Главная / География / конспект урока по географии на тему: "Глобус-модель Земли"

конспект урока по географии на тему: "Глобус-модель Земли"

Тема: Глобус

Цель: Формирование у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».

Задачи:

  1. Научить учащихся работать с глобусом

  2. Расширить и углубить знания по понятиям «меридианы», «параллели»

  3. Сформировать познавательный интерес к глобусу

Средства обучения: глобус, нитки, линейка

Тип урока: стандартный

Форма урока: объяснение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный

Литература: учебник 6 кл. «Физическая география» Бирмагамбетов А., методическое пособие «Физическая география» Назарова Л.Д.

Ключевые понятия: глобус, географические координаты, географическая широта, географическая долгота.

Ход урока.

  1. Организационный момент(1мин.) Здравствуйте ребята, садитесь. Дежурный назовите кто отсутствует.

  2. Изучение нового материала. Итак, ребята, целью нашего урока является научиться определять по глобусу географическую широту и долготу. Тема урока «Глобус» (запишите тему в тетрадь). Как вы знаете, что первый глобус знаменитый немецкий картограф Мартин Бехайм (1492, ХV в) (записанное на доске занести в тетрадь).

Глобус – это модель Земли. Земля вращается вокруг своей воображаемой оси (показать ученикам вращение, с запада на восток), воображаемая ось проходит через центр Земли пересекает её поверхность точках Северного и Южного полюсов (найдите точки и покажите, затем сама показываю их на глобусе). Линии, которые соединяют северные и южные полюса называются меридианы (запись на доске, рисую и показываю меридианы, ученики записывают в тетрадь определение, меридианы – это линии соединяющие Северный и Южный полюса). Длины всех меридианов одинаковы. Начала отчета меридиана начинается от Гринвича – это нулевой меридиан, который проходит через обсерваторию Гринвича близ Лондона (показать на глобусе сама и прошу ребят найти нулевой меридиан). Этом меридиан делит земную поверхность западное и восточное полушария (показать на глобусе).

Далее вы видите, что посередине глобус пересекает горизонтальная линия, она отличается от других своей толщиной (показать на глобусе) – она называется экватором (запись на доске). Но на Земле нет такой линии, она воображаемая, также как меридиан и параллель, они воображаемы.

Экватор делит земной шар на два полушария - северное и южное. Линии которые отходят в Северное и Южное полушария параллельны экватору – называются параллелями(запись на доске, рисую и показываю), (ученики записывают в тетрадь параллели – линии, параллельные экватору). В отличии от меридиан, параллели не равны между собой (ребята, скажите как изменяются длина параллели от экватора к полюсам?), (ученики отвечают, что длина дуги уменьшается). Правильно, по мере приближения к северному или южному полюсам длина дуги параллели уменьшается на 1О (рисую на доске).

Итак, меридианы и параллели имеет различные линии. Мы можем выяснить сколько км составляет длина дуги экватора и меридиана в 1О, т. к. длина окружности экватора и меридиана приблизительно равны (показываю на доске).

Длина окружности Земли составляет 40 000 км (записываю на доске lокр.з. = 40 000 км). Следовательно длина дуги меридиана и экватора в 1О , равна приблизительно 111 км (записываю на доске 40 000 км : 360О = 111 км).

Итак, ребята, каждая точка земного шара имеет свой дом, а что бы отыскать её дом, нужно знать «адрес дома», а адрес определяется географической широтой и долготой. Значит географическая широтой называют величину дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки (записать на доске). У всех точек лежащих на экваторе широт = 0О, а от экватора к полюсам широта изменяется от 0О до 90О (показать на доске), все точки которые лежат в серверном полушарии имеют северную широту (записываю на доске и показываю), а в южном полушарии южную (записываю на доске и показываю, ученики записывают в тетрадь определения географической широты)

Казахстан находиться в северном полушарии, поэтому любая точка Казахстана имеет северную широту.

Для определения положения точки на земной поверхности недостаточно знать только широту. Вы наверное читали книгу Жуля Верна «Дети капитана Гранта». В этой книге говориться, что Грант после кораблекрушения написал на бумаге географические координаты этого места, запечатал записку в бутылку и бросил в океан. Бутылку нашли моряки, но к сожалению на бумаге сохранились лишь географическая широта, а долгота была размыта. Поэтому искатели капитана Гранта были вынуждены обойти земной шар вдоль указанной параллели - 37О ю. ш. (показать на глобусе). Если бы сохранилась географическая долгота, то искатели бы сразу нашли Гранта и его друзей.

Итак, давайте же выясним что называется географической долготой. Значит географической долготой называют величину дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки (записываю на доске и показываю). Все географические пункты расположения вдоль одного меридиана, имеют одинаковые долготы. Как вы знаете, начало отчета меридиана начинается от Гринвича (покажите мне его ещё раз). Вот это нулевой меридиан, он имеет долготу 0О и от него ведется отчет к западу - это западная долгота (записать и показать на доске) и к востоку – это восточная долгота (записать и показать на доске), долгота изменяется от нулевого меридиана у к западу и к востоку от 0О до 180О (показать на доске и глобусе, записать в тетради определения географической долготы). Наша страна находиться на востоке от нулевого меридиана, поэтому любая точка имеет в.д. Широта и долгота любой точки составляют её географические координаты (запись на доске).

Следовательно географические координаты – это величины, определяющие положения точки относительно экватора и начального мередиана (записать определения в тетрадь). Так географические координаты точки А 29Ос.ш. и 56Ов.д. (записать на доске).

Теперь давайте попытаемся с помощью глобуса определить расстояние между любыми точками на поверхности Земли. Для этого нам нужно узнать какой масштаб имеет глобус (Скажите а что такое масштаб? Масштаб – это пропорция, которая показывает степень уменьшения длины линии на глобусе, карте или плане по сравнению с действительным расстоянием). Обычно масштаб на глобусе подписывают в южном полушарии (ребята найдите и скажите мне, правильно 1: 83000000, или 1см = 830км), Для того чтобы определить расстояние между двумя различными точками, допустим между Москвой и Новосибирском мы берем нитку и прикладываем её к глобусу, начало нитки прикладываем к пунсону Москвы и измеряем расстояние до второй точки, затем эту нитку с измеренным расстоянием накладываем на линейку смотрим сколько получилось сантиметров (одновременно показывая всё это на глобусе). Теперь зная масштаб глобуса переводим это в км 3,8 * 830. Следовательно, расстояние на поверхности Земли составляет 3154.

  1. Закрепление изученного материала: Сегодня на уроке вы узнали много нового, давайте закрепим полученные знания. Для этого буду задавать всем вопросы, а вы попробуйте на них ответить.

  1. В какие стороны горизонта направлены меридианы? (на север и на юг)

  2. В какие стороны горизонта направлены параллели? (на запад и на восток)

  3. Назовите длину экватора? (40 000км)

  4. Теперь я вам назову географические координаты (а что такое географические координаты?). Определите на глобусе по ним какая это точка 53Ос.ш. и 14О в.д. (Берлин), 52Ос.ш. и 0О д. (Лондон), 22Ою.ш. и 42Оз.д. (Рио-де-Жанейро).

  5. Теперь ребята по глобусу измерим расстояние между Москвой и северным полюсом.

Молодцы!

  1. Запишите домашнее задание: параграф 11, выучить записанные в тетради определения.


конспект урока по географии на тему: "Глобус-модель Земли"
  • География
Описание:

Тема: Глобус

Цель: Формирование у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».

Задачи:

  1. Научить учащихся работать с глобусом
  2. Расширить и углубить знания по понятиям «меридианы», «параллели»
  3. Сформировать познавательный интерес к глобусу

Средства обучения: глобус, нитки, линейка

Тип урока: стандартный

Форма урока: объяснение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный

Литература: учебник 6 кл. «Физическая география» Бирмагамбетов А., методическое пособие «Физическая география» Назарова Л.Д.

 

Ключевые понятия: глобус, географические координаты, географическая широта, географическая долгота.

Автор Топчий Светлана Олеговна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1034
Номер материала 53264
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓