Конспект урока по физической культуре
для 5 класса
«Утренняя гигиеническая гимнастика».
Задачи урока:
образовательная
задача – освоение учащимися правил составления комплекса утренней
зарядки;
развивающая задача –
развить потребность в ежедневном выполнении комплекса утренней зарядки;
воспитательная
задача – развитие коммуникативной культуры – умение обобщать и отстаивать
свою точку зрения;
Вводная часть
урока – 10 – 12 минут
1. Построение.
Приветствие.
2. Беседа.
В современном
обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов:
эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические
условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической
активностью. Действие неблагоприятных факторов окружающей среды и
малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на
организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию
различных заболеваний.
Очень важно применять
комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья
организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается
высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим
самочувствием, внутренним душевным комфортом.
Одним из мероприятий,
оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя
гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс
перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений
утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека.
Как и большинство
воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее
грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма
после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.
Поэтому целью
урока является научиться правильно, подбирать упражнения для
составления комплекса упражнений утренней гимнастики.
- каждый комплекс
должен быть составлен в соответствии с алгоритмом;
- при правильном
составлении комплекса каждое упражнение будет способствовать пробуждению
организма от сна;
- каждая группа
должна будет сформулировать требования к организации и
проведению комплекса утренней гимнастики:
А) к одежде
Б) к помещению
В) к музыкальному
сопровождению
Г) к организации
занятий.
Критерии оценивания
выполненных проектов:
«5» - комплекс
составлен в соответствии с алгоритмом, составлены требования к
организации и проведению утренней гимнастики;
«4» - комплекс
составлен с небольшими нарушениями алгоритма, составлены требования к
организации и проведению утренней гимнастики;
«3» - комплекс
составлен с нарушениями алгоритма, не составлены требования к
организации и проведению утренней гимнастики.
Физические
упражнения, применяемые в утренней зарядке
Поскольку организм
после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования,
применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней
мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики
доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно
скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней
зарядки
* устранить некоторые
последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
* увеличить тонус нервной системы
* усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной,
системы желез внутренней секреции и других)
Решение этих задач
позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую
работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных
физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного
человека.
В результате
грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная
возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается
кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных
веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство
сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая
работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики
* Упражнения на потягивание
* Различные виды ходьбы
* Общеразвивающие упражнения (наклоны,
повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)
* Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)
* Танцевальные движения
* Бег трусцой и легкие прыжки
* Дыхательные упражнения
Здоровому человеку
начать комплекс гимнастики можно с упражнений на потягивание, затем выполнить
различные виды ходьбы (простая ходьба, ходьба с различными движениями руками,
ходьба в полуприседе, танцевальные шаги, элементы степ-аэробики и др.), потом -
общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, закончить которые можно
легким бегом или прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными
упражнениями.
Основная часть
урока – 25- 30 минут.
1. Деление учащихся
на 4 группы.
2. Выполнение
упражнений по станциям.
Каждая группа,
переходя от одной станции к другой:
2.1 выполняет
предложенные им упражнения и из них выбирает упражнения, которые
считают наиболее приемлемыми при составлении комплекса утренней
гигиенической гимнастики;
2.2 в процессе
выполнения упражнений составляет требования к организации и проведению
утренней гимнастики.
3. Каждая группа
представляет свой комплекс упражнений для проведения утренней
гигиенической гимнастики.
4. Обсуждение
составленных комплексов учащимися.
5. Рефлексия (почему
выбрали в комплекс утренней гигиенической гимнастики то или иное
упражнение, обоснуйте).
Заключительная
часть – 5 -8 минут
1. Построение.
2.Выводы:
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики,
разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна,
позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и
эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления
здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний,
обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.
Зарядка увеличивает
общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные
последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней
зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение,
самочувствие и активность человека.
Гигиенические
требования к организации занятий утренней гимнастикой:
Гигиена - наука о создании условий для сохранения
здоровья человека.
Гигиеническая
гимнастика — это система
простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего
состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных
периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке.
Требования к
одежде
одежда для занятий
должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда
одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В
красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается
настроение.
Если занятие проходит
на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в
помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.
Требования к помещению
Помещение для занятий
должно быть относительно просторным, хорошо
проветренным, чистым, с хорошим освещением.
В теплое время года
зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на
только действие физических упражнений, но естественных природных факторов -
солнца, воздуха, - которые оказывают закаливающий эффект.
Требования к
музыкальному сопровождению
Упражнения утренней
гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.
Громкость музыки не
должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как
чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной
системе.
Бодрая ритмичная веселая
музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает
желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения,
снижая вялость после сна.
Следует избегать
использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна,
находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к
подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.
Для поддержания
интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.
3. Выставление оценок учащимся за урок.
Станция № 4
|
Упражнения для
подготовки к утренней гимнастике
|
|
Упражнения для головы
|
Станция
№1
|
Упражнения для плеч
|
|
Упражнения для рук
|
Станция
№2
|
Упражнения для туловища
|
|
Упражнения для ног
|
Станция
№3
|
Упражнения завершающие
утреннюю гимнастику
|
|
Упражнения на дыхание
|
Оранжевая зона
Упражнение
№1
И.П. – лёжа на полу
На 1-2 – поднять
ноги по прямым углом
На 3-4 – опустить в
исходное положение
Дозировка – 10-15
раз.
|
Упражнение№2
И.П. – О.С.
Ходьба на месте под
музыку. Дыхание равномерное.
В течение 30
секунд.
|
Упражнение
№3
И.П. – стоя у
стены, прижаться к стене затылком, лопатками, ягодицами и пятками.
На 1-4 отойти от
стены, удерживая положение тела в течение 15 секунд.
Вернуться в
исходное положение.
Дозировка – 10 15
раз.
|
Упражнение
№4
И.П. – О.С., руки
на поясе
На 1-4 выполнять
поочерёдные наклоны головы влево, вправо, вперёд и назад.
Дозировка – 6-8
раз.
|
Упражнение
№5
И.П. – руки на
поясе, ноги на ширине плеч.
На 1-4 выполнять
круговые движения головой вправо, на 5-8 круговые движения головой влево.
Дозировка – 6-8
раз.
|
Розовая зона
Упражнение
№1
И.П. – сидя на
стуле, ноги на гимнастической палке.
Надавливая на гим.
палку катать её от пальцев ступней до пятки и обратно.
Дозировка – 15-20
раз.
|
Упражнение
№2
И.П. – О.С.
На 1-2 поднять и
опустить правое плечо
На 3-4 поднять и
опустить левое плечо.
Дозировка – 6-8 раз
каждое плечо.
|
Упражнение
№3
И.П. – ноги на
ширине плеч, руки перед грудью.
На 1-2 выполнить
рывки руками перед грудью
На 3-4 рывки, руки
в сторону.
Дозировка – 6-8
раз.
|
Упражнение
№4
И.П. – руки к
плечам, ноги на ширине плеч.
На 1-3 круговые
движения руками вперёд
На 4-6 круговые
движения руками назад
Дозировка – 6-8 раз
|
Упражнение
№5
И.П. – лёжа на
животе, согнутыми руками упираться перед собой.
На 1-3 – выпрямляя
руки, прогнуться
На 4 вернуться в
и.п.
Дозировка - 10-15
раз
|
Синяя зона
Упражнение
№1
И.П. – о.с., руки
на поясе
На 1-3 – прыжки на
месте
На 4 - поворот на
180 градусов
Дозировка – 8-10
раз
|
Упражнение
№2
И.П. – о.с.
Бег трусцой на
месте
Дозировка – 30
секунд.
|
Упражнение
№3
И.П. – О.С.
На 1-2 – поднимаясь
на носки, поднять руки вверх, потянуться
На 3-4 – вернуться
в и.п.
Дозировка – 5-7 раз
|
Упражнение
№4
И.П. – лёжа на
спине.
На 1-4 – медленно
поднимать ноги за голову
На 5-8 – вернуться
в и.п.
|
Упражнение
№5
И.П. – О.С., руки
прижаты к груди
На 1-2 – развести
руки в стороны, глубокий вдох
На 3-4 – прижать
руки к груди, полный выдох.
Дозировка – 6-7
раз.
|
Зелёная зона
Упражнение
№1
И.П. – О.С., на
голове книга.
Сделать десять шагов
вперёд, повернуться кругом и вернуться в и.п.
Книга не должна
упасть с головы.
|
Упражнение
№2
И.П. – ноги на
ширине плеч, руки вперёд.
На 1-2 – выполнить
мах левой ногой к правой руке, вернуться в и.п.
На 3-4 – выполнить
мах правой ногой к левой руке, вернуться в и.п.
Дозировка – 6-8 раз
|
Упражнение
№3
И.П. – ноги на
ширине плеч, руки на поясе.
На 1-4 – выполнить
круговые вращения туловищем вправо
На 5-8 – выполнить
круговые вращения туловищем влево
Дозировка – 5-7 раз
в каждую сторону.
|
Упражнение
№4
И.П. – ноги на
ширине плеч, руки на поясе
На 1-4 – поднять
правую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона влево и вернуться и.п.
На 5-8 – поднять
левую руку вверх, выполнить три пружинящих наклона вправо и вернуться в и.п.
|
Упражнение
№5
И.П. – О.С.
На 1-3 выполнить
выпад правой ногой вперёд, сделать три покачивания
На 4 – вернуться в
и.п.
На 5-8 тоже самое с
левой ноги.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.