Главная / Химия / Конспект урока по химии

Конспект урока по химии



Конспект урока химии с использованием

ИКТ технологий, 11 класс.


Учитель: Иванова Елена Анатольевна,

МАОУ гимназия № 4 г. Хабаровска




Тема урока: «Самое удивительное вещество»


Цель урока: Обобщить имеющиеся знания о воде, сформировать понятие ее уникальности на основании изученных свойств, решать экологические проблемы.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать новые представления о воде, как самом удивительном веществе на Земле, ее значении в природе и жизни человека, необходимости применения природоохранных действий. Продолжить формировать умения составлять и работать с мультимедийными презентациями.

Развивающие: Развивать представления о межпредметных связях; умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного, чувство долга по отношению к своей малой Родине.


Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер с программой для создания презентаций Microsoft Power Point, презентации учащихся к уроку, ЦОРы из единой образовательной коллекции.


Лабораторное оборудование: CuSO4 (cухая), химический стакан с водой,

спиртовка, спички, пробиркодержатель, стакан со льдом для охлаждения.









содержательный аспект

используемые средства обучения

1. Активизация знаний учащихся.

«…Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете».

- О каком веществе написал эти строки французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери?

И наш урок сегодня посвящается этому самому знакомому и в то же время самому удивительному веществу – воде.

(запись темы урока, определение цели)

2. Обобщение и систематизация знаний.

Составление характеристики воды, опираясь на межпредметные знания и жизненный опыт.

Биология. Вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле. Любая клетка в организме содержит воду. Потеря живым организмом 10-20% воды приводит к смерти. (объяснить, почему)

География. Вода – самое распространенное вещество на Земле. Сколько воды на Земле? (3/4 суши, 71%).

Жан Жак – Ив Кусто утверждал, что «по соотношению воды и суши нашу планету следовало бы назвать не Земля, а Океан».

Физика. Единственное вещество, существующее в трех агрегатных состояниях. Отмечают ее плотность, температуры кипения и замерзания.

Химия. Сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислорода.

Как это можно доказать? (разложение воды под действием электрического тока – видеоролик)

Здесь воду можно рассматривать, как эффективное топливо будущего. (зачитать отрывок из книги Жюль Верна «Таинственный остров»: «…-Какое топливо заменит уголь?

- Вода. - Вода? - Да, но вода, разложенная на составные части. Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой… Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо: водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко.» [ 1, с.296].

- А всегда ли в состав воды может входить водород и кислород? Можно ли на Земле встретить воду, как чистое вещество? ( озвучивания гипотез )

Вывод: природная вода – это всегда раствор.

- почему это возможно? (В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью)

По отношению к воде вещества делятся на: растворимые, малорастворимые и нерастворимые.


(Здесь же дается понятие жесткости воды)


Слайд 1














Слайд 2




Слайд 3, 4





Слайд 5



Слайд 6


ЦОР 1 http://www. youtube.com

Слайд 7











Слайд 8

Слайд 9


Слайд 10


Презентация учащихся 1


3. Организация и разрешение учебной ситуации.

Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего, для питья. (назовите еще области использования воды человеком)

Чтобы очистить воду от примесей, ее пропускают через решетки, направляют в отстойник , фильтруют. Где фильтром обычно служит слой песка и гравия. Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирова-ние. (0,7 г хлора на 1 т воды) Этот метод применяется и у нас в городе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья. Хлорированная вода влияет на органы пищеварения, печень, почки. По статистическим данным число заболевших неукоснительно растет с каждым годом. Медики связывают это с некачественной питьевой водой. Большим преимуществом перед хлорированием имеет стерилизация воды путем ее озонирования.

Давайте в лабораторных условиях тоже проведем опыт по очистке воды. (выполнение работы. Учащиеся берут соль сульфата меди (П) и насыпают ее в стакан с водой. О растворимости ее можно судить по характерному окрашиванию раствора в голубой цвет. Пробирка закрывается пробкой с газоотводной трубкой и нагревается. Конец трубки опускается в другую чистую пробирку и ставится в стакан со льдом. Собирающаяся в ней жидкость абсолютно прозрачна)

Какой способ очистки воды был сейчас применен? (перегонка или дистилляция)

В природе тоже происходит такой процесс. Как он называется, в чем его суть? (Комментарии учащегося по схеме)

Тем не менее, вопрос чистой воды сегодня по-прежнему стоит наиболее остро. Почему? (потребление воды гораздо больше, чем скорость ее самоочищения)

Действительно, все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами.

(презентация учащегося по природоохранным мерам по сохранению чистой воды).

Какие вы еще можете предложить методы сохранения чистой воды? (Предлагается: строительство очистных сооружений на предприятиях, создание замкнутого, безотходного производства, биологические способы очистки, принятие законов, просвещение учащихся в школах и т.д.)

Проблема чистой воды стоит остро и в нашем городе. Сегодня рассматриваются альтернативные пути по снабжению города чистой водой. И один из таких проектов – это разработка и строительство Тунгусского месторождения. (выступление учащегося с приготовленной презентацией).

4. Закрепление материала.

Подводя итоги, учащимся даются задания для обсуждения различных ситуаций.

(1. Один юный житель нашего города объявил, что будет пить только газированную воду до тех пор, пока качество питьевой воды не станет лучше. Прав ли он?

2. На уроках химии нами постоянно рассматриваются вопросы, связанные с охранными действиями окружающей среды и своего здоровья. Обязательно ли это делать?)

В заключении: Почему же воду принято считать самым удивительным веществом на Земле?

( организуется как соревнование на лучший рассказ о воде. Его можно провести по рядам или по командам. Для этого можно пустить лист, в котором ребята каждой парты (или команды) последовательно должны вписать не более одной фразы о воде за ограниченное количество минут. Только необходимо выстроить перед ними критерии оценки. Например, больше всего неповторяющихся фраз, дополнительные сведения о которых не шла речь, стиль изложения и т.д. Необходимо творчески подойти к данной форме работы.)

Делаются выводы.

5. Домашнее задание.

1. по учебнику § 9

2. темы рефератов, сообщений для творческой работы.


Слайд 11




Слайд 12






Слайд 13






Лабораторное оборудование









Слайд 14





ЦОР 2

http://www. youtube.com



Презентация учащихся 2







Презентация учащихся 3



Слайд 15















Слайд 16

Слайд 17





Литература: 1. Жюль Верн «Таинственный остров», собрание сочинений том 4,

Москва, «Дайджест», 1992г.

2. О.С.Габриэлян «Настольная книга учителя химии. 11 класс.

3. О.С.Габриэлян «Химия 11 класс».

4. Презентации, приготовленные к уроку.








Приложение

hello_html_m492851d.jpg


Рис.1 . Использование наглядности в виде собственной презентации на разных этапах урока.


hello_html_m7b008acb.jpg


Рис. 2. Индивидуальная деятельность учащихся в подборе материала к уроку в виде презентации.


hello_html_m2819b3cf.png


Рис. 3. Демонстрация видеоролика, используемого в ходе работы над темой урока.


hello_html_m60b1da97.png


Рис. 4. Использование интерактивных схем в ходе работы над темой урока.


hello_html_m4d61745.jpg


Рис. 5. Практическая часть урока с использованием необходимого лабораторного оборудования.

Конспект урока по химии
  • Химия
Описание:

      Данный урок проводится в 11 классе в разделе "Строение веществ" в теме "Жидкие вещества".

     Цель урока: Обобщить имеющиеся знания о воде, сформировать понятие ее уникальности на основании изученных свойств, решать экологические проблемы. Задачи урока: Образовательные: Сформировать новые представления о воде,как самом удивительном веществе на Земле, ее значении в природе и жизни человека, необходимости применения природоохранных действий. Продолжить формировать умения составлять и работать с мультимедийными презентациями. Развивающие: Развивать представления о межпредметных связях; умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Воспитательные: Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного, чувство долга по отношению к своей малой Родине. 

Автор Иванова Елена Анатольевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 368
Номер материала 13324
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓