Главная / География / конспект урока по географии "Мировой океан-части."-6 класс

конспект урока по географии "Мировой океан-части."-6 класс

Мировой океан- части и состав. 6 класс

Составитель Учитель географии 1 КК Родионова Наталья Владимировна

АОУ СОШ № 14 г. Долгопрудный Московской области

Цели урока :

Образовательная: сформировать представления о составе Мирового океана, ввести понятия: остров, архипелаг, полуостров, океан, море, залив, пролив.

Учебно-логические умения:

определять компоненты изучаемого объекта;

осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;

осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта

Развивающая:

развивать у учащихся умение выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;

развивать умение работать во времени и в группах;

развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес;

развивать умение выполнять задания аналитического характера;

развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации


Воспитательная: умения работать в группе и самостоятельно, уважительное отношение друг другу при ответе.

Оборудование: карточки с заданиями, карта полушарий, контурная карта полушарий, ТСО мультипроектор, компьютер, доп. доска с кроссвордом звукозапись с шумом морского прибоя, песня Юрия Антонова «Море», литература с изображением и текстом о морях и других частях океана.

Ход урока.

Работа учителя

ТСО

Деятельность учащихся

1

Оргмомент. Приветствие ребят Проверка состава класса (отметить кто отсутствует)-1-2 мин


Готовность к уроку

( дневник, тетрадь. учебник, атласы и контурные карты )


Проверка дом. Задания – 10 мин.

2

А) получение карточек с опережающим заданием

( карточка + текст дополнительной литературы)9 учеников

Б) опрос устный ( фронтальный) и работа по карточкам (3 ученика)

Устный опрос

Задание первое

Найдите лишнее

Ледники, озера, горы, болота, моря ( т.к. остальные слова относятся к гидросфере)


Задание второе

Для чего нужна вода?


Задание третье

Какие утверждения неверные?

1. Вода на Земле может находиться в трех состояниях( лед, вода, пар)

2. Водная оболочка называется – астеносфера

3. Без воды не возможна жизнь на Земле.

4. Большая часть воды содержится в ледниках

5. Процесс превращения воды в пар называется конденсация.

6. В природе два круговорота воды . ( большой и малый)


Задание четвертое .

зарисовать схему большого круговорота воды в природе.

Задание домашнее

Путешествие капельки (при наличии такового)














На слайде появляются вопросы


Слайд 2









горы, т.к. остальные слова относятся к гидросфере




2. Водная оболочка называется – астеносфера

4.Большая часть воды содержится в ледниках

5. Процесс превращения воды в пар называется испарение


Выставить оценки.

3.

Переход к новой теме. 25 мин.


Видеофрагмент. Видеофрагмент связан с темой урока


Музыка играет слайд 3(5мин)

Слушают, отдыхают




























О чем мы будем говорить сегодня на уроке. Помогать мне сегодня будут начинающие океанологи. специалисты по изучению океанов. Они пока не волшебники , они только еще учатся, поэтому прошу ,поддержите их во время отчетов и защиты работ.




1 Что такое Мировой океан?


2.Можно ли совершить кругосветное путешествие по мировому океану?

3.Когда и кто совершил первое кругосветное путешествие?


4.По соотношению воды и суши второе место принадлежит –суше, а какие участки суши знаете вы?

Начинаем знакомство с этими участками и первый отчет о проделанной работе предоставляется…


вопрос из карточки 1 ( опережающее задание)

5.Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Австралия.) Что такое Австралия?

5.Какие еще вы знаете материки ?



вопрос из карточки 2

6.Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

(Остров.)

а какой остров самый большой на Земле

( Гренландия)


Рассказ учителя.

7.Виды островов: по происхождению

материковые ( Мадагаскар, Гренландия)

что их объединяет


вулканические ( Курильские, Японские, Гавайские, Исландия, Сицилия)

что их объединяет по происхождению


нас тр. 14 атласа внимательно рассмотрите острова в Центральной части Тихого океана.

Что их объединяет по происхождению?

коралловые ( рифы) Тонга, Маршалловы и др.)


Вывод Какие острова бывают по происхождению


8.вопрос 3 карточки

Рядом рядом острова

не один да и не два.

А десятки, сотни сотен,

Жить в соседстве им охотней,

Все родные , как-никак.

Значит , здесь …( архипелаг)

Покажите их на карте.


Рассказ учителя

9.О каком участке суши мы не сказали?

Подведение итогов (части суши)


Части Мирового океана

Первое место по соотношению суши и воды занимает –океаны(вода)на какие части можно разделить мировой океан, об этом нам расскажут следующие ребята….


Вопрос из карточки 4

Загадки:

В сто морей тот великан, он зовется …

Шесть океанов на планете

Согласны с этим все ли, дети?







Вопрос из карточки 5

Плещут волны на просторе,

Берегов не видно в …(МОРЕ)


Короткий рассказ о Саргассовом море( при наличии времени)



Часть океана, моря , вдающегося в сушу ..




О какой части мирового океана мы не сказали?



Подведение итогов темы

Слайд 4

Включить после ответа

Слайд 5 цели урока( не вкл.)





Слайд 6









Слайд 7

( не вкл.)









Слайд 8





Слайд 9



Слайд( не вкл. 10-11)






Слайд 12-13




Слайд 14




Слайд 15

(не вкл.)






Слайд 16

Слайд 17



Слайд 18



Слайд 19-21 не вкл.









Слайд 22 -23-не вкл



Слайд 24 -28 не вкл.



Слайд 29

О мировом океане









Ответ в параграфе 24 стр. 71


Да можно .


Ф. Магеллан 1519-1521 года



Острова, материки и др.





Ученик выходит , зачитывает загадку, а одноклассники отгадывают- Это -материк

участки суши- материки

учебник стр. 71

( опережающее задание № 1)



( опережающее задание № 2) стр. 71 учебник

Ученик выходит , зачитывает загадку, а одноклассники отгадывают


Остров. Гренландия

(рассказ)


Слушают и записывают в тетрадь

Работают с картой


Работают с картой. что одинаковые по

происхождению(вулканы)


Находят ответ и говорят о коралловых островах. Работают с картой



Подводят итог




( опережающее задание № 3)

Ученик выходит , зачитывает загадку, а одноклассники отгадывают

Архипелаг

Работают с картой



Стр. 71 находят ответ. Работают с картой

Полуостров










(опережающим заданием № 4)

Ученик выходит , зачитывает загадку, а одноклассники отгадывают

ОКЕАН

нет четыре или пять

Называют океаны и показывают по карте





Опережающее задание № 5

( стр. 72 – моря)

Работа с картой



опережающее задание № 6),



опережающее задание № 7

Залив стр. 72

Задание- работа с картой.


(опережающее задание № 8) Пролив стр. 73 задание,работа с картой.

( опережающее задание № 9)

4

Инструктаж домашнего задания

2мин

Параграф 24 ,

выучить определения,

выучить карту

задание 4 стр. 73

Составь кроссворд

« Мировой океан»

5.

Подведение итогов урока , выставление оценок., прощание с классом

СПАСИБО за РАБОТУ.

1мин.



Литература:

Агеева И. Д. « Веселая география на уроках и праздниках» - методическое пособие М. 2005 География 6-8 классы Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям Изд-во Учитель Волгоград

Никитина А .Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 6 класс М.2010 « ВАКО»

Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. Начальный курс географии М. Дрофа 2007

Постникова М. В. География Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты – 6 классМ. Изд-во НЦ ЭНАС 2007

Уроки географии Кирилла и Мефодия 6класс - виртуальная школа


Приложение №1«Презентация»

Приложение № 2


Приложение № 2 к уроку « Мировой океан –части и состав» - 6 класс



Карточка № 1 Тема « Мировой океан»

1.Прочитай загадку для одноклассников

Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

2.Задай вопрос для одноклассников( после того, как отгадают загадку)

Что такое Австралия?

3.Какие еще вы знаете материки?

4.Подведение итога работы.

На карте полушарий (атлас стр.12,14-15) найди и покажи все материки Земли в порядке уменьшения их площади.


Карточка № 2 Тема « Мировой океан»

1 Прочитай загадку для одноклассников

Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.


2.Найдите в параграфе 24 определение- остров Сформулируйте определение для одноклассников


3.Приведите примеры , покажи на карте для одноклассников ( атлас стр.14-15)

4. Поделись с одноклассниками интересной информацией. «Самые крупные острова»

Самый большой остров в мире - Гренландия (1 мая 1979 г. переименован в Калаадлит - Нунаат), имеющий площадь - 2176 тыс. кв. км. Свыше 80 % территории этого острова покрыто льдами.

Самый большой остров нашей страны - Сахалин, его площадь - 76,4 тыс. кв. км.

В очертаниях Сахалина нередко видят сходство с лежащей на боку рыбой.

Что касается названия острова, что оно происходит от маньчжурского названия реки Амур - Сахалян-ула - «черная река», против устья которого находится Сахалин.


Карточка № 3 Тема « Мировой океан»

1.Прочитай загадку для одноклассников

Рядом рядом острова

не один да и не два.

А десятки, сотни сотен,

Жить в соседстве им охотней,

Все родные , как-никак.

Значит , здесь …

2.Найдите в параграфе 24 определение -архипелаг.Сформулируй определение для одноклассников.

3 Приведите примеры , покажи на карте для одноклассников ( атлас стр.14-15)

Это интересно:

Самое большое скопление островов на Земле - Малайский архипелаг, расположенный между материковой Азией и Австралией (около 60 тысяч островов, площадь около 2 млн кв. км). Этот архипелаг включает Большие и Малые Зондские острова (в том числе Калимантан, Суматра, Ява, Сулавеси), Филиппинские острова, Молуккские острова.


Карточка № 4 Тема « Мировой океан»



Карточка № 5 Тема « Мировой океан»


  1. Прочитай загадки для одноклассников.

А) В сто морей тот великан, он зовется …


Б) Шесть океанов на планете

Согласны с этим все ли, дети?


  1. Назови и покажи все океаны по карте для одноклассников


Используя параграф 24 и карту атласа стр. 14-15, ответь на вопросы (поделись своими знаниями с одноклассниками)

1Какая часть океана называется морем?

2. На какие группы делятся моря в зависимости от положения к материкам?

3Приведите примеры( к каждой группе по два примера)



Карточка № 6 Тема « Мировой океан»


Это интересно.

Прочитай текст. Приготовь краткое сообщение по теме « Самые знаменитые моря».

Покажи эти моря по карте.

Знаменитые моря мира.

Самое своеобразное на земном шаре море, «море в океане», -Саргассово. Площадь этого моря, расположенного в северной части Атлантического океана, примерно 6-7 млн кв. км. Границы его условны и зависят от сезонных изменений границ течений. Температура воды на поверхности от +18...до +23 °С зимой, до +26...+28 °С летом. Здесь обитают многочисленные и разнообразные животные: летучие рыбы, морские черепахи, крабы и другие.

Название моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в эти воды и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. «Гроздь винограда» по-португальски - «саргассо» - так и стал называться этот район Атлантического океана Виноградным или Саргассовым морем. На самом деле это был, конечно, не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности океана.

Самое большое в мире море - Филиппинское. Оно расположено между островами Рюкю и Филиппинскими островами. средняя глубина -4108 м.

Интересно, что по объему воды это море более чем в 6 раз (!) превосходит Средиземное и в 3 раза - Карибское. И в то же время это самое глубокое в мире море.

Самое большое из морей, омывающих побережье России, -Берингово море. Это море расположено на севере Тихого океана. средняя глубина - 1640 м, а наибольшая - 5500 м. Большую часть года оно покрыто плавучими льдами. Здесь обитает более 300 видов рыб. На островах и берегах обитают тюлени, сивучи, каланы. Берингово море, Берингов пролив, Командорские острова названы в память выдающегося русского мореплавателя командора Витуса Беринга, погибшего в 1741 г. на одном из Командорских островов. Название «Берингово море» предложил в 1778 г. Г. Фостер, спутник Дж. Кука, раньше называлось -Камчатское море).

Самое малое море Мирового океана - Мраморное.

Площадь его «всего» 12 тыс. км2.. Глубина Мраморного моря доходит до 1389 м. Образовалось оно в результате разломов земной коры, разделило материки Европы, Азии и Африки. Расположено между Средиземным и Черным морями. В древности Мраморное море называлось Пропонтидой, то есть преддверием Понта (Черного моря). В средние же века итальянцы стали называть его мраморным за добычу мрамора .

Самое мелкое море - Азовское. Находится на материке Евразия в западной части. Соединяется Керченским проливом с Черным морем. Средняя глубина его всего 8 м, наибольшая -15м. . Летом вода прогревается до 25-30 °С . Зимой у берега море замерзает, а в очень холодные зимы замерзает полностью.



Карточка № 7 Тема « Мировой океан»


Используя параграф 24 и карту атласа стр. 14-15, ответь на вопросы

(поделись своими знаниями с одноклассниками)

1 Какая часть океана называется заливом?

2. Приведите примеры заливов (3 примера)

3. Это интересно:

Самый большой в мире залив - Бенгальский находится в Индийском океане. Его площадь 2191 тыс. кв. км, глубина 3954 м. В залив впадают реки Ганг и Брахмапутра.

Самый большой залив, омывающий берега России, - залив Шелихова Охотского моря между берегом Азии и основанием полуострова Камчатка. Назван в честь Г. И. Шелихова (Шелехова) (1747-1795 гг.), русского землепроходца, исследовавшего северо-восточную Азию и Аляску.








Карточка № 8 Тема « Мировой океан»



Используя параграф 24 и карту атласа стр. 14-15, ответь на вопросы

(поделись своими знаниями с одноклассниками)

1Какая часть океана называется проливом?

2. прочитай текст. Поделись информацией с одноклассниками. Покажи знаменитые проливы по карте.

Знаменитые проливы мира.

Самый длинный в мире пролив - Мозамбикский в Индийском океане между островом Мадагаскар и Африкой. Его длина 1760 км.

Самый широкий в мире пролив - пролив Дрейка в Южном полушарии между архипелагом Огненная Земля и Антарктидой. Этот пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Его длина 460 км, ширина до 1120 км (наименьшая ширина 818 км). Глубина - до 5249 м .Назван пролив в честь английского мореплавателя и знаменитого пирата Френсиса Дрейка, который прошел проливом в 1578 г. Это произошло во время второго кругосветного путешествия на корабле «Золотая лань» (1577-1580 гг.). Дрейк ставил себе в особую заслугу то, что он был первым командиром, который не только начал, но и закончил кругосветное плавание.

Самый широкий пролив у берегов России - Берингов пролив между Азией и Северной Америкой соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Назван в честь Витуса Беринга. По проливу проходит государственная граница между Россией и США, а также линия перемены дат.



Карточка № 9 Тема «Мировой океан»


Карточка № 10 .Тема « Мировой океан»


В течении урока слушая ответы одноклассников и рассказ учителя , составь итоговую схему по теме «Мировой океан»

Например:

Мировой океан - части

1.

2.

3. ит.д.

Или составьте свою схему по теме


Определите по карте ( атлас стр. 14-15) расстояния в километрах между берегами Тихого океана по экватору и по меридиану 170 * з.д. В каком направлении Тихий океан вытянут больше? Сравните протяженность Атлантического океана и Тихого с запада на восток по экватору.



Карточка № 2 « Гидросфера.»



Карточка № 1 Тема «Гидросфера»


  1. Что такое гидросфера?

  2. Из каких частей она состоит? Назовите части гидросферы



Какое значение Мирового круговорота воды на Земле.






конспект урока по географии "Мировой океан-части."-6 класс
  • География
Описание:

Урок предназначен для учащихся 6 классов для изучения темы "Гидросфера. Части гидросферы-Мировой океан -его составные части"

В конспекте предложены различные формы работы с учащимися: индивидуальная, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная,игровые, познавательные и другие. 

Использование игровых  задач,  заданий , введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием тпозволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Надеюсь, что конспект поможет при подготовке других педагогов. 

Автор Родионова Наталья Владимировна
Дата добавления 16.01.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1175
Номер материала 54193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓