Главная / География / Конспект урока по географии 9 класс "Национальный состав населения России. Межнациональные взаимоотношения."

Конспект урока по географии 9 класс "Национальный состав населения России. Межнациональные взаимоотношения."

Лярская Ирина Сергеевна

hello_html_m7452c24d.gifМуниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края













Конспект урока

по географии


9 класс


Национальный состав населения России.

Межнациональные взаимоотношения.













Разработала:

Лярская И.С.

учитель географии

МОУ СОШ № 7






2014 г.


Конспект урока

Тема урока: Национальный состав населения России. Межнациональные взаимоотношения.

Аудитория: 9 А класс

Предмет: география

Цель урока: углубление и систематизация знаний учащихся об исторически сложившихся общностях людей на территории России.

Задачи урока:

образовательная: сформулировать и углубить знания обучающихся об этнических сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения конфликтов в современной России; познакомить обучающихся с национальным составом Хабаровского края; углубить знания учащихся по национально-религиозному компоненту;

развивающая: сформулировать умения анализировать текст учебника, диаграмм, таблиц; проводить сравнение, выявлять причинно-следственные связи; приводить примеры и давать им комплексную оценку; обсуждать проблемы и предлагать пути решения проблем;

воспитательная: способствовать воспитанию у подростков толерантности в отношении к людям различных национальностей; уважение у духовной культуре как своего народа, так и других народов.

Образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированного обучения и воспитания (развитие ключевых компетентностей учащихся);

- проблемного обучения   (проблемный  вопрос: «Существуют ли национальные проблемы  в РФ?  Если да,  как  же их можно разрешить?»);

- развития критического мышления  (на основе анализа статистического материала, документов, информации СМИ и других источников определять собственное отношение к проблеме межнациональных  отношений в РФ;

-  технология использования в обучении интерактивных игровых методов (учащиеся   выступают в  роли  «специалистов»  по национальному вопросу  - демографов, историков, этнографов,  социологов – аналитиков;

- здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи: обществознание, история, литература.

Планируемые результаты:

личностные: осознают толерантность как ценность в отношениях между людьми разных национальностей;

метапредметные: обучающиеся совершенствую умение извлекать и анализировать информацию из карты, диаграммы, графика, текста учебника, таблицы и сообщений учащихся;

предметные: учащиеся познакомятся с новыми понятиями: этнос, нация, национализм; научатся выделять главное; углубят и систематизируют знания об исторически сложившихся общностях людей на территории России.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карта «Народы России», ОЛК (опорно-логический конспект), диаграмма национального состава РФ, презентация «Национальный состав населения России», материалы и документы к уроку.



Осознанная любовь к своему народу не соединима с

                                                                       ненавистью к другим

Д.С. Лихачев



Ход урока


п/п

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организа-ционный этап

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне посредством включение в обсуждение

Добрый день! Кто отсутствует? Начинаем урок и пожелаем друг другу плодотворной совместной работы.




(Слайд № 1-4)

- Прочитайте слова на доске и объясните как вы понимаете их значение (НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, НАЦИОНАЛИЗМ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ).

(Слайд № 5)

- Как вы думаете, почему я попросила вас дать толкование этих слов?

- Верно, тема урока: «Национальный состав населения России. Межнациональные взаимоотношения».

Готовятся к учебной деятельности, позитивно настраиваются на урок.

Зачитывают слова и высказывают собственное мнение.



Формулируют тему урока: «Национальный состав населения Росси».

2



















3

Актуали-зация знаний и создание проблем-ной ситуации













Целепо-лагание и планирование





Формулировка целей урока вместе с учащимися. Демонстрация социального значения материала, который будут изучать школьники. Постановка учебной проблемы.






Постановка цели деятельности учащихся

- Почему необходимо изучать эту тему в курсе географии?









- Это, действительно, так!

- Давайте обозначим основные проблемы.


- Запишем проблемы на доске.





- Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно решить сопутствующие задачи. Давайте попробуем их сформулировать.

(Слайд № 6)

1 и 2) Россия – наша Родина, наша «родная земля», на просторах которой живут бок о бок на протяжении многих веков более 120 народов, со своими традициями, ценностями, обычаями.

Демонстрируют знания (объясняя) (знания особен-ностей культуры, традиций народов позволяет грамот-но строить взаи-моотношения между народами).


Постановка уча-щимися проблем-ного вопроса (Существуют ли национальные проб-лемы в РФ? Если да,  как  можно их разрешить?)
















- Назовите первую задачу.


3) Вы прекрасно понимаете, что конфликты между народами мешают культурному и экономическому развитию страны. Какой возникает вопрос?


- Ответов в учебнике на эти вопросы нет, поэтому мы должны найти их сами. А помогут нам это сделать «специалисты» по национальному вопросу – демографы, историки, этнографы – это ваши одноклассники. Да и самим вам придется сегодня поработать в качестве социологов-аналитиков.

(Слайд № 7)

- По ходу урока вы должны будете заполнить опорный конспект, который находится у вас на партах.

- Вспомним правила, помогающие общению на уроке.

Уч-ся формулируют 1 задачу: «Что такое этническое разнообразие?»

2) Можно ли жить без межнациональ-ных конфликтов?











Учащиеся озвучи-вают правила:

- проявлять интерес к собеседнику;

- соблюдать тактичность;

- уважать другого человека, его взгляды, чувства, вкусы.

4

Открытие нового знания


























Работа с картой атласа




Работа с учебником на стр.73




Работа с картой на интерактивной доске





















































Показ

мульт-фильма


Построение учащимися нового способа действий и формирование способностей к его выполнению

Давайте послушаем нашего демографа, по ходу его выступления не забывайте заполнять опорный конспект

(Слайд № 8, 9, 10) (раскрытие понятий «этнос», «нация», «признаки нации»).

- Приглашаем выступить историка-статиста. (Слайд № 11) (изменение национального состава России).

- Заслушаем выступление этнографа.

(Слайд № 12, 13) (раскрытие понятия «ассимиляция», две формы ассимиляции).

- Какой же вывод об этническом составе России можно сделать из сообщений выступающих?


(Слайд № 14)

- Правильно, Россия – одно из самых многонациональных государств. Достаточно одного взгляда, чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство. Взгляните на карту «Народы России» в ваших атласах.

- Что указывает на многонациональность?


(Слайд № 15)

Я попрошу статистов дать пояснение цифровым показателям на слайде

- Используя материалы учебника на стр. 73, выпишите в опорный конспект 7 самых крупных по численности и 7 самых малочисленных народов России.


(Слайд № 16)

А теперь вспомним, какие из 26 представителей малых народов Севера проживает на территории Хабаровского края (перечислите их).


(Слайд № 17)

Обратите внимание на данные переписи населения края, которая проходила в 2002 г., какие выводы вы можете из них сделать?



- С глубокой древности наблюдается постоянное перемещение этносов на территории не только нашего края, но и по территории всей нашей страны.

- В какие периоды истории этот процесс происходил наиболее интенсивно?


(Слайд № 18)

- Обратимся к военной статистике, на слайде перечислены Герои Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую Победу.

Война всколыхнула всю нашу страну,

В четыре утра разбудила.

И с сердцем горячим шли на войну –

Она все народы сплотила.

Не важно узбек, белорус, россиянин,

Еврей, украинец, грузин, молдаванин

В защиту страны все дружно встали,

И мир для потомков они отстояли.

Сердца загорались мгновенно и в миг

И будут гореть они вечно.

Ведь этот огонь в наши души проник,

И память о них бесконечна!



- Какой вывод можно сделать из этих исторических фактов?



- Вопросы, связанные с темой урока волнуют и этнографов, попросим этнографов пояснить нам кое-какие вопросы.

- Что изучает  этнография?

Национальная культура  - это и  сказки, и легенды,  и  песни, танцы, музыка, праздники. У всех  народов свои  костюмы, любимые блюда.  Различия между народами, населяющими Россию, огромны.  Но ведь это-то и интересно!



- Мы подготовили  материал  о традициях народов России и предлагаем вам просмотреть мультфильм «Мы живем в России».

 - Почему люди должны сохранять  национальные традиции и обычаи?   А может быть этого вообще не следует делать?

Слушают учащегося и заполняют опорный конспект.





Выступление этнографа




Учащиеся формулируют вывод:











Ответы учащихся




Выступление статистов



Учащиеся называют и выписывают









Учащиеся перечисляют





Изучают, делают выводы: (небольшая численность населения края, пестрый национальный состав, Хаб. край – центр миграционных процессов населения из стран АТР).







Ответы учащихся:































Уч-ся делают вывод









Выступление этнографов











Просмотр мультфильма.




Рассуждения уч-ся

5

Физкульт-минутка


А сейчас немного отдохнем. Попробуйте разрешить ситуацию.

Туристы  отправились на байдарках  по сибирским рекам.   В пути их застал сильный дождь. Все промокли,  проголодались, выбились из сил и решили отдохнуть, пополнить припасы в ближайшем населенном пункте. Но  оказалось, что  местные жители плохо знают русский язык. Однако уже через несколько часов проблема была решена. Отдохнув, поблагодарив местных  жителей  туристы продолжили свой путь.

Как им это удалось?



Давайте разыграем эту ситуацию.  Встанем с мест и пообщаемся жестами.

Однако при общении жестами нужно соблюдать осторожность, т.к. одни и те же жесты у разных народов имеют разный смысл и невольно вы можете оскорбить национальные чувства людей, а вот доброжелательная улыбка всегда поможет расположить к себе собеседника. 

Учащиеся разрешают ситуацию при помощи жестов и мимики.















Да, они общались жестами и мимикой. Такое общение называется невербальным.


6

Применение нового знания


Работа с учебником стр.75-76

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в различных ситуациях

- Так почему же необходимо знать особенности культуры других народов?



- Прочитайте текст учебника на стр. 75-76 и назовите основные причины этнических конфликтов.

- Вы назвали основные причины этнических конфликтов, также вы определили, что межнациональные конфликты мешают культурному и этническому развитию страны. Вы – нынешнее поколение современной России, как никто, должны осознать, что для многонациональной страны проведение продуманной демократической политики – очень важная задача.

- я предлагаю вам создать программу консолидации нации. К составлению программы привлекли население РФ, от которого поступило очень много различных предложений.

(Слайд № 19 - Конституция)

Ваша задача: отобрать только самые конструктивные с точки зрения их соответствия Конституции.

Рассуждения уч-ся





Уч-ся выделяют основные причины.





















Задание на конструирование способов решения проблемы.

7

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Закрепление нового способа действий

В опорных конспектах напротив выбранных вами позиций поставьте «+».   

- Какие предложения вы отобрали и почему?

Все согласны с выбранными позициями? Давайте проголосуем!

В соответствии с Конституцией – основного закона РФ мы отобрали наиболее конструктивные предложения.



- Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Наука утверждает: в абсолютном смысле - нет, а в относительном - да. Построение гармоничных межнациональных отношений - задача не безнадежная.  И решать эту задачу должны не только политики, т.к. мир нужен всем.   Поэтому  каждый  из нас должен вырабатывать в себе культуру межнациональных и шире - межличностных отношений. Такая культура, говорил русский ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, - проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Задание на выявление всех признаков понятий и их связей.

8

Подведе-ние итогов урока

Дать ясную оценку работы класса и отдельных уч-ся

- В форме эстафеты сформулируем практические выводы по проблеме урока.



Начинаю я:   помните,  гдe бы вы ни находились - у себя на родине или на территории другого государства  -  вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей.

- Передаю эстафету: Нам всем необходимо усвоить простейшие, но вечные истины: природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах; нет наций плохих или хороших, есть плохие или xopoшие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.

- Передаю эстафету: Патриотизм - высоконравственное чувство гражданина, любовь к Родине, глубокое знание eе корней, культуры, традиций, наша задача - сберечь дарованную судьбой землю.

- Передаю эстафету: наверное, мы все должны осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутpeннeгo состояния личности, ее поведения.

- Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека.

Подведение итогов самими учащимися

























9

Инфор-мация о д/з

Обеспечить понимание учащихся целей, содержания и способов выполнения д/з

(Слайд № 20)

Откроем дневники и запишем д/з

Стр. 72-77 учебника.

Творческое задание по выбору:

- написать эссе по приведенным высказываниям;

- составить кроссворд «Народы России».

Учащиеся выбирают д/з

10

Рефлек-сия


Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

Так что же необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

Кроме того, что вы сказали, также необходима политическая стабильность в стране, экономическое благополучие, соблюдение законов. А нам с вами необходимо научиться быть толерантными. Давайте вспомним еще раз, что обозначает это слово?

Проблеме    гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые изречения перед вами.

 

Задание № 4. «Ключевое слово»

Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.


(Слайд № 14)

Знаменитый философ Б.Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».  Давайте с вами будем учиться быть людьми.


(Слайд № 15)

Выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.

Спасибо всем за работу, урок окончен. Покидая класс не забудьте дать оценку сегодняшнему уроку.

hello_html_m38f56d9f.png















Варианты ответов






Варианты ответов








варианты ответов.








Учащиеся выполняют задание в опорном листе
















Приложение

























           

Из  Конституции РФ  1993г.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РФ.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 4

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской.

Статья 13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Опорный конспект ФИ учащегося   _______________________________Дата____________________

Тема: _____________________________________________________________________________________________

Задание №1

Нация –_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Этнос –_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________







Признаки нации- _____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________











Задание № 2

-Используя материалы учебника стр.73, выписать 7 самых крупных по численности народов России и 7 самых малочисленных народов.

7 самых крупных народов России

7 самых малочисленных народов России




Задание № 3 (Около выбранных вами позиций поставьте «+»).   

 Предложения для Программы консолидации нации

1.Учет  интересов всех наций  и народностей  при проведении политики.

2.Создание различных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

3. Представление национально-культурной автономии (самостоятельности) всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

4. Ужесточение законодательства  за деятельность,  направленную на возбуждение   социальной,  pacoвой,  национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

5. Ввести в школах  обязательный  предмет  «История и культура  народов России».

6. Поддержка сепаратистских организаций.

7. Борьба с  этноцентризмом  (уверенность в правоте только собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры).

8. Увеличить финансирование на создание и деятельность этнографических музеев.

9. Признать православие господствующей религией в РФ.

10.  Формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций.

11. Признание главной ценностью  жизни человека,  eгo прав и свобод независимо от национальной принадлежности.

12. Последовательная настойчивая борьба с бытовым национализмом и шовинизмом, ксенофобией.


Задание № 4   «Ключевое слово» (Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании. Вставьте в пропуски соответствующие  буквы).

1.  Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь ________к другим людям и уважать человечность вообще.  (И. Кант).

2.  Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно _____________к другим. (Р. Эмерсон).

3.  Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить ___________.(И. Кант).

4.   Ни один __ _____                  в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг).

5.  Лучшее, что есть в жизни человека, - это его __________ с другими людьми. (А. Линкольн).

6. Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы,  не  в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).

7. Великий народ должен помогать малому сохранять себя, __________, свою культуру. (Д. С. Лихачёв).


Пропущенные слова:

А) дружба           Б) народ            В) уважение       Г) человеколюбие       Д)  нравы        Е) расположение       Ж) язык

14


Конспект урока по географии 9 класс "Национальный состав населения России. Межнациональные взаимоотношения."
  • География
Описание:

Конспект урока по географии на тему: Национальный состав населения  России. Межнациональные взаимоотношения. 

Аудитория: 9 класс.

Цель урока: углубление и систематизация знаний учащихся  об исторически сложившихся общностях людей на территории России.

Задачи урока:

образовательная: сформулировать и углубить знания обучающихся об этнических сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения конфликтов в современной России; познакомить обучающихся с национальным составом Хабаровского края; углубить знания учащихся по национально-религиозному компоненту;

развивающая: сформулировать умения анализировать текст учебника, диаграмм, таблиц; проводить сравнение, выявлять причинно-следственные связи; приводить примеры и  давать им комплексную оценку; обсуждать проблемы и предлагать пути решения проблем;

воспитательная: способствовать воспитанию у подростков толерантности в отношении к людям различных национальностей; уважение у духовной культуре как своего народа, так и других народов.

Автор Лярская Ирина Сергеевна
Дата добавления 19.02.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 2394
Номер материала 56711
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓