Главная / Физика / Конспект урока по физике на тему "Работа и мощность электрического тока" (8 класс)

Конспект урока по физике на тему "Работа и мощность электрического тока" (8 класс)

Конспект урока физики 8 класс

на тему «Работа и мощность электрического тока»


Учитель: Умбетова Лейля Ибрагимовна.


Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Работа и мощность электрического тока».

Задачи урока:

- обеспечить выяснение зависимости между энергией, выделяемой на участке цепи, электрическим током и сопротивление этого участка цепи;

- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;

- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности



Ход урока:


1. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.


2. Проверка домашнего задания.

Вопросы /фронтальный опрос/:

  • - Какие виды соединения проводников вам известны? (Последовательное и параллельное)

  • - Что представляет собой последовательное соединение проводников? (Это такое соединение проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.)

  • - Что представляет собой параллельное соединение проводников? (Это соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяют к одной точке электрической цепи, а их концы к другой.)


Тест. Соединение проводников.  ( Слайд 3- ключ для проверки правильности выполнения теста)

Тест. Виды соединения проводников

1. Какая величина из перечисленных одинакова для всех последовательно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление.

2. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.

3. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?

А) при параллельном; Б) при последовательном; В) при параллельном и последовательном.

4. При последовательном соединении проводников верно, что ...
А. 1/R = 1/R
1 + 1/R2 + ... В. Rобщ больше большего из сопротивлений.
Б. R = R
1 + R2 + ... Г. Rобщ меньше меньшего из сопротивлений.


5. При параллельном соединении проводников верно, что ...
А. Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.
Б. R = R
1 + R2 + ...
В. Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений.
Г. 1/R = 1/R
1 + 1/R2 + ...


6. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, ...
А. сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
Б. нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
В. сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
Г. лампочка и резистор имеют равные сопротивления.

7. Напряжение на проводнике R1 4 В. Какое напряжение на проводнике R2?

R1

R2

А) 8 В; Б) 2 В; В) 4 В; Г) 16 В.



8. Для чего в электрической цепи применяют реостат?

А. для увеличения напряжения; В. для регулирования силы тока в цепи.

Б. для уменьшения напряжения; Г. для уменьшения сопротивления в цепи

9. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?

А. только 1; В. только 3;

Б. только 2; Г. 1 и 2.

1 2 3

10. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.

А. 50 Ом; Б. 60 Ом; В. 600 Ом; Г. 12 Ом.


Ответы: 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-Г; 6-В;7-В; 8-В; 9-Б; 10-Г.


9-10 правильных ответов оценка «5»; 7-8 ответов - «4»; 5-6 - «3»; менее 5 - оценка «2»



3. Актуализация субъектного опыта учащихся


Вопрос 1. Что называется механической работой ?


Механическая работа совершается, когда на тело действует сила и тело под действием этой силы перемещается.

Работа равна произведению силы на путь, пройденный телом под действием этой силы: A=FS

Вопрос 2. Что называется мощностью?


Быстрота совершения работы называется мощностью.

Мощность определяется отношением работы А к промежутку времени t, необходимому для ее совершения: N=A/t.


4. Изучение новых знаний и способов деятельности.


А. Чтобы определить какую работу совершает электрический ток необходимо ответить на несколько вопросов:

1. Что такое напряжение?

Напряжение показывает, какая работа совершается электрическим током по перемещению электрического заряда: U=A/q.

2. Что такое сила тока?

Сила тока показывает, какой электрический заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени: I=q/t.

Из приведенных выше формул следует:

A = U q (1)

q = I t (2)

Подставив (1) в (2), получим: A = U I t

Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа.

Единицы измерения работы – Дж (джоуль).

1 Дж = 1В*1А*1с

Таким образом, для измерения работы необходимо три прибора: амперметр, вольтметр и часы.

Работу тока (или израсходованную на совершения этой работы электроэнергию) измеряют с помощью специального прибора - электрического счетчика /слайд 4/.


Б. Электрическая мощность обозначается: Р. /слайд 5/

Т.к. мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени, то

Р= A/ t = U I t/ t = U I.

Единицы измерения мощности – Вт (ватты) .

1 Вт = 1А*1В

Таким образом, /слайд 7/ для измерения мощности необходимо два прибора: амперметр и вольтметр. Специальный прибор для измерения мощности тока - ваттметр.


В. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике /слайд 8/.

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t.Тогда

1Дж = 1Вт ∙ с.

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 г Вт · ч = 100 Вт · ч = 360 000 Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

А знаете ли вычто… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.   


Снятие показаний с электрических приборов:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/939281cd-a530-4889-95f5-864bfd70b9c9/8_187.swf


5. Физкультминутка.


Раз - подняться на носки и улыбнуться,

Два - руки вверх и потянуться,

Три - согнуться, разогнуться,

Четыре - снова всё начать,

Пять - поглубже всем вздохнуть,

Шесть - на пояс руки ставим,

Семь - повороты туловища начинаем,

Восемь - столько раз приседаем,

Девять - потягиваемся и отдыхаем,

Десять - урок наш продолжаем.



6. Первичная проверка понимания изученного.

Вопросы:

1. Что представляет собой работа электрического тока? (работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа)

2. С помощью, каких приборов можно измерить электрическую работу? (амперметр, вольтметр и часы, либо счетчик электроэнергии)

3. Что представляет собой электрическая мощность? (мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени)

4. С помощью, каких приборов можно измерить мощность тока? (амперметр и вольтметр, либо ваттметр)



7. Этап закрепления изученного

1) Тестирование 2 варианта по 5 заданий (взаимопроверка)

Тест по теме: «Работа электрического тока. Мощность электрического тока»

В-1

1. Чему равна работа электрического тока на участке цепи?

a) U = IR. б) q = It. в) A= Uq. г) A = Fs.

2. Как, зная, мощность электрического тока, найти напряжение и силу тока?

а) U = P/I и I = P/U. б) U = P/I и I = P/t. в) U = P/t и I = P/U.

3. Какие три прибора нужны для определения работы электрического тока?

а) Реостат, гальванометр, вольтметр. б) Вольтметр, аккумулятор, часы.

в) Амперметр, аккумулятор, вольтметр. г) Вольтметр, амперметр, часы.

4. С помощью, каких уже известных вам измерительных приборов можно определить мощность электрического тока?

а) Вольтметра и часов. б) Амперметра и часов.

в) Вольтметра и амперметра. г) Вольтметра и гальванометра.

5. В каких единицах измеряют работу электрического тока? Чему она равна?

а) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙мин. б) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙Кл∙с.

в) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙с. г) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙ч.

В-2

1. По какой формуле рассчитывают мощность электрического тока?

a) U = IR. б) A = Uq. в) q = It. г) Р = UI.

2. Как работа электрического тока на участке цепи выражается через силу тока в нем?

a) q = It. б) A=UIt. в) U=IR.

3. Чему равна единица электрической мощности ватт?

а) 1 Вт = 1 В∙1 Кл. б) 1 Вт = 1 В∙1 в) 1 Вт = 1 В∙1 А. г) 1 Вт = 1 В∙1 Дж.

4. В каких единицах выражают все величины для расчета работы электрического тока?

а) Вольтах, амперах, минутах. б) Вольтах, кулонах, часах.

в) Амперах, омах, секундах. г) Вольтах, амперах, секундах.

5. Выразите мощности тока, равные 3 МВт и 30 000 Вт в киловаттах.

а) 3000 кВт и 30 кВт. б) 300 кВт и 3 кВт. в) 30 000 кВт и 300 кВт.







Ответы - Тест по теме: «Работа электрического тока. Мощность электрического тока»



В-1:


1-в

2-а

3-г

4-в

5-в


В-2:


1-г

2-б

3-в

4-г

5-а




2) Выполнение интерактивного теста по теме: «Работа и мощность электрического тока» /Слайд 16/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7963-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html



9. Итоги, домашнее задание п.50, 51

Расчет потребления электроэнергии

Задание

  • Снимите показания счетчика электроэнергии в вашей квартире с интервалом в сутки.

  • В течение суток фиксируйте время включения и выключение электроприборов1. Для этого можно приготовить специальную таблицу, например такую:

Прибор

Мощность,
P, Вт

Мощность,P, кВт

Время включения

Время выключения

Время работы,t, час

Электроэнергия в сутки, Q, кВт/ч

Лампочки в комнате

360






Лампочка в кухне

100






Лампочка в туалете

60






Чайник

1200






Холодильник






1.3

Утюг

900






Стиральная машина

2000






Компьютер

350






Телевизор

250






  • Выполните расчет электроэнергии, израсходованной за сутки, и сравните с показаниями счетчика. Расчеты предпочтительно выполнять в электронных таблицах.

  • Какие электроприборы самые энергоемкие?

  • Для холодильника, как правило, указывается не мощность, а расход электроэнергии в сутки. Как рассчитать мощность холодильника за время его работы?

1Мощность приборов можно посмотреть по паспорту или найти на корпусе приборов. Если приборы включаются более одного раза за сутки их надо занести в таблицу несколько раз.


Теория по теме:  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf



10. Рефлексия /Слайд 18/

- Листок рефлексии  (Выберите смайлики, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).


Спасибо за урок.


Список использованной литературы

1. Физика. 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.

2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.

3. Чеботарева В.А. Тесты по физике. 8 класс – Издательство «Экзамен», 2009.

4. school47.coi.spb.ru›fizkultminutka.doc

5.http://ladanova.ucoz.com/load/planirovanie/kursy_kruzhki_i_mnogoe_drugoe/uroki_fiziki_8_klass/24-1-0-55

6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf

7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7963-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html








Конспект урока по физике на тему "Работа и мощность электрического тока" (8 класс)
  • Физика
Описание:

Конспект урока раскрывает понятие работы и мощности электрического тока,  содержит  тесты, позволяющие повторить пройденный материал, а также тесты, по проверке степени усвоения нового материала учащимися и интерактивные тесты.

Целью урока является организация деятельности по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Работа и мощность электрического тока».

К уроку разработана презентация "Работа и мощность электрического тока", которая соответствует конспекту урока и содержит наглядные материалы и исторические сведения.

Автор Умбетова Лейля Ибрагимовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1849
Номер материала 52530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓