Предмет – литературное чтение
Класс – 3
Тип урока – урок освоении новых знаний
На данном уроке
использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика
моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми,
информационные технологии, групповая форма работы.
Тема урока: «БЫЛИНА «ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯ»
Цели урока:
предметные формировать навыки целостного восприятия и анализа
художественного произведении
метапредметные
познавательные: расширять знания о былине,
прошлом Руси; дать представление о былинных героях – положительных и
отрицательных
коммуникативные: учить художественному
рассказыванию и пересказу по плану
регулятивные: формирование умения работать с книгой с
текстом;
личностные: на примере образа богатыря
воспитывать такие качества личности, как любовь к родине, своему народу,
мужество, отвага.
Планируемые
достижения учащихся (чему должен научиться, что
усвоить):
- называть
правильно былины и выделять их особенности
- сравнивать былины
о подвигах одних и тех же героев,
- сравнивать героев
– положительных и отрицательных
-пересказывать по
плану былины и отдельные эпизоды
-читать
выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их
подвигов и чудес)
Оборудование:
-Л.
А. Ефросинина, учебник «Литературное чтение» 3 класс;
Л.
А. Ефросинина, Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс
-
звукозапись А. Муравлев «Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных
инструментов», былина
- слайды по былинам
Ход
урока:
1. Повторение
изученного материала:
форма работы -
индивидуальная
Устное народное
творчество.
-самостоятельное
чтение вводной статьи
-работа со схемой
«Живой цветок: повторение жанров фольклора и подтверждение ответа названием
произведения данного жанра.
Эту работу можно
провести как проверку уровня начитанности и знания произведений фольклора. Для
этого детям раздаются карточки со схемой.
Фольклор -
___________ , ____________ , _________________ , ___________
Учащиеся записывают
в схему только тот жанр, который они могут подтвердить знанием произведения.
Например, пишут «Загадки» только те учащиеся, которые знают хотя бы одну
загадку.
-проверка
самостоятельной работы (фронтально с подтверждением ответа знанием хотя бы
одного произведения данного жанра).
Фольклор:
Загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, сказки, потешки, былины.
Последним
рассмотрим жанр «былина».
2. Изучение
нового материала форма работы - беседа учителя
Обобщение знаний о
былинах: чтение статьи «Читаем былины».
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили
в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
Герои былин – богатыри - наделены необыкновенной силой,
добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Но у каждого богатыря особый
характер, поступки, поведение.
Мы
знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными
произведениями. Но это не так. Былины – это п е с н и . Они создавались
народом не для чтения, а для исполнения. В старины былины исполнялись
«каликами перехожими», садились, доставали гусли и начинали свой неторопливый
перебор. Исполняли грустную песню.
СЛУШАНИЕ
ЗВУКОЗАПИСИ А. Муравлев «Концерт для дуэта
гуслей с оркестром народных инструментов», былина
3. Работа с
былиной «Добрыня и Змея».
Показ слайда
«Добрыня и Змея»
1. Слушание
былины «Добрыня и Змея» (читает учитель)
|
2. Беседа по
выявлению первичного восприятия
- За что змея
ненавидела Добрыню?
- Какой она
была?
- Почему Добрыне
важно было победить Змею?
- В чем
проявилась хитрость Змеи?
- А в чем
выразилась смелость и доброта Добрыни?
|
3.
Самостоятельная работа с текстом произведения.
Задания по
группам.
|
1-я группа
(сильная)
|
2-я группа
(средняя)
|
3-я группа
(слабая)
|
Найти и прочитать
описание поединков Добрыни
|
Найти эпизод:
проводы Добрыни
|
Прочитать начало
былины под руководством учителя
|
4. Работа всем
классом. Учащиеся 3-й группы по очереди читают вслух начало былины, затем
чтение продолжают учащиеся 2-й и 1-й групп. Все следят по тексту.
В заключении
учитель оценивает чтение учащихся.
|
5. Выполнение в
тетради заданий разной сложности. Из пяти предложенных заданий учитель
выбирает подходящее для каждого ученика. Все задания предполагают
«погружение» в текст произведения, перечитывание и поиск ответа. По
завершении работы проверяется выполнение каждого задания.
|
Задание 1.
«Прочитай и
подчеркни слова, которые говорят, как князь Владимир относился к Добрыне»
Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с
великой благодарностью.
-Спасибо, тебе,
Добрынюшка, один ты из всех богатырей сослужил нам
такую службу важную.
И наградил он
Добрыню золотой казной, платьем праздничным.
Эта работа с
мини-текстами позволяет детям понять значение деталей, развивает внимание к
слову, подтверждают уважительное отношение, почтение и благодарность,
испытываемые князем к богатырю.
Проверяя задание
необходимо просить детей объяснить, почему они подчеркнули именно эти слова.
Задание 2.
«Какими показаны в
былине Добрыня и Змея?»
Для выполнения
этого задания дети перечитывают текст былины и находят эпитеты (определения) и
записывают их в тетради в два столбика.
Добрыня (какой?) Змея
(какая?)
Стройный
огромная
Ловкий
жадная
Застенчивый лютая
Подобная работа
помогает не только глубже понять былину, но и увидеть героев положительных и
отрицательных, конкретизировать литературоведческие понятия «герой
произведения», «положительный герой», отрицательный герой», «главный герой»,
«персонаж произведения».
Задание 3.
«Найди в тексте
былины слова, которые встречаются в народных сказках»
Дети находят
устойчивые выражения и слова (давным-давно, добрый молодец и т. д. )
Познают
особенности произведения фольклора и обогащают свой активный словарь.
Задание 4.
«Дополни план»
Работа с
произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей и
составление плана) направлено на осознание структуры (смысловых частей) былины
«Добрыня и Змея»
Добрыня на
Пучай-реке
|
|
Первая встреча
Со Змеёй
|
|
?
|
|
?
|
Первые части
озаглавлены, и детям легко выделить их в тексте. Затем они определяют границы
третьей и четвертой частей и озаглавливают их. Эти задания можно предлагать
детям выбирать по желанию: выбирая их, они и перечитывают произведение, и
совершенствуют не только навык чтения, но и умение работать с текстом (задание
выполняется при помощи моделирования частей плана на доске)
6. Задание на дом:
- Подготовка
выразительного чтения отрывка «Наказы матушки Добрыне»;
1)Найди и перечитай
слова матери, обращенные к Добрыне.
2) Подумай, какие
чувства испытывает мать.
3) Выбери нужный
тон чтения слов матери, чтобы передать её тревогу, заботу о сыне. Читай
неторопливо, напевно.
- Выполнение
заданий в тетради.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.