Главная / Начальные классы / Конспект урока по чтению в 3 классе "Крылов И.А. Ворона и лисица"

Конспект урока по чтению в 3 классе "Крылов И.А. Ворона и лисица"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Республики Мордовия









Конспект урока по чтению
в 3 классе

«И.А.Крылов. « Ворона и лисица»





подготовила

учитель начальных классов

Руженкова Татьяна Александровна















г.Саранск
2015

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»

Задачи:

развивать художественный вкус учащихся, память, внимание, фантазию;

продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением выразительно читать художественные произведения; расширять кругозор;

воспитывать доброе отношение к людям.



Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Чтение книг-3 мин., чтение отрывка-1 мин., подсчёт слов. Чтение детьми ещё раз( этот же отрывок глазами про себя)

2.Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, в открытое окно залетел ветер- озорник и все карточки перемешал. Я даже теперь не могу разобраться , что к чему. Помогите мне, пожалуйста! Мы сделаем вот что. На доске я поставлю иллюстрации, а вот эти карточки раздам вам. Вы попытайтесь установить, из какой они басни.

Работа по вариантам. У одних детей будут карточки с крылатыми выражениями, у других – карточки с названиями басен.

«Кто виноват из них, кто прав- судить не нам;

Да только воз и ныне там» (Лебедь, Рак и Щука)

«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)

«Ты всё пела- это дело:

Так поди же попляши».(Стрекоза и Муравей).

«Квартет», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська».

У. Молодцы! Хорошо справились с работой.

Видите, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. Давайте, вспомним некоторые из них.

1.Чтение наизусть басни - «Стрекоза и Муравей».

У. Какие недостатки людей высмеивает автор?

Д. Он осуждает беспечность ( надо думать о завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм.

2. Чтение наизусть детьми басни « Лебедь, Щука и Рак».

У.Какова мораль басни?

Д. Да только воз и ныне там.

У. Это выражение стало « крылатым». Когда так говорят?

Д. Когда делают общие дела, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.

У. А теперь, ребята, давайте вспомним интересные эпизоды из жизни баснописца.

1.Подготовленные ученики рассказывают о Крылове.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире , согласии, счастье. Его оружием были басни. Басни- это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.

2.И. А. Крылов очень много работал. Он трудился с раннего утра до ночи,

А когда голова отказывалась работать, когда за окном стучал дождь и выходить никуда не хотелось, Крылов брал в руки скрипку. «Этот человек – загадка и великая»- писали о нём современники. Одна из них – обилие музыкальных сюжетов и персонажей в его творчестве. Всё это далеко не случайно. Не мог человек, далёкий от музыки, так вдохновенно воспеть искусство артиста:

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…(«Осёл и Соловей»)

3.И.А. Крылов был не любителем, а профессиональным музыкантом. Вот как пишет о нём П.А.Плетнёв- первый биограф поэта- « Как музыкант он в молодые годы славился в столице игрою на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов.

У. И не случайно, одним из произведений его является басня «Квартет».

Итак, слушаем выразительное чтение этой басни.( Проверка домашнего задания).

Выразительное чтение басни по ролям .

Вопросы детям:

У.Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает соловья?

Д. Соловей- очень музыкален, его трели, пение – красивы, их хочется слушать и слушать.

У. В чём мораль басни?

Д. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Музыкальный слух, талант зависят не от того, как будешь сидеть; это природное дарование.

3. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась.

Три- нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Зарядка для глаз

Посмотрите вдаль в окно, а теперь на свои пальчики. Ладошки прикасаются так: левая рука сжата в кулак, а правая прикрывает её сверху. Раскрывайте свои пальчики, как будто бутон раскрывается на заре, теперь сложите пальчики, как вечером закрываются лепестки цветка. Раскройте их и сложите.

4.Открытие нового материала.

Познакомиться с новой басней Крылова- значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней «Ворона и Лисица».

Звучит запись.

У.Каковы главные басенные персонажи?

Д. Ворона и Лисица.

У.Они близки к образам русских народных сказок. Именно сказки явились для поэта той сокровищницей, из которой он черпал характерные черты и признаки для своих героев и это придаёт им национальный русский характер. По этому поводу Н. В. Гоголь писал о Крылове -«звери у него мыслят и поступают слишком по- русски». Давайте вспомним какой выступает в русских народных сказках –Лиса?

Д.Лиса- хитрая. Лукавая, вездесущая кумушка, льстивая, коварная плутовка.

Ворона же изображается – неповоротливой, медлительной, тугоумной, простоватой.

У. В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать.

На доске

Бог послал -автор подчёркивает, что ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно. Сыр является с незапамятных времён на Руси редкостью и считался заморским лакомством. Тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

Взгромоздиться –взобраться и устроиться с трудом на чём – либо, на верху чего- либо.

Пленить- покорить чем- либо, очаровать.

Ангельский голосок- отличающийся кротостью, нежностью, добротой.

Вещуньина голова- от слова вещунья ( предсказательница недоброго)

Царь – птица- лучшая из всех птиц.

Всё не впрок – не на пользу.

Лесть- лицемерное , угодливое восхваление.

« Жужжащее» чтение басни вслух.

5.Закрепление. Работа по содержанию басни.

Послушаем басню ещё раз. Чтение подготовленным учеником.

У. Где заключён главный смысл басни?

Д. В морали.

У. Прочитайте её и объясните , как вы её понимаете .

Д. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна , вредна;

Но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

- Не нужно поддаваться на лесть.

-Нужно не быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.

У.Прочитайте , как Лисица льстила Вороне. Как она обращалась к Вороне? Как называла её?

Что говорила об её красоте? Для чего она это делала?

Какова Ворона в действительности?

Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

Сравните поведение Лисы и Вороны.

6. Подготовка к выразительному чтению.

Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую неуклюжую глупую Ворону, а рядом – умную хитрую, лживую плутовку Лису.

7.Разделить басню и озаглавить каждую часть.

8.Выразительное чтение басни по ролям.

9. Чтение пословиц, объяснение их смысла:

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке – медок, а на сердце – ледок.

У лести нет чести.

У. Как вы их понимаете, объясните…

10. Итог урока.

Закончить наш урок мне хотелось бы следующим.

Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации.

Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним , чуть ниже , фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы?

Д. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.

-Крылов учил мудрости жизни.

-Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

11. Рефлексия.

Что понравилось на уроке? Что не очень?

Покажите смайликом, какое настроение у вас после нашего урока?

12.Домашнее задание.

Выучить наизусть басню и передать при чтении характер Лисы.















































Список использованной литературы


1.  Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013

2.Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь к УМК Л.Ф. Климановой. ФГОС, 2014


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеокассета «Басня И.А. Крылова. Ворона и Лисица», 2006 г.
2.nsc.1september.ru

3.center.fio.ru/som/es/





Конспект урока по чтению в 3 классе "Крылов И.А. Ворона и лисица"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок изучается в разделе  «Басни И.А.Крылова» На данном уроке дети вспоминали все изученные ранее басни Крылова, старались прочесть их выразительно и живо. Подготовленные ученики нашли самостоятельно материал о « дедушке Крылове « и познакомили детей с ним. Ученики рисовали иллюстрации к басням. 

Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом принять верное решение, проверить задание.

В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.

 

Автор Руженкова Татьяна Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 969
Номер материала 44969
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓