:

  • температура кипения  3) растворимость

  • выпуклость                               4) пластичность

 

А5. Химический элемент может существовать в форме:

  • простого вещества

  • свободных атомов, простых веществ, сложных веществ

  • сложного вещества

  • свободных атомов

 

А6.Какие физические свойства воды и уксусной кислоты позволяют их различить:

  • цвет                       

  • 3) агрегатное состояние

  • запах                  4) растворимость в воде

 

А7.Телом является:

  • монета                       3) ртуть

  • медь 4) серебро

 

А8. Укажите свойство железа, которое отрицательно влияет на его использование в технике:

  • пластичность

  • способность самопроизвольно окисляться, подвергаться коррозии

  • электро- и теплопроводность

  • способность смешиваться с другими металлами в расплавленном состоянии с образованием сплавов

 

А9. Укажите физическое свойство, которое описывают воду:

  • температура плавления 3)высота

  • ширина 4) цвет

 

А10. Укажите, где в перечне указаны только названия тел:

1) кислота, сода                                                     3) карандаш, чашка

2) стекло, стакан                                                    4) соль, спирт

 

ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.

Вариант

 

Инструкция к выполнению. При выполнении заданий выберите номер правильного ответа.

А1. Химический элемент — это:

1)  определенный вид атомов

2) определенный вид молекулы

3)  мельчайшая химически неделимая частица

4) мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства

 

А2. Какой признак не является свойством алюминия – это:

1) серебристо-белый цвет                    3) высокая электропроводность

2) пластичность                                    4) способность притягиваться к магниту

 

А3. Отметьте, какой признак не может быть отнесен к телу:

  • овальность

  • горючесть

  • протяженность

  • эластичность

 

А4. Найдите ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят:

  • агрегатное состояние 3) плотность

  • растворимость в воде 4) склонность к разложению при нагревании

 

А5.Определите, где в перечне указаны только названия веществ:

  • тарелка, нож 3) ртуть, сера

  • книга, стекло 4) ручка, кислород

 

А6. К веществам относится:

  • ложка                                3)железо

  • гвоздь                4) лопата

 

А7. Телом является:

  • кислород                3) уксусная кислота

  • линейка                   4) песок

 

А8. Поваренную соль и сахар можно различить:

  • по цвету             3) по агрегатному состоянию

  • по растворимости в воде       4) по вкусу

 

А9.Укажите свойство, с которым связано наиболее известное применение ртути:

  • при нагревании сильно расширяется

  • растворяет золото и серебро

  • имеет высокую плотность

  • ее пары сильно ядовиты

 

А10. К физическим свойствам не относится:

1) ширина                                         3) температура плавления

2) длина                                             4) самовозгорание

Домашнее задание:




Конспект урока по химии на тему: " Превращение веществ.Роль химии в жизни человека"
  • Химия
Описание:

ЦЕЛЬ урока:Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.Изучить превращение веществ.

Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

Автор Сайгушева Олеся Юрьевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 2596
Номер материала 7713
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓