Главная / Химия / Конспект урока по химии на тему: “ Щелочные металлы. Натрий”

Конспект урока по химии на тему: “ Щелочные металлы. Натрий”


Тема урока: Щелочные металлы. Натрий.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма проведения: урок - путешествие

Цель урока: Сформировать знания учащихся о щелочных металлах.

Задачи урока:

- образовательные: Рассмотреть положение ЩМ и в ПСХЭ, их строении, зависимости свойств от строения, основных соединениях ЩМ металлов, об их характере и свойствах

- воспитательные: .продолжать развитие умений объяснять, анализировать, систематизировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать познавательную активность учащихся

- развивающие: развитие кругозора учащихся; развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.

Оборудование: мультимедийный комплекс

План урока:

- организационный момент - 3 мин

- изучение нового материала - 30 мин

- закрепление и обобщение изученного материала - 10 мин

- задание на дом - 2 мин








У






?




О




?!



О


?!


О


?


О


?


О


?



О


?


О


?


О


?


О



?


О


Сценка

4ученика



?




?


О



?



О


?


О



У






4ученика рассказывают

Об истории

Открытия

Некоторых щ.м





?!



О


?


?


?


О


?!


О


?

(У доски)



?


О



?!


О



?


О











У доски 3 человека.



?



?








?!

О

?!

О

?

О

?!

О

?!







?!У доски




У Доски

ХОД УРОКА

. Сегодня нам предстоит захватывающее путешествие по миру щелочных металлов. Вас ждут нелегкие препятствия по поиску сокровища! Вам в помощь дана карта,(Слайд3) придерживайтесь ее и она поможет достичь цели!. Смелее в путь!


Итак, тема нашего урока: «Щелочные металлы». (Слайд№1)

Мы подошли к лесу науки. Давайте рассмотрим положение щелочных металлов в периодической системе и строение их атомов, для этого нам необходимо преодолеть мозговой штурм. Опишите положение щелочных металлов в периодической системе и особенности их строения.


, Находятся в первой группе, Валентность I, на последнем энергетическом уровне 1 электрон, с.о +1, в ОВР. Являются восстановителями, обладают металлическими свойствами.


Рассмотрим строение атомов щелочных металлов(Слайд 5), что заметили общего у этих элементов?


На последнем энергетическом уровне находится 1 электрон.


А в чем же различие?


Увеличивается число электронных слоев.


Сколько электронов не хватает до завершения последнего энергетического уровея?


7 электронов


Щелочным металлам легче отдать 1 электрон или принять 7?


Отдать 1 электрон


В окислительно-восстановительных реакциях являются окислителями или восстановителями?


Восстановителями


Какие степени окисления характерны?


+1


Как изменяется восстановительная способность Ме в группе сверху вниз?


Увеличивается


Чем это обусловлено?


Увеличивается радиус, увеличивается металлические свойства.


Какой тип связи характерен для щелочных Ме?


Металлическая


Попробуйте обыграть сценку , используя мячики как электроны, показать механизм металлической связи в кристалле натрия.


И с этим заданием вы справились!

Перед вами на столах находятся таблицы(Слайд 6), необходимо заполнить эти таблицы и отметить сходства щелочных металлов и их различия.


(1 минута на размышление)

Так в чем же сходство и различие ?


Сходство – строение электронного слоя, различия – изменяется радиус атома и количество электронных слоев.

Мы подходим к следующему этапу нашего путешествия.

Как вы думаете, в каком виде существуют в природе щелочные металлы – в самородном состоянии или в виде соединений?


В виде соединений.


Какие самые распространенные соединения щелочных металлов вы знаете?


Соли


Верно, самая распространенная соль - поваренная, За год все население земли съедает около 17,5 млн. тон



Мы приблизились к болоту историй, и сейчас от вас требуется внимательность и усидчивость.








Так незаметно мы оказались у лугов Щелочного мира, где мы узнаем о способе получения щелочных металлов..(Слайд9)

В промышленности Щ.Ме получают электролизом расплавов их солей.

Давайте проанализируем название способа

Назовите корень в слове


Электро


Что означает этот корень?


Электричество, электрический ток


Назовите суффикс?


Лиз


Суффикс лизо означает разрушение, значит каким образом переведем слово электролиз?

Разрушение под действием электрического тока


Запишите уравнение электролиза как ОВР.


Мы на пол пути к сокровищам! Сейчас нам предстоит рассмотреть физические свойства щелочных металлов.(Слайд 10)

Как вы думаете какими свойствами обладают щелочные металлы?


Металлическим блеском, электропроводностью, теплопроводностью, небольшими температурами плавления, мягкостью, пластичностью.


Сделайте вывод о том как меняются физические в группе Щелочных металлов.


В группе сверху вниз уменьшается плотность , и температуры плавления веществ.

Мы подошли к очень сложной и важной теме Химические свойства Щ.М

Как вы думаете с какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?(Слайд16)


С неметаллами, кислотами, водой, водородом…


По пути была обнаружена шпаргалка с правыми частями уравнений реакций. Нужно восстановить левые.


? + ? =NaH,

? + ? = NaCl,

? + ? = Na2SO4 + H2,

? + ? = NaOH + H2.

Исходя из уравнений реакций назовите классы веществ, с которыми взаимодействуют щелочные металлы


Последнее уравнение остальные выполняют самостоятельно в тетрадях как ОВР.


Щелочные металлы обладают одной особенностью, при взаимодействии с кислородом образовывают пероксиды., запишите уравнение в тетради, определите с.о у кислорода. (Слайд17)

Попробуйте изобразить структурную формулу пероксида натрия.


Просмотрите видео-опыт образования пероксидов цезия(Слайд 18)


Запишите уравнение образования пероксида цезия в тетрадь.


Мы отмечали что щелочные металлы активно взаимодействуют с водой.

Видио-опыт(Слайд 20)

Какое вещество образовалось при взаимодействии с водой натрия?

Щелочь

О чем свидетельствует малиновая окраска ф-ф?

Что образовалась щелочная среда

Почему метал перемещался по поверхности воды?

Образовался газ водород

Почему Натрий не тонул в воде?

Молярная масса Натрия меньше воды

Записать уравнение реакции как ОВР , самому первому дополнительный балл за урок!


Щелочные металлы так же активно взаимодействуют с кислотами\


Предлагаю вам просмотреть видио-опыт взаимодействия натрия с соляной кислотой.(Слайд 24)

Напишите уравнение реакции по опыту, рассмотреть данную реакцию как ОВР.

Следующее химическое свойство щелочных металлов это взаимодействие с растворами солей менее активных металлов.

Написпть уравнение реакции.


Щелочные металлы можно определить по цвету пламени….просмотрите видео-опыт(Слайд28)


До победы нам нужно сделать еще один шаг!, но прежде чем нам попасть в город применения, необходимо найти выход из лабиринта.

и чтобы выбраться,

вам нужно осуществить цепочки превращений

hello_html_m1af217b.gif


И вот мы в городе применения щелочных металлов! Щелочные металлы применяются практически во всех областях промышленности!Слайды33-37)


Самостоятельно запишите области применения щ.м.


Щелочные металлы так же играют огромную роль в развитии и функционировании нашего организма.(Слайд38-43)

Сегодня на уроке мы совершили нелегкое путешествие по миру щелочных металлов, осталось лишь открыть сундук с сокровищами! Но это сделать не так то просто, чтобы его открыть нужно выполнить последнее задание , исправить ошибки в уравнении. Первый кто выполнит это задание получит отметку 5.

Запишите домашнее задание $ 63 выучить конспект в тетради, уметь писать все уравнения реакций.


История открытия.

Литий – был открыт в 1817 г. шведским химиком А. Арфведсоном при анализе минерала петалита. В переводе с греческого означает «камень». Впервые был получен Т. Дэви в 1818 г. Долгое время литий и его соединения почти не находили практического применения. Лишь в XX веке их стали использовать в производстве аккумуляторов, в металлургии. Сплавы лития легки, прочны, пластичны. Но главная область применения лития сегодня – атомная техника. Литий нашел применение и в медицине: карбонат лития и литиевая соль салициловой кислоты служат средством для растворения мочевой кислоты, выделяющейся при подагре и некоторых других болезнях. Так «безработный» в прошлом веке элемент в наши дни стал необходимым.

Натрий – в 1807г. был получен английским химиком и физиком Т. Дэви, он же изучил его свойства. Натрий активно участвует в обмене веществ в живых организмах. Содержится в эритроцитах крови, сыворотке, пищеварительных соках, играет важную роль в водно-солевом обмене, поддержании кислотно-солевого равновесия. Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов, в том числе таких, как питьевая сода, норсульфазол. Многие антибиотики используются в медицинской практике главным образом в виде натриевых солей. Столь же разнообразно применение натрия и его соединений в промышленности. Жидкий натрий служит теплоносителем в атомных реакторах некоторых конструкций. Металлическим натрием восстанавливают из соединений такие ценные металлы, как цирконий, тантал. Используется в качестве катализатора при синтезе каучука и в других органических синтезах.

Дэви при электролизе едкого кали получил «маленькие шарики с сильным металлическим блеском… Некоторые из них сейчас же после своего образования сгорали со взрывом.» Это был калий. Важен для всех живых организмов. При недостатке его замедляется рост растений, желтеют листья, плоды становятся менее сладкими. Калий обычно используют в форме солей. Калийные удобрения – это природные или измененные в процессе химической обработки соли калия. Нитрат калия (калийная селитра) – двойное удобрение и окислитель, компонент дымного пороха, фторид калия – важный металлургический флюс, перманганат калия (марганцовка) – окислитель и антисептик, хлорат калия (бертолетова соль) применяют в пиротехнике и производстве спичек. Карбонат калия необходим при варке стекла. Металлический калий употребляется как материал электродов в химических источниках тока, как восстановитель при получении некоторых металлов и как теплоноситель в атомных реакторах.

Мы убедились, что без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации.


Конспект урока по химии на тему: “ Щелочные металлы. Натрий”
  • Химия
Описание:

Форма проведения: урок - путешествие

Цель урока: Сформировать знания учащихся о щелочных металлах.

Задачи урока:

- образовательные: Рассмотреть положение ЩМ и  в ПСХЭ, их строении, зависимости свойств от строения, основных соединениях ЩМ  металлов, об их характере и свойствах

- воспитательные: .продолжать развитие умений объяснять, анализировать, систематизировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать познавательную активность учащихся

 

- развивающие: развитие кругозора учащихся; развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.

 

Автор Шаль Олеся Васильевна
Дата добавления 06.12.2014
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 1472
Номер материала 6592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓