План-конспект урока решения задач по физике в 7 классе.
УМК «Физика 7», автор А.В. Перышкин.
Тема урока: «Расчет скорости, пройденного пути и времени
движения».
Цель: формирование предметных, метапредметных и личностных
компетенций через анализ олимпийских видов спорта с точки зрения изучаемого
предмета.
Задачи: достижение планируемых результатов образования в ходе
решения задач (см. приложение 1).
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня я хочу начать урок с вопроса, на который вы все наверняка
знаете ответ. Какое важнейшее событие произошло в нашей стране, в нашем городе
в 2014 году. Конечно, зимние олимпийские игры! Какие виды спорта включены в
программу игр? Один из наиболее популярных зимних видов спорта в нашей стране –
хоккей на льду с шайбой. Интересно, что до сих пор
существует несколько мнений относительно родины хоккея на льду. Точно известно
лишь, что привезли его в Северную Америку англичане. Первыми играть в хоккей на
льду начали солдаты, расквартированные в канадской провинции Новая Шотландия. В
1879 году студенты монреальского университета Макгилла придумали первые правила
игры и организовали соревнования по хоккею на льду.
Первый официальный международный турнир среди мужских команд по хоккею
на льду состоялся на Олимпийских играх 1920 года.
Хоккей на льду среди женщин входит в программу Олимпийских игр с 1998
года.
Существует ли какая-нибудь связь между хоккеем и физикой? Объясните.
Хоккей невозможен без движения. Поэтому сегодня на уроке мы
отправляемся на хоккейный матч, который проходит в 2014 году на Большой ледовой
арене в Сочи.
2. Актуализация
опорных знаний.
Но прежде давайте
вспомним, что вам известно о движении и величинах, характеризующих движение
тела.
Опрос:
- Индивидуальные
задания:
а) Заполнить таблицу
(первый ученик заполняет таблицу на интерактивной доске)
Название величины
|
Обозначение
|
Единицы измерения
|
Скорость
|
|
|
Путь
|
|
|
Время
|
|
|
б) Рассказать о
скорости по плану (ученики отвечают по «цепочке» - друг за другом):
- что характеризует
- что показывает
- определение
-обозначение
- формула
- единицы измерения
в) Решить задачу (второй ученик решает на доске).
Хоккей - стремительная игра, поэтому у вратаря есть всего лишь 0,45
секунды для того, чтобы отреагировать на бросок, сделанный с 18,3 м от ворот.
Определите, с какой скоростью летит шайба.
г) Решить задачу (третий ученик решает на доске).
Скорость взрослых хоккеистов-любителей достигает 48 км/ч, а молодых
игроков (12 лет) — 593 м/мин. Упавший и скользящий по льду хоккеист может
двигаться со скоростью около 6,7 м/с. Сравните эти скорости.
- Фронтально:
а) Выложить с помощью карточек формулу скорости (все ученики
выкладывают формулу из подготовленных дома карточек с буквами: V, S, t)
Хоккей-игра, в которой есть правила. За соблюдением правил следят
судьи.
Сейчас вам предстоит решая задачи выбрать правильный ответ. Номер
ответа вы покажете карточкой с цифрой. Я читаю вопрос, считаю до трех и вы
показываете ответ. За соблюдением наших правил будут следить судьи на каждом
ряду (назначает учитель). Они же будут фиксировать правильность ваших ответов.
По результатам вашей работы каждый получит оценку.
б) Скорость шайбы 50м/с определите какой путь проходит шайба за 1с?
(ответ 3).
Ответы: 1. 25м 2. 100м 3. 50м
в) Средние показатели
времени пробега хоккеистами пятиметрового отрезка со старта: нападающие - 1,18
сек; защитники - 1,21 сек. У кого скорость больше? (ответ 1).
Ответы: 1. У
нападающего 2. У защитника
г) Покоится или
движется шайба в ловушке падающего вратаря?
1) относительно
льда (ответ 2)
2) относительно
вратаря (ответ 1)
Ответы: 1.
покоится 2. движется
в) На графике
изображена зависимость скорости движения хоккеиста Евгения Тимкина от времени.
Определите характер движения хоккеиста. (ответ 1).
Ответы: 1.
равномерное движение 2. неравномерное движение
Пока судьи выставляют оценки (5 правильных ответов-«5», 4 правильных
ответа-«4», 3 правильных ответа-«3») проведем проверку индивидуальных заданий
на доске. Выставление оценок.
3. Изучение нового материала.
Как рассчитать пройденный путь хоккеистом Тимкиным, если его скорость
равна 13 м/с, а время движения 2 секунды. Выложите формулу для расчета пути с помощью карточек.
Запись темы урока. Решение задач на доске, правильность оформления задачи. Постройте
график зависимости пути от времени движения этого хоккеиста.
Средние показатели
времени пробега хоккеистами пятиметрового отрезка со старта: нападающие - 1,18
сек; защитники - 1,21 сек. Объясните, какой из графиков подходит для
нападающих, а какой для защитников. Как найти время, за которое шайба,
брошенная хоккеистом Антоном Бабчуком в сторону ворот со скоростью 169,6 км/ч,
пролетит 25 метров? Выложите формулу с помощью карточек. Решим эту задачу.
На
графиках изображены зависимости пути от времени движения для хоккеистов Дмитрия
Власенкова и Тимофея Шишканова. Определите, кто движется с большей скоростью.
Постройте графики скорости каждого хоккеиста.
4. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Сегодня на уроке, решая хоккейные задачи, вы научились рассчитывать
путь, время и скорость движения тела. Дополним таблицу, которую заполняли в
начале урока столбцом «формула» и впишем новые формулы (ученики выполняют на
интерактивной доске).
Название величины
|
Обозначение
|
Формула
|
Единицы измерения
|
Скорость
|
|
|
|
Путь
|
|
|
|
Время
|
|
|
|
5. Закрепление. А теперь я вам прочитаю три задачи, которые
вы решите самостоятельно, а ответы закроют «форточки» в таблице.
«Задачи –
форточки».
- Скорость хоккеиста
48 км/ч. Какой путь он пройдет 1 минуту? (ответ: 0,8км =800м)
- Вычислите скорость
хоккеиста, если путь 5м он проходит за 1,18с. (ответ: 4,2м/с).
- За какое время
хоккейная шайба, имея скорость 7м/с, прошла расстояние 15 м? (ответ:
2,14с).
S
|
V
|
t
|
|
48км/ч
|
1мин.
|
5м
|
|
1,18с
|
15м
|
7м/с
|
|
6. Подведение итогов.
Итак, хоккейный матч закончился. Кстати, на сколько минут урок короче
хоккейного матча? (На 20 минут, т. к. хоккейный матч длится три периода по 20
минут). Подведем итоги, назовем победителей и проигравших – выставление оценок.
7. Домашнее
задание.
§ 16, 17 упр.5(2,4), придумать задачи со
спортивным содержанием.
Использованные источники:
1.
Перышкин А.В. Физика. 7 кл. - М.: Дрофа, 2008.
2. http://www.hawk.ru
3. http://www.allhockey.ru/
4. http://www.sovsport.ru/
5. «Авангард» - чемпион! История омского хоккея в
очерках и фотографиях» - Омск, издательство «Арена», 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.