Главная / Физика / Конспект урока по физике на тему "Закон Архимеда" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему "Закон Архимеда" (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме

"Архимедова сила"

На доске эпиграф:

Физика – это наука понимать природу” (слайд 1)

Э. Роджерс

Цель урока: изучить закон Архимеда


Задачи урока:

  1. образовательная Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела.

  2. развивающая – формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе,

  3. воспитательная формирование познавательного интереса к предмету воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, динамометры, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, компьютерная презентация Power Point, таблица плотностей у каждого на парте. У каждого учащегося на столах рабочие листы.

Организационный момент


Здравствуйте! Урок у вас сегодня буду вести я. Зовут меня Надежда Анатольевна. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: « Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе





Мотивационный этап (Проблемная ситуация)


Человек ,оглядываясь вокруг себя, размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями

Опыт «Почему одно яйцо плавает, а другое тонет?

(на столе у учителя 2 стакана с водой: в одном - пресная вода, а в другом раствор поваренной соли).Дети отвечают на поставленный вопрос.

В большинстве случаев вы можете предсказать как явления закончатся.
Например , предскажите, чем закончатся следующие события:

  • если положить в полный стакан ложку ,то…;

  • если резиновый шар наполнить лёгким газом, то…;

  • если погрузиться в воду, то…;

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит.


Изучение нового материала

Внимание на экран. Видео с мячом

Скажите, почему так происходит?

Наверное его кто- то держит…
Верно. Эта сила называется, выталкивающей или архимедовой.(так как именно Архимед первым рассчитал её Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради.)

«Откуда появляется Архимедова сила» ( ресурс коллекции ЦОР № 187117)

Давайте откроем учебники на странице 115. Посмотрели на рисунок136. Нашли в тексте описание этого опыта и прочитали.

Здесь мы наблюдаем, что на погружённое в жидкость тело действует сила давления жидкости, причём она различна на различных глубинах..

А как измерить эту силу ?

Видеоролик сила Архимеда ( коллекция ЦОР № 133875)
Почему показание динамометра уменьшается?

Исследовательская работа.

Задание первой группе

Определить архимедову силу, действующую на тела одинакового объема, но разной плотности, погружённых в пресную воду.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

  2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

опыта

Цилиндр

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\2.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\3.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\4.gif

1

алюминий

 

 

 

2

латунь

 

 

 



Вывод:

(Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело).

Задание второй группе

Определить архимедову силу, действующую на тела одинакового объема, но разной плотности, погружённых в пресную воду.



Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

  2. Сравните эти силы.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

опыта


C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\2.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\3.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\4.gif

1

V

 

 

 

2

V)2

 

 

 



Вывод:



Задание третьей группе

Определить архимедову силу, действующую на тела разной формы, но одинаковой плотности, погружённых в пресную воду.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

  2. Сравните эти силы.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

опыта

цилиндр

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\2.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\3.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\4.gif

1

низкий

 

 

 

2

высокий

 

 

 



Вывод: ( сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила).

От чего зависит архимедова сила? (модель № 205952; коллекция ЦОР)( Открыть в папке веб-страничку)

опыта

Жидкость

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\2.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\3.gif

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\4.gif

1

вода

 

 

 

2

керосин

 

 

 



Вывод

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Итак сила Архимеда зависит от:плотноси жидкости и глубины погружения; не зависит от :плотности тела. Глубины погружения, форм ы тела, ориентации

Давайте посмотрим ещё опыт (Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 124249). Что мы наблюдаем?
Жидкость, налитая обратно в ведёрко, привела динамометр в первоначальное положение.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Сила, действующая на погружённое в жидкость тело, уравновесилась с массой воды в ведерке, равной по объёму телу.

Демонстрация (
Формула «Сила Архимеда» ( № 186827)

Учитель. Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.  F=рж gVт 

Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.

Слайд 2







Слайд 3





Слайд 4







Слайд (5)



































































































Слайд 7

























закрепление

Ответить на вопросы:

1.В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине— 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

2..Два одинаковых тела плавают в разных жидкостях так, как показано на рисунке. Плотность, какой жидкости больше?

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок-соревнование по физике в 7-м классе по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\img2.jpg

4..Изменится ли равновесие весов в опыте, если тела опустить в воду? В какую сторону, почему? C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок-соревнование по физике в 7-м классе по теме Архимедова сила Фестиваль «Открытый урок».files\img3.jpg

5. Как сварить яйцо, чтобы оно не потрескалось?



Итак, архимедову силу можно вычислить по формулам: Fa=Pж; Fa=ρжgV; Fa=Ро-Р



Слайд 9











Слайд10













Слайд 11































Слайд 12

итог

Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.

Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Я надеюсь, что полученные вами знания об архимедовой силе вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни . Всем спасибо за работу.
Записываем
домашнее задание 48,49 ответить на вопросы после параграфа.





















Слайд 13

рефлексия

Чем вы удовлетворены на уроке, почему? Что вам понравилось? Чем вы неудовлетворенны, почему?







А теперь давайте подведём итоги. Выставим оценки.

Нарисуйте настроение. Хорошее настроение возьмите с собой на следующие уроки, а плохое – отдайте мне, я подумаю, как сделать ,чтобы вы уходили с уроков с хорошим настроением








































































8


Конспект урока по физике на тему "Закон Архимеда" (7 класс)
  • Физика
Описание:

Тема урока : «Архимедова (выталкивающая) сила».

Даная тема является очень важной для изучения последующих тем. Поэтому на данном этапе изучения физики надо добиваться от детей, чтобы они усвоили образовательные  стандарты. Особенность данной темы заключается в том, что это одна из тем, к которой учащиеся больше не возвращаются. А в работы по ЕГЭ включены и качественные  и количественные  задачи.

.Тип урока: урок изучения нового материала

Готовясь к занятию, я поставила перед собой цель: Пробудить  познавательный  интерес к предмету и окружающим явлениям у всех присутствующих.

Перед учащимися я поставила следующую цель: изучить Архимедову силу.

Мультимедийная  презентация , фронтальные опыты, ресурсы из коллекцииЦОР,  позволили мне в доступной и наглядной форме объяснить новый материал. Очень были удобны  интерактивные модели, с помощью которых  легко можно  изменять параметры опытов..

Всё выше сказанное  позволяло сэкономить время. Урок способствовал формированию знаний о природе выталкивающей силы, её зависимости (независимости) от плотности жидкости или вещества, объёма тела, глубины погружения, развитию интереса  учащихся к учению

 

 

Автор Алексеева Надежда Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 3115
Номер материала 2128
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓