Конспект открытого урока по физике 7 класс по теме «Плавание
тел»
Цель: изучение условий
плавания тел.
Задачи:
образовательная: формирование
умения использовать полученные знания и умения по теме «Архимедова сила»,
«Плавание тел», выполнение элементов исследовательской
работы, с учетом уровня обучаемости учащихся.
развивающая: освоение приемов
действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения
проблем, развитие творческих способностей
учащихся.
воспитательная:
формирование умений качественно выполнять коллективную работу.
Оборудование и материалы:
компьютер,
проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Оргмомент-(1
мин)
2. Актуализация
знаний-(5 мин)
3. Объяснение нового
материала- (20 мин)
4. Закрепление –(7 мин)
5. Подведение итогов урока-(2
мин)
1.
Организационный момент
(приветствие учащихся, предварительная организация
класса: проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к началу работы).
На доске эпиграф: (слайд № 1)
Физика! Какая ёмкость слова.
Физика! Для нас не просто звук!
Физика – опора и основа всех без исключения наук!
(слова студенческой песни)
2.
Актуализация знаний
Сегодня
на уроке мы продолжаем изучать тему «Архимедова сила».
Но
сначала, я хотела бы дать задание нашей исследовательской группе: Задание.
Узнать, как плавает подводная лодка?! И нам об этом рассказать.
Ребята,
что подразумевается под архимедовой силой? Почему она названа «Архимедовой
силой»?
Как
обозначается? Куда направлена? По какой формуле можно найти?
Назовите
единицы измерения величин, входящие в формулу.
-
От чего зависит сила Архимеда?
-
Какая еще сила действует на тело, погруженное в жидкость?
-
Где легче поднимать тяжелый камень, в воде или воздухе? Почему?
У
Вас на парте сосуд с водой и два разных тела. Проделаем эксперимент: поочередно
пускаем каждое тело в воду. Сравним плотности.
Плотность воды- 1000 кг/м3; пластилина-
1200 кг/м3; пробки- 240 кг/м3 .
У
кого плотность больше? Что произошло? Какой вывод можно сделать?
pт
> pж ,
тело тонет;
pт
< pж ,
тело всплывает;
pт
= pж
, тело плавает.
Ребят,
скажите в каком море нельзя утонуть? Мертвое море.
На
Земле есть такое море, в котором невозможно утонуть. Из-за большого содержания
соли плотность воды в Мёртвом море больше плотности человеческого тела и
поэтому человек в этом море не тонет. Как это можно объяснить?
Ученики:
все зависит от плотности.
Если
мы возьмем железный гвоздь, что произойдет? Утонет. Почему же корабля сделанный
из железа не тонет, а плавает?
Проделаем
следующий эксперимент: сделайте так, чтобы пластилин плавал! Давайте
проанализируем. Что изменилось? Почему же тела, изготовленные из одинакового
материала, ведут себя по-разному? Значит дело не только в плотности?! Что мы
сделали? Поменяли форму. Может быть, какая то сила действует?! Сила тяжести и
архимедова сила.
Ребят,
как Вы думаете какая тема нашего урока? Тема нашего урока «Плавание тел».
Целью, которого будет изучение условий плавания тел.
Почему же одно тело тонет, а другое всплывает? Сегодня
на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос.
3.
Изучение нового материала.
Ребят,
обратимся к математике, и вспомним. Что значит сравнить две величины? Поставить
знак больше, меньше или равно. Молодцы! А теперь попробуем сравнить архимедову
силу и силу тяжести.
Ученики. Эти силы могут
быть равными, или одна больше другой.
Давайте
изобразим возможные варианты.
Выполняется
рисунок с изображение сил тяжести и Архимеда. Ребятами делаются
выводы: если Fт>
FА,
то тело тонет;
если Fт
= FА,
(по модулю), то тело плавает внутри жидкости;
если Fт<
FА,
то тело всплывает.
А
как это происходит у животных? Нам сейчас расскажет ………………………. Средняя
плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности
окружающих их воды, но не равна. Это и делает возможным их плавание под водой.
Ребята, подумайте, как рыба это делает, за счет чего? Плавательного пузыря. Для
рыб очень важна роль плавательного пузыря. Изменяя его объём, рыба способна
увеличивать или уменьшать действующую на неё выталкивающую силу и тем самым
регулировать глубину погружения. Когда
рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на неё
увеличивается, плавательный пузырь сжимается, объём тела рыбы уменьшается, и
она не выталкивается вверх, а плавает в глубине.(зарисовывают) Молодец!
На
этом же принципе основано плавание подводной лодки. И я приглашаю сюда исследовательскую
группу, которая нам расскажет, как плавает подводная лодка! Все верно,
молодцы! Внимание на экран.
4.
Закрепление
Вопрос,
при каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? плавает? всплывает?
Интерактивный тест.
Спросить несколько ребят.
Тесты с проверкой.
Вариант 1
1.Выталкивающая
сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна:
а)
весу этого тела;
б)
разности давлений жидкости на нижнюю и верхнюю поверхности тела;
в)
весу жидкости в объеме этого тела;
г)
разности высот, на которых находятся в жидкости верхняя и нижняя поверхности
тела.
2.Тело
тонет в жидкости, если…
а)…
действующая на него сила тяжести равна архимедовой силе;
б)…
сила тяжести больше архимедовой силы;
в)…
архимедова сила на него не действует;
г)…архимедова
сила больше силы тяжести.
3.
Условие плавания тел внутри жидкости:
а)
FA
> FTяж;
б)
FA
< FTяж
в)
FA
= FTяж
г)
отсутствие архимедовой силы.
4.
Если плотность тела больше плотности жидкости, то…
а)…тело
всплывает;
б)…
тело находится внутри жидкости в равновесии;
в)…тело
тонет;
г)…тело
плавает на поверхности, погрузившись в нее частично.
|
Вариант 2
1.Архимедову
силу рассчитывают по формуле:
а)p=рgh;
б)F =рS;
в) F= рж
g Vт;
г) F= k ΔL.
2.
Тело всплывает в жидкости, если…
а)…
архимедова сила на него не действует;
б)…
действующая на него сила тяжести равна архимедовой силе;
в)…
сила тяжести больше архимедовой силы;
г)…
силы тяжести меньше архимедовой силы.
3.
Условие при котором тело тонет в жидкости:
а)
FA
< FTяж;
б)
FA
= FTяж
в)
FA
> FTяж
г)
среди ответов нет верного.
4.
Если плотность тела меньше плотности жидкости, то…
а)…
тело находится внутри жидкости в равновесии;
б)…
тело тонет;
в)…
тело плавает на поверхности, погрузившись в нее частично;
г)…
среди ответов нет верного.
|
Ответы: В1 -1)в;2) б; 3) в; 4) в.
В2- 1) в; 2)г; 3) а; 4) в.
5. Подведение итогов занятия и выставление оценок
Рефлексия.(слайд
№ 15). Поднимем карточки соответствующие вашему мнению: «зеленая» –
мне урок понравился, было интересно и понятно!
« желтая »
- на уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно
справился с заданиями»
«красная»
- Помогите! Нужна помощь! Мне многое не понятно!
Спасибо! Урок окончен! До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.