Главная / Математика / Конспект урока по геометрии на тему "Симметрия"

Конспект урока по геометрии на тему "Симметрия"

Название документа Осевая симметрия1.ppt

Осевая симметрия (использование ИКТ на уроке) Учитель математики БМОУ «Гимназ...
Цели и задачи урока Дидактическая: Добиваться прочного усвоения учащимися мат...
Этапы урока I Организационный момент. 	 3 мин II Проверка домашнего задания (...
Этап II 	Ежедневно каждый из нас по несколько раз в день видит своё отражение...
Опыт с зеркалами 	Проведём опыт с зеркалами. 	На полоске бумаги горизонтально...
«Симметрия – есть идея с помощью которой человек веками пытался объяснить и ...
Выступление учащихся 1) Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку... Их ...
Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отр...
Найдите как можно больше симметричных предметов, сооружений в окружающей обс...
Симметрия в поэзии Я помню чудное мгновенье: Предо мной явилась ты, Как мимол...
Опыт 	 Учащимся на столах заготовлены листочки в клетку и ножницы. Предлагает...
Симметрия в архитектуре 	Симметрия – основной принцип архитектурных сооружени...
Фигура называется симметричной относительно прямой a, если для каждой точки ф...
Фигуры, имеющие более двух осей симметрии Равносторонний треугольник Квадрат ...
Фигуры, не обладающие осевой симметрией Произвольный треугольник Параллелогра...
Учащиеся фиксируют выводы в тетрадях Прямоугольник – 2 оси симметрии Квадрат ...
Подведение итогов 	Вопросы: с каким явлением в жизни человека и природе позна...
Домашнее задание 1) Выяснить где и как в алгебре мы встречаемся с симметрией....
1 из 109

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Осевая симметрия (использование ИКТ на уроке) Учитель математики БМОУ «Гимназия
Описание слайда:

Осевая симметрия (использование ИКТ на уроке) Учитель математики БМОУ «Гимназия № 22» г. Барнаула Кривочурова Фаина Степановна

№ слайда 2 Цели и задачи урока Дидактическая: Добиваться прочного усвоения учащимися матери
Описание слайда:

Цели и задачи урока Дидактическая: Добиваться прочного усвоения учащимися материала темы через формирование конструктивных умений в определении и построении осей симметрии геометрических фигур и их преобразований Развивающая: Развивать познавательные способности учащихся путём воздействия на их восприятие через ИКТ. Развивать умение различать и классифицировать фигуры. Перенос жизненного опыта в новую учебную ситуацию. Воспитательная. Воспитывать культуру обучения добиваться грамотной речи, точности изложения. Формирование чувства собственного достоинства через овладение ИКТ и формирование авторитета знаний (опираясь на мотивацию содержанием). Приобщение к мировой культуре.

№ слайда 3 Этапы урока I Организационный момент. 	 3 мин II Проверка домашнего задания (соб
Описание слайда:

Этапы урока I Организационный момент. 3 мин II Проверка домашнего задания (собрать тетради на перемене). III Подготовка учащихся к активной УПД. Целеполагание. 10 мин IV Усвоение новых знаний и первичное закрепление. 22 мин V Подведение итогов учебной деятельности. 5 мин

№ слайда 4 Этап II 	Ежедневно каждый из нас по несколько раз в день видит своё отражение в
Описание слайда:

Этап II Ежедневно каждый из нас по несколько раз в день видит своё отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов и вообще не обращаем внимания на зеркало. И только философы и математики не теряют способности удивляться. Вот что написал немецкий философ Иммануил Кант о зеркальном отражении: «Что может быть больше похоже на мою руку или на моё ухо, чем их собственное отражение в зеркале, нельзя поставить на место настоящей руки …»

№ слайда 5 Опыт с зеркалами 	Проведём опыт с зеркалами. 	На полоске бумаги горизонтально пе
Описание слайда:

Опыт с зеркалами Проведём опыт с зеркалами. На полоске бумаги горизонтально печатными буквами написаны слова ЧАЙ, КОФЕ. Положите эту полоску перед зеркалом на стол. Почему зеркало не перевернуло КОФЕ и до неузнаваемости изменило слово ЧАЙ? Этот опыт позволил нам прикоснуться к удивительному математическому явлению – СИММЕТРИЯ.

№ слайда 6 «Симметрия – есть идея с помощью которой человек веками пытался объяснить и соз
Описание слайда:

«Симметрия – есть идея с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Эти слова принадлежат известному математику 20 века Герману Вейлю. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». В переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».

№ слайда 7 Выступление учащихся 1) Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку... Их объ
Описание слайда:

Выступление учащихся 1) Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку... Их объединяет то, что они симметричны.

№ слайда 8 Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраже
Описание слайда:

Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная в зеркальце половинка фигуры дополнит её до целой (как исходная). Поэтому такая симметрия называется зеркальной или осевой (на плоскости). Прямая, вдоль которой поставлено зеркальце, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам, то ее части совпадут.

№ слайда 9 Найдите как можно больше симметричных предметов, сооружений в окружающей обстан
Описание слайда:

Найдите как можно больше симметричных предметов, сооружений в окружающей обстановке дома и на улице (учащиеся приводят несколько примеров). Присмотритесь к печатным буквам М, П, Т, Ш, В, Е, З, К, С, Э, Ж, Н, О, Ф, Х. Они тоже симметричны. Причём у первых 4-х ось симметрии проходит вертикально (М), у следующих 6 горизонтально (Е), а буквы Ж, Н, О, Ф, Х имеют по две оси симметрии. Симметрию можно увидеть в целых словах, таких как «казак», «шалаш» - они читаются одинаково как слева направо, так и справа налево. А вот целые фразы с таким свойством (если не учитывать пробелы между словами) «Искать такси», «Аргентина манит негра», «Лёша на полке клопа нашёл». Такие слова называются палиндромами.

№ слайда 10 Симметрия в поэзии Я помню чудное мгновенье: Предо мной явилась ты, Как мимолётн
Описание слайда:

Симметрия в поэзии Я помню чудное мгновенье: Предо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. А.С. Пушкин

№ слайда 11 Опыт 	 Учащимся на столах заготовлены листочки в клетку и ножницы. Предлагается
Описание слайда:

Опыт Учащимся на столах заготовлены листочки в клетку и ножницы. Предлагается нарисовать и вырезать прямоугольник и параллелограмм. Предлагается перегнуть фигуры так, чтобы выяснить, сколько осей симметрии имеет прямоугольник, параллелограмм. Рассмотреть возможные варианты.

№ слайда 12 Симметрия в архитектуре 	Симметрия – основной принцип архитектурных сооружений.
Описание слайда:

Симметрия в архитектуре Симметрия – основной принцип архитектурных сооружений. Соблюдение этого принципа обеспечивает сооружению надёжность и красоту. Сегодня на нашем уроке мы совершим экскурсию в историю и географию мировой архитектуры. Вам предлагается узнать знакомые шедевры архитектуры и страны, в которых они расположены.

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37
Описание слайда:

№ слайда 38
Описание слайда:

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40
Описание слайда:

№ слайда 41
Описание слайда:

№ слайда 42
Описание слайда:

№ слайда 43
Описание слайда:

№ слайда 44
Описание слайда:

№ слайда 45
Описание слайда:

№ слайда 46
Описание слайда:

№ слайда 47
Описание слайда:

№ слайда 48
Описание слайда:

№ слайда 49
Описание слайда:

№ слайда 50
Описание слайда:

№ слайда 51
Описание слайда:

№ слайда 52
Описание слайда:

№ слайда 53
Описание слайда:

№ слайда 54
Описание слайда:

№ слайда 55
Описание слайда:

№ слайда 56
Описание слайда:

№ слайда 57
Описание слайда:

№ слайда 58
Описание слайда:

№ слайда 59
Описание слайда:

№ слайда 60
Описание слайда:

№ слайда 61
Описание слайда:

№ слайда 62
Описание слайда:

№ слайда 63
Описание слайда:

№ слайда 64
Описание слайда:

№ слайда 65
Описание слайда:

№ слайда 66
Описание слайда:

№ слайда 67
Описание слайда:

№ слайда 68
Описание слайда:

№ слайда 69
Описание слайда:

№ слайда 70
Описание слайда:

№ слайда 71
Описание слайда:

№ слайда 72
Описание слайда:

№ слайда 73
Описание слайда:

№ слайда 74
Описание слайда:

№ слайда 75
Описание слайда:

№ слайда 76
Описание слайда:

№ слайда 77
Описание слайда:

№ слайда 78
Описание слайда:

№ слайда 79
Описание слайда:

№ слайда 80
Описание слайда:

№ слайда 81
Описание слайда:

№ слайда 82
Описание слайда:

№ слайда 83
Описание слайда:

№ слайда 84
Описание слайда:

№ слайда 85
Описание слайда:

№ слайда 86
Описание слайда:

№ слайда 87
Описание слайда:

№ слайда 88
Описание слайда:

№ слайда 89
Описание слайда:

№ слайда 90
Описание слайда:

№ слайда 91
Описание слайда:

№ слайда 92
Описание слайда:

№ слайда 93
Описание слайда:

№ слайда 94
Описание слайда:

№ слайда 95
Описание слайда:

№ слайда 96
Описание слайда:

№ слайда 97
Описание слайда:

№ слайда 98
Описание слайда:

№ слайда 99
Описание слайда:

№ слайда 100
Описание слайда:

№ слайда 101
Описание слайда:

№ слайда 102
Описание слайда:

№ слайда 103
Описание слайда:

№ слайда 104 Фигура называется симметричной относительно прямой a, если для каждой точки фигу
Описание слайда:

Фигура называется симметричной относительно прямой a, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. а

№ слайда 105 Фигуры, имеющие более двух осей симметрии Равносторонний треугольник Квадрат Кру
Описание слайда:

Фигуры, имеющие более двух осей симметрии Равносторонний треугольник Квадрат Круг

№ слайда 106 Фигуры, не обладающие осевой симметрией Произвольный треугольник Параллелограмм
Описание слайда:

Фигуры, не обладающие осевой симметрией Произвольный треугольник Параллелограмм Неправильный многоугольник

№ слайда 107 Учащиеся фиксируют выводы в тетрадях Прямоугольник – 2 оси симметрии Квадрат – 4
Описание слайда:

Учащиеся фиксируют выводы в тетрадях Прямоугольник – 2 оси симметрии Квадрат – 4 оси симметрии Ромб – 2 оси симметрии Равнобедренный треугольник -1 ось симметрии Равносторонний треугольник – 3 оси симметрии Окружность – множество осей симметрии Параллелограмм – нет осей симметрии Отрезок – одна ось симметрии

№ слайда 108 Подведение итогов 	Вопросы: с каким явлением в жизни человека и природе познаком
Описание слайда:

Подведение итогов Вопросы: с каким явлением в жизни человека и природе познакомились? важность понимания этого явления; какие фигуры обладают осью симметрии? какая самая не симметричная фигура из класса четырехугольников? какая самая симметричная? что понравилось и почему? что можно было сделать по-другому?

№ слайда 109 Домашнее задание 1) Выяснить где и как в алгебре мы встречаемся с симметрией. 2)
Описание слайда:

Домашнее задание 1) Выяснить где и как в алгебре мы встречаемся с симметрией. 2) Сочинить литературное произведение о симметрии. 3) по учебнику п. 47

Название документа симметрия.doc

Тема: Симметрия


Цели:

  1. Дидактическая: Добиваться прочного усвоения учащимися материала темы через формирование конструктивных умений в определении и построении осей симметрии геометрических фигур и их преобразований

  2. Развивающая: Развивать познавательные способности учащихся путём воздействия на их восприятие через ИКТ. Развивать умение различать и классифицировать фигуры. Перенос жизненного опыта в новую учебную ситуацию.

  3. Воспитательная. Воспитывать культуру обучения добиваться грамотной речи, точности изложения. Формирование чувства собственного достоинства через овладение ИКТ и формирование авторитета знаний (опираясь на мотивацию содержанием). Приобщение к мировой культуре.


Этапы урока:

I Организационный момент. 3 мин


II Проверка домашнего задания (собрать тетради на перемене). 2 мин


III Подготовка учащихся к активной УПД.

Целеполагание. 10 мин


IV Усвоение новых знаний и первичное закрепление. 20 мин


V Подведение итогов учебной деятельности. 5 мин


Ход урока:

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.


Беседа (учитель). Ежедневно каждый из нас по несколько раз в день видит своё отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов и вообще не обращаем внимания на зеркало. И только философы и математики не теряют способности удивляться. Вот что написал немецкий философ Иммануил Кант о зеркальном отражении: «Что может быть больше похоже на мою руку или на моё ухо, чем их собственное отражение в зеркале, нельзя поставить на место настоящей руки …»


Проведём опыт с зеркалами (у учащихся на столах зеркальце).


На полоске бумаги горизонтально печатными буквами написаны слова ЧАЙ КОФЕ. Положите эту полоску перед зеркалом на стол. Почему зеркало не перевернуло КОФЕ и до неузнаваемости изменило слово ЧАЙ? Этот опыт позволил нам прикоснуться к удивительному математическому явлению – СИММЕТРИЯ. «Симметрия – есть идея с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Эти слова принадлежат известному математику 20 века Герману Вейлю.

В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». В переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».


Беседа (учащиеся выступают с докладами о симметрии 3-4 мин.)


Вот над поляной порхает яркая бабочка. Ее крылья кажутся совершенно одинаковыми...


  1. Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Их объединяет то, что они симметричны. Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная в зеркальце половинка фигуры дополнит её до целой (как исходная). Поэтому такая симметрия называется зеркальной или осевой (на плоскости). Прямая, вдоль которой поставлено зеркальце, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить по полам, то ее части совпадут.



  1. Найдите как можно больше симметричных предметов, сооружений в окружающей обстановке дома и на улице (учащиеся приводят несколько примеров).

Присмотритесь к печатным буквам М, П, Т, Ш, В, Е, З, К, С, Э, Ж, Н, О, Ф, Х. Они тоже симметричны. Причём у первых 4-х ось симметрии проходит вертикально (М), у следующих 6 горизонтально (Е), а буквы Ж, Н, О, Ф, Х имеют по две оси симметрии. Симметрию можно увидеть в целых словах, таких как «казак», «шалаш» - они читаются одинаково как слева направо, так и справа налево. А вот целые фразы с таким свойством (если не учитывать пробелы между словами)

«Искать такси», «Аргентина манит негра», «Лёша на полке клопа нашёл». Такие слова называются палиндромами.


Опыт 2.


1) Симметрия – основной принцип архитектурных сооружений. Соблюдение этого принципа обеспечивает сооружению надёжность и красоту. Сегодня на нашем уроке мы совершим экскурсию в историю и географию мировой архитектуры. (95 фотографий на экране). Учащимся предлагается узнать знакомые шедевры архитектуры и страны, в которых они расположены. (5-7 мин)

2) Учащимся на столах заготовлены листочки в клетку и ножницы. Предлагается нарисовать и вырезать прямоугольник и параллелограмм. Предлагается перегнуть фигуры так, чтобы выяснить, сколько осей симметрии имеет прямоугольник, параллелограмм. Рассмотреть возможные варианты.


Закрепление полученных знаний.


Мы изучаем геометрические фигуры. Сегодня мы доказали практически, что прямоугольник имеет две оси симметрии, а параллелограмм не имеет осей симметрии.

А как же остальные фигуры?


Выступление ученика: через мультимедиа показать сколько осей симметрии имеют фигуры: квадрат, ромб, произвольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, круг, равнобедренная трапеция. (работа ученика находится в файле uchenik).


Учащиеся фиксируют выводы в тетрадях.


Подведение итогов:

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- с каким явлением в жизни человека и природе познакомились?

- важность понимания этого явления;

- какие фигуры обладают осью симметрии?

- какая самая не симметричная фигура из класса четырехугольников?

- какая самая симметричная?

- что понравилось и почему?

- что можно было сделать по-другому?

Оценки за урок получают 3 выступавших ученика, а также учащиеся, которые при проведении опытов давали верные ответы и быстрее справлялись с заданиями, т.е. оценки по процессу достижения учеником результатов.


Домашнее задание по выбору:

  1. Выяснить где и как в алгебре мы встречаемся с симметрией.

  2. Сочинить литературное произведение о симметрии.

  3. Номера по учебнику п. 47 №417, №418, №422, №423.














Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов и приемов обучения.


  1. Урок проводиться в 8 непрофильном классе (2 часа геометрии в неделю). Преподавание ведется по традиционной технологии с использованием элементов УД.

  2. Урок проводиться в рамках раздела «Четырех угольники». На уроке осуществляется применение ИКТ через мультимедиа проектор. Учитель при подготовке к уроку выступал как консультант по отбору и содержанию материала для троих учащихся, которые выступают на уроке.

  3. Структура урока соответствует типу урока (были использованы рекомендации статьи Манвелова С.Г. из газеты Математика №11, 1997г.)


I Организация начала урока.


Заранее приготовлен экран, компьютер и проектор. Демонстрируемый материал на дисках. На столах листочки и ножницы (можно готовые фигуры: прямоугольник, параллелограмм), зеркало. Целеполагание осуществляется с участием учащихся, что соответствует принципам развивающего обучения.

Эпиграф, предложенный учителем, помогает настроить учеников на восприятие эстетической стороны темы. Заранее подготовленные диски, листочки, зеркала позволяют экономить время на уроке.


II Актуализация опорных знаний и умений учащихся.


Проводится опыт 1 с зеркальцем.


III Мотивация учебной деятельности.


Перед учениками раскрывается понимание наличия определенного опыта и знаний темы, которые являются важными для усвоения темы и для успешного выполнения работы. Использование ИКТ вызывает неподдельный интерес к теме. «Путешествие по миру» применительно к геометрии также привлекает внимание учащихся.


IV Первичный контроль за усвоением темы.


Выступление учащихся преследуют такие цели как: - интеграция с другими предметами (русский язык, история география …); - умение самостоятельно добывать знания, информацию по изучаемой теме; - устранение возможных ошибок, коррекция знаний, промежуточный контроль за усвоением темы.


  1. Все поставленные цели решаются на уроке в комплексе: усвоение материала на уроке происходит в процессе визуального (наглядного) восприятия материала, фронтальной работы, самоконтроля, кинестетического восприятия. Выступления учащихся позволяют проявить себя перед классом (т.е. продемонстрировать знания, осознанные личностью, сознательно приобретённые, что отвечает личностно-ориентированному обучению)

  2. Оценки получают учащиеся…

  3. Домашнее задание.

    1. Номера по учебнику

    2. Выяснить и приготовить выступление о том, где и как в алгебре, физике, химии мы встречаемся с симметрией.

    3. Сочинить литературное произведение. (стих, оду, поэму, сказку …) о симметрии.


Конспект урока по геометрии на тему "Симметрия"
  • Математика
Описание:

Урок по геометрии для учащихся 8-го класса на тему "Симметрия". Работа состоит из пояснительной записки и презентации.

Цели: 

1.Дидактическая: Добиваться прочного усвоения учащимися материала темы через формирование конструктивных умений в определении и построении осей симметрии геометрических фигур и их преобразований

2.Развивающая: Развивать познавательные способности учащихся путём воздействия на их восприятие через ИКТ. Развивать умение различать и классифицировать фигуры. Перенос жизненного опыта в новую учебную ситуацию.

3.Воспитательная. Воспитывать культуру обучения добиваться грамотной речи, точности изложения. Формирование чувства собственного достоинства через овладение ИКТ и формирование авторитета знаний (опираясь на мотивацию содержанием). Приобщение к мировой культуре.

 

Автор Кривочурова Фаина Степановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 508
Номер материала 45834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓