ХОД УРОКА
. Сегодня нам предстоит захватывающее
путешествие по миру щелочных металлов. Вас ждут нелегкие препятствия по
поиску сокровища! Вам в помощь дана карта,(Слайд3) придерживайтесь ее и она
поможет достичь цели!. Смелее в путь!
Итак, тема нашего урока: «Щелочные металлы». (Слайд№1)
Мы подошли к лесу науки. Давайте рассмотрим
положение щелочных металлов в периодической системе и строение их атомов, для
этого нам необходимо преодолеть мозговой штурм. Опишите положение щелочных
металлов в периодической системе и особенности их строения.
, Находятся в первой группе, Валентность I, на последнем энергетическом уровне 1 электрон, с.о +1, в ОВР.
Являются восстановителями, обладают металлическими свойствами.
Рассмотрим строение атомов щелочных
металлов(Слайд 5), что заметили общего у этих элементов?
На последнем энергетическом уровне находится
1 электрон.
А в чем же различие?
Увеличивается число электронных слоев.
Сколько электронов не хватает до завершения
последнего энергетического уровея?
7 электронов
Щелочным металлам легче отдать 1 электрон
или принять 7?
Отдать 1 электрон
В окислительно-восстановительных реакциях
являются окислителями или восстановителями?
Восстановителями
Какие степени окисления характерны?
+1
Как изменяется восстановительная способность
Ме в группе сверху вниз?
Увеличивается
Чем это обусловлено?
Увеличивается радиус, увеличивается
металлические свойства.
Какой тип связи характерен для щелочных Ме?
Металлическая
Попробуйте обыграть сценку , используя
мячики как электроны, показать механизм металлической связи в кристалле
натрия.
И с этим заданием вы справились!
Перед вами на столах находятся таблицы(Слайд
6), необходимо заполнить эти таблицы и отметить сходства щелочных металлов и
их различия.
(1 минута на размышление)
Так в чем же сходство и различие ?
Сходство – строение электронного слоя,
различия – изменяется радиус атома и количество электронных слоев.
Мы подходим к следующему этапу нашего
путешествия.
Как вы думаете, в каком виде существуют в природе
щелочные металлы – в самородном состоянии или в виде соединений?
В виде соединений.
Какие самые распространенные соединения
щелочных металлов вы знаете?
Соли
Верно, самая распространенная соль -
поваренная, За год все население земли съедает около 17,5 млн. тон
Мы приблизились к болоту историй, и сейчас
от вас требуется внимательность и усидчивость.
Так незаметно мы оказались у лугов Щелочного
мира, где мы узнаем о способе получения щелочных металлов..(Слайд9)
В промышленности Щ.Ме получают электролизом
расплавов их солей.
Давайте проанализируем название способа
Назовите корень в слове
Электро
Что означает этот корень?
Электричество, электрический ток
Назовите суффикс?
Лиз
Суффикс лизо означает разрушение, значит
каким образом переведем слово электролиз?
Разрушение под действием электрического тока
Запишите уравнение электролиза как ОВР.
Мы на пол пути к сокровищам! Сейчас нам
предстоит рассмотреть физические свойства щелочных металлов.(Слайд 10)
Как вы думаете какими свойствами обладают
щелочные металлы?
Металлическим блеском, электропроводностью,
теплопроводностью, небольшими температурами плавления, мягкостью,
пластичностью.
Сделайте вывод о том как меняются
физические в группе Щелочных металлов.
В группе сверху вниз уменьшается плотность ,
и температуры плавления веществ.
Мы подошли к очень сложной и важной теме
Химические свойства Щ.М
Как вы думаете с какими веществами
взаимодействуют щелочные металлы?(Слайд16)
С неметаллами, кислотами, водой, водородом…
По пути была обнаружена шпаргалка с правыми
частями уравнений реакций. Нужно восстановить левые.
? + ? =NaH,
? + ? = NaCl,
? + ? = Na2SO4 + H2,
? + ? = NaOH + H2.
Исходя из уравнений реакций назовите классы
веществ, с которыми взаимодействуют щелочные металлы
Последнее уравнение остальные выполняют
самостоятельно в тетрадях как ОВР.
Щелочные металлы обладают одной
особенностью, при взаимодействии с кислородом образовывают пероксиды.,
запишите уравнение в тетради, определите с.о у кислорода. (Слайд17)
Попробуйте изобразить структурную формулу
пероксида натрия.
Просмотрите видео-опыт образования
пероксидов цезия(Слайд 18)
Запишите уравнение образования пероксида
цезия в тетрадь.
Мы отмечали что щелочные металлы активно
взаимодействуют с водой.
Видио-опыт(Слайд 20)
Какое вещество образовалось при
взаимодействии с водой натрия?
Щелочь
О чем свидетельствует малиновая окраска
ф-ф?
Что образовалась щелочная среда
Почему метал перемещался по поверхности
воды?
Образовался газ водород
Почему Натрий не тонул в воде?
Молярная масса Натрия меньше воды
Записать уравнение реакции как ОВР , самому
первому дополнительный балл за урок!
Щелочные металлы так же активно
взаимодействуют с кислотами\
Предлагаю вам просмотреть видио-опыт
взаимодействия натрия с соляной кислотой.(Слайд 24)
Напишите уравнение реакции по опыту,
рассмотреть данную реакцию как ОВР.
Следующее химическое свойство щелочных
металлов это взаимодействие с растворами солей менее активных металлов.
Написпть уравнение реакции.
Щелочные металлы можно определить по цвету
пламени….просмотрите видео-опыт(Слайд28)
До победы нам нужно сделать еще один шаг!,
но прежде чем нам попасть в город применения, необходимо найти выход из
лабиринта.
и чтобы
выбраться,
вам нужно осуществить цепочки превращений
И вот мы в городе применения щелочных
металлов! Щелочные металлы применяются практически во всех областях
промышленности!Слайды33-37)
Самостоятельно запишите области применения
щ.м.
Щелочные металлы так же играют огромную роль
в развитии и функционировании нашего организма.(Слайд38-43)
Сегодня на уроке мы совершили нелегкое
путешествие по миру щелочных металлов, осталось лишь открыть сундук с
сокровищами! Но это сделать не так то просто, чтобы его открыть нужно
выполнить последнее задание , исправить ошибки в уравнении. Первый кто
выполнит это задание получит отметку 5.
Запишите домашнее задание $ 63 выучить
конспект в тетради, уметь писать все уравнения реакций.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.