Конспект урока физики в8 кл. к учебнику А.В. Перышкина
«Двигатели внутреннего сгорания (ДВС)»
Подготовила: Колтовская В.В
Учитель физики МОУ СОШ № 34
Воронеж, 2010
«Двигатели внутреннего сгорания (ДВС)»
Цель урока: Ознакомиться с устройством и принципом работы
ДВС.
Задачи учителя:
1)
познакомить с
устройством ДВС и принципом его работы;
2)
научить применять
полученные теоретические знания в конкретных ситуациях;
3)
развитие
самостоятельности учащихся в процессе индивидуальной работы, воспитание
взаимопомощи, формирование научного мировоззрения.
Хронометраж:
Время
|
Этап урока
|
Деятельность учащихся
|
1 мин
|
Орг.момент
|
Записывают тему урока, слушают цель урока
|
5 мин
|
Актуализация знаний
|
Смотрят опыт и отвечают на вопросы
|
4 мин
|
Основная часть
|
Слушают и смотрят презентацию
|
7 мин
|
Первичная проверка усвоения знаний и
первичное закрепление
|
Самостоятельное заполнение таблицы на фоне
действующей модели ДВС, взаимопроверка, работа в группах.
|
1 мин
|
Домашнее задание
|
Записывают задания в тетрадь
|
2 мин
|
Подведение итогов
|
Говорят что нового узнали и чему научились
|
Оборудование: средства ИКТ, модель ДВС, презентация темы в электронном виде, набор для
эксперимента.
Описание хода урока:
Орг. момент,
мотивация
Представьте,
что вы находитесь на улице. Что вы видите вокруг себя? А вокруг столько
автомобилей! Что у них общего? (наличие двигателя)
Вот и тема
нашего урока ДВС. Запишите в рабочих тетрадях тему урока. Сегодня на уроке мы
должны будем познакомиться с устройством ДВС и уяснить принцип его действия.
Актуализация
знаний
А как все
начиналось?
(Показ пожара.) С давних времен стихия огня устрашала, завораживала и манила человека. Необходимо было
ее усмирить. Начало этому положил наш соотечественник Иван Ползунов. Это
произошло в России, на одной из отдаленных ее окраин - Алтае, где в то время
работал гениальный русский изобретатель, солдатский сын Иван Ползунов. Ползунов
построил свою «огнедействующую машину» на одном из Барнаульских заводов. Это
изобретение было делом его жизни и, можно сказать, стоило ему жизни, В апреле
1763 года Ползунов заканчивает расчеты и подает проект на рассмотрение. В
отличие от паровых насосов Севери и Ньюкомена, о которых Ползунов знал, и
недостатки которых ясно осознавал, это был проект универсальной машины
непрерывного действия. Машина предназначалась для воздуходувных мехов,
нагнетающих воздух в плавильные печи. Главной ее особенностью было то, что рабочий
вал качался непрерывно, без холостых пауз.
А в основе
такой машины лежит простой опыт: в пробирку нальем
немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Под
давлением пара пробка выскочит и поднимется вверх. Это самый элементарный
тепловой двигатель. Давайте вместе ответим на следующие вопросы:
Что делали?
|
Нагревали воду
|
Что наблюдали?
|
Кипение воды и
вылет пробки
|
Как объяснить?
|
Пар, образовавшийся
при кипении совершил работу
|
- Давайте
вспомним определение тепловых двигателей.
(Тепловые
двигатели - машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в
механическую энергию.)
- А какое превращение энергии произошло в нашем опыте?
(Внутренняя
энергия параà
кинетическую энергию пробки.)
Но это
только начальное и конечное звенья превращения энергии.
Дома
вам нужно будет восстановить все звенья превращения энергии.
Когда вы
готовились к уроку вы увидели богатый исторический материал. Но о чем-то учебники
все же умолчали. Предлагаю желающим к следующему занятию подготовить доклады
по следующим темам:
1. Дени Папен –
«мученик науки»
2. Иван Ползунов – «муж, делающий истинную честь своему отечеству»
3. Джеймс Уатт – «вдохновитель паровой революции»
Основная часть
А теперь переходим к
главному
Двигатель
внутреннего сгорания – очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо
(бензин, керосин или горючий газ) в нем сгорает прямо в нутрии самого
двигателя. Отсюда и такое название - ДВС.
(модель двигателя в
разрезе)
Устройство:
цилиндр, поршень, 2 клапана (впуска и выпуска), свеча. Крайние нижнее и верхнее
положения поршня называются мертвыми точками.
Рабочий цикл в
двигателях внутреннего сгорания состоит из 4 процессов(тактов): впуска, сжатия,
рабочего хода и выпуска.
1. впуск
В процессе впуска
поршень перемещается от верхней мертвой точки (в.м.т.) к нижней мертвой точке
(н.м.т.), при этом открывается впускной клапан, и в цилиндр поступает свежая
топливно-воздушная смесь.
2. Сжатие.
Оба клапана закрыты, поршень,
перемещаясь от н.м.т. к в.м.т. сжимает рабочую смесь (в общем случае рабочее
тело).
При этом значительно
возрастает температура смеси.
3. Рабочий ход.
В конце сжатия
топливовоздушная
смесь поджигается
искрой от свечи зажигания. Топливо сгорает, и образованные горячие газы
расширяются и толкают поршень вниз.
4. Выпуск.
Поршень перемещается
от н.м.т. к в.м.т. и через открывающийся к этому времени выпускной клапан,
выталкивает отработанные газы из цилиндра в атмосферу.
Непрерывность работы
двигателя обеспечивается последующим повторением рабочих циклов.
Первичная проверка
усвоения знаний и первичное закрепление
А теперь каждый и
вас самостоятельно заполнит таблицу № 2.
Поршень может
двигаться вверх или вниз.
Клапаны либо
открыты, либо закрыты.
И самые сложные
процессы происходят с горючей смесью. Она входит в цилиндр; сжимается и
воспламеняется; образованные горячие газы двигают поршень; выбрасываются в
атмосферу.
|
I такт
|
II такт
|
III такт
|
IV такт
|
движение поршня
|
вниз
|
вверх
|
вниз
|
вверх
|
впускной клапан
|
открыт
|
закрыт
|
закрыт
|
закрыт
|
рабочее
тело
|
горючая смесь
входит в цилиндр
|
Горючая смесь
сжимается и воспламеняется
|
Образованные
горячие газы двигают поршень
|
Отработанные газы
выбрасываются в атмосферу
|
выпускной клапан
|
закрыт
|
закрыт
|
закрыт
|
открыт
|
Поменяйтесь
с соседом тетрадями и проверьте друг друга.
Кто не ошибся,
поднимите руку. Молодцы! Вам сегодня за урок по пятерке.
Задания для групповой
работы.
1 группа-аналитики. Что
такое мертвые точки и какое явление способствует выводу поршня из этих точек? (крайние
положения поршня, явление инерции)
2 –экологи: Почему
человек обижен на автомобиль и почему зол на него?
(много труда, а КПД
двигателя автомобиля маленький, загрязняет окружающую среду)
3-
практики: Какие такты работы
двигателя внутреннего сгорания изображены на рисунках? (рабочий ход, сжатие)
По способу
осуществления рабочего цикла ДВС бывают:
- четырехтактные
- двухтактные.
Как вы думаете, какой
из тактов должен обязательно присутствовать в двухтактном ДВС?
(В двухтактном
двигателе рабочий цикл полностью происходит в течение одного оборота
коленчатого вала.
При этом от цикла
четырёхтактного двигателя остаётся только сжатие и расширение.)
Интересно, как
поступает горючая смесь в цилиндр и
как удаляются отработанные газы в двухтактном двигателе? Найти ответ на этот
вопрос и есть ваше основное домашнее задание.
Домашнее задание:
1)Письменно
ответить на вопрос: Как
поступает горючая смесь в цилиндр и как удаляются отработанные газы в
двухтактном двигателе?
2) восстановить все звенья превращения внутренней энергии в
механическую.
3) Для желающих - подготовить доклады по
следующим темам:
1. Дени Папен –
«мученик науки»
2. Иван Ползунов – «муж, делающий истинную честь своему отечеству»
3. Джеймс Уатт – «вдохновитель паровой революции»
Подведение итогов
И так сегодня на
уроке вы ознакомились с устройством и принципом работы ДВС.
Но главное, вы должны
понять: Тепловые двигатели – ещё одно доказательство неизбежности применения
всех открытий в физике в повседневной жизни человека.
Физика
наука о природе, а человек часть природы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.