Главная / История / Конспект урока по духовному краеведению Подмосковья (4 класс) Тема: « Святой источник Сергия Радонежского в Протопопово».

Конспект урока по духовному краеведению Подмосковья (4 класс) Тема: « Святой источник Сергия Радонежского в Протопопово».

Издавна Коломна известна, как «город Димитрия Донского». Об этом свидетельствует память народная, археологические,  архитектурные и церковные памятники. Но трудно представить себе эпоху 2-й половины XIV в. без такой фигуры, как св. Сергий Радонежский. Конечно, и в Коломне этот знаменитый  подвижник оставил глубокий след, о чем особенно важно вспомнить в год 600-летия Святого.
Мы не располагаем точными документированными  свидетельствами о каждом пребывании в нашем городе   преподобного Сергия. Таких свидетельств и не могло остаться, поскольку движение отдельных людей, даже таких, как св. Сергий, фиксировалось летописцем лишь в том случае, если они выполняли важное дипломатическое поручение или принимали участие в значительном государственном событии. Народные  сказания Коломны сообщают, однако, что Сергий бывал здесь часто, и у нас есть основания  верить этим рассказам.
Дважды Коломна в письменных источниках прямо связывается с Сергием Радонежским - и оба раза при обстоятельствах, имеющих громадное духовное и политическое значение.

1. Основание Старо-Голутвина монастыря.

hello_html_md5a8c8e.jpg

В 1374 г., незадолго до Куликовской битвы, на слиянии Москвы-реки с Окою был основан св. Сергием Голутвин Богоявленский мужской монастырь. Обитель призвана была осуществлять особую миссию. И дело не только в стратегическом значении места (на слиянии рек, у Окского брода, с которого в случае опасности   вражеского набега можно было подать весть коломенской крепости). Судя по тому, что в монастыре возводится каменный собор, князь московский (а только он был в состоянии осуществить подобного рода постройку) придавал монастырю важное духовное значение. Каменные постройки в XIV—XV вв. вообще были большой редкостью. Троице-Сергиев монастырь, например,   при жизни своего основателя не имел каменных храмов.
Первым игуменом и строителем Голутвина   монастыря стал один из ближайших учеников Сергия — Григорий, почитаемый в   кругу   Троице-Сергиевских святых как Григорий Голутвинский. Обилие реликвий, связанных  с преподобным  Сергием, говорит о его частом пребывании на коломенской земле.

2. Примирение князей.

Особенно жестокой междоусобицей,  потрясающей   единство Руси, была застарелая   распря между Москвой и Рязанью.  В конце XIV в конфликт разгорелся с наибольшим ожесточением. В 1385 ., в отместку за нападение на Рязань, Олег Рязанский сжег Коломну. Димитрий Донской  вынужден был обратиться к св. Сергию, и тот отправился в Рязань на переговоры. Ему удалось убедить Князя Олега оставить распри; в Голувин монастырь   они   явились вместе. Недалеко от Коломны заключено было, благодаря посредничеству Сергия,  соглашение о мире, прекращалась война, закреплялись границы. Олег Рязанский признал себя «молодшим братом»  Московскому Князю.
В свете татарской и литовской военной опасности это соглашение имело важное, если не решающее значение.

3. Святой колодец.

Недалеко от Голутвина, по берегу Оки, в Колычеве, до сих пор сохранился источник, появление которого народная память связывает с Сергием Радонежским. Говорили, что св. Сергий ударил своим посохом оземь - и открылась вода. Источник издавна почитали, называя его Святым колодцем. Из него никогда не брали воду для бытовых нужд.

4. Реликвии св. Сергия.

Долгое время в Голутвине монастыре сохранялись предметы, связанные с памятью святого: его ризы, крест (очевидно, напрестольный). Посох    св. Сергия также хранился в обители. К сожалению, ни одна из этих святынь не дошла до нашего времени.

5. Почитание памяти.

Каменная церковь св. Сергия Радонежского упоминается среди построек Старо-Голутвина монастыря с 70-х гг. XVIв. Позже храм неоднократно перестраивался. Последняя   переделка производилась в 1828—1833 гг. Это отличный пример ампирного стиля — двухъярусный храм со стройной ротондой. Церковь была теплой, смежной с настоятельскими кельями. Храм освящен 2 сентября (ст. ст.) 1833 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). В Ново-Голутвине  монастыре старинная Покровская церковь в первой четверти XIX в. была переосвящена в память преподобного Сергия. Это еще раз свидетельствует об особом почитании святого в нашем городе.
В Богоявленской церкви города Коломны и по сию пору хранится икона св. Сергия Радонежского с частицей мощей святого. В дни памяти Преподобного ее выносят из алтаря к народу. Недавно икона была похищена; ее, однако, нашли и вернули в храм.

Роман Гацко, историк и краевед.

Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца
Память его 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля

hello_html_1f4f1d3c.jpg


Преподобный и Богоносный отец наш Сергий родился в 1314 году от Рождества Христова в городе Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии. По рождении он был назван Варфоломеем. От дня рождения сей дивный младенец по средам и пятницам не вкушал никакой пищи. Это было началом великого воздержания и поста, которые потом он показал в совершенном возрасте. Когда же ему исполнилось семь лет от рождения, он начал учиться грамоте, но учение, нhello_html_m260e069b.jpgесмотря на все его старания, не давалось ему из-за плохой памяти. Это очень огорчало Варфоломея. Однажды, любя уединение и безмолвие, он пошел в лес и там увидел некоего инока, который стоял на молитве. Варфоломей приблизился к нему и остановился, ожидая, когда он кончит молитву. «Что надо тебе, чадо?» — спросил его инок. «Отдан я, отче, учиться грамоте, — отвечал отрок, — и плохо понимаю то, что говорит мне мой учитель. Об этом я очень скорблю и не знаю, что мне делать. Умоляю тебя, помолись за меня Богу, чтобы Он по молитвам твоим вразумил меня». Инок помолился, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, да даст тебе Бог понять все, что нужно для тебя, чтобы ты мог потом и других научить». После сего он начал быстро преуспевать в учении.
Возрастая телом, он в то же время возрастал и духом: любил пост и воздержание, избегал обыкновенных детских игр, прилежно читал слово Божие, научаясь той премудрости, начало которой есть страх Божий, и, таким образом, восходя от силы в силу, возрастал в мужа совершенна.
С течением времени родители его переселились из города Ростова на место, называемое Радонеж. По переселении сюда они вскоре умерли, оставив ему большое наследство. Раздав все бедным и не оставив ничего себе, он удалился в пустыню, построил там хижину и, пребывая в ней, весь отдался духовным подвигам и непрестанной молитве Богу.
Через несколько времени пришел к нему в пустыню один инок, по имени Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, имея от роду 23 года. Несколько дней пробыл инок с Сергием и потом сказал ему: «Чадо, я ухожу отсюда, предав тебя в рhello_html_m5588a36b.jpgуки Божий», — а провидя будущее, прибавил: «На сем же месте будет некогда великая и славная обитель». Сказав это, инок помолился и ушел. Оставшись один, Преподобный Сергий продолжал подвизаться в благочестивой жизни, умерщвляя плоть свою постоянным бодрствованием, постом и различными трудами. В зимнее время, когда от морозов расседалась земля, он, как бы бесплотный, не защищал себя одеждою от холода. Не терпя его подвигов, бесы старались прогнать его с того места. Являясь ему в образе зверей или змей, они со всей свирепостью устремлялись на него, чтобы устрашить его. Преподобный молитвой прогонял их от себя и страх, наводимый ими на него, побеждал великодушием. Однажды ночью целый полк бесовский сделал нападение на него, и бесы с великой яростью кричали ему: «Уйди из сего места, уйди, чтобы не погибнуть тебе!» И когда они говорили это, большой пламень исходил из уст их. Он же, вооружившись молитвою, прогнал их и не чувствовал никакого страха, поя и славя Бога. Скоро слава о нем начала распространяться повсюду, и многие из окрестных городов и селений, ради пользы духовной, начали приходить к нему, а иные даже желали жить вместе с ним, чтобы пользоваться его наставлениями.
Преподобный с любовью принимал всех приходящих к нему. Сначала он построил небольшой храм, который был освящен во имя Святой Троицы, по повелению митрополита Московского Феогноста, а потом устроил монастырь, который в настоящее время называется Троице-Сергиевой Лаврой. По усиленной просьбе собравшихся к нему иноков, он принял священный сан, был рукоположен в него епископом Афанасием, и начал мудро пасти вверенное ему словесное стадо Христово. По принятии Преподобным священного сана диавол снова начал свои нападения на него. Преобразившись во множество змей, он вошел в его келлию, так что вся она наполнилась змеями. Преподобный начал молиться, и бесы, подобно дыму, исчезли. С этого времени ему дана была от Бога власть над духами нечистыми, и они уже не смели приближаться к нему. Слух о нем продолжал распространяться все более и более и достиг даже отдаленных мест. По слуху пришел к нему из Смоленска один архимандрит, именем Симон, который принес с собой большое богатство и вручил его Преподобному, с тем, чтобы он построил более обширный храм, и самого себя отдал в полное послушание ему. При помощи Божией, на эти средства Преподобный Сергий скоро построил большой храм и распространил монастырь.
Однажды в монастыре случился недостаток в пище, и иноки, пробыв без нее три дня, предались великой скорби. По уставу же Преподобного, никто из них не мог выходить из монастыря, и даже для того, чтобы попросить себе хлеба у мирян. Иноки, мучимые голодом, начали роптать на него: «До каких же пор ты будешь возбранять нам выход из монастыря? Потерпим еще одну ночь, — говорили они, — а завтра уйдем отсюда, чтобы не умереть нам от голода». Преподобный утешал их, представляя им примеры из жизни святых Божиих, которые ради Господа терпели много скорбей, и в том числе голод, жажду и наготу. Утешая их, он указывал им на Промысл Божий, приводя слова Христовы: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их...» (Мф. 6, 26). «Если Бог питает птиц небесных, — говорил он, — то неужели Он не может напитать нас? Ныне настало для нас время терпения, а мы явились нетерпеливыми, не желая перенести кратковременного искушения, случившегося с нами. Если бы мы благодарно приняли его, то это принесло бы нам великую пользу. Ныне у нас на малое время случилось оскудение, а завтра будет изобилие всех благ». И это предсказание Преподобного исполнилось. Нhello_html_1492b2f6.jpgа другой день рано утром в монастырь прислано было одним неизвестным благодетелем множество печеных хлебов, рыбы и иных различных приготовленных яств. «Один христолюбец, — сказали принесшие пишу, — прислал с нами все это авве (отцу) Сергию и живущим с ним братиям». Пищи этой было принесено так много, что после трапезы осталось еще на несколько дней. «Видите, — сказал Преподобный братии, — и подивитесь, — как Бог награждает за терпение, ибо Он не забывает убогих Своих до конца и никогда не оставит сего святого места и живущих в нем рабов Своих, служащих Ему день и ночь».
Пhello_html_4eb5f045.jpgреподобный Сергий, придя в пустыню, не без намерения поселился вдали от воды, а ради умножения труда, чтобы ношением воды утруждать свое тело. Когда же, по изволению Божию, в этом безводном месте умножилось число иноков и устроился монастырь, то отсутствие воды стало представлять много затруднений и неудобств. Поэтому многие из иноков начали роптать за это на Преподобного и говорили: «Зачем он избрал для себя это безводное место и для чего устроил здесь монастырь?» Преподобный на это отвечал им: «Я, братие, сначала хотел один жить тут в безмолвии, но так как Богу угодно было, чтобы на сем месте был монастырь, то Он даст и воду, hello_html_27d872e.jpgтолько не изнемогайте в терпении, а с верою молитесь Ему. Если непокорным людям Он некогда источил из камня воду в пустыни, то тем более не оставит без воды вас, трудящихся ради Него». После сего, взяв с собою одного из иноков, он тайно пошел в одно место, которое было недалеко от монастыря и где никогда не было воды. Придя туда, он увидел на земле небольшое углубление, наполненное дождевой водой, и, преклонив колена, начал усердно молиться Богу. И вдруг, по его молитве, на этом месте образовался большой источник воды, который существует и доныне, и многие, с верою и благоговением почерпающие воду из него, получают различные исцеления.
Пhello_html_370f1b4f.jpgреподобный совершил много и иных различных чудес. Он даже воскрешал мертвых. Некоторый человек, живший близ монастыря, имел единственного сына, который сделался болен, и он понес его к Преподобному для исцеления. Больной отрок дорогой умер, и отец неутешно оплакивал его. Преподобный, увидев слезы отца, сжалился над ним и, помолившись, воскресил умершего отрока.
Различные чудеса, совершаемые Преподобным, прославили его. Князья, бояре и люди простые из разных городов и стран во множестве приходили к Преподобному для того, чтобы только увидеть его и насладиться беседой с ним.
Один поселянин-земледелец из отдаленной страны, слыша много о Преподобном Сергии, пожелал видеть его и, придя в его монастырь, спросил: где он находится? Преподобный в это время был в саду и копал землю. Узнав о сем, поселянин пошел в сад, и, увидев там старца впhello_html_13b055d4.jpgоношенной и худой одежде, копающего землю, подумал, что его обманули, ибо надеялся видеть Преподобного в великой славе и почести. Вернувшись оттуда, он опять стал спрашивать о Преподобном. «Покажите его мне, — говорил он, — ибо я пришел издалека, чтобы видеть его!» Ему сказали, что он уже видел его в саду. В это время Преподобный возвращался из сада. Поселянин, увидев его, отвернулся, чтобы не смотреть на него, и думал про себя: какого большого труда стоило мне прийти сюда, и мой труд оказался напрасным, потому что я надеялся видеть Преподобно­го, о котором так много слышал, в великой славе и почести. Преподобный, узнав его тайные мысли, позвал его к себе, обласкал, предложил ему пищу и сказал: «Не скорби, ибо скоро увидишь того, кого желаешь видеть!» Сейчас же после этих слов Преподобный получил известие о том, что к нему идет один из великих князей. Он тотчас встал и вышел навстречу князю, который шел со множеством своих слуг. Князь, увидев его, приблизился к нему и поклонился до земли, прося благословения у него. Он благословил его и с подобающей ему честью принял его к себе. Князь и Преподобный сели и начали беседовать, а все прочие почтительно стояли около них. «Кто этот старец, который беседует с князем?» — спросил поселянин одного из слуг князя, «Святой Сергий», — отвечал ему слуга. Получив такой ответ, поселянин начал укорять себя за то, что он ранее не поверил тем, которые говорили ему о Преподобном, не воздал ему должной чести и очень был пристыжен всем происшедшим при нем. Когда князь оставил монастырь, поселянин приблизился к Преподобному, стыдясь смотреть на лицо его, пал к его ногам и просил прощения в своем грехе против него. Преподобный с любовью, утешая его, сказал ему: «Не скорби, чадо, потому что ты один истинно думал о мне, считая меня за ничто, а все прочие ошибались, почитая меня великим». Так велико было смирение Преподобного Сергия! Он больше возлюбил гнушавшегося им поселянина, чем те почести, которые оказал ему посетивший его князь.
Оhello_html_25d5a9d7.jpgднажды Преподобный, по своему обычаю, поздно вечером стоя на молитве, усердно молился Богу за учеников своих и вдруг услышал голос, звавший его по имени. Это очень удивило его, и он, сотворив молитву, открыл окно своей келлии, чтобы видеть того, кто звал его. Взглянув в окно, он увидел необыкновенно большой свет, идущий с Неба, так что ночь казалась ему светлее дня, и вторично услышал голос, который говорил ему: «Сергий, ты молишься о чадах твоих, и молитва твоя услышана! Посмотри, как много иноков, во имя Святой Троицы собирающихся к тебе!» Преподобный посмотрел и увидел многое множество прекрасных птиц, сидящих не только в монастыре, но и кругом него и дивно поющих. Опять, в третий раз, неведомый голос говорит ему: «Подобно птицам, которых ты видишь такое множество, умножится стадо учеников твоих, и после тебя не уменьшится число их, и так же чудно и разнообразно, как эти птицы одеты перьями, они будут украшаться добродетелями, желая следовать по стопам твоим». Преподобный, смотря, удивлялся этому чудному видению и, желая иметь свидетеля этому, позвал к себе некоего Симона, который был недалеко от него. Симон очень удивился, что Преподобный в такое необычное время зовет его, поспешно пошел к нему, но не удостоился созерцать вполне это видение, а увидел только часть небесного света. Преподобный рассказал ему обо всем, что он видел и слышал, и они оба вместе, радуясь, прославили Бога.
Спустя некоторое время пришли из Константинополя греки, посланные к Преподобному Святейшим Патриархом Филофеем, и передали ему от Патриарха благословение и дары: крест, параман, схиму и послание, в котором Патриарх хвалил его подвиги и советовал устроить в монастыре общежитие. Преподобный это послание представил всероссийскому Митрополиту блаженному Алексию и спросил его: «Как повелишь ты, Владыко святый?» Митрополит отвечал ему на это, что и он тоже советует ему устроить общежитие. Преподобный так и поступил. Он учредил в своей обители общежитие, повелел строго соблюдать общежительный устав, не иметь своей собственности и не называть ничего своим, а, по правилам святых отцов, иметь все общее.
Учредив в своей обители общежитие, он вознамерился, избегая славы от людей, уйти в какое-либо неизвестное место, чтобы там наедине, в безмолвии служить Богу. Избрав удобное время, он тайно оставил монастырь. Отойдя довольно далеко от монастыря, он нашел удобное для себя место близ реки, называемой Киржач, и поселился там. Иноки, увидев себя оставленными им, были в великой скорби и смущении, как овцы без пастыря, и начали усердно везде искать его. Узнав, где он находится, они пришли к нему и со слезами умоляли его возвратиться в монастырь, но он, любя безмолвие и уединение, не соглашался на это. Тогда многие из них, оставив Лавру, пришли к нему и поселились вместе с ним в пустыни, где потом был устроен монастырь и храм во имя Пресвятой Богородицы. Иноки же, оставшиеся в великой Лавре, не желая жить в ней без него, обратились с просьбой к Митрополиту Московскому святителю Алексию о том, чтобы он повелел Преподобному возвратиться к ним. Митрополит послал к нему двух архимандритов просить его о возвращении в Лавру из опасения, чтобы иноки не разошлись без него и святое место не оказалось бы пустым. Преподобный из послушания воле Митрополита оставил пустынь и возвратился в Лавру, к великому утешению иноков.
Епископ Пермский святой Стефан, питавший большую любовь к Преподобному, однажды совершал путешествие из своей страны в Москву и, проезжая в довольно дальнем расстоянии от Лавры, в которой намеревался быть на обратном пути, остановился против нее, помолился и, поклонившись Преподобному Сергию, сказал: «Мир тебе, брат духовный!» В это время Преподобный Сергий, сидевший за трапезой вместе с иноками, никем не будучи уведомлен о сем, встал из-за стола, постоял немного, помолился, поклонился вдали находящемуся от Лавры епископу и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!» Иноки удивились сему, и некоторым из них казалось, что он видит видение. По окончании трапезы они спросили его о случившемся. Преподобный сказал им: «В этот час епископ Стефан, приезжавший в Москву, остановился против нашего монастыря, поклонился Святой Троице и благословил нас, грешных». Потом некоторые из иноков узнали, что это действительно было так, и удивлялись дару прозорливости, данному Богом Преподобному.
Обитель Преподобного процветала добродетельными мужами, и многие из них за благочестивую жизнь были взяты в другие монастыри во игумены, а иные были поставлены даже епископами. Все они преуспевали в добродетелях, будучи наставляемы и руководимы искусным исполнителем заповедей Господних Преподобным Сергием, который, проходя равноангельское житие, всегда и во всем был образцом для своей паствы и за это, еще живя во плоти, удостоился иметь общение с бесплотными. Однажды, когда он совершал Божественную литургию, Ангел Господень, сияющий, как солнце, в алтаре храма сослужил ему. Это ясно и с ужасом видели ученики его Исаакий молчальник и Макарий, особенно отличавшиеся благочестивой жизнью.
Святой Митрополит Алексий, находясь уже в преклонных летах и чувствуя приближение своей смерти, призвал к себе Преподобного Сергия и, взяв свой архиерейский крест, который носил на персях, украшенный золотом и драгоценными камнями, хотел было возложить его на Преподобного. Но он со смирением, поклонившись ему, сказал: «Прости меня, Владыко, ибо я от юности не был златоносцем, а в старости еще более желаю пребывать в нищете». «Да будет тебе известно, — сказал святитель, — зачем я позвал тебя к себе и что намерен сделать. До сих пор управлял я Российской митрополией, врученной мне Самим Богом, теперь предвижу скорую мою кончину и желаю поэтому при своей жизни найти такого мужа, который бы после меня мог пасти стадо Христово, и такового не нахожу, кроме тебя одного». Преподобный, услышав сии слова, смутился, потому что считал себя совершенно недостойным принятьпhello_html_3f3409e2.jpgредлагаемый ему сан епископа, и сказал: «Прости меня, Владыко! Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил. Невозможно быть сему, ибо я грешный и худший из всех людей, а посему как дерзну воспринять такой великий сан?» Долго святитель склонял его к принятию архиерейского сана, но, любитель смирения, Преподобный оставался непреклонен. «Если не хочешь, Владыко святый, — сказал ему, наконец, с огорчением Преподобный,  — прогнать худость мою от пределов сих и от святыни твоей, то более не говори мне о сем». После сих слов святитель Алексий, видя непреклонность Преподобного, не стал уже ничего более говорить ему об этом, опасаясь, что он удалится куда-либо из своего места и Москва лишится такого великого светильника. Утешив его, он с миром отпустил его в монастырь. Через несколько времени святитель Алексий окончил свою земную жизнь, и снова князья и весь народ стали просить Преподобного принять сан святителя и быть преемником святителя Алексия. Он снова отказался от этой великой чести.
После святителя Алексия на престол митрополии Российской вознамерился взойти один архимандрит, по имени Михаил, который прежде своего посвящения дерзнул облачиться в святительские одежды и возложить на себя белый клобук. Подозревая Преподобного в том, что он будто бы тайно недоброжелательствует ему и препятствует занять престол Российской митрополии, желая сам быть митрополитом, начал вооружаться против Преподобного и его обители. Узнав об этом, Преподобный сказал своим ученикам: «Михаил, восстающий на мою обитель и на меня, не получит желаемого и не увидит Царствующего града, потому что побежден гордостью». И это сбылось: Михаил, отправившись в Царьград для посвящения, дорогой заболел и умер. На престол Российской митрополии был возведен святитель Киприан.
Вhello_html_3823f711.jpg то время, по Божию попущению, случилось нашествие на Русскую землю татарского хана Мамая. Великий Князь Димитрий очень скорбел об этом. Преподобный воодушевил его, благословил и предсказал ему победу. «Иди, — говорил он ему, — против варвара и не сомневайся. При помощи Божией ты победишь его и невредимым вернешься в свое Отечество». Великий Князь, уповая на помощьБhello_html_23d8323e.jpgожию и на молитвы Преподобного, вступил в битву с татарами и победил их, так что Мамай с остатками своего войска едва спасся бегством. Преподобный в то время, когда происходила решительная битва русских с татарами, стоял на молитве в своей обители вместе с иноками и, будучи прозорлив, сказал им, что Великий Князь Димитрий уже победил татар и, назвав по имени всех павших на поле брани воинов, совершил о них молитву. Великий Князь, возвратившись с поля битвы, пришел в обитель Преподобного и много благодарил его за то, что он помог ему своими прилежными к Богу молитвами.
Однажды Преподобный стоял ночью на обычном своем молитвенном правиле пред иконой Богоматери и молился за своих учеников и обитель. По прочтении акафиста Божией Матери он сел немного отдохнуть, а ученику своему Михею сказал: «Чадо, бодрствуй! Сейчас будет дивное и ужасное посещение нас». После сих слов вдруг послышался голос, говорящий: «Пречистая грядет!» Услышав это, Преподобный вышел из келлии в сени. Там осиял его необычайный свет, и в сиянии его он увидел Пресвятую Богородицу с двумя апостолами Петром и Иоанном. Преподобный пал лицом на землю, будучи не в силах вынести сияния этого света. Пречистая, коснувшись его Своими руками, сказала ему: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя! Не скорби, ибо молитва твоя за твоих учеников и обитель твою услышана: отныне она будет изобиловать всеми благами не только при твоей жизни, но и по кончине твоей, ибо Я неотступно буду пребывать в ней, подавая ей все нужное, покрывая и сохраняя ее». Сказав это, Пресвятая Богородица стала невидима. Страхом и трепетом одержим был Преподобный. Придя в себя, он увидел ученика своего Михея от страха лежащим на земле, подобно мертвому, и поднял его. Поднявшись, Михей пал к ногам Преподобного и сказал: «Скажи мне, отче, ради Господа, что это было за чудное видение, при виде которого мой дух едва не разлучился с телом?» «Потерпи, чадо, — мог только ответить ему на это Преподобный, — ибо дух мой трепещет во мне от столь чудного видения». Сказав эти слова, он продолжал стоять в безмолвии, радуясь душой и удивляясь бывшему дивному видению. Спустя уhello_html_meb5555.jpgже некоторое время оhello_html_233eacfa.jpgн повелел ученику своему Михею призвать к нему еще двух его учеников: Исаака и Симона. Когда они пришли, он по порядку рассказал им о видении им Пресвятой Богородицы с апостолами и о том, что Она сказала ему. Услышав о сем, они возрадовались и все вместе совершили молебное пение Богоматери. Преподобный весь остаток ночи провел без сна, размышляя о милостивом посещении Богоматери.
Пhello_html_7f51e2b6.jpgреподобный Сергий дожил до семидесяти восьми лет, проведя всю свою жизнь в великом hello_html_4ebe7506.jpgвоздержании и трудах и совершив много чудес. За шесть месяцев до своей кончины он созвал иноков и игуменом над ними поставил ученика своего Никона, молодого летами, но совершенного в духовной жизни, а сам предался безмолвию. В сентябре 1392 года Преподобный заболел. Предчувствуя свою кончину, он снова призвал к себе иноков и много поучал их. Затем, преподав им благословение и прощение, он причастился Пречистых Христовых Тайн и предал святую душу свою в руки Божий. Это было 25 сентября. Честное тело его положено было в той обители, где он подвизался. Через тридцать лет после погребения, а именно 5 июля 1422 года, были обретены нетленными честные его мощи, от коих исходило неизреченное благоухание и много больных получало исцеление. Не только тело Преподобного при обретении его оказалось нетленным, но и самые одежды, бывшие на нем, были невредимы, хотя гроб стоял в воде. И доныне сей великий чудотворец помогает всем, с верою притекающим к нему, и совершает великие и бесчисленные чудеса во славу Христа Бога нашего, Которому честь и благодарение вовеки. Аминь.
Память Преподобного Сергия Святая Церковь совершает в день его преставления, 25 сентября, и в день обретения честных мощей его, 5 июля.

 

Колычёво, Колычёво! -
стародавняя страна,
заповеданное слово
да святая старина.

Сергий здесь творил молитву
над широкою Окой,
здесь полки скликал Димитрий
перед битвою Донской.

И не раз: за Русь и волю! -
тут сбирался ратный люд.
Славу Девичьего поля
до сих пор века поют.

И где Сергий ключ хрустальный
для людей извёл на свет,
стал - лампадою пасхальной - 
алый храм, как знак побед.

*   *   *

Но пришёл, чернее ночи,
век - безумен и жесток;
осквернён Святой источник,
рухнул Троицкий чертог...

Что же мы, и нынче будем
равнодушно щурить глаз?
Иль не русские мы люди?!
Или веры нет у нас?!

Отзовись, честное сердце!
Соберись, честной народ!
Светоч Сергиевой церкви,
словно чудо восстаёт.

И звучит молитва снова,
И очнулось ото сна
слава наша - Колычёво! -
наша юная страна.

Роман СЛАВАЦКИЙ.


Конспект урока по духовному краеведению Подмосковья (4 класс) Тема: « Святой источник Сергия Радонежского в Протопопово».
  • История
Описание:

Коспект факультативного занятия разработан как нестандартный

1) Образовательной задачей урока является формирование знаний учащихся о прошлом и настоящем своей малой Родины на примере  истории Святого источника Сергия Радонежского в Протопопово.

 

2) Развивающими задачами урока следует считать формирование навыков исследовательской работы, обобщения, анализа, умения вести дискуссию.

3) Воспитательной задачей урока является формирование патриотизма, гражданской позиции и собственного мнения по вопросам истории Коломны.

Тип урока: урок – исследование.

Форма урока: телепередача «Независимое расследование».

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная беседа, групповая исследовательская работа, работа в группах, интервью.

Оборудование урока: ПК, мультимедиа проектор, экран, фото- видео аппаратура.

Оформление урока: эпиграф к уроку на доске, фото-видео материалы в презентации к уроку, образ Сергия Радонежского на доске.

  урок.

Автор Леонова Ксения Константиновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 51705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓