Литература
3 класс
Тема: «Илья
Муромец и Соловей-разбойник». Былинный сказ
Планируемые
результаты
Предметные обобщение
знаний о былинном творчестве народа,
Метапредметные
Познавательные: формирование
представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение
представлений учащихся о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед
землей русской;
Регулятивные: совершенствование
навыков чтения;
Коммуникативные: учить
сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие связной
речи, памяти, творческого воображения учащихся средствами художественной
литературы;
Личностные: воспитание
любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому
слову.
Ход урока
1.
Проверка
домашнего задания.
• Выразительное
чтение отрывка из былины.
• Выставка рисунков.
2.Фаза вызова
интереса.
-
Отгадайте загадку:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
(Соловей)
- Что это за птица?
Соловей отличается не только красивым оперением, но и прекрасным голосом. Он
может выводить замечательные трели.
- Кто такие
разбойники? Они являются положительными персонажами или отрицательными?
Приведите примеры.
- А что
получится, если соединить два слова: соловей и разбой-
- Как вы
думаете, почему его так назвали?
«Свободное
письмо».
Детям даются 2-3
минуты, чтобы они записали свои предположения.
Выслушиваются
ответы нескольких учеников. Можно обменяться тетрадями.
- У вас будет
возможность проверить свои предположения во время чтения произведения «Илья
Муромец и Соловей-разбойник».
3.
Подготовка
к восприятию.
• Что такое
былины? О чем рассказывается в былинах? Кого на Руси называли богатырями?
• Где
исполнялись былины? Кто исполнял былины и как?
• С какой былиной мы
с вами познакомились на предыдущем уроке? (Отрывок из былины «Илья Муромец и
Святогор».)
Вводится понятие
«былинный сказ».
Былинный сказ - это
изложение былины в прозе.
Словарная работа: зыбучие,
гать, ремни сыромятные, тын, кафтан, дружина.
Целевая установка перед чтением.
• Сравните образ
Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Святогор» и в былинном сказе «Илья
Муромец и Соловей-разбойник».
• Какие характерные
черты Ильи Муромца заметили?
4.
Работа
над произведением.
1) Первичное чтение.
2)
Проверка
восприятия.
- Что понравилось
и запомнилось? Чем былинный сказ отличается от былины?
- Кто главные герои? Кто из них
положительный, а кто - отрицательный?
- Какие характерные черты Ильи Муромца
заметили?
(Храбрый, сильный, серьезный, мудрый,
сдержанный, прямодушный)
3)
Повторное
чтение.
4)
Анализ
произведения.
- Зачем Илья Муромец отправился за реку?
- Прочитайте слова, которые говорят о
волшебной силе коня Ильи Муромца.
(Скачет
Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору
перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.)
- Прочитайте
слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.
(Соскочил
Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями
рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил
- до сих пор по ней люди добрые ездят.)
- Как Илью Муромца
встретил Соловей-разбойник?
- Прочитайте
абзац, в котором говорится о силе Соловья- разбойника.
(Да как
засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся
земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла.
Бурушка-Косматушка на колени упал.)
- Объясните смысл
выражения: «.. .русые кудри на голове не дрогнули».
- Что удивило
Соловья-разбойника?
- На что он
использовал свою силу?
- Найдите в тексте
гиперболы. Для чего использовали этот прием?
- Найдите архаизмы
(устаревшие слова). Употребляем ли мы их сегодня в речи?
Работа в
паре.
Подготовка
к пересказу. Выделение опорных слов и словосочетаний.
болота
|
зыбучие
|
настилы
|
дубовые
|
речка
|
широкая
|
лес
|
темный
|
голос
|
страшный и т.д.
|
5.
Подведение
итогов урока. Рефлексия.
6. Домашнее
задание: прочитать былинный сказ, приготовить пересказ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.