Главная / Физкультура / конспект урока по физической культуре для 5 класса на тему: "Утренняя гимнастика"

конспект урока по физической культуре для 5 класса на тему: "Утренняя гимнастика"

Конспект урока по физической культуре

для 5 класса

«Утренняя гигиеническая гимнастика».


Задачи урока:

образовательная задача – освоение учащимися правил составления комплекса утренней зарядки;

развивающая задача – развить потребность в ежедневном выполнении комплекса утренней зарядки;

воспитательная задача – развитие коммуникативной культуры – умение обобщать и отстаивать свою точку зрения;


Вводная часть урока – 10 – 12 минут

1. Построение. Приветствие.

2. Беседа.

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.

Очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.

Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека.

Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.

Поэтому целью урока является научиться правильно, подбирать упражнения для составления комплекса упражнений утренней гимнастики.

- каждый комплекс должен быть составлен в соответствии с алгоритмом;

- при правильном составлении комплекса каждое упражнение будет способствовать пробуждению организма от сна;

- каждая группа должна будет сформулировать требования к организации и проведению комплекса утренней гимнастики:

А) к одежде

Б) к помещению

В) к музыкальному сопровождению

Г) к организации занятий.

Критерии оценивания выполненных проектов:

«5» - комплекс составлен в соответствии с алгоритмом, составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики;

«4» - комплекс составлен с небольшими нарушениями алгоритма, составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики;

«3» - комплекс составлен с нарушениями алгоритма, не составлены требования к организации и проведению утренней гимнастики.


Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке

Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.
  Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки

* устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
*  увеличить тонус нервной системы
* усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других)

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
  Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики

Упражнения на потягивание
Различные виды ходьбы
Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)
Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)
*  Танцевальные движения

*  Бег трусцой и легкие прыжки
Дыхательные упражнения

Здоровому человеку начать комплекс гимнастики можно с упражнений на потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы (простая ходьба, ходьба с различными движениями руками, ходьба в полуприседе, танцевальные шаги, элементы степ-аэробики и др.), потом - общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, закончить которые можно легким бегом или прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.


Основная часть урока – 25- 30 минут.

1. Деление учащихся на 4 группы.

2. Выполнение упражнений по станциям.

Каждая группа, переходя от одной станции к другой:

2.1 выполняет предложенные им упражнения и из них выбирает упражнения, которые считают наиболее приемлемыми при составлении комплекса утренней гигиенической гимнастики;

2.2 в процессе выполнения упражнений составляет требования к организации и проведению утренней гимнастики.

3. Каждая группа представляет свой комплекс упражнений для проведения утренней гигиенической гимнастики.

4. Обсуждение составленных комплексов учащимися.

5. Рефлексия (почему выбрали в комплекс утренней гигиенической гимнастики то или иное упражнение, обоснуйте).


Заключительная часть – 5 -8 минут

1. Построение.

2.Выводы:
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.

Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой:

Гигиена - наука о создании условий для сохранения здоровья человека.

Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке.

Требования к одежде

одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается настроение.

Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.
Требования к помещению

Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.

В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов - солнца, воздуха, - которые оказывают закаливающий эффект.

Требования к музыкальному сопровождению

Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.

Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.

Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.

Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.


3. Выставление оценок учащимся за урок.











Станция № 4

Упражнения для подготовки к утренней гимнастике


Упражнения для головы

Станция №1

Упражнения для плеч


Упражнения для рук

Станция №2

Упражнения для туловища


Упражнения для ног

Станция №3

Упражнения завершающие утреннюю гимнастику


Упражнения на дыхание





Оранжевая зона

Упражнение №1

И.П. – лёжа на полу

На 1-2 – поднять ноги по прямым углом

На 3-4 – опустить в исходное положение

Дозировка – 10-15 раз.

Упражнение№2

И.П. – О.С.

Ходьба на месте под музыку. Дыхание равномерное.

В течение 30 секунд.

Упражнение №3

И.П. – стоя у стены, прижаться к стене затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

На 1-4 отойти от стены, удерживая положение тела в течение 15 секунд.

Вернуться в исходное положение.

Дозировка – 10 15 раз.

Упражнение №4

И.П. – О.С., руки на поясе

На 1-4 выполнять поочерёдные наклоны головы влево, вправо, вперёд и назад.

Дозировка – 6-8 раз.

Упражнение №5

И.П. – руки на поясе, ноги на ширине плеч.

На 1-4 выполнять круговые движения головой вправо, на 5-8 круговые движения головой влево.

Дозировка – 6-8 раз.


Розовая зона

Упражнение №1

И.П. – сидя на стуле, ноги на гимнастической палке.

Надавливая на гим. палку катать её от пальцев ступней до пятки и обратно.

Дозировка – 15-20 раз.

Упражнение №2

И.П. – О.С.

На 1-2 поднять и опустить правое плечо

На 3-4 поднять и опустить левое плечо.

Дозировка – 6-8 раз каждое плечо.

Упражнение №3

И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

На 1-2 выполнить рывки руками перед грудью

На 3-4 рывки, руки в сторону.

Дозировка – 6-8 раз.

Упражнение №4

И.П. – руки к плечам, ноги на ширине плеч.

На 1-3 круговые движения руками вперёд

На 4-6 круговые движения руками назад

Дозировка – 6-8 раз

Упражнение №5

И.П. – лёжа на животе, согнутыми руками упираться перед собой.

На 1-3 – выпрямляя руки, прогнуться

На 4 вернуться в и.п.

Дозировка - 10-15 раз



Синяя зона

Упражнение №1

И.П. – о.с., руки на поясе

На 1-3 – прыжки на месте

На 4 - поворот на 180 градусов

Дозировка – 8-10 раз

Упражнение №2

И.П. – о.с.

Бег трусцой на месте

Дозировка – 30 секунд.

Упражнение №3

И.П. – О.С.

На 1-2 – поднимаясь на носки, поднять руки вверх, потянуться

На 3-4 – вернуться в и.п.

Дозировка – 5-7 раз

Упражнение №4

И.П. – лёжа на спине.

На 1-4 – медленно поднимать ноги за голову

На 5-8 – вернуться в и.п.

Упражнение №5

И.П. – О.С., руки прижаты к груди

На 1-2 – развести руки в стороны, глубокий вдох

На 3-4 – прижать руки к груди, полный выдох.

Дозировка – 6-7 раз.



Зелёная зона

Упражнение №1

И.П. – О.С., на голове книга.

Сделать десять шагов вперёд, повернуться кругом и вернуться в и.п.

Книга не должна упасть с головы.

Упражнение №2

И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд.

На 1-2 – выполнить мах левой ногой к правой руке, вернуться в и.п.

На 3-4 – выполнить мах правой ногой к левой руке, вернуться в и.п.

Дозировка – 6-8 раз

Упражнение №3

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

На 1-4 – выполнить круговые вращения туловищем вправо

На 5-8 – выполнить круговые вращения туловищем влево

Дозировка – 5-7 раз в каждую сторону.

Упражнение №4

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе

На 1-4 – поднять правую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона влево и вернуться и.п.

На 5-8 – поднять левую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона вправо и вернуться в и.п.

Упражнение №5

И.П. – О.С.

На 1-3 выполнить выпад правой ногой вперёд, сделать три покачивания

На 4 – вернуться в и.п.

На 5-8 тоже самое с левой ноги.


конспект урока по физической культуре для 5 класса на тему: "Утренняя гимнастика"
  • Физкультура
Описание:

На уроках физической культуры бывает сложно обозначить проблему и определить пути её решения, так как устоявшиеся традиции сложно менять. Для многих привычен традиционный урок и от этого сложно порой уйти. Но физкультуру можно и нужно преподавать по новому, как бы это не было трудно.

Данный урок разработан по технологии проблемного обучения, он позволяет детям самостоятельно искать пути решения поставленных задач.

Всем известный метод круговой тренировки, когда несколько задач можно решить путём распределения их по станциям, даёт нам возможность для оптимизации учебного процесса и развития у детей физкультурной самостоятельности.

Автор Шейко Валентина Владимировна
Дата добавления 22.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Конспекты
Просмотров 1596
Номер материала 54675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓