Главная / Начальные классы / конспект урока по чтению на тему "Мужичок с ноготок" 3 класс

конспект урока по чтению на тему "Мужичок с ноготок" 3 класс

-

  Тема урока:Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»  отрывок «Мужичок с ноготок»

Цель:

- познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом.

Задачи:

-создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

-создать условия для формирования умений  слушать,  анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать;

-создать условия для осознания сущности поведения героев

-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах),  выполнять самоконтроль и самооценку;

- создать условия для воспитания  культуры общения

УУД

.Личностные- оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные- умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные- поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

 Оборудование:

·                «Литературное чтение» 3 класс: тетрадь на печатной основе № 2 / Малаховская О.В.;- М.:Академкнига/Учебник,

2011 г.- 48 с.: ил;

·                портрет Н.А.Некрасова

·                компьютерная презентация

·                 компьютер, мультимедийный проектор, экран;

·                памятки: «Описание героя», «Работа над стихотворением», «Моделирование обложки», «Темы», «Жанры».

·                репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети", «Пастушки», «В сельской школе»


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

ЭТАП ВЫЗОВА

1.Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке,

Задачи:

-Создать положительный  эмоциональной настрой, помочь настроиться на работу

Методы: словесные

-Методический прием «Корзина понятий»

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

- Какие ассоциации возникли? (Слайд1)

 

Проведем логические цепочки (по записям)

 

 

Фронтальная работа

Н.Некрасов – поэт- стихи -о Родине -о детях- жизнь детей в прошлом- вызывают чувства

 

Составление кластера

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний, умений и навыков.

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:                 

 Показать свои знания, активно участвовать в диалоге.

Цель, которую учитель хочет достичь:                  

Актуализировать  знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока.

Методы: словесные

Методы стимулирования: похвала.

 Речевая разминка: «Жужжащее чтение»

 Работа по карточкам, где записаны отрывки из стихотворений Н.Некрасова. необходимо вспомнить названия произведений.

·         -Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

·         - Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

·         В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

Взаимопроверка правильности чтения.

- Назовите положительные моменты в чтении вашего соседа.

 

-Назовите произведение, где героями были дети?? 

 

 

Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение отрывка «На Волге»  (Обговорить критерии оценивания)

 

 

 

Фронтальная беседа

Почему Некрасов так часто посвящает свои стихи детям?

 

 

 

 

«Метод «Чтение с пометами»

- А все ли мы знаем о Некрасове как о человеке?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях: V- уже знал, + - узнал новое, - - хочу узнать

А) Смостоятельное чтение автобиографии ( у каждого печатные листы) с пометами.

Б) Чт нового узнали?

Вывод: Продолжаем изучение произведений Н.Некрасова.

 

Работа по картине

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского. Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении семьи?  Как вы определили?

(На доске надпись - «Крестьянские дети»)

- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому ему было известно все о бедном житье крестьянских детей.

 Работаем в группах.

Определите, что объединяет данные модели. (На доске надпись – стихотворение о детях)

 

 

Индивидуальная работа по карточке

Зеленый Шум

 

Это произведение:

-«Дед Мазай и зайцы»

 

-«Саша»

 

 

 

Работа в парах.

Оценивание работы товарища.

 

Фронтальная работа

Мы познакомились с произведением «Саша», «На Волге»

 

Выделение критерием оценивания чтения наизусть ( выразительность, передача интонации, правильность, темп)

Слушание отрывка.

 

Обобщение информации. Характеристика личности автора.

(Любит детей, уважает, скучает по детству).

 

Индивидуальная работа

При чтении биографии карандашом выставляют пометки на полях.

Фронтальная работа

Дети рассказывают биографические факты из жизни Некрасова.

 

 

 

 

Диалог

Мы видим большую семью у бедного дома.

Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое.

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

Обобщение и систематизация информации.

Данные модели объединяет тема:

1)произведения о  детях

2)жанр - стихотворение

3.

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать цель урока.

 

-Посмотрите внимательно на доску. (На  доске надписи: Некрасов, стихотворение, о детях, «Крестьянские дети»)

 Определите тему нашего урока.

 Молодцы! Как вы думаете, кто будет главным героем произведения? Что мы узнаем нового?

 

- Поставьте перед собой учебные задачи.

Фронтальная работа

Мы познакомимся со стихотворением Некрасова о крестьянских  детях.

Это произведение о крестьянских детях.

Мы узнаем, как крестьянским детям жилось в то историческое время.

Научимся выразительно читать произведения Н.Некрасова.

4.

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Открытие новых знаний

Цель: обсудить проект решения учебной задачи, составление плана работы над стихотворением.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений  слушать,  анализировать поэтическое произведение, выразительно  читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать.

Методы: учебный диалог, моделирование,инсценирование






































































Физминутка

 

Прием «Предположения»

- А что вы хотели бы  узнать о крестьянских детях?

 

-Ребята, давайте вспомним, как мы работаем над стихотворением?

 

 Инсценирование стих-я обуч-ся (Артем и Дамир )


Каким вы себе представляете этого мужичка?

- Что поразило?

 -Когда и где происходит действие?

Кто главный герой стихотворения?

5. Лексическая работа:

А) упражнение в выразительном чтении

-Откройте тетрадь на стр. 37 , прочтите текст.

- Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы? Выделим их аккуратно карандашом.

-Найдите в стихотворении рифмы. Выдели аккуратно их карандашом.

Выразительное чтение текста повторно.

 

Б) Для выполнения следующих заданий нам потребуется сила коллективной мысли. Мы свами будем работать в группах.

1 группа:

Составит коллективное описание  героя Власа по памятке:

Имя героя.

Три слова-признака героя. (какой?)

Три слова-действия героя (что делает?).

Составь одно предложение о нем.

 2 группа:

-Объяснит значение подчеркнутых слов.

Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"?

Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

-И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах … а сам с ноготок!

 

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу"

 Какое из слов является устаревшим. Дайте его определение.

 

 

3 группа . Выполнит модель обложки книги.

 

 

6. Выступление групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Представим, что мы в зимнем лесу.

 Давайте поиграем в снежки (кидают друг в друга «снежки»)

 

 

Фронтальная работа

Как одевались, чем занимались, во что играли?



 

Прослушивание текста


Маленький мальчик выполняет работу взрослого

Зимой

Мальчик - Влас

 

Индивидуальная работа

- Паузы бывают короткие -/, средние

-//и длинные-///.

 

 

 

Пору-гору, мороз-воз…

 

Индивидуальный опрос.

 

Групповая работа

1группа

С опорой на синквейн составляют описание героя.

1. Влас.

2. Он спокойный, маленький, важный.

3. Он ведет, шествует, отвозит.

4. Влас чинно ведет под узцы лошадь.

 

2 группа.

Пользуясь различными источниками информации (словари, доступ к ресурсам Интернета) дают определение слов. Составление словарика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют моделирование обложки.

 

 

Защита заданий.

Фронтально:

Выводы:

После 2 группы:

Очень холодно

Сухие сучья, ветви, деревья

Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями

Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

 

Конечно, разумеется

Слово вестимо является устаревшим.

 

В эпоху Некрасова была другая одежда, язык.

После 1 группы.

Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.

 

5

Закрепление учебного материала

Цель: развивать творческие способности,  самостоятельность учащихся (работа в тетради)

 Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений самостоятельно работать,   выполнять самоконтроль.

Методы:репродуктивные

Повторное аналитическое чтение стихотворения по частям.

 

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик?

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

- Подумайте, почему мальчик так говорит?

- Как идёт мальчик? 

 

 Найдите в  стихотворении диалог автора и мальчика.

 

 Вывод: Что хотел автор донести до нас текстом произведения?

2..Подготовьте чтение вслух по ролям со своим соседом.

3. Самостоятельная работа

Работаем  в тетради  стр. 38-39 самостоятельно.

 1) Сколько лет мальчику?

2)Найди в тексте описание мальчика, какой прием лежит в основе этого описания?

3)Как разговаривает мальчик с незнакомцем?

4)Как разговаривает герой-рассказчик с мальчиком?

5) Почему мальчика называют «Малюточка», «Мужичок», «Парнище»?

Фронтальная работа.

Выборочное чтение.

 

С отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

Большая семья

Он понимает, что он понимает важность своей работы?

Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.

 Жизнь крестьянских детей в России 19 века была нелегка.

Работа в паре.

Чтение по ролям.

Индивидуальная работа

Дети выполняют задания в тетради, раскрашивают иллюстрацию

-Шестой миновал

-Сравнение

-Как с равным

-Как со взрослым

-Он маленький, но выполняет работу взрослого.

6

Итог урока

Домашнее задание

Цель: закрепить умение выразительно читать стихотворения наизусть

Цель, которую ставит перед собой учитель: формирование познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

 

Работа с выставкой книг.

- Обратите внимание на нашу выставку. Здесь много произведений Некрасова, которые вам неизвестны. Я предлагаю вам подготовить выразительное чтение  любого  стихотворения  или наизусть отрывок «Мужичок с ноготок»

"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.

Презентация

Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобразили В.А. Серов  и Зиновьев. Интересно представил образ мальчика О. Мартынюк при работе с деревом  Мужичок с ноготок, есть даже на ковре.

Фронтальная работа

Ответы на поставленные вопросы.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

 отрывок «Мужичок с ноготок»

Выучить  наизусть

 

 

 

 

Просмотр презентации произведений искусства.

7.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель, которую ставит перед собой учитель: формировать у детей навык самоконтроля,  развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Цель: учиться определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

Аргументированное эссе

Методика незаконченных предложений.

Я узнал….

Меня поразило во Власе…..

Особенно интересным было…..

Соотнесение «новой» информации со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления»

Индивидуальная работа

Закончить предложения.

 

 













Конспект урока по литературному чтению 3класс


Тема: « Н.А.Некрасов Мужичок с ноготок»




Учитель:Сахарьянова Н.Б.

конспект урока по чтению на тему "Мужичок с ноготок" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

 

, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать;

-создать условия для осознания сущности поведения героев   Тема урока:Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»  отрывок «Мужичок с ноготок»

Цель:

- познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом.

Задачи:

-создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

-создать условия для формирования умений  слушать,  анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз

-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах),  выполнять самоконтроль и самооценку;

- создать условия для воспитания  культуры общения

УУД

.Личностные- оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные- умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные- поиск информации, умение переработать её;

 

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

 

Автор Сахарьянова Нурдана Белешовна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1111
Номер материала 12903
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓