Главная / География / Конспект урока по географии на тему "Географическое положение Африки. История исследования" (7 класс)

Конспект урока по географии на тему "Географическое положение Африки. История исследования" (7 класс)

Тема. Особенности географического положения Африки. Исследование и освоение.

Цель:

Образовательная – формировать общее представление о содержании и структуре раздела «Материки»; ознакомить с планом изучения материков; формировать умение определять характерные особенности географического положения Африки, характеризовать основные этапы исследования материка.

Развивающая – способствовать формированию познавательного интереса к материалу, изучаемому разделу; продолжать формировать практические умения пользоваться географическими картами.

Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проектор, компьютер, физическая карта мира, атласы, учебники.

ХОД УРОКА

І Организационный момент

ІІ Мотивация учебной и познавательной деятельности

Сегодня мы начинаем изучать следующий раздел курса «География материков и океанов», который называется «Материки».

  • Изучая материал этого раздела, вы научитесь определять географическое положение материка – местоположение относительно экватора, тропиков, полярных кругов, начального меридиана, а также других материков и океанов.

  • Вы узнаете, где искать крайние точки (преимущественно это мысы), которые ограничивают материк с севера, юга, запада и востока.

  • С помощью карты вы получите представление о том, сильно или слабо расчленена береговая линия – граница материка и вод морей и океанов, которые его омывают.

  • Вы ознакомитесь с особенностями геологического строения и рельефа материков, их климатом, внутренними водами и природными зонами, с экологическими проблемами, а также населением и странами. То есть научитесь характеризовать материк.

Уже по меньшей мере миллиард лет, как наша земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются выступы континентов и впадины океанов.

Как вам уже известно, континенты, или материки, - это большие массивы суши, со всех сторон окруженные водой. Каждый материк имеет свои природные особенности. Прежде, чем перейдем к изучению первого материка, давайте вспомним знаменитую песенку Красной шапочки?

Если долго-долго-долго.

Если долго по дорожке,

Если долго по тропинке

Ехать, топать и бежать,

То возможно, то наверно,

То, наверно, верно-верно,

Можно в Африку прийти!

А в Африке горы вот такой вышины,

А в Африке реки вот такой ширины.

А, ах, крокодилы, бегемоты,

А, ах, обезьяны, кашалоты,

А, ах, и зеленый попугай.

Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучение первого материка – Африка. С каким словом у вас ассоциируется материк «Африка»?

(Дети называть ассоциации и записывают на доске в виде паутины)


hello_html_m72dbd7cd.gif

hello_html_m3fc6b6a.gifhello_html_m12f96954.gif

hello_html_394a966f.jpghello_html_m3fc6b6a.gifhello_html_m72dbd7cd.gifhello_html_m7bb50362.gifhello_html_m7bb50362.gifhello_html_m12f96954.gif



















Почему именно Африка? Возможно, потому, что это материк, существовании которого европейцы узнали первыми. А возможно, и потому, что Африка и до сих пор привлекает своей наразгаданностью. На ее необъятных пространствах есть места, где еще не ступала нога человека. Африка это:

  • Самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи)

  • Пирамида Хеопса (Самая высокая из пирамид пирамида Хеопса (137 м). «Они будут существовать вечно», - утверждали древние египтяне, а ныне пирамиды относят к семи чудесам света.)

  • Величайшая пустынная территория мира – Сахара

  • Самая протяженная система разломов в мире – Великие Африканские разломы, расположенные на востоке материка

  • Самая длинная река мира – Нил

  • Самое большое озеро материка – озеро Виктория

  • Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика

  • Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро

  • Муха Це-це

  • Окапи

  • Вельвичия

  • Жук Голиаф (В экваториальных лесах обитает самое тяжелое на планете насекомое – жук-голиаф. Его вес – 100 г, но при этом он может летать)

  • Древесная кобра (Одной из самых опасных змей в мире считают древесную кобру мамбу. Она агрессивна и очень ядовита. Сильный яд мамбы поражает нервную систему человека, через несколько минут он теряет сознание и умирает)

  • Жираф (Жираф - самое высокое животное на Земле. Невзирая на свой 5-метровый рост, он может бегать со скоростью 55 км/ч. Это едва ли не единственный способ спастись от преследователей. Природа наградила животное еще и очень тонким нюхом и слухом, острым зрением, чтобы выжить в опасном мире саванны)

  • Гепард (Самое быстрое животное на Земле – гепард. Он быстрый, как молния. Преследуя свою жертву, гепард может развивать скорость до 110 км/ч.)

Вот такая она, Африка, необычная и загадочная.

ІІІ Изучение нового материала

Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования»

(Дети записуют в тетрадь)

Цель нашего урока:

  • Познакомиться с физико-географическим положением Африки

  • Научиться давать характеристику физико-географического положения Африки

  • Определять географические координаты крайних точек Африки

  • Рассчитывать протяженность материка в градусах и километрах

А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему Африку назвали Африкой? Существует несколько версий происхождения этого названия. (Дети знакомятся в учебнике страница 66)

Представьте теперь, что вы путешественники. Ваша экспедиция отправляется в Африку и по возвращении вы должны рассказать об особенностях материка. Путеводителем для нас будет служить план характеристики географического положения материка (форзац учебника).

  1. Положение относительно экватора.

(Африка единственный материк, который почти посредине пререкается экватором. Следовательно, Африка лежит в обоих полушариях Земли. Поэтому, когда в Северном полушарии лето, то в Южном – зима. Почти целиком Африка располагается между двумя тропиками в жарком поясе – экваториальном, субэкваториальном и тропических климатических поясах. Поэтому это самый жаркий материк на Земле).

  1. Положение относительно нулевого меридиана.

(Относительно нулевого меридиана Африка лежит в основном в Восточном полушарии, частично – в Западном).

  1. Размеры (координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток)

(Крайние точки материка указывают на его размеры и протяжённость. Крайняя северная точка Африки - мыс Рас-Энгела, крайняя южная - мыс Агульяс (Игольный). Расстояние между ними около 8 000 км. Крайняя западная точка - мыс Альмади, крайняя восточная - мыс Рас Хафун. Протяжённость Африки с запада на восток – 7 500 км. По площади она уступает только Евразии.)

Задание

  • По карте атласа или учебника определить координаты крайних точек Африки.

мыс Рас-Энгела - 37 0 с.ш., 10 0 в.д.

мыс Агульяс (Игольный) - 35 0 ю.ш., 20 0 в.д.

мыс Альмади - 15 0 с.ш., 17 0 з.д.

мыс Рас Хафун - 11 0 с.ш., 50 0 в.д.

  • Рассчитать протяженность Африки в градусах и километрах с севера на юг по меридиану 20 0 в.д. и с запада на восток по экватору:

(Объяснение: 111,31 км, 111, 33 км – приблизительная длина 10 меридиана и параллели вблизи экватора)

Протяжённость по меридиану 20 0 в.д.

350 ю.ш. + 320 с.ш. = 670

111,31 км х 670 = 7457 км

Протяженность по экватору:

430 в.д. – 90 в.д. = 340

111,33 км х 340 = 3784,2 км

  1. Положение относительно других материков, морей, океанов.

(От других материков Африку отделяют водные просторы Атлантического и Индийского океанов, омывающих её берега. Исключение Евразия, к которой она прилегает почти вплотную. От Европы Африку отделяет Средиземное море и Гибралтарский пролив (шириной до 4 км). С Азией Африка соединяется узкой (120 км) полоской суши - Суэцкий перешейком. В ХІХ в. был прорыт Суэцкий канал. От Азии Африку отделяют Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив).

(Путешествие в слово - значение Красное море, стр. 67)

  1. Особенности береговой линии

(Береговая линия Африки расчленена слабо. Наибольшие заливы - Аденский залив и Гвинейский залив - широко открыты к океану. На востоке материка выступает единственный крупный полуостров - Сомали. Самый большой остров Мадагаскар от материка отделяет Мозамбикский пролив. Берега Африки обрывистые, с крутыми уступами, удобных бухт мало.)

Ваша экспедиция вернулась домой. Что вы узнали о материке?

(Дети дают характеристику)

Первые сведения о материке накапливались в Древнем Египте задолго до нашей эры. Египтяне осуществляли дальние плавания вдоль берегов Красного моря на юг. Фараоны посылали своих подданных в страну Пунт (ныне – Эфиопия и Сомали) за слоновой костью, золотом, ценными породами древесины.

А для европейцев и азиатов – ближайших соседей Африки – на протяжении столетий материк оставался неизвестной землей. Древние греки, римляне, арабы считали Африку островом или полуостровом Азии. Бытовало мнение, что жить в жарком экваториальном климате невозможно, что солнце там обжигает людей до черноты, а море кипит и испаряется.

В ХV в. немало усилий для исследования береговой линии Африки приложили португальские мореплаватели, которые искали путь в Индию. (Вспомните, кто это был?)

Батроломеу Диаш прошел вдоль западного побережья Африки до ее южных окраин. Он открыл Мысы Доброй Надежды и Агульяс.

Впервые очертания Африканского континента были установлены в поисках пути в Индию (Кем?) – Васко да Гамма. Португальцы привезли в Европу первых чернокожих африканцев-рабов. Это был позорный и жестокий период в истории человечества.

В тоже время внутренние районы материка оставались неисследованными. В ХІХ в. Английский врач и путешественник Давид Ливингстон пересек Южную Африку с запада на восток. Увлекшись изучением природы, он осуществил плавание по реке Замбези, открыл на ней водопад Виктория, исследовал озера Ньяса и Танганьика, описывал местные виды растений и животных. Побывал в Калахари и установил, что это не пустыня, а полупустыня. Поражает точность с какой врач, не имея специальной географической подготовки, нанес объекты на карту. Ливингстон пытался найти исток Нила, но тяжело заболел и умер.

Географическую карту Африки уточнили только в средине ХХ в. Но до сих пор материк хранит немало тайн.

ІV Закрепление изученного материала

Игра «Верю – не верю».

  1. Верите ли вы, что Африка – крупнейший по площади материк мира?

  2. Верите ли вы, что египетские фараоны были организаторами первых исследований Африки?

  3. Верите ли вы, что изучение внутренних территорий Африки началось уже в ХV в.?

  4. Верите ли вы, что Африка примыкает к Америке?

  5. Верите ли вы, что большая часть Африки расположена в Восточном полушарии?

  6. Верите ли вы, что на севере Африка омывается водами Средиземного моря?

  7. Верите ли вы, что протяженность Африки с запада на восток на экваторе составляет около 1000 км?

Вопросы

  1. Какие открытия прославили Давида Ливингстона?

  2. Почему Африка самый жаркий материк?

V Подведение итогов урока

  • Африка почти посредине пересекается экватором, расположена во всех четырех полушариях Земли. Большая часть Африки находится в жарком поясе, определяющем особенности ее природных условий.

  • Несмотря на близость Африки к Евразии и изучение древними народами, ее внутренние районы долгое время оставались неисследованными. Большой вклад в исследование материка внесли английский ученый Д. Ливингстон. В Африке и в наше время есть малоизученные территории.

VІ Домашнее задание

  1. Проработать параграф 13.

  2. Решить географическую задачу на стр. 69.

  3. Практическая работа

7



Конспект урока по географии на тему "Географическое положение Африки. История исследования" (7 класс)
  • География
Описание:

Тема. Особенности географического положения Африки. Исследование и освоение.

Цель:

Образовательная  формировать общее представление о содержании и структуре раздела «Материки»;  ознакомить с планом изучения материков; формировать умение определять характерные особенности географического положения Африки, характеризовать основные этапы исследования материка.

Развивающая – способствовать формированию познавательного интереса к материалу, изучаемому разделу; продолжать формировать практические умения пользоваться географическими картами.

Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения.

Тип урока: изучение нового материала. 

Автор Черкашина Людмила Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2048
Номер материала 17338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓