Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя
общеобразовательная школа»
Октябрьского
района Республики Мордовия
Конспект
урока по чтению
в 3 классе
«И.А.Крылов.
« Ворона и лисица»
подготовила
учитель
начальных классов
Руженкова
Татьяна Александровна
г.Саранск
2015
И.А.Крылов
«Ворона и лисица»
Цель:
познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее
изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»
Задачи:
развивать художественный вкус учащихся,
память, внимание, фантазию;
продолжить работу над формированием
навыка правильного беглого чтения, над умением выразительно читать
художественные произведения; расширять кругозор;
воспитывать доброе отношение к людям.
Ход
урока.
1.Актуализация знаний.
Чтение книг-3 мин., чтение отрывка-1 мин.,
подсчёт слов. Чтение детьми ещё раз( этот же отрывок глазами про себя)
2.Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
творчеством И.А.Крылова. Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к
басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на
перемене, в открытое окно залетел ветер- озорник и все карточки перемешал. Я
даже теперь не могу разобраться , что к чему. Помогите мне, пожалуйста! Мы
сделаем вот что. На доске я поставлю иллюстрации, а вот эти карточки раздам
вам. Вы попытайтесь установить, из какой они басни.
Работа по вариантам. У одних детей будут
карточки с крылатыми выражениями, у других – карточки с названиями басен.
«Кто виноват из них, кто прав- судить не
нам;
Да только воз и ныне там» (Лебедь, Рак и
Щука)
«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок»
(Чиж и Голубь)
«Ты всё пела- это дело:
Так поди же попляши».(Стрекоза и Муравей).
«Квартет», «Мартышка и очки», «Зеркало и
Обезьяна», «Слон и Моська».
У. Молодцы! Хорошо справились с работой.
Видите, как много басен дедушки Крылова
вам уже известно. Давайте, вспомним некоторые из них.
1.Чтение наизусть басни - «Стрекоза и
Муравей».
У. Какие недостатки людей высмеивает
автор?
Д. Он осуждает беспечность ( надо думать о
завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм.
2. Чтение наизусть детьми басни « Лебедь,
Щука и Рак».
У.Какова мораль басни?
Д. Да только воз и ныне там.
У. Это выражение стало « крылатым». Когда
так говорят?
Д. Когда делают общие дела, а между
героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.
У. А теперь, ребята, давайте вспомним
интересные эпизоды из жизни баснописца.
1.Подготовленные ученики рассказывают о
Крылове.
Дедушка Крылов, так его называли, был
добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям
жить в мире , согласии, счастье. Его оружием были басни. Басни- это маленькие
стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а
подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.
2.И. А. Крылов очень много работал. Он
трудился с раннего утра до ночи,
А когда голова отказывалась работать,
когда за окном стучал дождь и выходить никуда не хотелось, Крылов брал в руки
скрипку. «Этот человек – загадка и великая»- писали о нём современники. Одна из
них – обилие музыкальных сюжетов и персонажей в его творчестве. Всё это далеко
не случайно. Не мог человек, далёкий от музыки, так вдохновенно воспеть
искусство артиста:
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще
рассыпался…(«Осёл и Соловей»)
3.И.А. Крылов был не любителем, а
профессиональным музыкантом. Вот как пишет о нём П.А.Плетнёв- первый биограф
поэта- « Как музыкант он в молодые годы славился в столице игрою на скрипке и
обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов.
У. И не случайно, одним из произведений
его является басня «Квартет».
Итак, слушаем выразительное чтение этой
басни.( Проверка домашнего задания).
Выразительное чтение басни по ролям .
Вопросы детям:
У.Как вы думаете, почему
Крылов в судьи выбирает соловья?
Д. Соловей- очень
музыкален, его трели, пение – красивы, их хочется слушать и слушать.
У. В чём мораль басни?
Д. «А вы, друзья, как ни
садитесь,
Всё в музыканты не
годитесь».
Музыкальный слух, талант
зависят не от того, как будешь сидеть; это природное дарование.
3. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Зарядка для глаз
Посмотрите вдаль в окно, а теперь на свои
пальчики. Ладошки прикасаются так: левая рука сжата в кулак, а правая
прикрывает её сверху. Раскрывайте свои пальчики, как будто бутон раскрывается
на заре, теперь сложите пальчики, как вечером закрываются лепестки цветка.
Раскройте их и сложите.
4.Открытие нового материала.
Познакомиться с новой басней Крылова-
значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с
ещё одной басней «Ворона и Лисица».
Звучит запись.
У.Каковы главные басенные персонажи?
Д. Ворона и Лисица.
У.Они близки к образам русских народных
сказок. Именно сказки явились для поэта той сокровищницей, из которой он черпал
характерные черты и признаки для своих героев и это придаёт им национальный
русский характер. По этому поводу Н. В. Гоголь писал о Крылове -«звери у него
мыслят и поступают слишком по- русски». Давайте вспомним какой выступает в
русских народных сказках –Лиса?
Д.Лиса- хитрая. Лукавая, вездесущая
кумушка, льстивая, коварная плутовка.
Ворона же изображается – неповоротливой,
медлительной, тугоумной, простоватой.
У. В этой басне так же, как и в других,
есть трудные слова, устаревшие или непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем,
что они могут обозначать.
На доске
Бог послал -автор
подчёркивает, что ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно. Сыр
является с незапамятных времён на Руси редкостью и считался заморским
лакомством. Тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.
Взгромоздиться
–взобраться и устроиться с трудом на чём – либо, на верху чего- либо.
Пленить-
покорить чем- либо, очаровать.
Ангельский голосок-
отличающийся кротостью, нежностью, добротой.
Вещуньина голова-
от слова вещунья ( предсказательница недоброго)
Царь – птица- лучшая из всех птиц.
Всё не впрок
– не на пользу.
Лесть-
лицемерное , угодливое восхваление.
« Жужжащее» чтение басни вслух.
5.Закрепление. Работа по содержанию басни.
Послушаем басню ещё раз. Чтение
подготовленным учеником.
У. Где заключён главный смысл басни?
Д. В морали.
У. Прочитайте её и объясните , как вы её
понимаете .
Д. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна , вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
- Не нужно поддаваться на лесть.
-Нужно не быть глупой и доверчивой,
понимать, где правда, а где – ложь.
У.Прочитайте , как Лисица льстила Вороне.
Как она обращалась к Вороне? Как называла её?
Что говорила об её красоте? Для чего она
это делала?
Какова Ворона в действительности?
Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
Сравните поведение Лисы и Вороны.
6. Подготовка к выразительному чтению.
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели
увидели перед собой большую неуклюжую глупую Ворону, а рядом – умную хитрую,
лживую плутовку Лису.
7.Разделить басню и озаглавить каждую
часть.
8.Выразительное чтение басни по ролям.
9. Чтение пословиц, объяснение их смысла:
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
У лести нет чести.
У. Как вы их понимаете, объясните…
10. Итог урока.
Закончить наш урок мне хотелось бы
следующим.
Более 200 басен было создано И.А.Крыловым.
Многие художники делали к ним иллюстрации.
Замечательный русский скульптор Пётр
Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду
Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён
сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним , чуть ниже , фигурки персонажей
его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей
России.
Почему же народ так высоко чтит память о
великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы?
Д. Крылов учил людей узнавать самих себя,
помогал обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.
-Крылов учил мудрости жизни.
-Чтение его басен обогащает нас знанием
жизни, родного языка.
11. Рефлексия.
Что понравилось на уроке? Что не очень?
Покажите смайликом, какое настроение у вас
после нашего урока?
12.Домашнее задание.
Выучить наизусть басню и передать при
чтении характер Лисы.
Список
использованной литературы
1. Климанова
Л.Ф. Горецкий
В.Г. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013
2.Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь к УМК Л.Ф.
Климановой. ФГОС, 2014
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Басня И.А. Крылова.
Ворона и Лисица», 2006 г.
2.nsc.1september.ru
3.center.fio.ru/som/es/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.