Главная / География / Конспект урока по географии "Почвенные ресурсы России и их сбережение" 8 класс

Конспект урока по географии "Почвенные ресурсы России и их сбережение" 8 класс

Урок географии в 8 классе.


Тема: Почвенные ресурсы России и их сбережение.



Задачи: 1. Выявить отличительные особенности понятий «земельные ресурсы» и «почвенные ресурсы»; значение почв в природе и для человека, меры сохранения.

2. Развивать умение использовать различные источники для нахождения нужной информации; сопоставлять картографический материал, делать выводы. развитие умения находить причинно-следственные связи в природе; обосновывать свои суждения; сотрудничать.

3. Воспитывать уважительное отношение к мнению других, сдержанность, ответственность , любовь к природе.


Проблемный вопрос: Как сохранить почвы?

Варианты решений:


1.Противоэрозионные мероприятия.

2. Отказ от тяжёлой техники.

3. Отказ от больших площадей.

4. Разумное внесение удобрений.

5. Ограниченное использование пестицидов.

6. Соблюдение севооборота.


Оптимальный вариант:

Разумное и уместное использование этих способов / в комплексе или отдельно/.


Тезис: « Не насилие, а ласка нужна почве, и тогда она ответит человеку плодородием».

А.Н.Тюрюханов.













Ход урока.


  1. «Вхождение» в тему стихом А.Ахматовой:


Да, для нас это грязь на калошах

Да, для нас это хруст на зубах,

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чём не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею

Оттого и зовём так свободно своею.


Эти замечательные слова А.Ахматова посвятила родной земле, именно о ней сегодня мы продолжим наш разговор. Объявляется тема и цели урока.


  1. Работа с понятиями «почвенные» и «земельные» ресурсы.


- Есть ли разница между этими понятиями или это одно и то же?

/ обсуждение в группах с последующими суждениями и аргументацией своей точки зрения/.

ВЫВОД:

Земельные ресурсы - это та твёрдая опора Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и отраслей хозяйства. Таким образом, «земельные ресурсы»- это вся площадь России-17,1 млн.км. В среднем на одного жителя приходится 11,5 га..

«Почвенные ресурсы - это лишь та часть земли, которая может быть использована в сельском хозяйстве под пастбища, сенокосы, пашни.

13% территории России – продуктивные сельскохозяйственные земли. Из них 8%-нашня и 5% - сенокосы, пастбища. Россия относится к числу высокообеспеченных стран; на душу населения – 0,91 га.


  1. Испокон века человек поклонялся земле, а вернее - Почве. Ей, матушке- кормилице, посвящал он легенды и былины, её, родимую, воспевал в поэмах и песнях. О ней - множество пословиц и поговорок. Чем же заслужила почва такую славу?

- КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВ В ПРИРОДЕ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

Раздаются карточки-задания:

1гр. - Значение почв для растений.


2гр.- Значение почв для животных.


3гр.- Значение почв для человека.


/ после минутного обсуждения заслушиваются мнения детей/


4 . Оценка обеспеченности России почвами. Беседа.


1.Найдите на рисунке, где находятся земли малопригодные для сельского хозяйства. Сопоставьте с почвенной картой и определите, какие это почвы. В чём причина их слабого использования?

2. Где находятся почвы пригодные для ведения с/х.? Какие это типы почв? В чём причина их широкого использования?


5. Земля - наша кормилица, а мы её «дети» - платим ей чёрной неблагодарностью, порой безотчётно, порой вполне сознательно хищнически растрачивая её силы.

Тревожный сигнал: Свыше 30 млн.га подвержено ветровой и водной эрозии; 20 млн.га засолены; почти 70 млн.га имеют повышенную кислотность. Только за счёт оврагов площадь пашни ежегодно падает на 100-150 тыс. га. Каждые сутки прибавляется 55 км оврагов. Вследствие эрозии с полей каждый год смывается около 100млн.т.гумуса и более 43 млн.т. азота, фосфора, калия.

Ежегодно в мире безвозмездно теряется почти 7 млн.га. пахотных земель.

Это проблема, которую нужно решать всем миром.


ДЕТИ ФОРМУЛИРУЮТ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как сохранить почвы?

Предлагают варианты (все предложенные варианты записываются на доске)


6. Попытаемся доказать необходимость применения именно этих мер для сохранения почв.

/ Каждая группа получает карточки-задания, которые выполняют в течение отведённого времени/.


Группа №1

1.Вспомните, какие почвы бывают по структуре? Какая из них наиболее благоприятна для роста и развития растений? Объясните почему.

2.Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к нарушению структуры почв? К чему это приводит?

3. Какие преимущества и недостатки использования тяжёлой техники? Ваши предложения.

4.Вспомните, какие и сколько различных операций производят на полях с весны по осень? С какой целью они производятся? Какой при этом достигается эффект? Что отрицательного? Можно ли сократить количество обработок?

5. С давних времён земледельцы оставляли часть земли под «пар», т.е. не использовали её в течении года. С какой целью это делали? Как вы относитесь к этому методу сохранения плодородия почв?


Группа №2

1. С какой целью используют химические удобрения и ядохимикаты? Какой положительный эффект при этом достигается?

2.Каковы отрицательные последствия их использования (как для человека, так и для природы)

3.Как можно уменьшить вредное влияние или избежать его? Приведите все возможные варианты.

4.Севооборот, то есть смена культур – важный фактор сбережения плодородия. Почему важно это учитывать?

5. Рис. почвенная карта. Какие типы почв требуют известкования Для чего это делают?

Группа №3.

Задача вашей группы разобраться с эрозионными процессами и наметить пути решения этой проблемы. Для этого:

1.Вспомните, что такое эрозия, её виды?

2.Какие причины вызывают эрозию?

3.К чему приводит эрозия почв?

4.Предложите пути борьбы с эрозией, меры по предупреждению её.

5. Определите, где на территории России развита эрозия. Какие типы почв ей подвержены?


По окончании времени заслушиваются результаты работы. Формулируем оптимальный вариант выхода из проблемы.


7. Объясни смысл пословицы:

- Где люди ходят, там трава не растёт.

- На бесплодной земле не разбогатеешь.

- Хлеб на хлеб сеять- ни молотить, ни веять.

- Какова пашня- таково и брашно.

- Добра мать для своих сыновей, а земля- для всех людей.

- Навоз отвезём, так и хлеб привезём.

- На нови хлеб сеют, на старь навоз возят.

8. Подведение итогов работы : самооценка работы группы, взаимооценка. Рефлексия о значимости полученной информации.













Конспект урока по географии "Почвенные ресурсы России и их сбережение" 8 класс
  • География
Описание:

                                        Урок географии в  8 классе.

Тема: Почвенные ресурсы России и их сбережение.


Задачи: 1. Выявить отличительные особенности понятий «земельные ресурсы» и «почвенные ресурсы»; значение почв в природе и для человека, меры сохранения.
                 2. Развивать умение использовать различные источники для нахождения нужной информации; сопоставлять картографический материал, делать выводы. развитие умения находить причинно-следственные связи в природе; обосновывать свои суждения; сотрудничать.
                 3. Воспитывать уважительное отношение к мнению других, сдержанность,  ответственность , любовь к природе.

Проблемный вопрос: Как сохранить почвы?
 
Варианты решений: 

                        1.Противоэрозионные мероприятия.
                        2. Отказ от тяжёлой техники.
                        3. Отказ от больших площадей.
                        4. Разумное внесение удобрений.
                        5. Ограниченное использование пестицидов.
                        6. Соблюдение севооборота.

Оптимальный вариант:
Разумное и уместное использование этих способов / в комплексе или отдельно/.

Тезис:  « Не насилие, а ласка нужна почве, и тогда она ответит человеку плодородием».  
                             А.Н.Тюрюханов.












Ход урока.

1     «Вхождение» в тему стихом  А.Ахматовой:

                   Да, для нас это грязь на калошах
                   Да, для нас это хруст на зубах,
                   И мы мелем, и месим, и крошим
                   Тот ни в чём не замешанный прах.
                   Но ложимся в неё и становимся ею
                   Оттого и зовём так свободно своею.

  Эти замечательные слова А.Ахматова посвятила родной земле, именно о ней сегодня мы продолжим наш разговор.   Объявляется тема и цели урока.

2    Работа с понятиями «почвенные» и «земельные» ресурсы.

- Есть ли разница между этими понятиями или это одно и то же?
 / обсуждение в группах с последующими суждениями и аргументацией своей точки зрения/.
              ВЫВОД:
Земельные ресурсы - это та твёрдая опора Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и отраслей хозяйства. Таким образом, «земельные ресурсы»- это вся площадь России-17,1 млн.км. В среднем на одного жителя приходится 11,5 га..
    «Почвенные ресурсы - это лишь та часть земли, которая может быть использована в сельском хозяйстве под пастбища, сенокосы, пашни.
13% территории России – продуктивные сельскохозяйственные земли. Из них 8%-нашня и 5% - сенокосы, пастбища. Россия относится к числу высокообеспеченных стран; на душу населения – 0,91 га.

3    Испокон века человек поклонялся земле, а вернее - Почве. Ей, матушке- кормилице, посвящал он легенды и былины, её, родимую, воспевал в поэмах и песнях. О ней - множество пословиц и поговорок.  Чем же заслужила почва такую славу?
-  КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВ В ПРИРОДЕ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? 
 Раздаются карточки-задания:
        1гр. - Значение почв для растений.

        2гр.- Значение почв для животных.

        3гр.- Значение почв для человека.

/ после минутного обсуждения заслушиваются мнения детей/

4 . Оценка обеспеченности России почвами. Беседа.

             1.Найдите на рисунке, где находятся земли малопригодные для сельского хозяйства. Сопоставьте с почвенной картой и определите, какие это почвы. В чём причина их слабого использования?
             2. Где находятся почвы пригодные для ведения с/х.? Какие это типы      почв? В чём причина их широкого использования?

5. Земля - наша кормилица, а мы её «дети» - платим ей чёрной неблагодарностью, порой безотчётно, порой вполне сознательно хищнически растрачивая её силы.
              Тревожный сигнал: Свыше 30 млн.га подвержено ветровой и водной эрозии; 20 млн.га засолены; почти 70 млн.га имеют повышенную кислотность. Только за счёт оврагов площадь пашни ежегодно падает на 100-150 тыс. га. Каждые сутки прибавляется 55 км оврагов. Вследствие эрозии с полей каждый год смывается около 100млн.т.гумуса и более 43 млн.т. азота, фосфора, калия.
Ежегодно в мире безвозмездно теряется почти 7 млн.га. пахотных земель.
Это проблема, которую нужно решать всем миром.

ДЕТИ ФОРМУЛИРУЮТ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Как сохранить почвы?         
 Предлагают варианты (все предложенные варианты записываются на доске)

                     
6. Попытаемся доказать необходимость применения именно этих мер для сохранения почв.
/ Каждая группа получает карточки-задания, которые выполняют в течение отведённого времени/.

Группа №1              
1.Вспомните, какие почвы бывают по структуре? Какая из них наиболее благоприятна для роста и развития растений? Объясните почему.
2.Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к нарушению структуры почв? К чему это приводит?
3. Какие преимущества и недостатки использования тяжёлой техники? Ваши предложения.
4.Вспомните, какие и сколько различных операций производят на полях с весны по осень? С какой целью они производятся? Какой при этом достигается эффект? Что отрицательного? Можно ли сократить количество обработок?
 5. С давних времён земледельцы оставляли часть земли под «пар», т.е. не использовали её в течении года. С какой целью это делали? Как вы относитесь к этому методу сохранения плодородия почв?

Группа №2                      
1. С какой целью используют химические удобрения и ядохимикаты? Какой положительный эффект при этом достигается?
 2.Каковы отрицательные последствия их использования (как для человека, так и для природы)
 3.Как можно уменьшить вредное влияние или избежать его? Приведите все возможные варианты.
  4.Севооборот, то есть смена культур – важный фактор сбережения плодородия. Почему важно это учитывать?
 5. Рис. почвенная карта. Какие типы почв требуют известкования Для чего это делают?
 
Группа №3. 
 Задача вашей группы разобраться с  эрозионными процессами и наметить пути решения этой проблемы. Для этого:    
1.Вспомните, что такое эрозия, её виды?
2.Какие причины вызывают эрозию?
3.К чему приводит эрозия почв? 
4.Предложите пути борьбы с эрозией, меры по предупреждению её.
 5. Определите, где на территории России развита эрозия. Какие типы почв ей подвержены?

По окончании времени заслушиваются результаты работы. Формулируем оптимальный вариант выхода из проблемы.

7. Объясни смысл пословицы:
             - Где люди ходят, там трава не растёт.
             - На бесплодной земле не разбогатеешь.
             - Хлеб на хлеб сеять- ни молотить, ни веять.
             - Какова пашня- таково и брашно.
             - Добра мать для своих сыновей, а земля- для всех людей.
             - Навоз отвезём, так и хлеб привезём.
             - На нови хлеб сеют, на старь навоз возят.
8.  Подведение итогов работы : самооценка работы группы, взаимооценка. Рефлексия о значимости полученной информации.


Автор Бабинцева Лидия Павловна
Дата добавления 01.02.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1598
Номер материала 55412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓