8 класс
Тема:
Физико - географическое положение Республики Казахстана.
Цели:
·
Изучить
главные черты географического положения Казахстана и их влияние на природу и
хозяйственную деятельность населения.
·
Учить
работать с географической картой Казахстана
·
Дать
знания о границах Казахстана и пограничных государствах.
Тип урока:
комбинированный
Оборудование:
физическая карта Казахстана, атлас, контурная карта, учебник
Ход урока:
1. Организационный
момент
2. Актуализация
знаний.
-
Что изучает физическая география Казахстана? (физическая география Казахстана
изучает природу и природные ресурсы Казахстана, разнообразные природные
условия, богатейшие природные ресурсы.)
- Назовите 2 пути изучения природы
Казахстана?
Первый ПУТЬ –
ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ: КЛИМАТА, РЕЛЬЕФА, ПОЧВ, ВОД, РАСТЕНИЙ,
ЖИВОТНЫХ. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в
пространстве на территории Казахстана. Изучением вод занимается наука
гидрология, ледников – гляциология, озер – меленология. Рельеф изучает
геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.
Второй путь – изучение
природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ
взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают
физико-географы. Это комплексное изучение природы Казахстана.
- Какие источники географических
знаний мы будем использовать в курсе географии Казахстана? (учебник, карты,
справочники, хрестоматии, интернет и т.д.)
- Людям каких профессий необходимы
сведения, имеющиеся на картах? (геологам, учителям, путешественникам,
агрономам, военным, лётчикам, морякам)
- Какие способы получения
информации о природе используются наукой географией? (наблюдение со спутников,
аэрофотосъёмка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки,
экспедиции)
- В чём выражены результаты
исследований? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, фильмах)
- Как используется географическая
информация? (учащиеся в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе,
учёные занимаются исследованиями, собранная информация используется для
прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие
рационально использовать природные ресурсы).
3. Изучение нового материала
- Чтобы понять природу страны,
необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Учащиеся вспоминают план характеристики
географического положения страны:
1) Положение
по отношению к экватору
2) Положение
по отношению к 00 меридиану.
3) Положение
на материке, части света.
4) Моря и
океаны, омывающие страну (морские границы)
5) Соседние
государства.
6) Координаты
крайних точек страны.
7) Оценка
географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности
населения.
Работа с картами
атласа:
(беседа)
- Казахстан имеет площадь 2724, 9
тыс. км2.
- На каком материке расположено
наше государство?
- Вспомните, где проходит условная
граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам,
по 600 вд (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской
низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по
Керченскому проливу.) К какой части света относится Казахстан? (большая часть
территории расположена в Азии, западная – в Европе).
- Найдите на карте северный
полярный круг (параллель 66,60) Пересекает ли он территорию нашего
государства?
- В каком полушарии мы живём? (в
северном полушарии)
- Определите крайние точки нашего
государства.
- Общая протяжённость границ
составляет 15 000 км. Из них по суше проходит 12 000
км и 3 000 км по морю.
- С какими странами граничит
Казахстан? (учащиеся определяют страны-соседи по карте)
- С какими странами самая
протяжённая граница?
- Какая область Казахстана граничит
с Туркменистаном? Киргизстаном?
- С какими странами граница
проходит по горам? По морю?
- Что значит «морская граница»?
(морская граница проходит в 12 милях (22,2
км) от берега)
- Определите, с какими странами
Казахстан граничит только по морю? (Азербайджан и Иран)
- Как географическое положение
влияет на природу Казахстана?
Географическое положение Казахстана
имеет как положительные, так и отрицательные черты:
Положительные черты:
1) Большая
площадь территории – это, как правило, означает богатство природными ресурсами
2) Расположение
внутри материка (отсутствие глобальных катастроф, таких как: вулканы,
наводнения, Крупные землетрясения)
Отрицательные черты:
1) Отсутствие
прямого выхода к Мировому океану
2) Резкая
континентальность климата
3) Большая
территория требует больших транспортных расходов
Работа с учебником:
-Читая текст учебника, выпишите
важные даты в истории нашей страны. (проговаривание выписанного материала)
Задания по контурной карте:
- Подготовьте устный рассказ о
географическом положении Казахстана.
4. Закрепление.
Для проверки усвоения материала
можно предложить ответить на вопросы теста:
1. Площадь
Казахстана равна….
2. Казахстан
расположен в … климатическом поясе
3. Большая
часть территории Казахстана расположена в … части света
4. С какими
странами Казахстан имеет границу только по морю?
5. С какой
страной у Казахстана самая протяжённая граница?
5. Д/з: параграф
2, письменно ответить на 1 вопрос.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.