Главная / География / Конспект урока по географии 6 класс тема "Атмосфера"

Конспект урока по географии 6 класс тема "Атмосфера"

Урок географии в 6 классе «Атмосфера, ее состав, строение и значение»



Цели: образовательныеуглубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку



Оборудование: презентация, раздаточный материал – таблицы для самостоятельного заполнения

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой на работу



  1. Изучение нового материала



Определение темы и целей урока

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!


- О чём идёт речь?

-Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Тема урока: «Атмосфера» (слайд 1)

- Что именно мы должны будем узнать об атмосфере?

- Предложите свои варианты целей урока.

- Откройте учебник на странице 105, прочитайте тему параграфа 35 и вопросы ми изучим и на которые мы найдем ответ. (если учащиеся затрудняются)



На уроке ответим на вопросы:

  1. Что называют атмосферой?

  2. Из чего она состоит?

  3. Строение атмосферы.

  4. Значение атмосферы для Земли. (Цели урока открываем на слайде 2)



Определение понятия «атмосфера»

- Что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

Атмос –пар (греч.)

сфера- шар

- Прочитайте об этом в учебнике на стр 105

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.

Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера (дать определение)

Гидросфера (дать определение) (открыть слайд 3)



Состав атмосферы

Итак, переходим к изучению состава атмосферы.

- Что вы знаете по этому вопросу?

Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Каждый ученик отвечает)

Ребята, в тексте загадки есть утверждение –без воздуха мы не можем жить. Вы согласны с ним, если «да», то постарайтесь доказать. (Идет обсуждение, каждому ученику дается возможность высказать свою точку зрения)

Подводим итог: действительно, без воздуха не могут жить люди, животные, растения. Мы дышим и получаем из воздуха кислород.

- Что же такое воздух?

(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) (Открываю слайд 4 – диаграмму.) Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?(атлас стр 30)

На несколько минут мы превратимся в химиков 17-18-го веков, изучающих этот вопрос.

  1. Кислород

Воздух невидим, и как же мы докажем, что в нем есть кислород? (Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения)

Как определили, какую часть воздуха занимает кислород? (Под стеклянным колоколом, опущенным в чашу с водой, сожгли фосфор, продукты горения которого не газообразны. Вода в колоколе поднялась на 1/5 часть. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно, 20%, а точнее – 21%) (слайд 4, по щелчку)

  1. Азот

Итак, кислорода в атмосфере 21%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на рис.80 (Азот, его 78%) (слайд 4, по щелчку)



Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла.

- Почему умерла мышка? (Не было кислорода).

Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.

  1. Углекислый газ (Слайд 4, по щелчку)

- Какие же газы занимают оставшийся 1% на диаграмме? (Углекислый газ и другие)

- Как мы докажем, что в воздухе есть углекислый газ? (Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений бы не было фотосинтеза)

- Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало)

- Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%.

- Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)

На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было совсем иным. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем.

- Отчего же изменился состав атмосферы? (Появились живые существа, растения изменили состав атмосферы)

Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере (рассказ о парниковом эффекте, слайд 5)

  1. Примеси воздуха

Что же еще входит в состав атмосферы? Найдите информацию в тексте учебника. (Это водяные пары и озон)

Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов химического элемента кислорода.

- Кто знает откуда берется озон в атмосфере? (Образуется из кислорода при грозе)

- Какую он играет роль? (Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца (добавляю – УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак) (слайд 6)



-А какие твердые частички есть в воздухе? (Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков).



Воздух = азот(78%) + кислород(21%) + другие газы(1%)

Строение атмосферы

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно в парах с текстом стр.106 и рисунком 67. (слайд 7,8)



Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8-10 или 16-18 км

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая -550С

Стратосфера

55 км

Содержит разреженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается, достигая 00С

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до -2700С





Значение атмосферы

Атмосфера - броня планеты, легкое покрывало, воздушная шуба нашей планеты. Атмосфера планету укрывает и защищает. От чего?

Давайте рассуждать вместе.

  1. Значение атмосферы.

Предохраняет:

  • от сильного нагревания и охлаждения. Как стекло в окне, пропускает солнечные лучи и препятствует выходу тепла; Днем защищает от перегрева солнечными лучами , а ночью удерживает тепло.

  • от космической пыли и метеоритов, астероидов. Если бы не было атмосферы, метеориты бомбили бы нашу планету. Сотни метеоритов сгорают в плотных слоях атмосферы, не долетая до поверхности Земли.

  • от губительного воздействия на все живое ультрафиолетовых излучений Солнца. Атмосфера вращается вместе с Землей.

  • Нехватка кислорода в организме человека приводит к быстрому старению организма.

Вывод: пытаются сделать ученики, высказывается каждый ученик.

Атмосфера необходима нашей планете, жизнь на ней была бы невозможна.



На других планетах нет такой атмосферы, нет воды и нет нормальных для жизни температур.) (слайд 9)

Изучение атмосферы

Всемирная метеорологическая организация занимается изучением атмосферы, в которую входит и Россия. Наблюдения за атмосферой ведутся с поверхности Земли, воздушных шаров, метеорологических шаров, искусственных спутников Земли

  1. Закрепление. Ответьте на вопросы (слайд 10):

  1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

  2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)

  3. Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)

  4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)

  5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)

  6. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)

- Вспомните, как изменится температура с подъёмом в тропосфере? (на 1 км на 6 градусов С)

- Эта закономерность вам пригодится при решении задач (стр.178 пособия)

Задача 1. На какую высоту поднялся самолёт, если за его бортом температура

30 С, а у поверхности земли +12С? (7 км)

Задача 2. Какова высота горы, если у её подножия температура +26 С, а на вершине -10С?(6 км)

Задача 3. Какова температура воды на Памире, если в июле у подножия она составляет + 36 С? Высота Памира 6 км.

  1. Рефлексия. Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты? (слайд 11) Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок? Какие оценки вы поставили бы себе сами?



  1. Домашнее задание (слайд 12)

П.35 учить (стр.105 -108) Найти в интернете информацию о названии более высоких слоев атмосферы и их характеристиках.



















































Конспект урока по географии 6 класс тема "Атмосфера"
  • География
Описание:

Урок географии в 6 классе по теме «Атмосфера, её состав, строение и изучение». Урок формирования знаний и умений с использование проблемно- поискового метода обучения, является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять. Позволяет углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли; формирует экологическое мышление и интерес к естественным наукам, развивает умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку. Большое внимание уделяется межпредметным связям с биологией, природоведением. Конспект урока подробный, содержит предполагаемые ответы учащихся. Урок проводится с использованием информационно коммуникативных технологий.  Используются приёмы: работа с учебником, физической картой, самостоятельная работа по заполнению таблицы.

 

   

 

 

Автор Шиповалова Галина Ивановна
Дата добавления 05.04.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 3050
Номер материала 59252
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓