Главная / Физика / Конспект урока по физике "Инерция" (7 класс)

Конспект урока по физике "Инерция" (7 класс)

Урок физики на тему «Инерция» в 7 классе


Цели:

1) сформировать понятие инерции;

2) учить умению находить в окружающем мире примеры проявления инерции

и объяснять их;

3) развивать логическое мышление, культуру речи.


Оборудование:

- инерционная машинка, брусок;

- листы бумаги;
- тележка, песок;

- мультимедийный проектор;

- компьютер.


Ход урока:

  1. Вступление

Сегодня наш урок мы посвящаем Галилею и его закону инерции (кадр 1)

Инерция жизни, инерция скуки,

Инерция мысли и бытия.

И если б не это,

В какой части света,

Не помня разлуки

Мог ныне быть.

(кадр 2)

Инерция (лат. inertia) – бездеятельность, неподвижность


Сегодня на уроке мы с вами должны: понять физический смысл понятий инерции; узнать из истории физики, как и какими учеными были введены это понятие; сформулировать закон инерции; выяснить применение инерции в жизни, в быту; выполнить тестовую работу.


Но сначала давайте повторим некоторые понятия:

2. Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация

Фронтальный опрос по вопросам:

- что такое механическое движение?

- какие физические величины характеризуют механическое движение?

- какое движение называют равномерным и прямолинейным?

- какое движение называют неравномерным?

- может ли тело, находящееся в относительном покое, само начать двигаться?

- увеличить скорость? Уменьшить скорость?


  1. Объяснение материала

Молодцы. Ну, теперь посмотрим как вы эти знания примените на практике.


ОПЫТ 1: На столе лежит мяч. Что нужно сделать, чтобы он изменил свою скорость?

(толкнуть, дунуть, толкнуть стол, пнуть…)

- Правильно, т.е. на него надо произвести воздействие.

- А вот очень давно возник спор двух великих учёных (кадр 3)


Аристотель Галилей Спор великих:

Чтобы скорость тела была неизменной,

Аристотель: Нужно толкать Галилей: Не нужно тормозить


Закон движения Аристотеля:

Чтобы тело равномерно двигалось, на него должно действовать другое тело.

«Природа не терпит пустоты» 2000 лет


Закон движения Галилея:

Тело, свободное от воздействий, движется с постоянной скоростью. При действии на тело другого тела, оно изменяет свою скорость.


Вывод (кадр 4)

изменение скорости тела происходит в результате действия на него другого тела.


ОПЫТ 2: Инерционная машина без препятствия двигается долгое время, можно предположить, что прямолинейно и равномерно.

Ставим на пути брусок, останавливается. Почему?

(брусок является препятствием, скорость резко уменьшается)


(кадр 5)

-Ещё Галилей сделал такой вывод:

«Когда тело движется по горизонтальной поверхности, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и прямолинейным и продолжалось бы постоянно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца»


Напоминаю, «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие. Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 41) определение инерции (кадр 6)

Инерция- явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.


4. Закрепление

ОПЫТ 3: (кадр 7) К штативу на нитке привязан груз, к грузу привязывают нитку

(2 штуки).

1. Если резко дернуть за нижнюю нитку, то оборвется нижняя нитка.

2. Если медленно тянуть за нижнюю нитку, оборвется верхняя нитка. Объясните явления.


Развитие знаний при решении творческих задач:

Давайте путешествуем на автобусе (кадр 8)

  • Автобус, в котором вы едете, начинает резко тормозить. Что происходит с вами? Почему? (вперёд, т.к. тело по инерции продолжает движение)

  • Автобус резко трогается с места. Что происходит с вами? Почему?

(назад, сохраняем положение покоя)

Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров вовремя поездки в автомобиле. Представьте, что я — водитель с рулём, а вы пассажиры (повернуться к учащимся спиной) (кадр 9) Я:

• резко трогаюсь с места.

• поворачиваю направо,

• поворачиваю налево,

• резко торможу.


Проанализируем, что произошло бы в этих случаях (учащиеся подводятся к выводу: инерция проявляется, если изменяется значение скорости тела или ее направление) Думается, что после такой поездки вы никогда не забудете о ремнях безопасности. Ремни безопасности пристегивают в автомобиле, чтобы они удерживали пассажиров при внезапной остановке или резком торможении машины.

Автомобиль и человек, находящийся в нем, движутся с одинаковой скоростью. Однако, когда автомобиль быстро замедляет свой ход (внезапно сбрасывает скорость), пассажир, не привязанный ремнем безопасности к сиденью, продолжает двигаться вперед по инерции с прежней скоростью, и может расшибить себе лоб.



Давайте ещё подумаем (кадр 10)

На рисунке изображена поверхность жидкости в цистерне бензовоза. В каком случае бензовоз движется равномерно? В каком случае его скорость увеличивается? уменьшается?

(1-равномерно; 2-тормозит; 3- ускоряется)



5. Проверка знаний

Тест к уроку "Инерция"

1 вариант:

1. Стоящий в автобусе пассажир непроизвольно сдвинулся вперед. Чем это вызвано? Выберите правильное утверждение:

а) Автобус увеличил свою скорость.

б) Автобус сделал разворот.

в) Автобус уменьшил свою скорость.


2. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется?


а) Останется на месте.

б) Улетит вперед через голову лошади.

в) Упадет назад.


3. К потолку каюты равномерно идущего теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет ускоренно?


а) Шар пойдет вперед.

б) Остается на месте.

в) Качнется назад.


Ответы: 1 в), 2 б), 3 в).


2 вариант:

1. Куда отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево? Выберите правильное утверждение.


а) Налево.

б) Направо.

в) Прямо по ходу движения автобуса.


2. Как поведет себя споткнувшийся человек?


а) Останется на месте.

б) Улетит вперед.

в) Упадет назад.


3. К потолку каюты равномерно идущего теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход повернет направо?


а) Повернет налево.

б) Повернет направо.

в) Двинется прямо по ходу движения теплохода.

Ответы: 1 б), 2 б), 3 а).


(кадр 12)

  • Заметили ли вы, что в течение урока пролетели в пространстве около 80 000 км? А почему не заметили? Ведь расстояние-то немалое – две кругосветки.

(Скорость движения Земли вокруг Солнца V=30 км/с)


6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Наш урок «Инерция» завершается. Сегодня мы познакомились с понятием инерция, которое мы встречаем в жизни очень часто. Предлагаю дома привести примеры явления в быту, в технике и в спорте. Начнём следующий урок с разбора таблицы.


«Примеры инерции»:


в быту

в технике

в споте

Запнулся - упал вперёд

Поездка в автотранспорте

На финише сразу не останавливаемся





Прочитайте § 17 и ответьте на вопросы к параграфу. Желаю успехов!

(кадр 13)

Конспект урока по физике "Инерция" (7 класс)
  • Физика
Описание:

Цель данного урока - понять физический смысл понятия инерция; узнать из истории физики, как и какими учёными, было введено это понятие; сформулировать закон инерции; выяснить применение понятия инерции в жизни, в быту; напомнить учащимся о правилах техники безопасности при поездке в транспорте.

Урок проводится с демонстрацией презентации по данной теме, проводятся экспекрименты, наглядно показывающие явление инерции.

так - на уроке проводтся тестовая работа, закрепляющая знания учащихся по данной теме и предлагается заполнить таблицу "Примеры инерции в быту, транспорте и спорте". 

Автор Бабурина Надежда Валерьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 3944
Номер материала 2090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓