Главная / Химия / конспект урока по химии на тему

конспект урока по химии на тему


МАОУ СОШ № 2 г. Тобольска










Методическая разработка урока


«Металлы»









Выполнила: Секисова Кристина

Александровна,

учитель химии










Тобольск


2014 год



План-конспект урока по теме «Металлы» 11 класс

Секисовой Кристины Александровны – учителя химии


Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ

Формулируют и воспроизводят понятия «Металлы» «Интерметаллиды», «Восстановительные свойства металлов»,

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

Усвоение понятий

освоение алгоритма написания взаимодействия металлов с простыми и сложными веществами

действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

Управление свей деятельностью на уроке

совместное с учителем и одноклассниками действия учащихся


Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Мотивация на решение проблемы

устойчивый познавательный интерес






Тип урока: проектно - исследовательская деятельность

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения

компьютер;

оборудования для лабораторного опыта;

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

презентация «Металлы»;

«Рабочая тетрадь. Путеводитель по творческой лаборатории».

Реактивы:

цинк

раствор: соляной кислоты, сульфата меди (медного купороса)


Подготовка к уроку

Сообщение о возникновении термина «металл», истории открытия металлов.


Структура урока

Этапы урока

I. Вводная часть

Психологический настрой учащихся на урок - 3 мин.

II. Мотивация

Формирование цели и задач урока обучающимися - 5 мин.

III. Решение проблемы

Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности - 24мин.

Физ минутка – 1 мин.

IV. Выводы

Формулирование выводов по уроку – 2 мин.

V. Самооценки

Выставление оценок за урок – 3 мин.

VI. Домашнее задание - 2 мин.




Ход урока



I. Вводная часть.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.

А чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним тренировочное задание № 1 (стр. 6) (Слайд 2). Оно поможет вам вспомнить некоторые данные о классах соединений, которые пригодятся нам в ходе урока.

Найдем путь из «химического лабиринта», ответив «да» или «нет» на соответствующие вопросы каждого этапа.

Запишите через запятую цифры, соответствующие выбранному вами пути.

(1, 5, 6, 7, 11, 10)

II. Мотивация.

Итак, мы в творческой лаборатории.

Любое исследование строится по определенной траектории (схеме) Слайд 3.

В основе любого исследования лежит проблема, на основе которой формулируется цель и задачи работы. Попробуем ее определить.

Но прежде ответьте на вопрос.

Швейцарская фирма Valcambi выпускает слитки Combibar в форме, напоминающей плитку шоколада. Главное их преимущество перед привычными слитками заключается в том, что такую плитку можно легко разломать на дольки весом в 1 грамм и использовать как подарок или альтернативное платёжное средство. Из чего сделан слиток?

Из золота

К какому классу веществ относится золото

К металлам

Именно металлы будут служить объектом нашего сегодняшнего исследования.

Что вы знаете о металлах? Какой информацией о свойствах металлов вы владеете?

Чего больше: позитива или негатива от информации об химических свойствах металлов?

Позитива

В чем же, на ваш взгляд, проблемный вопрос?

С какими соединениями взаимодействуют металлы?

По мере продвижения нашей работы мы будем заполнять логико-смысловую модель, которая заменит вам краткий конспект (стр. 7 тетради) Слайд 4.

Внесем в ее центр проблемный вопрос, который нам предстоит решить «С какими соединениями взаимодействуют металлы»

Предлагаю сформулировать цель нашего исследования.

Цель и задачи формулируют школьники

Цель: Обобщить знания о металлах, о химических свойствах металлов.

А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы.

  1. Вспомнить понятие металлы.

  2. Рассмотреть положение металлов в периодической системе.

  3. Рассмотреть химические свойства металлов.

  4. Выяснить самые распространенные металлы.

  5. Сформировать представление о значении металлов для человека.


Заполнение названий стрелок в ЛСМ согласно сформулированным задачам.


III. Решение проблемы

Чтобы решить данную проблему, нам придется решить несколько проблемных задач.

Для того, чтобы решить нашу первую задачу – вспомнить определение понятия «металлы», - необходимо вспомнить примеры веществ-металлов.

Что у них общего?

Металлы – это непрозрачные вещества, обладающие специфическим металлическим блеском, пластичностью, высокой теплопроводностью и электропроводностью.

Заполнение ЛСМ (стрелка № 1)


Проанализируйте расположение металлов в Периодической системе?

1-3 группа (кроме водорода и бора) .

4-8 группы (в конце группы) и побочные подгруппы.

Определите зависимость между расположением металла в периодической системе и его химическими свойствами.

Восстановительные (металлические) свойства в периоде ослабевают слева направо, а увеличиваются сверху вниз.

Заполнение ЛСМ (стрелка № 2)

Слайд 5. Раз металлы обладают восстановительными свойствами, то они будут взаимодействовать с неметаллами, водой, кислотами, солями, оксидами, растворами щелочей, некоторыми органическими веществами (стр.7).

М + неМЕ → Соль

Е + H2O → Щелочь

Т + Кислота → Соль+ H2O
А + Соль → Соль/+ Ме/

Л + Оксид → Оксид/+ Ме/

Л +Щелочь (р-р)→ Комплекс+Н2

Ы+ орг. вещества- новые вещества(фенолы, спирты, карбон кислоты)


Согласно получившейся схеме решите уравнения реакций (стр. 9)

2Mg + O2 → 2Mg O


2Na +2 H2O → 2NaOH+H2


Mg + 2HClMgCl2+ H2


Cu + HCl


Zn + CuSO4 → ZnSO4+Cu↓

Al + Cr2O3 → Al2O3+ 2Cr


2Al + 2NaOH+6H2O→2Na[Al(OH)4]+ 3H2


2Na + 2C2H5OH →2C2H5ONa+ H2


Физ минутка

Чтобы доказать взаимодействие металлов со сложными веществами, предлагаю выполнить лабораторный эксперимент (стр. 10)

У вас на столах есть комплекты реактивов.

Задание (Слайд 6)

  1. Поместите 1-2 гранулы цинка в чистую пробирку и прилейте 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?

  2. Поместите 1-2 гранулы цинка в чистую пробирку и прилейте 1-2 мл раствора медного купороса (CuSO4). Что наблюдаете?

  3. Сделайте вывод. Результаты запишите в виде таблицы


Мы наблюдаем в первом случае выделение газа, а во втором - появление осадка, что свидетельствует о том, что реакции прошли до конца.

Заполнение ЛСМ (стрелка № 3)



Могут ли металлы взаимодействовать между собой?

Да, могут, при сплавлении.

В данном случае образуются вещества под названием – интерметаллиды.

Запишите себе определение (стр. 10)

Слайд 7. Интерметаллиды- вещества, образующиеся при сплавлении металлов между собой.

Мы приближаемся к концу нашего исследования.

Давайте перечислим самые распространенные металлы на Земле, для этого необходимо прочитать стр. 10 «путеводителя»

Какие самые распространенные металлы?

Наиболее распространенный металл в почве Земли – алюминий. Если взять всю планету в целом, то железо выйдет на первое место, так как оно составляет большую часть ядра Земли.

Заполнение ЛСМ (стрелка № 4)


Металлы играют очень важную роль для человека. Они не только необходимы для жизнедеятельности организма, но, и как выяснили психологи, определяют наш характер.

Чтобы узнать какого металла больше в вашем организме необходимо проанализировать информацию на стр. 11-12.

Железо

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.

Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

Медь

Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками.

Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.

Свинец

Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы.

Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.

Олово

Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.

Золото

Драгоценные металлы и в организме – драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих.

Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они – верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами – на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.

Ртуть

Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от… обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.



Заполнение ЛСМ (стрелка № 5)



IV. Выводы

В ходе работы на уроке Ваш конспект – логико-смысловая модель – должна выглядеть приблизительно следующим образом (Слайд 8).

Выполните задания для самоанализа (стр.11), и дайте ответы на вопросы.

С какими соединениями взаимодействуют металлы? Какую роль они имеют для человека?


Металлы взаимодействуют с простыми веществами (неметаллами, другими металлами) и сложными веществами (водой, оксидами, кислотами, солями, щелочами, органическими соединениями). Они нужны и важны для организма человека, но их должно быть в меру.

V. Самооценки.

Поставьте каждый себе оценку за сегодняшний урок.

VI. Домашнее задание

Выучить определения и типы реакций, характерных для металлов из «Рабочей тетради. Путеводителя по творческой лаборатории».



конспект урока по химии на тему
  • Химия
Описание:

Тип урока: проектно - исследовательская деятельность

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения

компьютер;

оборудования для лабораторного опыта;

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

презентация «Металлы»;

«Рабочая тетрадь. Путеводитель по творческой лаборатории».

Реактивы:

цинк

раствор: соляной кислоты, сульфата меди (медного купороса)

 

Подготовка к уроку

 Сообщение о возникновении термина «металл», истории открытия металлов.

 

Структура урока

Этапы урока           

I. Вводная часть

Психологический настрой учащихся  на урок - 3 мин.

II. Мотивация

Формирование цели и задач урока обучающимися - 5 мин.

III. Решение проблемы        

Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности  - 24мин.

Физ минутка – 1 мин.

IV. Выводы

Формулирование выводов по уроку – 2 мин.    

V. Самооценки

Выставление оценок за урок – 3 мин.

VI. Домашнее задание - 2 мин.

 

 

 

Ход урока

 

 

I. Вводная часть.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.

Ну а чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним тренировочное задание № 1 (стр. 5) (Слайд 2). Оно поможет вам вспомнить некоторые данные о классах соединений, которые пригодятся нам в ходе урока.

Найдем путь из «химического лабиринта», ответив «да» или «нет» на соответствующие вопросы каждого этапа.

Запишите через запятую цифры, соответствующие выбранному вами пути.

(1, 5, 6, 7, 11, 10)

II. Мотивация.

Итак, мы в творческой лаборатории.

Любое исследование строится по определенной траектории (схеме) Слайд 3.

В основе любого исследования лежит проблема, на основе которой формулируется цель и задачи работы. Попробуем ее определить.

Но прежде ответьте на вопрос.

Швейцарская фирма Valcambi выпускает слитки Combibar в форме, напоминающей плитку шоколада. Главное их преимущество перед привычными слитками заключается в том, что такую плитку можно легко разломать на дольки весом в 1 грамм и использовать как подарок или альтернативное платёжное средство. Из чего сделан слиток?

Из золота

К какому классу веществ относится золото

К металлам

Именно металлы будут служить объектом нашего сегодняшнего исследования.

Что вы знаете о металлах? Какой информацией о свойствах металлов вы владеете?

Чего больше: позитива или негатива от информации об химических свойствах металлов?

Позитива

В чем же, на ваш взгляд, проблемный вопрос?

С какими соединениями взаимодействуют металлы?

По мере продвижения нашей работы мы будем заполнять логико-смысловую модель, которая заменит вам краткий конспект (стр. 6 тетради) Слайд 4.

Внесем в ее центр проблемный вопрос, который нам предстоит решить «С какими соединениями взаимодействуют металлы»

Предлагаю сформулировать цель нашего исследования.

Цель и задачи формулируют школьники

Цель: Обобщить знания о металлах, о химических свойствах металлов.

А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы.

1)    Вспомнить понятие металлы.

2)    Рассмотреть положение металлов в периодической системе.

3)    Рассмотреть химические свойства металлов.

4)    Выяснить самые распространенные металлы.

5)    Сформировать представление о значении  металлов для человека.

Автор Секисова Кристина Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 674
Номер материала 22192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓